Георгий Боеш 10453
Наставления святых отцов являются путеводителем на пути ко спасению каждого христианина, особенно в борьбе со страстями. Перед вами — доклад на научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности», проходившей 21 июня 2018 года, в котором затрагиваются поучения этого пастыря о страстях вообще и о гневе в частности.
Детальное изучение наследия русской святоотеческой мысли является основой для понимания развития отечественной патрологии, явившей миру таких светочей, как святители Феофан (Затворник), Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов) и других. Духовно-мистический опыт многих поколений выдающихся русских пастырей, сформировавших классическую отечественную аскетическую традицию, стал неоценимым сокровищем для христиан всех времен, нуждающихся в духовном руководстве.
Особого внимания заслуживает антропологическая система святителя Феофана (Затворника), заложившего основы понимания духовной жизни и взаимосвязи телесного и духовного в человеке. Именно стараниями святителя Феофана православная нравственно-аскетическая традиция стала основой курса нравственного богословия, читавшегося им в Санкт-Петербургской духовной академии.
В контексте изложенной святителем Феофаном трихотомической антропологической модели, заключающейся в трехсоставности человека (тело, душа и дух), уместно обратиться к рассмотрению страстей как явлений, препятствующих нормальному духовному развитию христианина. Антропологическая проблематика святителя уже неоднократно анализировалась в отечественной богословской науке[1]. Однако сложно найти исследования, посвященные рассмотрению отдельных страстей в свете его духовного наследия.Страсти понимаются святителем Феофаном либо как деятельность чувствующей силы в теле («низшие чувства»), либо как действие желательной силы в душе
Страсти понимаются святителем Феофаном либо как деятельность чувствующей силы в теле («низшие чувства»), либо как действие желательной силы в душе («худые настроения воли»). Имея ввиду эмоциональные состояния человека, святитель определял страсти как реакцию чувствующей силы на «благоприятные или неблагоприятные обстоятельства»[2]. Все проявления чувствующей силы в теле, т.е. «низшие чувства», он относил к последствиям поврежденной человеческой природы, среди которых эмоциональное состояние человека могло проявляться в скуке, печали, тоске, страхе, гневе и других.
Согласно классификации святителя, в каждом человеке присутствует врожденная «самость» (слово πάθη,переведенное на русский язык с греческого и обозначающего источник всех страстей)[3], которая становится источником гордости, корыстности и сластолюбия, а от них — остальных восьми страстей. Разночтения, существующие в классификациях разных групп древних святых отцов, не влияют на общую систему понимания страстей, однако на основе одной из центральных систем (прп. Ефрема Сирина, Кассиана Римлянина, Иоанна Лествичника, Нила Синайского, Евагрия Понтийского и др.) к ним принято относить чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость[4].
Страсти, являющиеся порождением усвоенной человеком после грехопадения «самости» (самолюбия), со временем порабощают человека, формируя непреодолимое желание совершать дальше грех. В рамках настоящей статьи в контексте духовного наследия святителя Феофана (Затворника) будет рассмотрена одна из главных 8-ми страстей, а именно гнев (ορϒὴ).Согласно статье Л.В. Литвиновой, посвященной этой страсти, гнев определяется как «страстная раздражительность, один из основных человеческих пороков»[5].
Грех как «преступление повелевающей или запрещающей заповеди Божией» неразрывно связан с страстями, которые, по мысли святителя, формируются в человеке на протяжении всей жизни. Как представляет себе святитель Феофан страсть гнева? «Гнев — первое движение раздражения, неудовольствие, негодование, огорчение, зарождение серчания…», — говорит он[6].
Источником гнева, согласно святителю, является исключительно гордость, но ему предшествует и эмоциональное состояние человека — «раздражительность сердца»[7]. Гнев — это не психоэмоциональное состояние, а глубокая страсть, коренящаяся в сердце, но не свойственная естественному состоянию человеческой природы[8].
Главную цель правильного существования гнева святитель Феофан видит в использовании его силы против страстных и греховных помыслов сердца.
Большое значение святитель отводит «согласию» со страстью, т.е. добровольному принятию ее. Рождение гнева происходит «само собою», но если человек не поддается, то она «не вменяется ему»[9]. В отличие от прп. Иоанна Кассиана Римлянина, святитель называет незаметным проводником сердца человека к гневу легкое огорчение или «горечь», порождающие досаду и расстройство[10]. Внешними проявлениями страсти гнева служат «брань», «свары», «споры», «драки», «убийства»[11]. Эта цепочка отражает стадиальное развитие страсти, каждая ступень которой раскрывается в последующей в большей мере. Гнев, происходящий от задетой самости (самолюбия), рождает усиление страстного чувства против обидчика в сердце, за которым появляется стремление отомстить, а потом и удовлетворение страсти, т.е. исполнение мести[12]. В вопросе рассмотрения причин гнева в человеке святитель Феофан не привносит ничего нового в сравнении с концепцией древних и современных ему отцов[13].
Поучительно рассмотрение начального развития страсти, предлагаемое святителем Феофаном. Согласно его концепции, легкое огорчение, наступившее у человека в результате какой-либо ситуации, в которой было задето самолюбие, приводит к потере внутреннего покоя и возрастанию эмоционального раздражения (т.е. «серчания»)[14]. Для обозначения «низших чувств» (чувствующей силы в теле) святитель Феофан применяет термин affectus (душевное волнение). Поскольку страсти-аффекты — реакция сердца на «благоприятные или неблагоприятные обстоятельства», то они сопровождаются «особенными изменениями в теле»[15]. Эти изменения под влиянием страсти провоцируют сбои в работе нервных и двигательных реакций.
Как только человек признает справедливой мысль об удовлетворении своего задетого самолюбия, по святителю Феофану, «дается место диаволу тотчас»[16], который способствует развитию раздражительных помыслов. Разгорающийся в сердце огонь негодования святитель называет «дьявольским», «адским пламенем». Следовательно, причинами появления гнева служат: обида, раздражение и огорчение.Гнев — первое движение раздражения
Поскольку страсти действуют в людях с разной степенью интенсивности, то гнев не свойственен каждому человеку. Высоко оценивая борьбу с гневом, святитель Феофан замечает, что подверженные ему люди за борьбу со страстью (за уничтожение «порчи естества») будут вознаграждены мученическим венцом[17]. Однако гнев, как и любая страсть, имеет свойство проявляться постепенно, «не всегда находится в грубом виде», что затрудняет борьбу с ним. Это заключается в первоначальном проявлении гнева под видом «благородного негодования», под которым и кроется страсть в самой грубой ее форме.
Основой метода борьбы с страстью является обращение всех своих сил против ее источника — гордости. Как опытный духовный наставник, святитель предлагает три стадии этой борьбы: при появлении гнева — молчать даже через силу; удалиться от человека, возбуждающего гнев; и, наконец, перенести какое-либо физическое наказание, усмиряющее плоть[18].Людям с взрывным, раздражительным характером святитель советует сдерживаться, но и утешает, что их «виновность» заключается только в тех ситуациях, когда их «сознание равнодушно относится к сим порывам»[19].
Таким образом, общий взгляд святителя на страсть гнева является продолжением развития святоотеческой мысли древних отцов преподобного Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Нила Синайского и др. Согласно антропологической модели святителя, источником гнева является гордость, которой предшествует эмоциональное раздражение. Проводником гнева к сердцу является, согласно мысли святителя, «горечь» (легкое огорчение), порождающее досаду. Достаточно вспомнить ветхозаветную историю Каина и Авеля, согласно которой прежде, чем убить, Каин сильно огорчился (Быт. 4:5). Развитие страсти происходит в форме геометрической прогрессии и представляет собой стадиальную систему, вершиной которой является удовлетворение желания мести в виде драки или убийства.
Особенностью святителя Феофана является использование им для обозначения состояния душевного волнения в период развития страсти термин affectus, которым он объясняет принятие человеком от диавола страстного помысла и изменения нервных реакций. Рассматривая методы борьбы с страстью гнева, он распределяет их по возрастанию, начиная от «молчания через силу» и завершая физическим усмирением «восставшей» плоти. Однако, говоря о трудностях борьбы со страстью, он утешает христиан, говоря о больших наградах для тех, кто сможет одержать над ней победу.Причинами появления гнева служат: обида, раздражение и огорчение
Чтец Георгий Боеш
студент I курса магистратуры
(профиль «Пастырское богословие»)
Сретенской духовной семинарии
Ключевые слова: Феофан Затворник, поучения, труды, страсти, гнев, грехи, доклад, конференция
[1]Никулина Е.Н. Личность и природа человека в педагогической антропологии святителя Феофана Затворника // Сборник докладов VI Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурнойантропологии/Ред.-сост. А.С. Обухов. — М., 2011. — С. 309-313.; Ширяев Г. Антропология Святителя Феофана Затворника Вышенского // Русское самосознание. № 8. — 2001. — С. 142-162; № 9 —. 2002. — С. 48-78; и др.
[2]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. — М., 2005. — С. 429.
[3]Там же. С. 389.
[4]Леонов В., прот. Основы православной антропологии. — М., 2013. — С. 222.
[5]Литвинова Л.В. Гнев // Православная энциклопедия. — Т. 11. — М., 2006. — С. 618.
[6]Феофан Затворник, свт. Токования на послания Апостола Павла. Послание к Колосянам. 3:8 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-kolossjanam/4 (дата обращения: 14.06.2018).
[7] Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. — М., 2008. — С. 245.
[8]Литвинова Л.В. Гнев // Православная энциклопедия. — Т. XI. — С. 618-622.
[9]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского вероучения. — М., 2010. — С. 103.
[10]Литвинова Л.В. Гнев // Православная энциклопедия. — Т. 11. — М., 2006. — С. 619; Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Ефесянам. — М., 1998. — С. 359.
[11]Феофан Затворник, свт. Проповедь в неделю вторую Великого Поста.// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/slova-o-pokajanii-prichashhenii-svjatykh-khristovykh-tain/9 (дата обращения: 14.06.2018).
[12]Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. — СПб., 1991. — С. 201.
[13]Литвинова Л.В. Гнев // Православная энциклопедия. — Т. XI. — С. 620
[14]Феофан Затворник, свт. Токования на послания Апостола Павла. Послание к Ефесеям. — М., 1998. — С. 359.
[15]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. — М., 2005. — С. 429-430.
[16]Феофан Затворник, свт. Токования на послания Апостола Павла. Послание к Ефесеям. — М., 1998. — С. 345.
[17]Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. — М., 2008. — С. 30.
[18]Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. — М., 1997. — С. 117.
[19]Феофан Затворник, свт. Собрание Писем. — М., 2000. — С. 82.