Илариону нужен был простор исторической арены, чтобы размахнуться чисто по-русски, широко, безудержно и властно творить. Жизнь не даровала ему такой возможности...
Илариону нужен был простор исторической арены, чтобы размахнуться чисто по-русски, широко, безудержно и властно творить. Жизнь не даровала ему такой возможности...
Книга епископа Афанасия (Евтича) «Хлеб богословия» представляет собой интересное произведение, в котором автор делится своими размышлениями и опытом.
Перспектива получить вакансию действительно была ничтожной. И тут вдруг стали происходить удивительные события, как будто был написан специальный сценарий.
Студент 2 курса Сретенской духовной академии Всеволод Пурис: о выборе своего жизненного пути и об учебе, о своих талантливых одногруппниках и о насыщенной студенческой жизни в академии.
Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из книги протоиерея Владислава Свешникова – «Молитвенные зовы утра и вечера», в котором автор показывает, как важно бывает правильно понимать то, что Сам Господь Иисус Христос дал нам, и заповедал исполнять на земле.
«Эволюционная парадигма дарвинизма остается и доныне на уровне неподтвержденной гипотезы, из-за чего мы не обязаны согласовывать православное богословие с ней». Дискуссия с координатором апологетического направления Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Артемом Григоряном.
Какие известные на весь мир священнослужители, многие из которых причислены к лику святых, окончили Богословский факультет Белградского университета в Сербии? Что изучают студенты на этом факультете?
Профессор Алексей Светозарский рассказал о преподавании истории Русской Церкви в Сретенской акдемии.
«Я родился протестантом, но умру православным. Я родился американцем, но умру русским». Беседа со священником, переехавшим из США, о вере и покаянии, о России и русской душе.
В статье рассматривается вопрос о том, что в настоящее время представляет собой целевая аудитория, которой адресованы труды по православному основному богословию.
5 декабря исполнилось 15 лет со дня кончины предстоятеля Русской Православной Церкви.
В статье рассматриваются представления о власти известного латинского экзегета III в., автора первого дошедшего до нас толкования на Апокалипсис, свт. Викторина Петавского.
Область церковного права охватывает саму внутрицерковную жизнь, ее административную систему, взаимоотношения между общинами, учреждениями и самими членами Церкви.
16 октября доцент Сретенской духовной академии Павел Кириллович Доброцветов празднует 50-летний юбилей.
Протоиерей Вадим Леонов, и.о. ректора СДА, принял участие в заседании Международного экспертного круглого стола на тему: «РОССИЯ И МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ (1991-2021)» в Московском государственном институте международных отношений
13 октября в Сретенской духовной академии начался спецкурс по практике работы в сфере медиа-коммуникаций
30 сентября в СДА прошло пленарное заседание Синодальной комиссии по биоэтике.
28 сентября состоялось заседание Ученого совета Сретенской духовной академии.
26 сентября на Божественной литургии в храме Воскресения словущего митрополит Воскресенский Дионисий рукоположил во пресвитера диакона Александра Фадеева.
24 сентября в Актовом зале прошла встреча обучающихся Сретенской духовной академии с секретарем Орской епархии, отцом шестерых детей протоиереем Сергием Барановым.
Стартовал проект «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря. Первым спикером проекта стал протоиерей Андрей Ткачёв.
В Сретенском монастыре встретили Рождество Пресвятой Богородицы. В богослужениях участвовали и.о. ректора и студенты Сретенской духовной академии.
«Всегда живой церковнославянский» — научно-популярный образовательный проект Сретенской академии и Сретенского монастыря.
19 сентября состоялся четвертый сеанс киноклуба. Отец Вадим и студенты посмотрели и обсудили фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
В скиту Академии прошла встреча студентов 1 курса бакалавриата с полковником Петром Фёдоровым.
16–17 сентября в Сергиевском зале кафедрального Храма Христа Спасителя в Москве прошла конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения».
17 сентября абитуриенты аспирантуры сдавали экзамен по предмету «Иностранный язык» (английский язык).
Сохранилась темница, в которой в течение нескольких часов содержали под стражей Спасителя. Спустившись по каменным ступеням, входишь в мрачную пещеру, выдолбленную в скале. Там же каменная скамья с двумя отверстиями для ног. Снизу ноги сковывались цепью. Здесь Господь наш готовился через несколько часов претерпеть еще большие страдания – мучительнейшую смерть на Кресте. Осознали ли мы почти за 20 веков, какой ценой мы искуплены от вечной смерти?!
С горы Скопус хорошо виден современный Иерусалим. Взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря зубчатой каменной стене, возведенной в XVI веке по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов – был оставлен строителями стены вне Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей.
Жена священника часто служит посредницей между ним и верующими. К священнику на дом приходят верующие по разным нуждам. Часто они прежде всего встречаются с ней. И вот здесь многое зависит от нее. С каким настроением уйдет прихожанин, что он унесет в сердце своем: уважение ли к дому сему и насельникам его или же недовольство, презрение, осуждение их как людей нечестных, лукавых, обманщиков, проповедующих одно, а в жизни творящих другое, прямо противоположное?
Виленская Православная Духовная семинария была приравнена к частным школам. Когда впоследствии государство стало реализовывать свой план окатоличивания, полонизации своих непольских окраин, тогда постепенно интернат семинарии был прибран к рукам и перешел на иждивение государства. Тогда все было поставлено на широкую ногу: хорошие кровати, постельное белье, мебель, хорошее питание, – и все это за государственный счет. От учащихся же требовалось лояльное и, мало того, дружественное отношение к польскому государству, овладение польской культурой, проникновение в нее, имеющее своей конечной целью переход сначала в «православные поляки», а потом, со временем, и в настоящие поляки. Как увидим далее, эти полонизаторские планы стали воплощаться в жизнь.
Свои воспоминания я начну с небольшого рассказа о распорядке дня в Семинарии, который несколько отличался от нынешнего. В 7.30 начиналась молитва, затем завтрак, который обычно заканчивался за полчаса до начала занятий, что давало возможность еще раз просмотреть самый необходимый материал, а порой и вообще подготовить урок. Ежедневно было шесть уроков по 45 минут с перерывом на чай. После занятий – обед. Столовая располагалась на первом этаже по левую сторону от коридора, что в правом крыле Семинарского здания (ныне братский корпус).
Вероятно, уже во второй, а не в первый год моего студенчества (то есть в 1904 г.) мне удалось поехать к батюшке. Почему же не в первый? – естественно спросит читатель. Да,стоит спросить об этом. Объясняется это общим духовным, точнее, недуховным состоянием России. Теперь, после потрясений революции, принято у многих хвалить прошлое. Да, было много прекрасного. Но вот беда: мы сами не хотели замечать его. Так было и с отцом Иоанном.
С 1927 по 1934 годы иеромонах Иоанн преподавал на юге Югославии, в семинарии святого апостола Иоанна Богослова в Битоле, где в те годы насчитывалось от четырехсот до пятисот студентов, по большей части сербов, а также албанцев, русских и чехов. Это был важный этап его жизни, о котором у нас есть любопытные свидетельства.
Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году – одно из самых волнующих событий последней четверти XX века. На наших глазах происходило что-то необыкновенно важное. Другими словами, мы чувствовали, что наступает новая эпоха для всей полноты Русской Православной Церкви. Мы видели, как стремительно меняется отношение к Церкви со стороны властей и общества. Стало ясно, что будут открываться новые храмы и монастыри, духовные семинарии и училища. Но где же взять такое количество преподавателей для подготовки новых пастырей и церковнослужителей?
Тихим ранним утром я встал на братский молебен. Многие семинаристы еще спокойно спали, но кое-где койки уже были аккуратно заправлены, и их владельцы одинокими фигурками спешили в свои учебные аудитории, чтобы на свежую память повторить урок. На дворе был утренний майский полумрак. Тихая заря победно шла от востока и прогоняла ночную мглу. В Троицком соборе мягко мерцали лампады.
В Московскую духовную семинарию я поступил сразу после окончания средней школы по рекомендации архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; † 1976), впоследствии митрополита Орловского и Брянского. С детских лет, как только у нас в Иркутске открылись храмы (до 1943 года все храмы в Сибири были закрыты), я с мамой и бабушкой стал посещать Знаменский храм, впоследствии ставший кафедральным собором.
О Минской Духовной Семинарии я могу говорить только тепло. Думаю, что православный читатель поймет меня в этом: обучение в Семинарии было для меня, как и для моих коллег, временем духовного становления, определением направления жизненного пути, утверждения в церковности. Именно здесь мы до конца поняли смысл, цель человеческого призвания и всего бытия. Именно она — Родная, Дорогая — с любовью раскрыла перед нами Небесные Сокровища, которые никто и ничто не может уничтожить — они Вечны...
В Новгородскую духовную семинарию я поступил в 1907 году и окончил ее весной 1913 года. По времени срок не очень значительный, но по своему значению для всей моей последующей жизни весьма важный. Ведь как никак именно в годы моего обучения в семинарии достиг я совершеннолетия, образовались за этот период, точнее сложились более или менее окончательно многие мои вкусы и наклонности, наметились жизненные идеалы. Появились люди, которые стали моими товарищами, память о которых сохранилась у меня и тогда, когда люди эти ушли из жизни.
Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов.
В большом волнении шел я по Никитской улице от архиерейского дома к семинарии, направляясь впервые на службу… Я возвращался монахом, преподавателем греческого языка, в ту самую семинарию, где протекли годы моего отрочества и ранней юности.
1 декабря прошел вебинар Учебного комитета, посвященный деятельности духовных школ в информационной среде. С приветствием обратился председатель комитета, и.о. ректора семинарии протоиерей Максим Козлов, с докладом выступила преподаватель Евгения Жуковская.
27 ноября на конференции в МДА — вечере памяти, посвященной жизни и научному наследию профессора Московской духовной академии и Сретенской семинарии А.И. Сидорова, прошла презентация первого номера научного журнала МДА «Диакрисис».
5 ноября кафедра библеистики Московской духовной академии провела осеннюю сессию ежегодной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». В конференции приняли участие студенты Сретенской духовной семинарии.
Среди православных верующих распространяется немало фейковых сообщений о тех или иных способах борьбы с коронавирусом, что говорит о магическом отношении к вере, хотя Церковь учит совсем иному
Ватикан разработал этические принципы развития искусственного интеллекта, призванные защитить человечество в целом и права и свободы каждого индивидуума. Документ уже поддержали IBM и Microsoft, одни из ведущих разработчиков искусственного интеллекта. Автор статьи проводит анализ основных призывов опубликованного этического кодекса.
23 марта у студентов Сретенской семинарии началась первая учебная неделя в онлайн-формате. В онлайне преподавателей и студентов поприветствовал ректор семинарии архиепископ Верейский Амвросий.
17 марта в библиотеке Сретенской семинарии члены комиссии Межсоборного присутствия обсудили актуальные вопросы по церковному и каноническому праву. Заседание возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент.
Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Учебный комитет Русской Православной Церкви направил ректорам высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви циркулярное письмо в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
«Христос умирал за тех живых людей, которые сейчас стоят в храмах. Поэтому не ради себя, а ради ближнего моего я не буду целовать кивоты святых икон и руку священника». Протоиерей Павел Великанов — о том, как требования гигиенической безопасности испытывают нашу веру, и почему наша небрежность к ближнему в эти дни может стать роковой.
14 и 15 марта в Сретенском монастыре прошли воскресные богослужение. Прямая трансляция Литургии прошла в Instagram-аккаунте и YouTube-канале монастыря.
13 и 14 марта в Сретенском монастыре прошли заупокойные богослужения первой родительской субботы Великого поста. Парастас, Литургию и панихиду совершил наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий.
Вечером 11 марта, в среду второй седмицы Великого поста, в Сретенском монастыре наместник обители архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года.
26 мая 2019 г. студенты 1 курса МСДС отправились в паломничество в Свято-Успенский Вышинский женский монастырь
Чему же учит нас жизнь этого великого учителя и богослова? Что является важным для проповеди слова Божия?
20 мая 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии протоиерей Андрей Ткачев провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского».
Всего на двух кафедрах защитили свои работы 25 выпускников
Основоположником законов о церковной жизни стал Константин Великий. В правление его преемников в Римской империи происходило развитие отношений между Церковью и государством и были предприняты попытки устранения язычества.
20 мая 2019 года студенты II курса магистратуры Сретенской духовной семинарии успешно сдали государственный экзамен
Архиепископ Верейский Амвросий рукоположил во диакона студента 4 курса бакалавриата Сретенской духовной семинарии Анатолия Проваду.
Подобные конференции способствуют развитию научно-исследовательской деятельности семинаристов.
13 мая 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии иерей Алексий Забелин провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни святителя Луки Крымского».
Вниманию аудитории были представлены доклады, связанные с исследованиями Пастырского профиля Сретенской магистратуры, в которых были подняты важные и актуальные на сегодняшний день вопросы пастырского служения.
14 мая 2019 года в Московской духовной академии прошла научная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки». Открыта она была пленарным докладом профессора А.М. Пентковского «Славянский перевод Евангелия и славянское богослужение в начальный период (последняя треть IX-XI вв.)». Как стало ясно из выступления, славянские тексты того времени переводились с греческих образцов, но включались в латинскую богослужебную традицию. Это чрезвычайно важно при определении древности текста, так как характер латинского и греческого влияния на него может указать на период создания подобных переводов.
В состав комиссии вошли представители Учебного комитета Русской Православной Церкви
Цель проекта – формирование молодежной среды на возрождающихся приходах Русской Православной Церкви.
Проповедь студента Сретенской семинарии в день памяти преподобного Феодосия Великого в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
10 мая 2019 года братия Московского Сретенского монастыря и студенты Сретенской духовной семинарии совершили празднование дня памяти священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, небесного покровителя Сретенской обители.
6 мая 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии насельник Московского Сретенского монастыря, и.о. ректора семинарии иеромонах Силуан (Никитин) провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни преподобного Силуана Афонского».
6-7 мая 2019 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась Международная научная конференция «Гуманитарная наука и православная культура» (XVI Пасхальные чтения).
До сих пор, к сожалению, о патриотической деятельности Русской Церкви в Великой Отечественной войне сказано не так много. Из настоящей статьи вы узнаете о том, в чем состояла эта деятельность: о посланиях митрополитов, и Патриаршего Местоблюстителя Сергия в частности, об организации сборов, денежных и вещественных, в пользу фронта, инвалидов, детей, и о многом другом.
Владыка Арсений рукоположил студента магистратуры Сретенской духовной семинарии диакона Владимира Сердюка во пресвитера










