Протестантский пастырь из США: о своем принятии православия и священного сана и переезде в Россию

Московская Сретенская  Духовная Академия

Протестантский пастырь из США: о своем принятии православия и священного сана и переезде в Россию

1234



– Отец Иосиф, расскажите о себе.

– Добрый день всем! Ваш Сретенский монастырь прекрасен, я ранее здесь был, но в семинарии Сретенского монастыря я впервые.

История моей жизни необычна. Я родился в Америке, в протестантской семье. 30 лет прожил в США, где стал протестантским пастырем.

Но когда я изучал историю и учение Церкви, я понял, что протестантизм – молодая религия. И мне захотелось присоединиться к истинной Церкви, к православию. 13 лет назад мы с семьей и нашим маленьким приходом обратились в православную веру и основали небольшую православную церковь в Антиохийской Церкви.

В Америке я учился в семинарии, стал дьяконом, а в 2014 году стал православным священником.

До принятия мной православия я слушал в Америке антироссийскую пропаганду: в России всегда холодно и темно, все люди жестокие и бессердечные. Но после того, как я стал православным, понял, что все это ложь.

После того, как я нашел истинную Церковь, то также узнал и истинную Россию, познакомился со православными святыми: с равноапостольными князем Владимиром и княгиней Ольгой, со святыми благоверными князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, со святыми благоверными князьями Александром Невским и Димитрием Донским и многими другими. И я осознал, что если столько святых жило в России, то значит, в России есть много хорошего.

После того, как я нашел истинную Церковь, то также узнал и истинную Россию

Если кто-то думает, что пропаганда США, направленная против России, действенна, то пусть не обольщается. Ведь мы, православные люди, рассказываем об Иисусе Христе, о смысле православной веры, об истинной России.

Когда я жил в Америке, то очень переживал о том, что там происходило. Я люблю эту страну и ее людей, но не люблю само это государство. Я видел, как оно распространяет пропаганду, ложь про однополые браки, как оно пытается завоевать весь мир и отвлекает людей от Иисуса Христа информацией о других религиях.

А ведь основа общества – это вера в Господа и семейные ценности. И меня очень огорчает, что в Америке верховный суд заставляет людей принимать однополые браки, утверждая их правомерность. Но это неправильно. Библия учит нас, что произойдет с человечеством, если оно примет однополые браки – города Содом и Гоморра были стерты с лица земли. А сегодня Содомом и Гоморрой можно считать целый континент. Из Священного Писания мы знаем, как Бог совершил справедливый суд над жителями этих двух древних городов. Я написал много статей на эту тему.

DSC07047 (1).jpg

В 2015 году я понял, что у моей семьи в США нет будущего. Америка должна или покаяться в своем содомском грехе, или принять суд Божий. То же самое можно сказать и о Европейском союзе. Я точно знаю, что, если Америка не покается, она будет разрушена.

Спустя два месяца после своего решения уехать из США, я первый раз прилетел в Россию. На следующий год я приезжал сюда еще два раза. А в январе 2017 года переехал в Россию со всей семьей. Мы поселились в Ростове Великом и получили российское гражданство. Я очень люблю Россию и русский язык, хотя мне было сложно его выучить.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

Добрый день, братья! Я родился протестантом, но умру православным. Я родился американцем, но умру русским. Эти два события стали самыми важными в моей жизни. Именно в России я открыл полноту Русской Православной Церкви. Покинув Америку и став русским, я оторвался от преследователей христиан и присоединился к защитникам православия.

Именно в России я открыл полноту Русской Православной Церкви

Преподобный Исаак Сирин говорит: «Эта жизнь дана тебе ради покаяния, не растрачивай ее на суетные занятия». Но невозможно покаяться, если вы не готовы измениться. Когда же вы меняетесь, то должны двигаться ко Христу, а не от Него. Во время своих путешествий я обнаружил, что не все готовы меняться, не все готовы покаяться.

Я встречаюсь со многими русскими людьми. Одни – очень хорошие, с доброй русской душой, любящие русских святых и свою православную веру. Другие не имеют русской души, несмотря на то, живут в России всегда, они атеисты по духу и образу жизни – такие люди не лучше мирских людей в Америке.

И в Православной Церкви я встречаю истинно верующих в Бога, а также тех, кто формально посещает Божественную литургию и не исполняет заповеди Божии, являясь христианами только по названию.

Когда мы переехали в Россию, то перед нами встали новые вопросы. Как отличить настоящих русских? Как отличить настоящих православных христиан от ложных православных? Ответом является Сам Иисус Христос: настоящие православные христиане любят Христа и повинуются Ему. Номинальные православные Ему не повинуются. Господу подчиняются те, кто достойны называться русскими. Те, которые недостойны, этого не делают. В Евангелии от Иоанна Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15). А в Евангелии от Луки Христос говорит: «Что вы зовете Меня: Господи, Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46).

Настоящие православные христиане любят Христа и повинуются Ему

Любой человек, считающий себя христианином, но игнорирующий волю Христа, является лжецом. Тот, кто утверждает, что он православный, но игнорирует учение святых отцов, не достоин называться христианином. В день Страшного Суда Бог не спросит, учился ли ты в семинарии и выучил ли наизусть сведения о православии. Господь не спросит, был ли ты по национальности русским или были ли твои родители христианами. Бог посмотрит на твою жизнь и задаст один очень простой вопрос: «Был ли ты послушен Христу?»

Чтобы познать учение Христа, мы должны обращаться к Священному Писанию и трудам святых отцов, которые единодушны во многих вопросах православной веры.

Бог посмотрит на твою жизнь и задаст один очень простой вопрос: «Был ли ты послушен Христу?»

Предположим, что через несколько лет вы станете священниками и настоятелями храмов. Каждое воскресенье вы служите Божественную литургию, произносите проповедь и причащаете людей. Но со временем вы узнаете ужасные вещи о своих прихожанах: женщина живет с мужчиной, который не является ее мужем; врач делает аборты в рамках своей работы; актриса часто раздевается на экране и на сцене; человек является экуменистом и считает, что все религии ведут в рай; мужчина владеет ночным клубом, известным пьянством и развратом. И сколько бы такие люди ни посещали литургию, вы знаете, что они не являются подлинно православными.

Как священник, вы не можете их причащать. Если они на исповеди не обещают прекратить совершать подобное, то они не раскаиваются, а значит – допустить их до Святого Причастия нельзя. Если же эти люди действительно хотят стать православными христианами, то они должны покаяться в своих грехах: доктор должен прекратить убивать нерожденных детей, неженатый мужчина должен прекратить распутство, экуменист должен отвергнуть все другие религии и осознать, что Христос – единственный путь на Небеса. В подобных вещах единодушны Священное Писание и труды святых отцов. И мы все знаем, что блудить, убивать и богохульничать, – это большой грех.

Что еще считается греховным делом в православии? Запрещено взымать проценты с суммы, данной вами в долг; применять контрацепцию, создавать семью с неправославным человеком; в большинстве случаев запрещены развод и повторный брак; большим грехом является просмотр сериалов с развратом, Игры престолов и другого. Если человек регулярно совершает убийство и прелюбодеяния и при этом посещает православные литургии, то мы не имеем права называть его православным, мы считаем его лицемером.

DSC07049.jpg

Но сколько по всей России людей, даже священников, посещают каждое воскресенье православные храмы и при этом совершенно игнорируют все перечисленные выше грехи! Нас окружают люди, которые верят в революцию, используют противозачаточные средства, взымают проценты, смотрят разные сериалы, разводятся и вступают в повторный брак по незаконным причинам. Если мы практикуем эти великие грехи, единогласно осуждаемые святыми, как мы можем называть себя православными христианами?!

Когда я был протестантом и имел ложные убеждения, то был еретиком, и мне нужен был кто-то, кто сказал бы мне правду о моем болезненном духовном состоянии, о том, что мне нужно стать православным. Но даже придя в Православную Церковь, многие люди не знают, что значит быть православным. Им нужен кто-то, кто скажет правду об их духовной жизни, о покаянии. И работа священников – проповедовать, научить людей различать доброе и злое, всех обучать исполнению заповедей Христовых. Если мы не научим людей истине, то кто это сделает?

Если мы практикуем великие грехи, единогласно осуждаемые святыми, как мы можем называть себя православными христианами?!

В Священном Писании Господь говорит нам о необходимости покаяния. Я говорю нечестивому: «Ты непременно умрешь» (см.: Иез. 3: 18). Ведь не только я, но и все вы должны указывать на бесчестие другого, чтобы спасти грешнику жизнь, уберечь его от неправильного пути. «Но его кровь Я взыщу от руки вашей. Но если вы предупредите нечестивого, и он не отступит от зла своего и от злого пути своего, то он умрет за беззаконие свое, а вы спасете души ваша» (См.: Иез. 3: 18–19).

Если мы, священники, видим грех человека, но при этом не указываем на него, то тогда Бог возложит на нас ответственность за это, и мы подвергнем свою душу опасности. А когда мы предупреждаем людей, что нужно покаяться, тогда наша совесть чиста.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что повеление не судить относится только к мелким ошибкам, а что касается более серьезных грехов, то мы обязаны исправлять друг друга. В своих беседах на послание к Ефесянам (в 18-й проповеди) святитель Иоанн Златоуст учит нас: «Осудите брата вашего, навлеките на себя вражду ради любви, которую вы обязаны Христу, ради любви, которую вы обязаны своему брату. Остановите его, когда он находится на пути к погибели, чтобы мы могли спасти их души от гнева Божия».

Святитель Иоанн Златоуст верно замечает: «Для кого имеешь ты речь? Для кого имеешь ты уста и язык? Чтобы ты исправлял ближнего твоего». Если это высказывание справедливо для мирян, то тем более оно верно и для священников. Бог дал нам обязанность проповедовать во время литургии, чтобы мы могли выступать против греха, призывать людей к покаянию и помогать людям жить добродетельной жизнью, следуя за Христом. Если мы не будем постоянно бежать от греха, не каяться ежедневно, то мы не достойны быть священниками. Если мы хотим, чтобы все больше россиян следовало за Христом, то именно мы должны подавать положительный пример. Как священники Божии, мы являемся рупором Господа, и если мы не будем предупреждать людей о необходимости покаяния в своих грехах, то кровь грешников будет на наших руках.

Помните, что Бог призывает вас не только жить святой жизнью, но и приносить исправление другим. Ваша работа – призывать людей ко святой жизни.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

Задавайте свои вопросы.

Благодарим Вас за рассказ о своей жизни. Много ли у Вас статей на воспитательные темы?

– Да, очень много статей.

– Считаете ли Вы эффективной проповедь с помощью интернета, в режиме онлайн? Как Вы относитесь к священникам-блогерам, трактующим Священное Писание в прямом эфире?

– Это может быть таким же эффективным, как и писать истину в статьях. Неэффективно – это вести споры онлайн, это ни к чему не приведет.

Апостол Павел в Новом Завете пишет о том, что проповедь об истине является приятным ароматом для тех, кто идет по пути к Царству Божию, и в то же самое время отвратительно для тех, кто не хочет следовать за Христом. Но в обоих случаях эта проповедь является эффективной.

Мы, священники, проповедуем истину, потому что так повелел нам делать Христос. В Евангелии Господь говорит притчу о сеятеле, который бросает семена в разную почву. Около дороги семя пропадает, в каменистой и тернистой почве не растет, а в хорошей земле дает плод (см.: Мф. 13: 3–8). Но во всех случаях это то же самое семя – та же самая проповедь слова.

DSC07060 (1).jpg

Я служу в маленьком приходе, но часто напоминаю себе, что праведный Ной был проповедником истины, и единственной, кто его слушал, была его семья. Наша ответственность как православных христиан заключается в распространении добрых семян. Но при этом мы не знаем, в какую почву они попадут.

Ведь часто люди хотят услышать только приятное от своих пастырей. Но именно эти люди первыми отпадут от веры во время гонений. Поэтому те проповедники, которые говорят истину о Христе и Церкви, и те люди, которые им внимают, остаются верными Господу и во время гонений, как христиане в катакомбах во времена Ранней Церкви. 

Наша ответственность как православных христиан заключается в распространении добрых семян

В шестой главе Евангелия от Иоанна, когда Иисус проповедовал, а многие ушли от Него, Он не бежал за ними, не пытался уговорить людей, чтобы они остались. Напротив, Иисус Христос сосредоточил свое внимание на тех, кто остался. Поэтому не надо пытаться привлекать всех людей, а нужно проповедовать истину о Христе.

– Скажите, пожалуйста, на каком языке вы служите?

– Обычно на славянском, но немного и на английском языке тоже.

– Есть ли у Вас любимая молитва на русском языке?

Все молитвы прекрасны! «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

– Скажите, пожалуйста, есть ли в Америке люди, подобные Вам –здравомыслящие и рассудительные? Переезжают ли к нам, в Россию, такие американцы?

– Да, такие люди есть. В каждой стране, где я побывал (в Америке, в России, в Египте, в Греции, в Италии, в Бразилии), я встречал серьезных православных людей. Некоторые из них хотели бы переехать в Россию, но у них нет денег. Ведь очень трудно переехать из одной страны в другую, сменить свою культуру, поменять работу, перевезти семью на новое место жительства. В США не все американцы богаты.

Мы с женой приехали в Россию, чтобы у наших детей было будущее. У меня есть друзья, знакомые, родственники, которые видят ущербное духовное состояние общества США, где много отрицательного, но полагают, что Бог призывает их остаться там, чтобы терпеть гонения и быть миссионерами для других американцев. И это достойно похвалы.

В основном в Россию могут переехать те американцы, у которых имеются какие-то накопления и есть дети, чтобы их вырастить и воспитать в России в духе традиционных нравственных ценностей.

– Что для вас значит понятие «русская душа»?

– Для меня «русская душа» – это очень близкое понятие к определению православной души, потому что православие тесно связано с историей России. Я думаю, что если Россия не была бы православной, то она не стала бы такой великой силой в мире. Думаю, Бог благословил Россию, потому что она приняла Его Крещение. Русская душа – это православная душа.

Если Россия не была бы православной, то она не стала бы такой великой силой в мире

Ныне покойный священник Максим Обухов, один из моих друзей, отец восьмерых детей, служивший с ныне покойным протоиереем Димитрием Смирновым, показал мне красоту различных мест России и сказал мне: «Ты более русский, чем большинство русских, потому что ты православный». Он вкладывал в понятие «русская душа» то же значение, что и я.

– Вы не похожи на американца, а больше похожи на классического русского священника из глубинки, из деревни. Вы напомнили мне моего родственника, мужа моей старшей сестры, который служит священником на границе с Китаем в Казахстане. Он честный и правильный, как и Вы. Скажите, пожалуйста, какие поворотные моменты в Вашей жизни сформировали Ваш характер?

– Очень сложно избавиться от соблазнов. Когда я читаю труды святых отцов и Деяния и послания святых апостолов, я вижу, что они никогда не пытались угодить людям и всегда призывали их к покаянию. И передо мной встал выбор: кому я буду угождать – этим людям или Богу, пред Которым я буду стоять на Страшном Суде? В итоге Единственный, Кому я должен угодить, – это Бог.

Читая Священное Писание, мы видим, что фарисеи, отпавшие от истинной веры, прежде всего стремились сохранить о себе надлежащее мнение окружающих, боялись потерять уважение других людей и свое положение в обществе. И я видел, что люди, подобные фарисеям, осуждаются Богом, и не хотел так же быть осужденным Господом.

Единственный, Кому я должен угодить, – это Бог

Из опыта жизни знаю, что каждый раз, когда я, боясь обидеть другого человека, ничего не говорил о каком-то его грехе, то я всегда после этого момента сожалел о своем молчании и чувствовал себя виноватым. Но каждый раз после того, как я решал не бояться людей, даже когда мне было очень страшно, и говорил правду, я никогда не жалел о произнесенной человеку истине и, следовательно, не чувствовал себя виноватым. И Бог никогда не оставлял нашу семью: давал пищу и кров. Ведь Сам Господь говорит, что если будем искать Царства Божия, то Он даст нам все необходимое (см.: Мф. 6: 33).

– Будучи православным священником, ведете ли вы какую-либо полемику с представителями протестантизма и католицизма? Поддерживаете ли Вы диалог с протестантами, среди которых Вы родились и жили определенное время?

– Я все время веду диалог с протестантами и католиками, но вести его нужно без экуменизма, последователи которого считают, что истины не существует вообще или же у всех религий есть только часть истины, но при этом ни у одной религии нет истины полностью. Экуменизм – это опасное неправославное еретическое движение, в котором мы никогда не должны принимать участие.

У нас складывается доброжелательный диалог с католиками и протестантами в том случае, когда мы с ними ведем себя с уважением и любовью, соблюдаем спокойствие. Мы их любим, поэтому обличаем иноверцев во лжи, в которую они верят.

Представьте себе человека другой религии, но при этом ложной, который или верит в ложного Христа, или вообще не верит в Него. И представьте, что я, православный христианин, иду по пути к Царству Небесному. Если я хочу, чтобы человеку иного вероисповедания было комфортно, то я говорю ему истину: о необходимости изменения самого себя, о покаянии, о добровольном выборе своего пути в рай или в ад. Я с болью в сердце говорю о протестанте, католике или мусульманине: «Нет, это невозможно, я люблю этого человека и не хочу, чтобы он пошел в ад». И как я могу не предупредить человека о том, куда он идет? Ведь тот, кто улыбается вам, приветствует вас, но позволяет вам идти в ад, – это человек, который вас ненавидит.

DSC07075 (1).jpg

И, наоборот, человек, который обличает вас, делает вам замечания с той целью, чтобы вы оказались в Царстве Небесном, – это человек, который вас любит. И такой диалог намного эффективнее: он приводит иноверца к принятию православия. Но главное в таких беседах – это любовь, терпение, слезы на ваших глазах при разговоре. Ведь гневом и криком никого ни в чем не убедишь. Я говорю человеку другой конфессии: «Я верю, что Библия – это истина, что святые отцы говорят истину, но ты сейчас идешь не к Царству Небесному. А я очень хочу, чтобы ты шел к нему». И люди слушают меня и не обижаются на мои слова.

Я помог многим протестантам и католикам принять православие, всегда вел беседы с ними с уважением и любовью. И никогда не делал вид, что иноверцы находятся в безопасности, что в их духовной жизни все благополучно.

– Как Ваши знакомые отнеслись к Вашему переходу из протестантизма в православие? Были ли наложены на Вас какие-либо санкции со стороны представителей протестантизма, протестантской общины, к которой Вы раннее относились?

– Было много разных реакций, но это нормально. Ведь каждый раз, когда человек борется за Истину, его ненавидят. Когда я стал православным, некоторые люди с большим гневом отнеслись к этому и даже говорили, что я совсем отпал от веры и отрекся от Христа. Они не хотели со мной общаться.

А другие люди с радостью восприняли мой переход в православие и сами стали православными в то же самое время.

Самым печальным событием для меня стал факт отказа от православия моей мамы и моей родной сестры с мужем и детьми. Я уговаривал их много месяцев. Но безрезультатно. Я перестал разговаривать со своими родными на эту тему, но продолжал молиться о них. И молитва совершила чудо: через некоторое время после переезда нашей семьи в Россию я узнал, что все мои родные, живущие в США, стали православными.

– У вас восемь детей. Каким в России Вы видите будущее своих детей?

– Все наши дети находятся на домашнем обучении. Мы учим их тому, что написано в Священном Писании и творениях святых отцов Церкви: отец должен обеспечивать семью, жена – следить за детьми. Я, конечно, дам детям свое благословение на ту добрую деятельность, которую они изберут.

Все мои дочери уже решили, что хотят стать женами, матерями и воспитывать детей. Старшие сыновья хотят вести фермерское хозяйство, младшему же сыну – 7 лет.

– Дорогой отец Иосиф, время нашей беседы подходит к концу. Мы очень благодарны, что Вы приехали в Сретенскую академию. В знак нашей благодарности примите образ святой иконы Божией Матери Владимирской, в честь Которой освящен наш монастырь. Еще дарим Вам небольшой альбом с ликами фресок из собора. Спасибо вам большое! Мы всегда рады видеть Вас в стенах нашей Академии и на встречах со студентами.

– Спаси Господи! Моя самая любимая икона Богородицы – это Владимирская. Спаси Господи!

Священник Иосиф Глисон