Встреча-беседа «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?». Часть 1

Московская Сретенская  Духовная Академия

Встреча-беседа «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?». Часть 1

846



В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?»  для гостей провел кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой Богословия Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов.

Добрый день, дорогие наши гости, сегодня мы вместе поразмыслим над темой нашей встречи «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?».

Меня уже представили – протоиерей Вадим Леонов, я преподаю здесь, в Сретенской духовной академии. Теперь мне очень хотелось бы познакомиться с каждым из вас лично, но у меня нет такой возможности, поэтому мы опосредовано сблизимся с вами через древнюю и хорошо знакомую вам систему голосования. Я буду задавать вопросы, а вы выразите свое мнение через поднятие руки.

Давайте начнем:

  •             Скажите, пожалуйста, кто из вас никогда в своей жизни не испытывал внутренних проблем?

  •             Кто испытывал в своей жизни внутренние проблемы?

  •             Кто вообще не понимает, что такое внутренние проблемы?

Отлично. Идем дальше.

  •             Кто из вас умеет преодолевать свои внутренние проблемы?

  •             А у кого это плохо получается? Не стесняйтесь, в этом нет ничего зазорного. Спасибо за искренность. 

  •             И кто сейчас испытывает внутренние проблемы и хочет выйти из аудитории? Можете спокойно, не поднимая руки, встать и выйти.

Итак, мы немного познакомились. И первое, о чем сегодня мне хотелось бы с вами поговорить, – это ответить на вопрос, как различить в нашей жизни внутренний и внешний мир?

Внешний и внутренний мир: различие понятий

Сначала задам очень простой вопрос без подвоха: что такое внешний мир? Назовите мне, пожалуйста, сходу какие-то предметы, объекты внешнего мира. Действительно, это – общество, улица, материальные вещи, деревья, звезды, животные, растения, птицы, земля, вода и так далее.

А теперь скажите, пожалуйста, ваш желудок – это внутренний мир? Ваша печень – это внутренний мир? Кто считает, что желудок, печень, сердце и мозг – это внутренний мир человека, поднимите руку? А кто с этим не согласен? То есть для большинства из вас внутренние органы человека – это не внутренний мир. Почему, ведь всё перечисленное находится внутри человека?

Мы с вами подобрались к тонкой грани между внутренним и внешним миром в человеке. Где она? В чем она заключается? Вроде бы эти органы внутри нас: желудок, сердце, печень, поджелудочная железа, нервная система, кровь, но мы не считаем всё это нашим внутренним миром. Почему? Дело в том, что мы можем ощутить не только внешние предметы, но и наши внутренние органы посредством хорошо известных вам пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, если не сами непосредственно, то через других людей или специальные приборы. Поэтому всё перечисленное, включая наши внутренние органы, мы справедливо считаем внешним миром.

А что тогда является внутренним миром, каковы его проявления, назовите? Верно: любовь, страх, эмоции, чувства, нравственные переживания, совесть, наша личность – всё это относится к проявлениям внутреннего мира человека. Давайте теперь вместе сформулируем, чем отличается внешний мир от внутреннего? Прежде всего, доступностью для наших органов чувств. То, что мы можем ощутить зрением, слухом, обоняние, вкусом, осязанием – это всё относится к внешнему миру. То, что им недоступно – это уже внутренний мир человека. И тогда мы можем сделать такое заключение: внешний мир – это всё, что доступно чувственному познанию; внутренний мир – то, что нами реально ощущается, но недоступно нашим органам чувств. Существуют и другие критерии для различения этих миров, но на данном этапе сформулированного достаточно.

Теперь, дорогие наши гости, после того как мы теоретически порассуждали о внутреннем мире, давайте попытаемся погрузиться в него прямо здесь и сейчас. Проведем такое небольшое практическое занятие: в течение одной минуты вам нужно будет просто сидеть, по возможности не двигаться, закрыть глаза и «смотреть» внутрь себя. Внутренний мир каждого человека – это целый океан, и, возможно, вам удастся что-то заметить на поверхности этого океана, а может быть, и в его глубине. А через минуту вы скажете, что вы обнаружили. Если правила понятны, то я включаю секундомер после того, как все вы закроете свои глаза. Раз, два, три. Минута пошла…

Время закончилось. Кто что-то увидел? Поднимите руку. Поднятых рук не вижу. Почти все почувствовали себя слепыми. В большинстве случаев так всегда и происходит. Но вопрос – почему?

Мы с вами перечислили столько признаков внутреннего мира, но почему-то, когда мы закрываем свои глаза и напрягаем свой внутренний взор, мы в этот внутренний мир так просто не проникаем. Есть ли у нас инструменты, чтобы войти туда и увидеть, свою любовь, свою трусость, свой образ Божий, свою гордость? Это непростой вопрос. Думаю, мы к нему подойдем в конце нашей сегодняшней встречи. Но хотелось бы для начала все-таки обозначить, что внутренний мир действительно у нас есть, но войти в него и тем более что-то там делать, менять (а он меняется!) – это очень непростая задача. Гораздо проще работать с внешним миром. Здесь у нас масса инструментов, наработок, научных исследований, технологий, которые позволяют изменять окружающую нас действительность. Работать с внутренней вселенной намного сложнее, и простые подходы, как, например, закрыл глаза и заглянул в свой внутренний мир, в большинстве случаев не работают.

Общая структура внутреннего мира

Однако, чтобы мы хотя бы как-то могли понять свой внутренний мир и, тем более, с ним взаимодействовать, необходимо для начала осознать порядок, который в нем существует. Вся вселенная, окружающий нас мир, удобен для нас, если, как минимум, он упорядочен. Мы знаем, что здесь стоят стулья, там столы, здесь экран, там камера, поэтому нам понятно, как с этими предметами взаимодействовать, как их использовать. А если бы всё это было в каком-то хаотичном состоянии, то, зайдя в эту аудиторию, мы не могли бы понять, что нам здесь делать.

Нечто похожее происходит и с внутренним миром. Чтобы начать жить внутренней жизнью, первый шаг, – это попытаться осознать порядок внутри самого себя. В этой теме выдающимися специалистами являлись древние христианские подвижники – святые отцы, но есть здесь и немало ценных светских наработок, с которыми мне хотелось бы вас познакомить и немного помочь вам.

Если говорить в целом, то внутренний мир человека делится на две крупные части – сознательную и бессознательную. Сознательная часть – это то, что осознается нами и поддается мысленному описанию: это наши эмоции, поведение, характер, личностные характеристики, интеллектуальные и иные способности и многое-многое другое. Но, кроме этого, в нас есть и бессознательная часть, которая существенно влияет на нашу внутреннюю жизнь. Воздействует она на нас вне нашего прямого сознательного контроля и произволения, а формируется она под воздействием многих факторов: нашей внутренней связи с Богом (потому что все мы имеем в себе образ Божий), нашей природной и нравственной связи с предшествующими поколениями людей, сюда входят и плоды воспитания, традиции, примеры поведения, психологические травмы, внутренние страсти, и много-много еще чего.

Эти две сферы взаимодействуют внутри нас и формируют ту уникальную внутреннюю жизнь, которую мы очень-очень ценим и любим гораздо более, чем нашу внешнюю жизнь. Однако если мы говорим о внутреннем мире как об определенной структуре, определенном упорядоченном бытии, то как этот порядок выстраивается в здоровом состоянии? Давайте сначала обозначим самые крупные элементы сознательной части человека.

Продолжение следует...