1129
Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из книги священников Павла Сержантова и Вячеслава Фомина – «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни». В представленном отрывке авторы показывают, как в человеке развивается греховная мысль, и как с ней бороться, основываясь на опыте святых отцов Церкви. Освещается учение преподобного Иоанна Лествичника о противостоянии греховным помыслам, где разбираются различные этапы влияния греха: от начального появления мысли до её превращения в страсть, с акцентом на необходимость своевременного сопротивления и значении покаяния в духовной жизни. Данное учение предназначено для поддержки верующих в их духовном росте и борьбе с искушениями.
На этот вопрос отвечает преподобный Иоанн Лествичник. Он расписывает последовательность вражьих действий по фазам, применительно к страсти блуда. Сначала бесы подбрасывают человеку греховный помысл. Эта фаза называется прилог помысла, то есть помысл прилетает-прилагается к человеку. Если человек проигнорировал греховный помысл, то бесовская провокация не удалась.
Если же человек уделил внимание вражьему помыслу, то он попадает в опасное положение, в зону повышенного риска согрешить. Это фаза сочетания с греховным помыслом. А дальше развилка. Человек и на фазе сочетания способен распознать пагубную суть помысла. Увидеть, что бесы приготовили военную хитрость, ополчиться на них и отсечь помысл. То есть наотрез отказаться его принимать: «Это не мое. Ничего общего с этим иметь не хочу. Господи, помоги! Меня демонский помысл искушает». Вот молитвенное противодействие подобному помыслу: «отсечь помысл» — это как мечом отрубить. Важно заметить, что на фазе сочетания духовная брань не требует от человека много сил, и чем раньше человек начнет сопротивление помыслу, тем успешнее и легче ему будет избавиться от него.
Однако мы упомянули о развилке. Дело в том, что при сочетании с помыслом возможен и неблагоприятный вариант: человек не отсекает помысл, а напротив, останавливает свое внимание на нем, начинает ощущать его привлекательность. Это фаза называется сосложением с греховным помыслом. Теперь помысл вызывает в человеке ответное греховное желание. И это уже потакание греху. Человек не просто в одном шаге от греха, он уже получил легкое ранение от врага. Хотя, возможно, в запале рану пока не замечает.
И в этот момент опять-таки перед ним возникает развилка: попустительствовать врагу или все же контратаковать. Почувствовав желание реализовать притягательный помысл, человек может осознать, что помысл этот — от врага, заметить ранение и сообразить, что он на прицеле у врагов. Это обстоятельство все меняет. Оказывается, враг предлагает ему нарушить волю Божию. Враг хочет выманить его из ополчения Господня, отдалить от Бога и расправиться с ним один на один.
Тогда разворачивается противоборство между двумя желаниями: исполнить волю Божию и отсечь греховный помысл или нарушить волю Божию, совершив грех. Это уже настоящая борьба с греховным помыслом, вступление в духовный бой, хотя и несколько запоздалое, а потому трудное. Здесь наблюдается паритет сил, и неизвестно, кто выиграет сражение. Если человек справляется с помыслом, борьба выиграна и вражий помысл нейтрализован. Человек воздерживается от греха, благодарит Бога за победу и думает о своих ошибках, которые чуть не привели его к большому поражению. Выигранная борьба нередко влечет за собой чувство близкого присутствия Бога, Его благодатной поддержки.
Если же духовная борьба проиграна, то греховный помысл захватывает, завоевывает человека. Это фаза пленения греховным помыслом. Человек не в силах эффективно сопротивляться помыслу, он не контролирует ситуацию. Греховный помысл властвует над человеком, заставляя его воплотить греховное желание, согрешить не только в мыслях, в воображении, но и на деле. Следующая фаза за пленением — это страсть, то есть помысл стал настолько силен, что называется страстью — мощной энергией, которой человек в одиночку противостоять мало способен. Более того, человек в состоянии страсти часто и не хочет противостоять ей. Его устраивает наслаждение, которое дает страсть, хотя с каждым разом это наслаждение уменьшается и нарастают негативные последствия страсти.
Служитель страсти не ждет прилогов, он сам стремится удовлетворить страсть. Если прилог помысла случится с ним, он не отсекает греховный помысл, а принимает его. Собеседует сочетается с ним, сослагается-услаждается им, стремится реализовать грех не только помышлением и словом, но делом.
Скажем кратко о пленении греховным помыслом. Возьмем такой пример. Можно ли бежать из плена? Попал боец в окружение, враги подкрались к нему незаметно. Улучили момент, выманили из укрытия, атаковали, разоружили его, связали и отвезли к себе в тыл. Там все чужое, смертью пахнет, там страшно и тягостно. А тут еще вражья пропаганда: «Мы не хотим тебя уничтожить. Соглашайся сотрудничать с нами, и все будет хорошо». Кто-то поддается на пропаганду, ломается; за временные привилегии, положенные предателям, губит свою душу. А кто-то думает: «Ладно, сейчас я сделать ничего не могу. Придется пока по их правилам пожить, согласиться. Наступит время, к своим убегу, поквитаемся еще». Бывает, что побег из плена удается, несмотря на все козни вражеские.
В духовной жизни все происходит примерно так же. Плененный страстью человек может в какой-то момент понять горькое положение, в котором оказался, и, собрав остаток сил, сотворить перед Богом покаяние. И с Божьей помощью освободиться из плена греховного. А затем приступить к борьбе с пленившей страстью. Враги за покаяние обязательно будут мстить и постараются вернуть сбежавшего к себе. Так что на одномоментном покаянии нельзя остановиться и успокоиться, нужно дальше шагать в сторону борьбы против страсти.
* * *
Искреннее покаяние всегда возвращает нас к своим, в народ Божий, а борьба со страстями делает из нас воинов Христовых. Покаяние служит основным видом духовного сопротивления. Везде, где есть грех — очевидный или не очень, — он побеждается покаянием. Посмотрим еще раз на описанные преподобным Лествичником фазы духовного сражения: прилог помысла, сочетание, сосложение, борьба, пленение, страсть.
В каких фазах явно присутствует грех? Преподобный Иоанн пишет, что за прилог несут ответственность наши враги. Наше дело — прилоги отсекать. При сочетании человек «собеседует с помыслом», или бесстрастно, или нет, по-разному бывает. Если не бесстрастно, то в сочетании уже присутствует нечто греховное, и это нужно очищать покаянием. Мера греховной вины человека с каждой фазой (сосложение, борьба, пленение) нарастает, и нарастает нужда в покаянном противодействии греху.
Преподобный Иоанн замечает, что в духовной войне очень важен навык. Например, человек с навыком греховной жизни борьбу против греховного помысла не ведет. Он уже сдался помыслу, прекратил сопротивление. Даже фазы сосложения и сочетания у него могут отсутствовать. Под влиянием вражеского внушения он перестал быть воином Христовым, превратился в прислужника страсти. Бесы даже перестали подкидывать ему помыслы. Зачем им лишнюю работу делать? Человек сам стремится на услужение страсти, ищет любые пути, как страсть удовлетворить. Это все следствия греховного навыка. Человек попадает в рабство греху и даже не думает бежать из греховного сладкого плена.
Или другой случай: человек, привыкший ко греху, все же признает, что хорошего в плену мало. Однако вражеская пропаганда убедила его: «После драки кулаками не машут. Теперь уж живи, как сложилось. Все равно себя не переделаешь». Насквозь лживая мысль! Пока не пришла смерть, человек может начать боевые действия против врагов, даже если он давно находится в плену у врага. Тот, кто догадался, что он в горьком плену, стои́т буквально в одном шаге от спасительного покаяния и начала борьбы за свою свободу. Поэтому бесы всячески убеждают его примириться со своим положением, не бунтовать против греха. Они-то знают, что покаяние творит чудеса. Бесы боятся покаяния.
Мы рассмотрели, к чему приводит навык потакания греху. Навык ведения духовной брани дает противоположные результаты. Какие именно? Боевые действия начинаются сразу, с появления прилога греховного помысла и сочетания. Воин Христов знает, как легко попасть в плен ко врагу и как непросто оттуда выбраться. Он уклоняется от «демонского стреляния» греховным помыслом и избавляется от помысла на ранних стадиях. Боевые операции опытного христианина отличаются предусмотрительностью. Он отсекает помысл в момент прилога, старается не допускать сочетания, хранит свой ум от сосложения.
* * *
Подвижники мужественно бились против греха и подробно описывали последовательность действий врага, чтобы мы лучше знали его приемы. «Лествица» раскрывает эту последовательность на примере страсти блуда: прилог блудного помысла и т. д. Думается, аналогичная последовательность существует и в действии страстей чревоугодия, сребролюбия, тщеславия.
Интересно, что в «Лествице» описано и другое, более интенсивное и внезапное действие страсти блуда на подвижников — это набег мысли. То есть приведенная выше схема не единственная, хотя она и удобна для понимания многих жизненных ситуаций. Авва Иоанн добавляет пример из жизни «просвещеннейших и рассудительнейших из отцев». Ценный в глазах подвижников дар — духовное рассуждение — позволил приметить еще один способ, каким блудная страсть нападает, — набег мысли. Это мгновенная «вспышка» блудной страсти, подобная вспышкам гнева.
Вся многоэтапная бесовская осада — прилог, сочетание и далее со всеми остановками — в случае опытных воинов Христовых не дает ожидаемого эффекта. Подвижники мужественно выдерживают осаду и успешно отсекают помыслы. Тогда враги предпринимают набег мысли, ошеломительную по быстроте атаку. Подвижник не успевает на нее среагировать, изготовиться к бою и вступить в сражение. Страстной помысл моментально сообщает душе человека некое сильное страстное движение. Христианин высокой духовной жизни чувствует, что душа его осквернилась, ощущает, что благодать духовного просвещения (безмолвия) оставила его, и оплакивает свое бедствие; а обычный человек вообще этого не замечает.
Перечисляя этапы укоренения греховного помысла, авва Иоанн Лествичник отмечает, что этап борьбы в каких-то случаях может отсутствовать. При набеге мысли нет сочетания, нет сосложения и борьбы. «Он [набег мысли] проходит в душе столь быстро, — пишет Лествичник, — что без времени, без слова и образа мгновенно представляет подвизающемуся страсть». Набег мысли добивается осквернения страстью без классических многократных прилогов помысла, за одну атаку со «сверхзвуковой» скоростью.
Авва Исаак Сирин по теме борьбы против страстей делает замечательное уточнение по страсти уныния: если блудный помысл (прилог помысла) обычно приражается, приносит удовольствие, а потом скорбь, — то уныние действует иначе, не услаждением, а сразу скорбью. Нет «классического» прилога помысла (соблазнительного слова или образа). Нет сочетания и сосложения. Есть другое: уныние налагает на душу тяжесть.
К сожалению, борьбу против уныния мы ведем далеко не всегда. Почувствовав тяжесть на душе, человек думает: «Какой-то у меня сегодня меланхоличный день задался. Да и как иначе? Самочувствие сегодня не очень. А тут еще поводов для тоскливого настроения прибавилось. С утра о подорожании объявили, через полчаса был тревожный звонок с работы...» У человека и в мыслях нет, что это уныние гнет его в дугу. Он врага в упор не видит. Он считает, что это просто его собственное настроение. Считает, что проявление его меланхолической натуры соединилось с нездоровьем, подорожанием и проблемами на работе. Человек и не догадывается, что так тяжко ему, потому что его пленила страсть уныния. Со временем она становится «второй натурой» человека, и душа сама выискивает поводы для уныния, мучается им и снова отправляется на поиски «негатива». А поводов для уныния в любом выпуске новостей более чем достаточно, во много раз больше предельно допустимой нормы.
Конечно, наплыв унылого настроения трудно назвать «классическим» приражением помысла. В уныние впадают не через усладительный этап сосложения. И это отсутствие услаждения, отсутствие дополнительной притягательности помогает нам бороться с унынием и печалью. Вот почему, согласно преподобному Исааку Сирину, крепость души «изведывается в победе над страстями, ведущими брань приражением помыслов.
Книгу «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни» священников Павла Сержантова и Вячеслава Фомина можно найти в магазине «Сретение» по адресу: г. Москва, ул. Лубянка, 17, стр. 1.