747
23 января по новому стилю Святая Церковь чтит память святителя Феофана Затворника. Доцент Сретенской духовной академии иерей Павел Сержантов ответил на вопросы, связанные с личностью и пастырством святителя.
– Отец Павел, благословите. Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество трудов. Что из его богословско-аскетического наследия актуально, по-Вашему, для будущих пастырей?
– Бог да благословит! В первую очередь, я бы назвал письма святителя Феофана, в живой, увлекательной форме письма учат серьезным вещам – как жить по Евангелию. Письма собраны в книге «Что есть духовная жизнь…» и в других сборниках.
Из академических работ святителя назвал бы «Начертание христианского нравоучения», особенно важна третья часть этой работы – «Путь ко спасению». Посоветовал бы обратить внимание на его проповеди, особенно «Слова о покаянии и причащении». На досуге посмотреть его вдохновенные слова к Тамбовской пастве. Сам часто пользуюсь его «Краткими мыслями на каждый день», когда готовлюсь к проповедям на Литургии. У святителя Феофана несколько необычный стиль, но к стилю привыкаешь, и тогда – сокровище в твоих руках.
– Святитель Феофан писал о «внутрьпребывании ума» и об умно-сердечной молитве. Возможно ли этого достичь современному человеку, ум которого крайне рассеян потоками информации? Если да, что человек для этого должен делать, согласно мнению святителя?
– Это задача для современного человека, для XIX века и вообще для любой эпохи. Но наше время, действительно, особо рассеянное. Мы часто переключаемся с одного дела на другое, наш ум рассеян гаджетами. Мы прилипли к экранам, а с экрана воспринимается все в принципе гораздо поверхностей, чем с бумаги. Поэтому задача собирания ума становится очень актуальной в наши дни, и не только для молитвы.
Святитель Феофан советует краткие молитвы, они собирают ум. На длинных молитвах нужно долго держать внимание, чего краткая молитва не требует. Святитель Феофан советовал молиться, сознательно преодолевая рассеянность, – чтобы произносимые молитвы сопровождались соответствующими мыслями и чувствами. В письмах 1880–1890-х гг. он советует для себя собирать краткие молитвы, и упражняться в них. Например, из вечернего правила берем 24 молитвы святителя Иоанна Златоуста, какие-то из них могут отозваться в сердце. Надо их выписать и выучить, упражняться во внимательной молитве.
Святитель Феофан советовал произносить молитву своими словами о текущих нуждах, и краткие молитвы предлагал. В Псалтири он выискивал отдельные стихи, или из просительной ектеньи подбирал что-то для кратких молитв. Надо повторять выбранные краткие молитвы 3–5–10 раз, это настраивает нас, возгревает чувства к Богу. Святитель считал, что чувства к Богу могут иметь ключевое значение, потому что они делают нашу молитву ближе к сердцу. Задача – именно молиться из сердца, а не просто произносить положенные слова. Владыка Феофан напоминал о том, что молитва живет вместе с другими добродетелями, не отдельно от них. Поэтому молитвенная жизнь будет укрепляться, когда человек будет, помимо молитвы, культивировать другие добродетели и бороться со страстями.
Для того, чтобы всерьёз молиться, человеку надо чувствовать, что ему это необходимо. Как я могу почувствовать? Поможет страх Божий, память смертная, страх осуждения на Христовом Суде. Это такое библейское сознание – молиться как будто ты на Суде – тогда чувствуешь, что надо сейчас умолить Бога, чтобы Он помиловал меня. Отсюда и Иисусова молитва будет иметь полную силу: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Здесь тоже чувство покаянное – страха Божия. Такие правильные настроения готовят человека к молитве, помогают в молитве.
Теперь про «внутрьпребывание ума». Оно происходит, когда человек от внешнего благочестия обращается к внутреннему. И это этапный момент в духовной жизни христианина. Внешнему благочестию легче научиться, а внутреннему благочестию – сложнее, страсти начинают сопротивляться: уныние, гедонизм. Человек, который всерьёз борется со страстями, понимает, что нужна Божья помощь, его собственных сил не хватает для преодоления страсти. Если человек будет борьбу против страстей сопровождать молитвами, будет упражняться во внимательной молитве, сопровождаемой соответствующими мыслями и чувствами, – тогда внутренняя жизнь будет налаживаться. Это «внутрьпребывание ума» противоречит современной эпохе, которая нас принуждает жить на поверхности жизни и не заглядывать в тайники сердца. Бывает, что человек углубляется, а в сердце пустота, или грязь какая-то. И не хочется туда идти. Но на самом деле эти «подвалы души» надо вычищать и наполнять светом и настоящей жизнью. Вот и «внутрьпребывание ума».
Когда человек начинает молиться внимательно и усердно, он начинает чувствовать вкус к молитве. Это для него уже не просто религиозная обязанность, это, как глоток свежего воздуха. Вышел из прокуренной каптёрки в светлую комнату с распахнутыми окнами, вдохнул полной грудью. Для него молитва становится свежим ароматным воздухом. Святитель Феофан объяснял, что для этого нужно: молиться неторопливо, если чувствую, что начинаю торопиться, то принуждаю себя замедлиться. Потому что задача вычитать правило как можно быстрее разрушительна для молитвы. Молитва по возможности должна идти из сердца, а не выполняться формально.
– Отец Павел, каким пастырем был святитель Феофан? Не могли бы Вы рассказать про его служение?
– Его пастырство особенное. Он был учёным монахом, блестяще закончил Киевскую духовную академию, защитил диссертацию. Ему присвоили степень магистра богословия (в переводе на современные понятия, доктора богословия), началось его иеромонашеское служение. Он преподавал в российских духовных школах, жил на Святой Земле, отправился в посольскую церковь Константинополя. Потом служил на кафедре в Тамбове и Владимире, наконец ушел на покой и – в затвор. 79 лет жизни, очень напряженных. Он столько написал, что просто прочитать это всё – большой труд. 40 томов, а то и больше! Его путь очень отличается от пути обычного пастыря. Святитель занимался с семинаристами-академистами, преподавал им нравственное богословие, старался приобщить воспитанников к аскезе, к богослужению.
Кроме того, у него было пастырство в письмах. Люди к нему прилеплялись, некоторые десятки лет переписывались с ним, родственников приобщали. Сохранилась обширная переписка святителя Феофана с Шишковыми, Кугушевыми, Бурачками... Когда он стал архиереем, раскрылся талант проповедника, причем проповеди имели пастырско-аскетический характер. В епархиях он всячески поощрял священников говорить проповеди. Когда его переведи на другую кафедру, тамбовское духовенство и народ очень печалились, провожали его, как от сердца отрывали. Архипастырь, отец! Он многим людям жизнь во Христе открыл. Племянник святителя вспоминал, как в молодые годы он приезжал к дяде, видел его служение. Потом гуляли по лесочку, и святитель показывал юноше красоту окружающего мира, учил его замечать следы Творца в окружающем мире. Это запало в сердце. Святитель умел создавать «пастырские миниатюры», на прогулке, в немногих нужных словах.
Сам святитель Феофан получил мощный духовный импульс, когда завершилась его учёба в духовной академии. Он был рукоположен, принял постриг, пришел с товарищами к лаврскому духовнику. И духовник научил: «Вот вы учёные монахи, набираете себе большое правило молитвенное. А надо только одно: стать умом в сердце пред Господом и взывать к Нему». И это было не просто какое-то разумное слово, святитель всю жизнь этим жил. Думаю, он получил не какие-то нужные слова, он получил духовный опыт. У него молитва загорелась тогда в сердце. Он этот опыт и получил, и потом распространял. Мы читаем в его письмах к разным людям о молитве в сердце. И по сохранившимся текстам видно, что в каких-то случаях этот опыт его пасомые рано или поздно тоже получали от Бога. Получали самое главное.
– Святитель Феофан долгие годы работал над переводом и составлением сборника «Добротолюбие». На Ваш взгляд, как правильно читать этот сборник, чтобы человек получил от этого пользу?
– Надо понимать, что это такое: выборка из святоотеческих писаний, монашеских. В конце XVIII века греческое «Добротолюбие» было опубликовано святителем Макарием Коринфским и преподобным Никодимом Святогорцем. Потом переведено преподобным Паисием Величковским на церковнославянский язык. Старец Паисий собирался распространять «Добротолюбие» рукописно, в монастырской среде. Но его уговорили на публикацию, и люди увидели эту книгу. Преподобный Серафим Саровский любил читать славянское «Добротолюбие» и назидаться.
Святитель Феофан очень рано взялся за русский перевод Отцов «Добротолюбия». Что-то переводил еще в 1840–1850-е годы. Потом к этому вернулся в 1870-е гг. Много сил и времени на это потратил, зрение постепенно гасло, он переживал, что здоровья не хватит – закончить труд. Издателей торопил. Он хотел, чтобы «Добротолюбие» читалось широкой аудиторией, заинтересованной в христианской жизни. Рассылал тома своим собеседникам по письмам, монахам и семейным. Святитель предостерегал заинтересованных читателей от самоцена, который сбивает с толку, мешает воспринимать православную традицию. Самоцен – это такая горделивая мысль о том, что я «Добротолюбие» читаю, Иисусову молитву творю, я не такой, как прочие люди, я понимаю вкус высокой духовности и проч.
Знакомиться с «Добротолюбием» надо, сознавая, что мы читаем о выдающихся подвижниках, а сами не такие, как они. Мы Библию читаем, там пророки и апостолы. Но мы-то не пророки и не апостолы, тем не менее, какие-то Откровения и мы через чтение можем принять сердцем. В житиях святых читаем о преподобном Антонии Великом. Но я-то не великий, обычный маленький человек. Надо понимать, что здесь мне не все подойдёт, и в этом плане быть осторожным.
Помимо книг необходимо живое человеческое общение, с духовным отцом, с единомысленными братьями и сестрами. Довольствоваться только книгами – значит сильно рисковать, можно в прелесть впасть. Об этом преподобный Нил Сорский рассуждал. Человек, который не прислушивается к другим, будет своё прочтение Библии и «Добротолюбия» составлять и незаметно свое субъективное мнение –абсолютизировать. С методологической точки зрения – нужно помимо своего мнения иметь еще взгляд со стороны, так смиреннее. А, как известно, смирение не постыжает.
Беседовала Александра Калиновская