Сретенская духовная академия

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Бог Господь, и явися нам»: богословско-филологический комментарий к песнопению «Бог Господь» со стихами Почти за каждым вечерним богослужением мы слышим особое песнопение, которое называется в церковной традиции «Бог Господь». Оно состоит из избранных стихов 117-го псалма, которые имеют хвалебное значение.
“Ныне отпущаеши”: богословско-филологический комментарий Всем верующим хорошо известна молитва «Ныне отпущаеши». Дивные ее слова изрек по вдохновению праведный Симеон Богоприимец – трехсотлетний старец. Евангелие от Луки свидетельствует, что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).
Встреча-беседа «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?». Часть 1 В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?»  для гостей провел кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой Богословия Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов.

«Закон и Справедливость. Что важнее?». Часть 1 В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары.
«Возлюбленный избранник Божией Матери» Комментарий к тропарю и кондаку преподобному Серафиму Саровскому 15 января Церковь празднует память великого русского святого преподобного Серафима Саровского. Предлагаем читателям сайта Сретенской духовной академии богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 36

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 9 Иеродиакон Александр (Урбанович) Аналитическое прочтение творений святых отцов, попытка осмысления главного вектора их мышления создают предпосылки для выявления общности идей современной науки и естественнонаучных прозрений святых отцов. Это, по нашему мнению, может стать наиболее конструктивным элементом в диалоге между наукой и богословием.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 8 Иеродиакон Александр (Урбанович) Святые отцы говорят о формообразующей особенности качеств. Но качества не существуют сами по себе. Только соединение качеств с бесформенной материей («почти ничто» у блаженного Августина) создает видимое и познаваемое естество. Без этого соединения ни материя не приобретает очертаний (бесформенная материя), ни качества опознаваемыми не становятся («голые умопредставления»).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 7 Иеродиакон Александр (Урбанович) В поисках универсальной теории всего, теории, способной в едином формализме описать все физические законы, «движущей силой» для физиков-теоретиков была и остается убежденность в гармоничном и слаженном устройстве мира, проявляющемся в скрытых симметриях. В связи с этим идея геометрической симметрии, обнаруженная пифагорейцами и Платоном в интерпретации материи в виде правильных многогранников, является дополнительным аргументом в пользу разумного с точки зрения эстетики направления современной физики.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 6 Иеродиакон Александр (Урбанович) В основе всего существующего во Вселенной многообразия лежит конечное число фундаментальных «кирпичиков», а все многообразие физических явлений также сводится всего лишь к четырем видам физических взаимодействий. Почему же фундаментальных частиц именно столько и они обладают именно такими и никакими другими характеристиками? Почему физических взаимодействий именно четыре? И существует ли между ограниченным числом фундаментальных частиц и взаимодействий более тесная связь, позволяющая объяснить их характеристики с позиции единой модели, единой научной теории?
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 5 Иеродиакон Александр (Урбанович) Круговое движение света, о котором говорит святитель Григорий Нисский, естественнее согласуется с теорией тяготения Эйнштейна и связанным с ней представлением о кривизне пространственно-временного континуума, нежели с ньютоновской теорией тяготения и «плоским» евклидовым пространством.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 4 Иеродиакон Александр (Урбанович) Революционную модель «геометрии» Вселенной предложил Альберт Эйнштейн, который в рамках развития общей теории относительности пришел к пониманию искривления пространства-времени в пределах гравитационного поля. В дорелятивистской ньютоновской физике господствовала модель бесконечной Вселенной с евклидовой геометрией. Эйнштейн пришел к представлению о конечной по объему, но не имеющей границ Вселенной с неевклидовой метрикой пространства.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 3 Иеродиакон Александр (Урбанович) Блаженный Августин в «Исповеди» рассуждал так: «Если и будущее и прошлое существуют, я хочу знать, где они. Если мне еще не по силам это знание, то все же я знаю, что где бы они ни были, они там не прошлое и будущее, а настоящее. Если и там будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы они ни были, но они существуют только как настоящее».
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 2 Иеродиакон Александр (Урбанович) А. Пуанкаре приходит к удивительному результату: качественное психологическое время мы преобразуем в количественное физическое, руководствуясь не правильностью способа измерения, а удобством. По умолчанию мы принимаем те условия измерения, которые не порождают дополнительных трудностей в расчетах, и «закрываем глаза» на сопутствующие факторы, малозначительные, но объективно существующие. Не существует «абсолютного» способа измерения времени; тот, который принимается, является лишь более удобным.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Александр (Урбанович) Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Александра (Урбановича) (научный руководитель – иерей Александр Тимофеев), затрагивающая одну из острых проблем современности – соотношения науки и веры.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 8 В ХХ ВЕКЕ Иеродиакон Никон (Горохов) Жизнь монастырей очень тесно связана с жизнью данного, конкретного государства, с его политикой по отношению к Церкви, выраженной в идеологии и, как следствие, в ее законодательстве. Так, до революции государство поддерживало монастыри, после революции – физически уничтожало». Сегодня государство относится к монастырям и монашеству толерантно, то есть в духе западной доктрины нейтральности ко всему духовному и антидуховному.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 7 ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ Иеродиакон Никон (Горохов) На Всероссийском монашеском съезде 1909 года и на Поместном Соборе Русской Церкви 1917–1918 годов были приняты важнейшие решения, касающиеся духовной жизни монастырей, определяющие и регламентирующие порядок жизни в них, в том числе и вопросы приема в монастырь и снятия монашеского сана. Для русского монашества решения эти имели колоссальное оздоравливающее значение, ибо они заложили основу его будущего духовного возрождения.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 6 РУССКОЕ МОНАШЕСТВО Иеродиакон Никон (Горохов) Уже в самом начале существования на Руси христианства и монашества монастырская жизнь оригинальным образом комбинировалась с приходскою в тех монастырях и монашеских слободках, которые представляли собой одновременно и монастырь, и приходскую церковь.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 5 ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ О МОНАШЕСТВЕ Иеродиакон Никон (Горохов) «Позволительно христианину избрать подвижническое житие и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступить в монастырь и пострищися по образу монашескому, аще бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог рек: грядущаго ко Мне не изжену вон. Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния, то искренно присоединяющегося к оному одобряем; и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение» (43-е правило VI Вселенского Собора).
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 4 РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И МОНАШЕСТВО Иеродиакон Никон (Горохов) Византийские императоры, как православные государи, своими постановлениями, имеющими силу закона для всех жителей империи, утверждали и поддерживали каноны Православной Церкви. Это поразительный случай в истории Церкви, когда каноны церковные признавались законами государственными и охранялись государственной властью.

Страницы: 1 ... 76 77 78 79 80 81

Язык как код русской культуры. Часть 2 В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Язык как код русской культуры» для гостей провела доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Древних и новых языков Лариса Ивановна Маршева.
Финуниверситет совместно со Сретенской духовной академией продолжает просветительский проект для школьников из Самары - будущих амбассадоров Международного движения по финансовой безопасности 3-4 февраля 2025 года Финансовый университет и Сретенская духовная академия провели цикл мероприятий для школьников по продвижению культурно-исторического наследия среди молодежи. Участниками второй смены просветительского проекта стали 46 обучающихся из Самары – детей военнослужащих-участников СВО.
Преподобный Амвросий Оптинский и расцвет традиций оптинского старчества Иеромонах Никон (Париманчук) Представляем вашему вниманию рассказ о жизни, приходе к монашеству, личных испытаниях, а также советы по борьбе с конкретными страстями и духовные наставления самого известного и любимого в народе оптинского старца – Амвросия.
Сретенская духовная академия объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава Сретенская духовная академия объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по следующим кафедрам:
Богословия, Древних и новых языков, Пастырского душепопечения, Церковной истории
«Сопереживание страждущему Спасителю»: об антифонах Великой Пятницы Яков Белый-Кругляков Богослужения Страстной Седмицы наполнены воспоминаниями о событиях, происходивших в последние дни перед погребением и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вечер Великого Четверга наиболее наполнен текстами, повествующими о предательстве Спасителя Иудой и последних страшных часах перед смертью Господа.
Вниманию абитуриентов Сретенской духовной академии, а также других духовных школ Московского региона Сообщаем вам, что в 2024 г. для абитуриентов духовных школ, проживающих на территории г. Москвы, будет действовать следующий порядок подачи документов к Расширенному заседанию Экзаменационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы для получения обязательной рекомендации к поступлению.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 26

Преподаватель СДА А.И Солодков выступил с докладом на XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях Преподаватель Академии А.И Солодков принял участие в работе секции «Актуальные вопросы современной апологетической миссии», где поделился опытом реабилитации отпавших от Церкви
В СДА прошла Пятая ежегодная конференция Научного центра патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова 24 декабря в Академии состоялась конференция Научного центра имени проф. А.И. Сидорова на тему «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
Весной 2023 года в СДА состоится конференция, посвященная трудам и наследию новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века В апреле 2023 года в СДА состоится конференция на тему «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиепископа Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века»
14-15 марта в СДА и МинДА пройдет III Международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир» Начинается прием заявок для выступления на III Международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир», посвященной теме «Человек и Вселенная: поиск гармонии».

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 22

Обращение Отцов Церкви к понятию «образ Божий»: путь к единому богословскому выводу Павел Сизинцев Для того, чтобы решить вопрос о том, что такое «образ Божий» и что оно в себя включает, потребовалось немало времени ― около восемнадцати столетий. Это понятие рассматривалось практически в каждом веке и у каждого знаменитого церковного деятеля своего времени.
Любовь, жизнь, сердце и совесть: праведный Иоанн Кронштадтский о Боге и человеке Иеродиакон Питирим (Ануфриев) Совесть указывает на различие между добром и злом, иными словами, регулируют духовную жизни христианина, который старается жить по Евангелию и возделывает в себе начатки любви.
Политика большевиков и ее последствия в годы патриаршества свт. Тихона (Беллавина): мнение эмиграции Диакон Максим Скворцов Как могла действовать эмиграция в такой сложный период для Русской Православной Церкви? Она пыталась помочь, просив помощи у зарубежья, но не обладала точной информацией, что порождало множество разных мнений по поводу политики большевиков.
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла учащим и учащимся духовных учебных заведений Русской Православной Церкви с началом учебного года Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Ректорам, преподавателям и наставникам, студентам и воспитанникам духовных учебных заведений...
«Страстность ― наказание за преступление Адаму»: размышления прп. Максима Исповедника Иерей Сергий Сафаров Первый человек до грехопадения и после него. Каким он был? Знал ли что о страсти и что таилось в нем? Бог всегда дает право на выбор. И человек выбрал путь, отказавшись от главных благ: нетления и бессмертия.
Этапы русской эмиграция и ее литературная деятельность в 20-30 гг. XX века Диакон Максим Скворцов Изучение жизненной деятельности и печатных изданий русской эмиграции позволяет выявить особенности отношений между Русской Православной Церковью за рубежом и Русской Православной Церковью в России. Это и является главной целью автора статьи
«Образ Божий» ― образ Иисуса Христа: учения Отцов Церкви по Писанию Павел Сизинцев Откуда в нашей жизни появилось словосочетание «образ Божий» и что оно в себе несет? Разобраться в этом помогают Святые Отцы, которые всегда опираются на самые важные тексты христиан ― Ветхий и Новый Завет
«От поражения ума до увлечения телесными наслаждениями»: результаты грехопадения по Максиму Исповеднику Иерей Сергий Сафаров Что произошло с человеком, когда грех вошел в наше бытие? Обращение к трудам прп. Максима Исповедника неслучайно. Через его богословский талант можно прийти к ответу на данный вопрос, где прорабатывается каждая деталь изменения в человеке.
Тематические наставления знаменитых пастырей сер. XIX - нач. XXI. Алексей Веткин Прежде, чем встать на путь священства нужно подумать, какой это ответственный шаг и побольше узнать об этом. Поэтому следует обратиться к сокровищнице духовной мудрости ― к творениям всем известных священнослужителей
«Христианства нет без Церкви» и другие поучения св. прав. Иоанна Кронштадтского Иеродиакон Питирим (Ануфриев) Сейчас многие люди ходят в храм: в детстве их крестят, затем они уже сами исповедуются, причащаются, но все ли понимают, зачем это нужно? Кронштадтский пастырь много говорил об этом своим современникам, которые не так уж сильно отличались от нас
«Не попасть во вражьи сети»: о предостережениях в сердечной молитве Иеромонах Лука (Ауле) Самый сложный вид Иисусовой молитвы ― сердечное делание. О нем обычно не пишут и практически не наставляют в этом деле. Но крупицы поучений можно найти в трудах Паисия Величковского и Оптинских старцев.
«Тайны человека ― тайны всего мира»: антропология по Максиму Исповеднику Иерей Сергий Сафаров Состояние человека до грехопадения, цель его сотворения, его место во вселенной и его роль в отношениях окружающего мира с Создателем. Узнаем, что писал об этом прп. Максим Исповедник и какие делал выводы по данным вопросам.
«Слова забываются, а образ человека остается»: облик пастыря по трудам авторов XIX-XX вв. Алексей Веткин У каждого человека свой характер, поведение и жизненные принципы. Но если этот человек ― священнослужитель, на него накладывается большая ответственность ― он всегда должен помнить, Чей Образ представляет собой и перед Кем отвечает за паству.
Домостроительство спасения: по поучениям св. прав. Иоанна Кронштадтского Иеродиакон Питирим (Ануфриев) Среди проповедей и дневниковых записей трудно бывает найти что-то определенное, а потому здесь получения праведного Иоанна объединены и распределены по темам, из которых составлены интересные подборки.
Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам "Лавсаика") Научное издание «Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”)», выпущенное издательством Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарией — перевод с французского языка труда, подготовленного отцами Гавриилом (Бунге) и Адальбером (де Вогюэ) с целью представить специалистам, монашествующим, а также всем тем, кто интересуется монашеской жизнью, портреты четырех великих подвижников Египетской пустыни.

Страницы: 1 ... 108 109 110 111 112 ... 152