

Святитель Тихон Задонский 10918
Размышление святителя Тихона Задонского об истинном достоинстве человека, о том, к какому величию он призван и как должен жить, чтоб не лишиться этого призвания.
«Господи! что есть человек, что Ты помнишь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» (Пс. 143:3). Воистину дивно создание Божие – человек! Дивный и Промысл Божий о нем: создан не так, как прочие твари, создан особенным советом Святой Троицы - «сотворим человека» (Быт. 1:26), создан «по образу Божию, по подобию» человек (Быт. 1:27).
Все созданное есть свидетельство всемогущества, благости и премудрости Божией, но человек, кроме того, носит в себе образ Божий. Воистину, прекрасная доброта, истинное благообразие, высочайшее достоинство, честнейшее благородство! Нижайший Бога, но высший всех видимых созданий — человек.![]()
Нижайший Бога, но высший всех видимых созданий — человек
![]()
![]()
Если так почтил Бог человека, то кто противостоит человеку?
![]()
Читай апостольские послания и увидишь, что все это и прочее приписывает Дух Святой человеку — истинному христианину. Чего еще недостает человеку? Такой великой милости, человеколюбия, чести и блаженства удостоен от Бога человек! Вот что есть человек и как он славен у Бога! О, когда бы помнил и рассуждал об этом человек и так бы почитал Бога, как он почтен Богом! Если так почтил Бог человека, то кто противостоит человеку? Бог в человеке и за человека. «Если Бог за нас, кто против нас?» — дерзновенно возглашает святой Павел (Рим. 8:31).
«Но что ожидает человека в будущей жизни по неложному обещанию Божию? Какое добро, какое блаженство, какая честь, какая слава! Как река, непрестанно потечет непостижимое и неизреченное вечное его блаженство. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Воссияют люди Божии, как солнце, во Царствии Отца Небесного, будут как Ангелы, будут как вторые боги, как цари и господа, будут царствовать во веки веков. За все это да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, столь почтившему и возвеличившему наш род!
Видишь блаженство человеческое? Но знай точно, возлюбленный, что все это блаженство губит человек, когда является неблагодарным Богу и беззаконнует, и становится он ниже и несчастнее всякой твари. Берегись же греха, как ядовитого змея, да не лишит он тебя христианского блаженства и не ввергнет в несчастное состояние!
Христианская обязанность требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как возлюбленные чада, уподоблялись нравами, как призывает апостол: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). В христианине, который рожден «от воды и Духа» (Ин. 3:5), должен быть запечатлен и образ Божий, по написанному: «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Образ же непременно должен быть подобен Первообразу, как отражение в зеркале. Иначе это не был бы образ, если бы не был подобен Первообразу. Отсюда следует, что в христианах, которые благодатью Божией и верой во Христа Иисуса сделались сынами Божиими и имеют в себе запечатленный образ Божий, должны быть богоподобные нравы; и воля, насколько возможно в этом веке, должна быть согласна с волей Божией.
Христианам следует в Святом Писании, как в зеркале, видеть образ Отца Небесного, и как «носили образ перстного», облекаться и в «образ небесного» (1 Кор. 15:49). Так они могут засвидетельствовать свое новое и духовное рождение, показать, что они истинно рождены от «воды и Духа» (Ин. 3:5), истинно «от Бога родились» (Ин. 1:13), истинно и нелицемерно называют Бога своим Отцом и молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф. б, 9; Лк. 11:2),— показать, что они истинно «сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26), ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются нравами и носят в себе Его Божественный образ.
Ибо как от Адама рождаемся грешными, оскверненными, так от Бога рождаемся водой и Духом святыми и чистыми. И как от Адама рождаемся злонравными, лживыми, грехолюбивыми, не способными к любви, завистливыми, злобными, гордыми, похотливыми, славолюбивыми, сластолюбивыми и самолюбивыми, так рожденные от Бога как благого Отца должны быть добронравными, истинными, правдолюбивыми, любящими, милосердными, кроткими, терпеливыми, смиренными, смиренномудрыми, воздержанными, благолюбивыми и братолюбивыми. Как от Адама рождаемся мудрствующими плотское и земное, так рожденным от Бога подобает мудрствовать духовное и небесное, ибо «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух», по слову Христову (Ин. 3:6).
Христианин должен уподобляться Богу в духовности. Открывается нам, что «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). И мы, хотя не можем быть духом как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными, «мы не должники плоти, чтобы жить по плоти» и не по плоти мудрствовать, но духом умерщвлять дела плотские (Рим. 8:12-13). Да не скажет о нас Господь то, что сказал о первом мире: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. б, 3).![]()
Мы, хотя не можем быть духом как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными
![]()
Образ святой и непорочной жизни Христа – совершенное и истинное правило; взирая на него почаще, христиане могут преуспевать в своем деле. Ибо все мы имеем тленное естество, которое без правила не можем исправить. Поэтому Сам Христос повелел нам учиться от Себя этому искусству: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15).![]()
Все мы имеем тленное естество, которое без правила не можем исправить
![]()