Кто такие святые? Что необходимо для того, чтобы достичь святости? Ответы на эти вопросы дают те, кто сподобился быть причисленным к этому лику.
Кто такие святые? Что необходимо для того, чтобы достичь святости? Ответы на эти вопросы дают те, кто сподобился быть причисленным к этому лику.
Ознакомимся с некоторыми размышлениями митрополита Сурожского Антония (Блума) о священстве, которыми он делился в многочисленных проповедях и беседах.
Что важно в пастырстве? Какими качествами должен обладать пастырь добрый?Ответы на эти вопросы попробуем найти у священнопастыря Тихона (Агрикова) (в
схиме – Пантелеимона) (1916–2000). В
Когда мне было лет 8–10, я на каникулах тайком от родных ездила в церковь. К поездкам я готовилась заранее, надо было накопить 12 копеек на проезд. Интервью с Верой Николаевной Кострицей, которая всю жизнь искала Бога.
Встреча актрисы театра и кино Елены Захаровой с учащимися школ Самары, которая прошла 25 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Каким должен быть пост, чтобы он принес максимальную пользу? В помощь чему дается наружный пост?
Почти за каждым вечерним богослужением мы слышим особое песнопение, которое называется в церковной традиции «Бог Господь». Оно состоит из избранных стихов 117-го псалма, которые имеют хвалебное значение.
Всем верующим хорошо известна молитва «Ныне отпущаеши». Дивные ее слова изрек по вдохновению праведный Симеон Богоприимец – трехсотлетний старец. Евангелие от Луки свидетельствует, что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).
В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?» для гостей провел кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой Богословия Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов.
О жизни и духовных назиданиях святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей.
В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары.
23 января по новому стилю Святая Церковь чтит память святителя Феофана Затворника. Доцент Сретенской духовной академии иерей Павел Сержантов ответил на вопросы, связанные с личностью и пастырством святителя.
15 января Церковь празднует память великого русского святого преподобного Серафима Саровского. Предлагаем читателям сайта Сретенской духовной академии богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.
Насельник Сретенского монастыря, духовник курса иеромонах Ириней (Пиковский) рассказал о том, как проходила жизнь первокурсников СДА в монастырском скиту.
В день Преображения Господня приобщимся к духовным размышлениям святых о смысле этого праздника.
9 августа, во Всемирный день книголюбов, кандидат психологических наук, заведующая библиотекой размышляет о важности чтения Библии и душеполезных произведений классиков и современных авторов.
Приобщимся к назиданиям подвижников веры XX–XXI вв. о Святой Евхаристии.
Пресвитерский сан принял выпускник Сретенской духовной академии Олег Кулинич.
17 июля по приглашению Синодального отдела Образования и катехизации в рамках форума "Патриаршая программа изучения Библии".
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В праздник обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре прошли торжественные богослужения.
В 2025 году Сретенская духовная академия приняла абитуриентов уже в 27-й раз подряд.
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь.
В воспоминаниях в свое время это был материал для канонизации – почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Всякое дыхание да хвалит Господа… (Пс. 150)Памяти протодиакона Михаила Холмогорова
Наверное, многие, услышав слово «сребролюбие», скажут, что не страдают этой страстью — дескать, нам на жизнь-то не хватает, а потому о какой любви к деньгам и накопительстве речь? Однако всё ли так просто и неужели лишь материально обеспеченные люди подвержены этому греху? В этом помогут разобраться поучения старца Паисия о бескорыстии, жертвенности и справедливости, которые представлены нами во второй статье цикла о страстях и добродетелях.
23 декабря исполняется 56 лет со дня рождения иеромонаха Василия (Рослякова) — одного из трех насельников Оптиной пустыни, убитых в пасхальное утро 1993 года.
Что такое исповедь и зачем она нужна? Этот вопрос возникает, наверное, у каждого человека, начинающего ходить в храм. Но сумеем ли мы, люди, регулярно посещающие богослужения, ответить на него правильно? Самостоятельно — не всегда, но в своих ответах можно опираться на наставления преподобного Паисия Святогорца, которые мы представили вашему вниманию в этой статье.
Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…
Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…
Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…«…и утро молитва моя предварит Тя» (Пс. 87:14).
Сайт Сретенской Духовной Семинарии продолжает цикл статей, связанных с жизнью и творениями одного из новейших святых Болгарской Церкви, священномученика митрополита Бориса (Разумова). В этот раз мы решили познакомить Вас с его первым окружным посланием, которое он написал после вступления на Неврокопскую кафедру, и которое было адресовано к священникам, служащим в епархии, чей главой, владыка Борис едва успел стать.
Перед каждым православным человеком в определенный момент встает вопрос, какой путь выбрать: семейной жизни или монашества? О том, как его разрешить и каковы эти пути, говорил преподобный Паисий Святогорец, чьи наставления представлены вашему вниманию в этой статье.
Культурная жизнь в Соловецком лагере была представлена довольно ярко, как бы странно это не звучало. В лагере строгого режима люди увлеченно и активно создавали и возделывали «культурное поле».
Священникам Русской Православной Церкви, служившим на ниве Христовой в нелегкие годы XX-го века, приходилось сталкиваться со многими скорбями, каждый день отстаивать звание священнослужителя и защищать Церковь от притеснений атеистической властью. Особенно тяжело было столичным священникам. Одним из таких представителей духовенства был настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой слободе — протоиерей Всеволод Шпиллер. О его жизни и служении и пойдет речь в этой статье.
В заточении духовная жизнь приобретала гораздо большее значение, чем можно себе представить: условия, в которых она проистекала, можно сравнить с временами первых мучеников, когда люди в невероятных условиях, не страшась страданий, исповедовали своего Спасителя.
«Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). О том, что и как следует читать современному, рассказывает кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии и Московской Духовной Академии Павел Кириллович Доброцветов
Размышление святителя Тихона Задонского об истинном достоинстве человека, о том, к какому величию он призван и как должен жить, чтоб не лишиться этого призвания.
27 ноября 2025 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии в рамках Пятых Сидоровских Чтений проводит богословско-историческую конференцию, посвященную 1700-летней годовщине Первого Вселенского Собора 325 года в Никее
Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
Актуальная программа конференции.
25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Опубликован № 4 (8) 2024 г. научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
Четвертая ежегодная конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова состоялась в Сретенской Духовной академии 27 февраля 2024 года.
Человек бывает счастлив только тогда, когда он любит Бога и всей душой стремится к Нему.
Сретенская и Минская духовные академии, при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета, приглашают церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в III международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир», которая в этом году посвящена теме: «Человек в поисках смысла»
Тема конференции – «Человек в поисках смысла»
Конференция с международным участием, организованная Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА состоится 23 декабря 2023 года в Сретенской Духовной академии в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Земля».
В Сретенской духовной академии 6 декабря 2023 года пройдет конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем»
Научный центр патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова при кафедре богословия Сретенской духовной академии продолжает свою работу и публикует План мероприятий на 2023–2024 гг.
Исторический опыт, исторические уроки очень важны. Если мы не будем знать историю взаимодействия Церкви и власти в ХХ веке, то мы никогда не сможем понять, что происходит сейчас между Церковью и государственной властью. Более того, никогда не будет выработана правильная политика взаимодействия власти с Церковью и другими религиозными организациями.
Сегодня молодой человек, закончивший семинарию, должен быть не только человеком глубоко верующим, знающим историю, догматическую и литургическую жизнь Церкви. Он должен уметь общаться, говорить и проповедовать в любой аудитории, но, кроме того, он должен, вернее – уже обязан разбираться и в церковном искусстве, должен уметь объяснять произведения церковного искусства, которые всегда являлись частью литургической жизни
Богослужебные Уставы еще на этапах своего формирования знали попытки наделить отдельные христианские праздники свойствами особого величия и торжественности. Эта идея приобрела наиболее завершенную форму в Русской Православной Церкви, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований. Они, несмотря на объективную индивидуальную специфичность, характеризуются рядом общих особенностей, которые являются уникальным источником по истории богослужения, а также литургической гимнографии, агиографии и эортологии.
27 декабря 2009 года в московском Сретенском монастыре состоялось празднование 80-летия преставления небесного покровителя обители священномученика Илариона (Троицкого). По благословению священноархимандрита Сретенского монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла всенощное бдение и божественную литургию возглавил архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. Ему сослужили наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) с братией в священном сане.
Книга является первым в новейшей истории преподавания церковнославянского языка сборником упражнений по его орфографии. Оно позволяет на практике закрепить и проконтролировать знания, умения и навыки, связанные с правописанием дублетных букв, диакритических знаков и иными орфографическими особенностями богослужебного языка Русской Православной Церкви.
Жанр церковной гимнографии представляет значительный интерес и для филологов, и для историков Церкви. Многие вопросы, связанные как со структурой и языковыми особенностями церковной гимнографии, так и с проблемами публикации текстов, были рассмотрены на конференции «Современная православная гимнография», посвященной памяти выдающегося русского исследователя гимнографии А.В. Попова (1856–1909), которая состоялась в издательстве Московской Патриархии.
Всегда начинаю курс сравнительного богословия со слов святителя Григория Богослова: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Отношение к инославному миру должно, на мой взгляд, строиться на этой максиме великого учителя Церкви. Не внешнее торжество, не интеллектуальное превозмогание, а наше горение сердца, христианская любовь-жалость, заповеданная нам Спасителем, должны руководствовать пастырем в отношении к инославным.
Молодым людям не хватает доверия ко всему, что происходит в жизни, поскольку все от Бога. И еще: нельзя пренебрегать знаниями, чтобы в будущем в определенный момент горько не пожалеть об их отсутствии: никто не знает, где и когда они будут востребованы. Надо полностью отдаться в руки Божии и довериться преподавателям, принять все со смирением, пониманием, надеждой, потерпеть – и это даст хорошие плоды.
18 октября 2009 года состоялся традиционный Покровский турнир по футболу во имя благоверного князя Димитрия Донского среди команд духовных училищ, семинарий, академий и воскресных школ. Нынешний турнир стал для команды Сретенской духовной семинарии особенным: впервые она прорвалась в финал, заняв в итоге 2-е место.
Вера у многих современных людей поверхностна, и священник должен уметь это разглядеть, почувствовать. Он должен уметь правильно интерпретировать оценки, высказывания своих прихожан, распознавать склонность прихожан к некоторым тонким манипуляциям, производимым над сознанием близких людей. Это нужно вовремя увидеть и остановить. Вот почему знания психологической теории и практики так необходимы современному священнику.
С первых своих слов Алексей Иванович Введенский видел, что аудитория в его руках, что его слушают. Лекцию он читал на тему: «Перелом в современном общественном сознании». Правда, мы далеко не все были согласны и с положениями, им выдвинутыми, и тем более со сделанными им выводами, но с лекции мы ушли очарованными им. В семинариях иной стиль преподавания. Там мы были юнцы-подростки, здесь, в академии, – юноши, с которым и начался разговор по-взрослому.
Был и другой тип монаха-студента. Это были убежденные религиозные люди, как бы родившиеся в черной монашеской рясе. Для них аскетический идеал – цель и смысл их земного существования, а мир как таковой они не отрицали, но считали его испытанием, а потому и неизбежным приемлемым злом. Таким был Беляев Николай (впоследствии известный духовный писатель епископ Варнава), вскоре принявший постриг. Он никогда не расставался с Евангелием. Все свободное время, какое у него было, он отдавал изучению боговдохновенных
Первая моя встреча с преосвященным Феодором (Поздеевским), ректором Московской духовной академии, была на экзамене по Священному Писанию Нового Завета, и я в нем, этом суровом монахе, нашел поддержку. Он любил юность и жил ею, ободрял нас и в то же время заставлял любить и его. В частных случайных встречах, например в саду во время прогулки, он был доступен: улыбался и шутил, выслушивая шутки.
Сергей Николаевич Постников учился в Московской духовной академии в 1910–1915 годах. Его воспоминания об академии – живое свидетельство студента, каких было сотни, о жизни академии и Троице-Сергиевой лавры тех лет, о ее преподавателях и студентах.
Епископ Арсений (Верещагин) всегда отличался особою заботливостью о нуждах семинарии и семинаристов и мягкою и нежною любовью к ученикам. Он своим глубоким интересом ко всем успехам учеников и уменьем поощрить их за успешный труд соответствующею наградою вызывал семинаристов к усиленной деятельности, так что тверская семинария при нем отличалась бодрым, здоровым и трудовым направлением.
Жизненный путь выдающегося деятеля Церкви Христовой архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) неразрывно связан с Саратовской кафедрой, которую он возглавлял почти 29 лет. В годы, когда евангельская проповедь была запрещена, образованность, открытость, искренность и честность владыки Пимена для многих, соприкасавшихся с ним, стали олицетворением верного служения Христу.
Наконец сбылась моя мечта: мы вместе с моей семьей и несколькими прихожанами нашей Покровской церкви в Усть-Камчатске совершили на исходе нынешнего лета паломническую поездку к самому древнему храму на Камчатской земле, которому уже чуть более 300 лет.
Великий вход совершается в начале литургии верных, когда святые дары еще не освящены, и, казалось бы, не надлежит проявлять к ним такого подчеркнутого внимания и поклонения. Однако благодаря тому, что этот вход стал символизировать шествие Самого Господа на вольные страдания и смерть и одновременно положение во гроб снятого с Креста тела Спасителя, он превратился в совершенно особый, ответственный момент богослужения.
Толкования на Божественную литургию составляют один из важнейших источников для изучения литургии византийского обряда. Со временем символизм стал существенно влиять не только на осмысление евхаристического богослужения, но и на форму его совершения, и некоторые из литургических комментариев предопределили позднейшие изменения в чине Божественной литургии, в том числе и Великого входа.
Святитель Кирилл Иерусалимский писал: «Итак, вы видели диакона, подающего умыться иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он воду, не для этой причины. Ибо мы с плотскою скверною не входим в Церковь. Но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то чрез умовение оных изображаем чистоту и непорочность деяний. Итак, умывать руки – значит быть неповинным осуждению за грехи».










