815
Святой Серафим Саровский, живший в XVIII-XIX вв., один из самых известных и почитаемых святых Русской Церкви.
Родился он в 1754 году в православной купеческой семье. Уже в детстве Прохор, так звали преподобного до принятия монашества, явственно ощущал присутствие Божие в своей жизни.
В юности, взяв благословение у матери, он ушел в монастырь, где в испытаниях находил утешение в заступничестве Матери Божией. Затем святой удалился в затвор и вел аскетическую жизнь.
Господь даровал своему подвижнику различные духовные дарования, которые были открыты православному миру, по слову Писания: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14).
Преподобный занимался духовнической деятельностью и оказывал помощь многим верующим. Был он также и устроителем Дивеевской общины, ныне Серафимо-Дивеевского монастыря.
Наиболее известными песнопениями из службы преподобному являются тропарь и кондак.
На церковнославянском эти гимнографические тексты звучат так:
Тропарь: От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш[2].
Кондак: Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению, сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш[3].
Русский перевод таков.
Тропарь: От юности Христа возлюбил, блаженный, и, Ему Одному служить пламенно возжелав, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался, умиленным сердцем любовь Христову стяжав, избранником возлюбленным Божией Матери явился. Потому мы взываем тебе: «Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!»
Кондак: Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, в Саровскую обитель ты вселился и, там ангельски пожив, стал для многих путем ко спасению. Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил и даром исцелений и чудес обогатил. Потому мы взываем тебе: «Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!»
Пламенно возлюбивший Христа
В житии преподобного Серафима Саровского сказано, что он с детских лет «любил посещать церковные службы, читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил молиться в уединении»[4], в отрочестве святой пережил тяжелую болезнь, от которой получил чудесное исцеление. Все это утвердило его в мысли посвятить жизнь монашескому подвигу, что и прославляется в начале тропаря.
Примечательно сочетание пламенне вожделев. Церковнославянское вожделети имеет значение «сильно желать»[5].
Прилагательное пламенный переводится как «пылко, страстно»[6]. Так автор тропаря подчеркивает сугубое желание святого потрудиться на ниве Господней.
Подвижник пустыни
Монастырем, в котором подвизался святой Серафим, была Саровская пустынь. В ней он принял монашество. В чине пострига настоятель так вопрошает желающего принять малую схиму: «Желаешь ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих»[8]. Отсюда видно: Церковь именует монашество ангельским образом, что отражено в кондаке святому.
После смерти своего духовника, настоятеля Саровской обители отца Пахомия, преподобный, имея «его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу»[9].
Святой Серафим, уподобляясь пророку Иоанну Крестителю, который укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1:80), древним подвижникам синайской пустыни и Самому Господу, постящемуся 40 дней в пустыни (Мф. 4:1), удалился в русскую пустыню, которой для него стал глухой лес.
Келейной иконой святого был образ Божией Матери «Умиление», перед ней он совершал свое молитвенное правило[11].
С этим связан образ умиленного сердца в тропаре святому. Церковнославянское умилениеозначает «печаль, сокрушение»[12]. Преподобный Серафим также был делателем молитвы Иисусовой[13], которая, по учению святых отцов, ведет к «покаянию и очищению сердца»[14].
Избранник Божией Матери
Такое величание святого Серафима в тропаре неслучайно. Все житие преподобного свидетельствует о его тесной духовной связи с Пресвятой Богородицей.
***
В тропаре и кондаке преподобному Серафиму Саровскому прославляются основные вехи его жития. Смыслы некоторых образов раскрываются лишь при внимательном прочтении текстов.
Проанализированные богослужебные песнопения свидетельствуют: Христос прославил великого подвижника и обогатил его даром исцелений и чудес. И мы, прославляя преподобного, обращаемся к нему со словами: «Спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш».
Аспирант Сретенской духовной академии Денис Миронюк
Следите за новостями и публикациями студенческого проекта «Всегда живой церковнославянский»
[1] Деяние Святейшаго Синода 29 января 1903 г. // URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/serafim-deyanie.htm
[2] Минея январь. М., 2002. С. 56.
[3] Там же. С. 59.
[4] Там же. С. 70.
[5] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 2. М., 1975. С. 263.
[6] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 15. М., 1989. С. 72.
[7] Лопухин А. П. Толковая Библия. Ветхий Завет. Т. IV. М., 2009. С. 53.
[8] Требник монашеский. СПб., 2014. С. 16.
[9] Минея январь. М., 2002. С. 70.
[10] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 21. М., 1995. С. 60.
[11] Минея январь. М., 2002. С. 70.
[12] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 373.
[13] Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Клин, 2011. С. 313.
[14] Беседы о молитве Иисусовой. Сортавала, 1998. С. 19.
[15] Минея январь. М., 2002. С. 71.