«Возлюбленный избранник Божией Матери» Комментарий к тропарю и кондаку преподобному Серафиму Саровскому

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Возлюбленный избранник Божией Матери» Комментарий к тропарю и кондаку преподобному Серафиму Саровскому

815



15 января Церковь празднует память великого русского святого преподобного Серафима Саровского. Предлагаем читателям сайта Сретенской духовной академии богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника. 

Святой Серафим Саровский, живший в XVIII-XIX вв., один из самых известных и почитаемых святых Русской Церкви. 

Родился он в 1754 году в православной купеческой семье. Уже в детстве Прохор, так звали преподобного до принятия монашества, явственно ощущал присутствие Божие в своей жизни.

В юности, взяв благословение у матери, он ушел в монастырь, где в испытаниях находил утешение в заступничестве Матери Божией. Затем святой удалился в затвор и вел аскетическую жизнь. 

Господь даровал своему подвижнику различные духовные дарования, которые были открыты православному миру, по слову Писания: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14). 

Преподобный занимался духовнической деятельностью и оказывал помощь многим верующим. Был он также и устроителем Дивеевской общины, ныне Серафимо-Дивеевского монастыря. 

Прославлен преподобный Серафим в 1903 году. Тогда же было положено начало составлению литургического последования святому[1]

Наиболее известными песнопениями из службы преподобному являются тропарь и кондак.

На церковнославянском эти гимнографические тексты звучат так:

Тропарь: От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш[2].

Кондак: Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению, сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш[3].

Русский перевод таков. 

Тропарь: От юности Христа возлюбил, блаженный, и, Ему Одному служить пламенно возжелав, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался, умиленным сердцем любовь Христову стяжав, избранником возлюбленным Божией Матери явился. Потому мы взываем тебе: «Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!»

Кондак: Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, в Саровскую обитель ты вселился и, там ангельски пожив, стал для многих путем ко спасению. Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил и даром исцелений и чудес обогатил. Потому мы взываем тебе: «Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!» 

Пламенно возлюбивший Христа 

В житии преподобного Серафима Саровского сказано, что он с детских лет «любил посещать церковные службы, читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил молиться в уединении»[4], в отрочестве святой пережил тяжелую болезнь, от которой получил чудесное исцеление. Все это утвердило его в мысли посвятить жизнь монашескому подвигу, что и прославляется в начале тропаря.

Примечательно сочетание пламенне вожделев. Церковнославянское вожделети имеет значение «сильно желать»[5].

 Прилагательное пламенный переводится как «пылко, страстно»[6]. Так автор тропаря подчеркивает сугубое желание святого потрудиться на ниве Господней. 

В связи с этим важно отметить, что монашеское имя святого — Серафим — имеет еврейское происхождение. Так в Библии именуется один из ангельских чинов: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его (Ис. 6:2-3). Исследователи считают, что буквально это именование ангелов нужно понимать как «пылающие, пламенные, т.е. носители божественного огня любви, попаляющего всякую нечистоту и очищающего людей»[7]. Так и преподобный Серафим своими подвигами стяжал в себе огонь Божией любви. 

Подвижник пустыни 

Монастырем, в котором подвизался святой Серафим, была Саровская пустынь. В ней он принял монашество. В чине пострига настоятель так вопрошает желающего принять малую схиму: «Желаешь ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих»[8]. Отсюда видно: Церковь именует монашество ангельским образом, что отражено в кондаке святому. 

После смерти своего духовника, настоятеля Саровской обители отца Пахомия, преподобный, имея «его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу»[9].

Слово пустыня, используемое в тропаре, имеет такие значения: 1. «пустое, безлюдное место»; 2. «уединенное место, куда поселяется подвижник»[10]

Святой Серафим, уподобляясь пророку Иоанну Крестителю, который укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1:80), древним подвижникам синайской пустыни и Самому Господу, постящемуся 40 дней в пустыни (Мф. 4:1), удалился в русскую пустыню, которой для него стал глухой лес. 

Келейной иконой святого был образ Божией Матери «Умиление», перед ней он совершал свое молитвенное правило[11]

 С этим связан образ умиленного сердца в тропаре святому. Церковнославянское умилениеозначает «печаль, сокрушение»[12]. Преподобный Серафим также был делателем молитвы Иисусовой[13], которая, по учению святых отцов, ведет к «покаянию и очищению сердца»[14]

Избранник Божией Матери 

Такое величание святого Серафима в тропаре неслучайно. Все житие преподобного свидетельствует о его тесной духовной связи с Пресвятой Богородицей. 

В возрасте десяти лет, когда отрок Прохор тяжело болел, в сонном видении ему явилась Заступница рода христианского и пообещала исцеление. Похожий случай произошел и в монастыре: во время продолжительно и тяжелого недуга преподобного посетила Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна[15]. По прямому повелению Матери Божией святой вышел из затвора. Преподобный сподобился не менее пяти таких явлений, и поэтому по праву может именоваться возлюбленным избранником Божией Матери.  

***

В тропаре и кондаке преподобному Серафиму Саровскому прославляются основные вехи его жития. Смыслы некоторых образов раскрываются лишь при внимательном прочтении текстов.

Проанализированные богослужебные песнопения свидетельствуют: Христос прославил великого подвижника и обогатил его даром исцелений и чудес. И мы, прославляя преподобного, обращаемся к нему со словами: «Спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш». 

   Аспирант Сретенской духовной академии Денис Миронюк

   Следите за новостями и публикациями студенческого проекта «Всегда живой церковнославянский»


[1] Деяние Святейшаго Синода 29 января 1903 г. // URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/serafim-deyanie.htm

[2] Минея январь. М., 2002. С. 56.

[3] Там же. С. 59. 

[4] Там же. С. 70.

[5] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 2. М., 1975. С. 263.

[6] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 15. М., 1989. С. 72.

[7] Лопухин А. П. Толковая Библия. Ветхий Завет. Т. IV. М., 2009. С. 53.

[8] Требник монашеский. СПб., 2014. С. 16.

[9] Минея январь. М., 2002. С. 70.

[10] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 21. М., 1995. С. 60. 

[11] Минея январь. М., 2002. С. 70.

[12] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 373.

[13] Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Клин, 2011. С. 313. 

[14] Беседы о молитве Иисусовой. Сортавала, 1998. С. 19.

[15] Минея январь. М., 2002. С. 71.