4937
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, профессора и преподаватели, учащие и учащиеся Сретенской духовной академии, мы стоим на пороге нового учебного года.
Замечательно, что в жизни каждого человека есть даты, когда мы можем начать новый этап своей жизни: день рождения, новый год, день Ангела или, как сегодня, начало нового учебного года. Человеку хочется взойти на новую ступень жизни — это естественное и богоугодное стремление. Давайте вспомним, что в Евангелии Господь Иисус Христос побуждает нас к этому: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть совершенствоваться — это призвание Божие. Если мы совершенствуемся, то сегодня мы можем сделать нечто большее, чем вчера, а завтра — нечто лучшее, чем сегодня.
В этом плане новый учебный год, естественно, предполагает, что мы поднимемся на очередную, более высокую ступень своей жизни. Однако на этом пути к небу, на пути к совершенству, человек очень часто допускает множество ошибок. Сегодня позвольте сказать о двух самых распространенных.
Первая ошибка заключается в том, что человек, вступая на новую ступень, порой думает, что перед ним чистый лист бумаги и он сейчас начнет писать свою жизнь заново, как будто бы до этого он не жил, не трудился, не падал и не поднимался. Вторая ошибка возникает, когда человек идеализирует прошлое и думает, что в прошлом было всё более-менее хорошо, поэтому я просто воспроизведу всё, что было вчера, позавчера и обеспечу себе стабильное хорошее существование.
В чем опасность этих двух подходов, которые по сути своей противоположны? В первом случае человек пытается на каждом этапе жизни построить новый дом, начиная от основания, от котлована, но времени и ресурсов не хватает, поэтому он так и переселяется из одного недостроя в другой. А во втором случае человек пытается скопировать прошлое, но каждая копия уступает оригиналу, и копия от копии становится все хуже и хуже. Таким образом все эти уподобления в конце концов становятся совсем непригодными к жизни.
Как же можно избегнуть этих опасностей? Первая преодолевается, когда мы понуждаем себя всматриваться в свое прошлое и видеть в произошедших событиях своей жизни, в судьбах близких, друзей и знакомых явное действие Промысла Божия. В этом случае прошлое открывается как духовная ценность, как великий урок от Бессмертного Учителя, из которого необходимо сделать выводы на будущее. Тогда открывается, что Бог всегда рядом с нами, Он указывает путь, помогает каждому нашему благому намерению. Если мы сможем в своем прошлом увидеть благую десницу Божию, возблагодарить Его за это, тогда и в нашем сегодняшнем дне эти дары Божии приумножатся. Они не пропадут, будут плодоносить по-новому. Такое осмысление прошлого — твердое основания для шага вперед и вверх.
Вторая опасность обусловлена неспособностью замечать ошибки человеческие, особенно свои, человеческую греховность. Она преодолевается, когда мы начинаем осознавать, что наше прошлое состоит не только из промыслительных действий Бога, но и из человеческих усилий, которые часто осквернены грехом и страстями, поэтому даже хороший результат далеко не идеален, и часто бывает хорошим именно вчера, и не всегда поддается для удачного воспроизведения сегодня.
В первом случае люди, не замечая Промысла Божия в своем прошлом, не ценя свое прошлое, превращаются в существ, которые постоянно прилагают новые усилия в своей жизни и не получают плода. В каком-то смысле они напоминают ветхозаветного ослика, который привязан к мельничному жернову и должен по кругу вращать его бесконечно, до отупения. А во втором случае люди, которые ценят свое прошлое и пытаются всё время в него вернуться, несмотря на свои благие намерения, тоже совершают ошибку. Благие намерения — это еще не гарантия истинности. Давайте вспомним, что даже в жизни великих святых, если они упускали из виду свою немощь и человеческую греховную поврежденность, непросто осуществлялось взаимодействие с Промыслом Божием. Ошибался пророк Илия, когда думал, что в Израиле нет никого, кроме него, кто бы не преклонил колени пред Ваалом. Ошибся пророк Иона, когда предположил, что, отправившись на корабле в Фарсис, можно избегнуть волю Божью. Ошибся и пророк Давид, когда предпочел удовлетворить свои желания, вступив в отношения с Вирсавией, а не волю Божию.
Если даже для святых людей взаимодействие с Промыслом Божьим было непростым делом, то тем более нам сложно избегнуть ошибок. Но чтобы их хотя бы уменьшить, важно, вступая на новый этап, посмотреть в свое прошлое, трезво его осмыслить, вынести из него всё духовно ценное и оставить всё греховное и тленное, чтобы верно начать новый этап жизни.
Сегодня, во время молебна перед началом нового учебного года, давайте помолимся о том, чтобы мы приобрели эти две добродетели, эти два качества в своей жизни: с одной стороны, способность сделать шаг вперед, с другой — сохранить и приумножить всё то, что мы получили от Бога в своем прошлом. Аминь.