Проповедь и.о. ректора Академии протоиерея Вадима Леонова на молебне перед началом учебного года

Московская Сретенская  Духовная Академия

Проповедь и.о. ректора Академии протоиерея Вадима Леонова на молебне перед началом учебного года

186



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, профессора и преподаватели, учащие и учащиеся Сретенской духовной академии, мы стоим на пороге нового учебного года. 

Замечательно, что в жизни каждого человека есть даты, когда мы можем начать новый этап своей жизни: день рождения, новый год, день Ангела или, как сегодня, начало нового учебного года. Человеку хочется взойти на новую ступень жизни — это естественное и богоугодное стремление. Давайте вспомним, что в Евангелии Господь Иисус Христос побуждает нас к этому: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть совершенствоваться — это призвание Божие. Если мы совершенствуемся, то сегодня мы можем сделать нечто большее, чем вчера, а завтра — нечто лучшее, чем сегодня.

В этом плане новый учебный год, естественно, предполагает, что мы поднимемся на очередную, более высокую ступень своей жизни. Однако на этом пути к небу, на пути к совершенству, человек очень часто допускает множество ошибок. Сегодня позвольте сказать о двух самых распространенных.

Первая ошибка заключается в том, что человек, вступая на новую ступень, порой думает, что перед ним чистый лист бумаги и он сейчас начнет писать свою жизнь заново, как будто бы до этого он не жил, не трудился, не падал и не поднимался. Вторая ошибка возникает, когда человек идеализирует прошлое и думает, что в прошлом было всё более-менее хорошо, поэтому я просто воспроизведу всё, что было вчера, позавчера и обеспечу себе стабильное хорошее существование.

В чем опасность этих двух подходов, которые по сути своей противоположны? В первом случае человек пытается на каждом этапе жизни построить новый дом, начиная от основания, от котлована, но времени и ресурсов не хватает, поэтому он так и переселяется из одного недостроя в другой. А во втором случае человек пытается скопировать прошлое, но каждая копия уступает оригиналу, и копия от копии становится все хуже и хуже. Таким образом все эти уподобления в конце концов становятся совсем непригодными к жизни. 

Как же можно избегнуть этих опасностей? Первая преодолевается, когда мы понуждаем себя всматриваться в свое прошлое и видеть в произошедших событиях своей жизни, в судьбах близких, друзей и знакомых явное действие Промысла Божия. В этом случае прошлое открывается как духовная ценность, как великий урок от Бессмертного Учителя, из которого необходимо сделать выводы на будущее. Тогда открывается, что Бог всегда рядом с нами, Он указывает путь, помогает каждому нашему благому намерению. Если мы сможем в своем прошлом увидеть благую десницу Божию, возблагодарить Его за это, тогда и в нашем сегодняшнем дне эти дары Божии приумножатся. Они не пропадут, будут плодоносить по-новому. Такое осмысление прошлого — твердое основания для шага вперед и вверх.

Вторая опасность обусловлена неспособностью замечать ошибки человеческие, особенно свои, человеческую греховность. Она преодолевается, когда мы начинаем осознавать, что наше прошлое состоит не только из промыслительных действий Бога, но и из человеческих усилий, которые часто осквернены грехом и страстями, поэтому даже хороший результат далеко не идеален, и часто бывает хорошим именно вчера, и не всегда поддается для удачного воспроизведения сегодня.

В первом случае люди, не замечая Промысла Божия в своем прошлом, не ценя свое прошлое, превращаются в существ, которые постоянно прилагают новые усилия в своей жизни и не получают плода. В каком-то смысле они напоминают ветхозаветного ослика, который привязан к мельничному жернову и должен по кругу вращать его бесконечно, до отупения. А во втором случае люди, которые ценят свое прошлое и пытаются всё время в него вернуться, несмотря на свои благие намерения, тоже совершают ошибку. Благие намерения — это еще не гарантия истинности. Давайте вспомним, что даже в жизни великих святых, если они упускали из виду свою немощь и человеческую греховную поврежденность, непросто осуществлялось взаимодействие с Промыслом Божием. Ошибался пророк Илия, когда думал, что в Израиле нет никого, кроме него, кто бы не преклонил колени пред Ваалом. Ошибся пророк Иона, когда предположил, что, отправившись на корабле в Фарсис, можно избегнуть волю Божью. Ошибся и пророк Давид, когда предпочел удовлетворить свои желания, вступив в отношения с Вирсавией, а не волю Божию.

Если даже для святых людей взаимодействие с Промыслом Божьим было непростым делом, то тем более нам сложно избегнуть ошибок. Но чтобы их хотя бы уменьшить, важно, вступая на новый этап, посмотреть в свое прошлое, трезво его осмыслить, вынести из него всё духовно ценное и оставить всё греховное и тленное, чтобы верно начать новый этап жизни.

Сегодня, во время молебна перед началом нового учебного года, давайте помолимся о том, чтобы мы приобрели эти две добродетели, эти два качества в своей жизни: с одной стороны, способность сделать шаг вперед, с другой — сохранить и приумножить всё то, что мы получили от Бога в своем прошлом. Аминь.