Богословие в Баламанде

Московская Сретенская  Духовная Академия

Богословие в Баламанде

1269



63357_220277734772468_1115260283_n.jpg

Богословский Институт святого Иоанна Дамаскина является одним из факультетов Баламандского университета и основной богословской школой для обучения духовенства в Антиохийской Православной Церкви. Институт расположен рядом с городом Триполи на севере Ливана, вплотную примыкая к Патриаршему Успенскому монастырю, и продолжает многовековую антиохийскую традицию в области духовности и образования. Само название Баламанд происходит от старофранцузского топонима «Бельмонт» – Прекрасная Гора.

Вначале обратимся к приветственному слову нынешнего декана Института, архимандрита Иакова Халиля, где он, в частности, говорит: «В прежние века внутри Антиохийских митрополий процветали многочисленные монастыри. В каждом из них собиралось множество монахов и монахинь, стремившихся посвятить свою жизнь молитве, духовному деланию и Священному Писанию. Исторические источники подтверждают, что эти монашеские общины ежедневно функционировали как школы, где народ Божий изучал Священное Писание и учился святой христианской жизни.

299989463_2633450946788456_2545898857695523148_n.jpg

В соответствии с этой традицией Богословский Институт Баламандского университета является маяком Христова учения на Ближнем Востоке. Каждый преподаватель, администрация и студенты Института ставят перед собой богословские, духовные и социальные задачи по распространению слова Божия в современном мире, черпая вдохновение и просвещение в неиссякаемом источнике апостольской православной традиции. В течение последних пятидесяти лет, с момента основания, Институт свидетельствовал о своей миссии через незаурядную жизнь его многочисленных выпускников, трудящихся в винограднике Христовом, а также через качество предлагаемых образовательных программ.

Монашеские общины ежедневно функционировали как школы, где народ Божий изучал Священное Писание и учился святой христианской жизни

Его студенты и выпускники, главным из которых является Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X, получивший высшее образование в 1978 году, разбросаны по всем Антиохийским Архиепископиям. Они стали ловцами человеков, приняв на себя служение иерархов, пресвитеров, дьяконов, богословов и педагогов как в арабоязычном мире, так и за рубежом».

Богословский Институт святого Иоанна Дамаскина произошел непосредственно от Патриаршего монастыря Богородицы Баламандской, как дитя от своей матери. Сам монастырь насчитывает более 800 лет со дня своего основания. Институт был основан в связи с растущей потребностью Антиохийской Церкви как на внутреннем, так и на внешнем уровне. На внутреннем уровне в Антиохийской Церкви в XX веке возникла нужда в искренних священнослужителях. Служение каждого священника начинается с отдачи его сердца Богу: «Сын мой! Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23: 26).

401418942_732257822259188_2666491614732569088_n.jpg

Один из основателей Института сказал: «Изучение богословия должно приводить к формированию человека, который мог бы видеть присутствие Божие в окружающем мире и говорить о нем. Теоретическая информация, будь то даже теологическая, не обязательно обогащает личность того, кто ею владеет. Она может сделать человека информированным, но долг богословского преподавания – помочь студенту достичь определенного духовного опыта, сердцем познать Христа. Богослов призван быть примером для других в своем поведении: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). В нашем Богословском Институте святого Иоанна Дамаскина мы стремимся создать подходящую атмосферу для воспитания православных духовных лидеров, которые преодолеют дуализм абстрактных интеллектуальных знаний и будут светить миру через свои слова и дела. Поэтому важно не просто знать о Христе, важно также любить Христа и любить мир, который Он искупил».

Служение каждого священника начинается с отдачи его сердца Богу

Основная роль Баламандской семинарии состоит в распространении традиций Антиохийской Церкви на Востоке, чтобы ее выпускник был открыт для окружающих его людей, в том числе для мусульман, чтобы он мог быть солью для мира. Институт готовит своих выпускников к осознанию того факта, что Православие должно стать их образом жизни. И последнее, но не менее важное: роль Института заключается в подготовке церковных лидеров, исполненных и Божественной, и мирской мудростью, которые будут в мире, но не от мира. Они должны выходить в мир для служения, свидетельствуя о Воплощенной Любви и об освящении человека.

300664722_2633444546789096_3658481679720815286_n.jpg

История Института

Создание Института связано с православным Баламандским мужским монастырем Успения Пресвятой Богородицы. Институт является кульминацией усилий, предпринятых в области религиозного образования в монастыре. В 1832 году архимандрит Афанасий (Касир) основал первую духовную школу в Баламанде под покровительством Антиохийского Патриарха. В первые годы там преподавали арабский язык, церковную музыку, греческий язык, догматику и практическую этику. Позже к предметам добавились русский и турецкий языки, математика, география, история, естествознание, экзегетика, гомилетика, церковная музыка и риторика.

В 1900 году в Баламанде была открыта духовная семинария. Учебная программа строилась по образцу русских духовных училищ. Лучшие выпускники продолжали образование в России.

С началом Первой мировой войны школа закрывалась. В 1962 году ее управление было поручено епископу Игнатию (Хазиму) (впоследствии – Патриарху Антиохийскому Игнатию IV). При нем уровень образования возрос, и учащиеся, число которых увеличилось вдвое, получили право на поступление на Ливанский бакалавриат. В октябре 1971 года Институт был официально открыт Патриархом Илией IV.

Учебная программа строилась по образцу русских духовных училищ. Лучшие выпускники продолжали образование в России

В 1974 году в день памяти покровителя Института, преподобного Иоанна Дамаскина, состоялся первый выпуск. В 1975 году Президент Ливанской Республики издал указ об основании в Баламанде Института православного богословия. Однако начало войны в Ливане вынудило администрацию перевести своих студентов в Салоники для завершения обучения. Позже для выпускников Баламанда стало традицией продолжать богословское образование в Салониках и Афинах.

В 1988 году Институт святого Иоанна Дамаскина стал одним из трех факультетов, входящих в состав Баламандского университета. Сегодня он является неотъемлемой частью университета, а также отличается академическим присутствием по всему миру, благодаря участию своих студентов и преподавателей в международных форумах и конференциях. Кроме того, Институт сохраняет особую внутреннюю среду для изучения антиохийского наследия и научных исследований на Ближнем Востоке.

89841434_1833392586794300_8488319170469953536_n.jpg

Программы обучения

Институт предлагает обучение в соответствии с Болонской системой образования.

Бакалаврская программа

Программа бакалавриата занимает центральное место в миссии Института. Ее целью является предоставление студентам как традиционных, так и современных инструментов, подходов и методов, которые помогут им в служении Церкви и свидетельстве о Христе в арабоязычном мире в качестве пастырей и церковнослужителей.

Эта учебная программа подчеркивает важность интеллектуального обучения студентов в атмосфере ответственности и свободы. Обучение тесно связано с приобретаемым студентами жизненным опытом, глубоко укорененным в христианском наследии. В формировании программы отражена специфическая Антиохийская идентичность.

Программа бакалавриата направлена на формирование базовых академических знаний, которые способствуют выполнению определенных церковных запросов. Студенты, то есть кандидаты в пастыри, должны обучиться заботе о будущих прихожанах. Программа направлена на вовлечение студентов в интеллектуальные и богословские дискуссии, имеющие непосредственное отношение к жизни Церкви; предоставление студентам необходимой подготовки для получения опыта пастырской жизни; оснащение студентов необходимыми академическими инструментами, чтобы они могли получить богословское образование и участвовать в богословских исследованиях высокого уровня в зарубежных и местных университетах.

В этой учебной программе отдается предпочтение методам обучения, которые, с одной стороны, развивают личность и научные способности учащихся, а с другой – знакомят их с духом церковного служения. Образовательная методика, помимо теоретических знаний, дает возможность развития личных талантов студентов. Чтобы начать обучение по этой программе в учебном заведении, студенты должны иметь ливанский аттестат общего среднего образования или его эквивалент, быть не моложе 22 лет, сдать вступительные тесты по арабскому и английскому языкам.

347415307_967559037611144_1762243918746587160_n.jpg

Обучение на программе продолжается 4 года. За это время студенты изучают следующие предметы: современный греческий, арабский, английский языки, Новый Завет на греческом, введение в христианскую доктрину, введение в Новый Завет, литургику, пастырское душепопечение, агиологию, библейский иврит, типикон, философию, Ветхий Завет, церковную музыку. Помимо этого, студентам преподаются эгзегеза Нового и Ветхого Заветов, общая церковная история, догматика, семейное душепопечение, патристика, социология и христианская этика, философия религии, гомилетика, церковный менеджмент, психологическое консультирование, введение в ислам и исламо-христианский диалог, канонистика и другие предметы. Обучение на программе сопровождается практикой студентов на приходах, в больницах, домах престарелых, в тюрьмах и среди людей с особыми нуждами.

Студенты изучают следующие предметы: современный греческий, арабский, английский языки, Новый Завет на греческом, введение в христианскую доктрину, введение в Новый Завет, литургику, пастырское душепопечение, агиологию, библейский иврит, типикон, философию, Ветхий Завет, церковную музыку



Магистерская программа

Талантливым студентам магистерская программа предлагает возможность расширить свои знания в основных богословских областях. Ее цель – подготовить выпускников к решению пастырских задач в современном обществе. Особое внимание уделяется расширению богословских исследований и публикациям на арабском языке. Здесь студенты углубленно изучают каноническое право, догматику, пастырское душепопечение, учатся исследовательской работе с научными источниками, каждый студент работает над индивидуальным проектом.

Здесь студенты углубленно изучают каноническое право, догматику, пастырское душепопечение, учатся исследовательской работе с научными источниками

В рамках студенческого обмена у Русской Православной Церкви существует возможность посылать студентов православных высших учебных заведений на эту программу. Для этого студент должен отвечать необходимым требованиям, куда входит хорошее владение арабским языком.

PhD программа

Спектр исследований докторской программы Института охватывает основные области академических исследований в области богословия: библейскую экзегезу, догматическое богословие, патристику, историю Церкви, пастырское богословие и межрелигиозные исследования. По программе возможен широкий спектр исследований, освещающих антиохийское православное христианское наследие и современные богословские проблемы, стоящие перед современным человеком.

*

Помимо вышеперечисленных очных программ, Институт дистанционно предлагает следующие курсы:

– программа по теологии «Калима» на арабском языке. Это уникальная программа богословского образования, организованная профессорами Института. Она предоставляет качественное богословское образование для всех арабоязычных студентов, независимо от их места жительства. Преданные Церкви христиане, желающие получить богословское образование, но не имеющие возможности очно посещать богословскую школу, теперь могут получить богословское академическое образование через программу «Калима». Целью этой программы является предоставление студентам базовых богословских знаний. Обучение технически осуществляется через платформу электронного обучения Moodle.

Учебный план состоит из 12 курсов, разделенных на 6 семестров, по 2 курса в каждом семестре. Курсы охватывают основные области православного богословия (Священное Писание, догматику, патристику, литургическое богословие, историю Церкви, пастырство и каноническое право). Каждый курс рассчитан на 14 учебных недель, в среднем – одна лекция в неделю. По окончании учебного цикла и после успешного завершения всех курсов (а также выполнения всех требований учебной программы) студенты получают сертификат от администрации Института.

Кроме этого, Институт предлагает Библейские дистанционные курсы и богословские курсы для мирян на испанском языке.

268452668_2422992731167613_7018498929583681975_n.jpg

Студенческая жизнь

Изучение богословия в Баламанде не ограничивается только интеллектуальным диалогом. Большое внимание в Институте уделяется взаимоотношениям между людьми.

Студенты проживают в общежитиях Института в течение нескольких лет, проходя этапы духовной, интеллектуальной и практической подготовки к хиротонии, служению и преподаванию в Церкви.

Священник, у которого есть благословение окормлять людей (в Антиохийской Церкви не каждый священник может принимать исповедь, а только после получения благословения от архиерея), наблюдает за всем, что связано со студенческой жизнью, помогает в духовной жизни студентов. Он также планирует мероприятия, которые обогащают знания и опыт студентов, чтобы их время обучения в Институте было конструктивным.

В Институте учащиеся совместно участвуют в молебнах, общих трапезах и студенческих мероприятиях. Взаимодействие студентов с профессорами обогащает их повседневную жизнь, пробуждает таланты и дает им духовный, культурный и пастырский опыт. В Институте царит атмосфера диалога, широты взглядов и творческого взаимодействия с церковной, социальной и интеллектуальной средой.

Немаловажным для жизни студентов является совершение ежедневного молитвенного правила и участие в богослужениях Баламандского монастыря. День у учащихся начинается в 6:45 утра с совместной молитвы в храме. Затем следует завтрак. Утренние лекции начинаются с 8:30 утра и продолжаются с перерывами до 6 вечера. После этого один час отводится на совместную молитву в храме, а в 7 вечера следует ужин.

Большую радость для студентов приносит совместное проведение некоторых церковных праздников вместе с монастырской братией. Например, день памяти покровителя Института, преподобного Иоанна Дамаскина, святого Иоанна Богослова, основателей Антиохийской Церкви – святых апостолов Петра и Павла, Страстной недели и Святой Пасхи. Нередко эти богослужения возглавляют Антиохийские иерархи и Патриарх.

Хор Института славится умелым владением церковной музыкой, практикуясь еженедельно по несколько часов. Обычно институтский хор поет на богослужениях в Баламандском Патриаршем монастыре, а иногда и в других Антиохийских архиепископиях или за рубежом.

278029205_2513224348811117_1869403323393342125_n.jpg

Библиотека святого Иоанна Дамаскина

История библиотеки святого Иоанна Дамаскина начинается с XIX века. Сегодня она находится в отдельном здании, предоставляя студентам пользование множеством различных ресурсов. В ней хранится более тридцати тысяч томов книг на арабском, английском, французском, русском, румынском и греческом языках, местные и международные периодические издания, общие и специализированные энциклопедии, а также разные редкие словари. Кроме того, в библиотеке есть доступ к коллекции старых рукописей Баламандского монастыря и к цифровым коллекциям из православных монастырей и приходов Ливана и Сирии.

Ежегодно на базе Института проводятся международные конференции на актуальные темы современности, где выступают ученые на арабском и английском языках. Каждый год Институт выпускает богословский сборник, куда включаются статьи и на французском языке. Регулярно выходят научные публикации как преподавателей, так и студентов. Среди них встречаются переводы на арабский язык русских духовных книг.

*

Подавляющее большинство священнослужителей и архиереев Антиохийской Церкви являлись в свое время выпускниками богословского факультета Баламандского университета. В 2011 году Баламанд посетил Святейший Патриарх Кирилл. В приветственном слове он сказал: «Вы делаете все вместе большое дело, очень важное не только для Ливана, но и для всего Вселенского Православия. Современная богословская школа, существующая в Антиохийском Патриархате, являет собой пример того, как, сочетая церковную традицию благочестия, веры, можно развивать интеллектуальные знания, в том числе и для того, чтобы разумно поддерживать миссию Церкви.

Мир рационализируется, и ни одно явление сейчас не принимается, если оно не будет достаточно логично представлено, если оно не будет иметь интеллектуальную поддержку, и это имеет отношение, в том числе и к церковной проповеди, к свидетельству о Христе. Современное общество устроено так, что огромное значение имеют логика и сила интеллектуального убеждения. И для того, чтобы священник обладал такой способностью, он должен получить высшее образование, он должен быть человеком современным, потому что «самая главная задача Церкви – словами актуализировать все то, что Христос сделал и сказал для спасения рода человеческого».

Александра Калиновская