Радость сия принадлежит и вам

Московская Сретенская  Духовная Академия

Радость сия принадлежит и вам

252




Наступило Светлое Христово Рождество. Послушаем, что говорили святые об этом событии. 

Преподобный Антоний Великий:

Господь наш Иисус Христос, по непостижимому смирению Своему, покрыл Божество Свое человечеством, так что все смотрели на Него, как на человека, тогда как Он не человек только был, но Бог вочеловечившийся, как написано: «И Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1: 14). Однако же Господь не стал вне Своего Божества через Свое Воплощение, которое было Ему необходимо для устроения нашего спасения. 

Преподобный Ефрем Сирин:

Неизреченно рождение Твое, Господи, никаким языком не может быть сказано; недомыслимо оно для Вышних Ангелов, превыше всякой мудрости, неудобонизводимо во время и исчисление, неописуемо, неумопредставляемо. Да не осмеливаются же безрассудные входить в исследование о Твоем, всецело от всех сокрытом, рождении. 

*

Для тебя воплотился Христос, чтобы приступал ты к Нему без страха; для тебя вочеловечился, чтоб исцелить твои тяжкие язвы. 

Святитель Василий Великий:

Присоединим себя к тем, которые с радостию прияли Господа с небес; вспомни умудренных пастырей, пророчествующих священников, веселящихся жен, когда радовалась Мария, посещенная Гавриилом, когда имела во чреве играющего Иоанна Елизавета, когда благовествовала Анна, и принимал на руки Симеон, поклоняясь малому Младенцу, великому Богу, и славословя величество Его Божества. Ибо Господь явился как свет, озаряющий чрез человеческую плоть Божественною силою тех, которые имеют очищенные очи сердца. С ними да обрящемся и мы, созерцая откровенным лицем славу Господню и преобразуя себя от славы в славу. 

Святитель Иоанн Златоуст:

Бог на земле, человек на небе, ангелы сослужат людям, люди в общении с ангелами и прочими Горними Силами; демоны убегают, смерть уничтожена, рай отверст, клятва снята, грех исчез, заблуждения изгнаны, истина снизошла. Природа, от которой херувимы оберегали рай, соединилась сегодня с Богом. Слыша это, оставь уныние. Выше всякой надежды и ожидания то, что Бог стал человеком. Если это совершилось, то и все последует за тем с разумной последовательностью. Он не унизил бы Себя так безрассудно и так напрасно, если бы не имел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу; родился от Жены, чтобы ты перестал быть сыном женщины; попустил, что отец Его Иосиф стал рабом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. 

*

Вследствие тесноты в жилищах Младенец по необходимости был положен в яслях. Это стеснение было делом Божиим, чтобы Человеколюбивый необходимо был положен в то место, чтобы был положен, говорю, в силу Домостроительства, обусловившего собою Его Воплощение. Для чего Он устраивает это? Так как ясли – трапеза бессловесных, а человечество усвоило себе природу последних, – «человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48: 13), то Он и полагает небесную пищу на трапезу неразумных животных, чтобы скотоподобные по душе, приходя к яслям, как к своей собственной трапезе, нашли здесь не скотский корм, но говорящего: «Я – хлеб живый, сшедший с небес» (Ин. 6: 51).

*

Христос воспринял от девического чрева плоть чистую, святую, непорочную и такую, которая явилась недоступною никакому греху, и восстановил собственное создание. 

*

Причина пришествия Сына (Божия) та, чтобы люди, которым угрожала погибель, получили спасение через веру в Него. 

*

Он, как младенец, возлежал в яслях, и звездою был указан, как Творец звезд. 


Святитель Григорий Богослов:


Великое и чудное таинство видим ныне мы, братие. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим… В вышних поют ангелы, возглашают гимны архангелы; Небесные херувимы и серафимы воспевают хвалу во славу Бога. Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, взъемлемого к небесам. Дольние Божественным Провидением воздымаются до вышних, вышние по любви Божией к людям склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, «вознесе смиренныя». В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу: вместо звезд восприемлет ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца – беспредельное и неизмеримое Солнце правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? «Идеже хощет Бог, там побеждается естества чин». Итак, немощи людей непричастный Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией – жизнь всех людей. 

*

Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля» (Пс. 95: 1)! И скажу обоим в совокупности: «Да веселятся небеса и да торжествует земля» (Пс. 95: 11) ради Небесного, потом – Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды. Христос от Девы, сохраняйте целомудрие, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! Кто не поклоняется Сущему от начала? Кто не прославляет Последнего? Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Люди, сидящие во тьме неведения, да «видят великий свет» ведения (Мф. 5: 16). «Древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место занимает истина. 

Святитель Димитрий Ростовский:

О дивный вертеп! Ты прекраснее теперь, когда вместил Христа, чем Едем, в котором был Адам. Впрочем, зачем нам называть тебя раем, когда Церковь величает тебя самим небом: «Небо – вертеп».

Небо – Престол Божий, но и в вертепе сидит Бог на Своем Святом Престоле – на руках Девы. Чем же вертеп теперь меньше неба? Ведь где Бог, там и небо. Об этом свидетельствует один предпраздничный трипеснец, читаемый на повечерии. В конце его есть такой стих: «Окружаху, яко престол херувимский. Ангелы, ясли, вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце» (служба предпразднества Рождества Христова). Обратим внимание на эти слова: «вертеп… Небо… лежащу в нем Владыце». Пока в вертепе не было Владыки Христа, вертеп был вертепом, но если лежит в нем Владыка Христос, вертеп уже не вертеп. Но что же? Он – небо. Даже самые ангельские очи убедились в этом: «вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце».

*

Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним все Его воинство и Его чин небесный; вошло с Ним небо со всем своим небесным величием. В этот час Сам Бог с воздушного неба переселился в Вифлеемский вертеп, ибо здесь не один только рожденный Бог Сын: здесь и Бог Отец, родивший прежде веков Сына, ибо Сам Сын говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9). Здесь же и Дух Святой, исполняющий дивное и несказанное Рождество Христово. Итак, здесь в вертепе целая Святая Троица – это Царь Небесный.

Святитель Тихон Задонский:

В нынешний великий день, не имея более чем приветствовать, как всемирною радостью, тою и поздравляю вас. Что же это за радость? Сын Божий пришел грешников спасти. В сем состоит наше утешение и радость. Отсюда будем почерпать утешение, что и ради меня, и тебя пришел, пострадал и умер Христос Господь. Да прохладит сей Живой Источник души наши грешные! Радуйтеся, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир спасти нас. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1 Тим. 3: 16). Царь Небесный на земле явился, и неприступный херувимам с человеками пожил. О, благость и несказанное человеколюбие явившегося Господа! 

Святитель Филарет Московский:

«И рече им Ангел: не бойтеся; се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лк. 2: 10–11). Какую радость возвещает ангел пастырям Вифлеемским! Подлинно радость велию. И как, по его предвещанию, это такая радость, яже будет всем людем: то теперь, по исполнении уже предвещания, радость сия, без сомнения, принадлежит и вам, здесь предстоящим, всем людям Божиим, от великого до малого, всем, кто только не закроет ока ума, чтобы познать оную, и не окаменит сердца, чтобы оную почувствовать. 

Святитель Феофан Затворник:

Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост – некоторое стеснение, чтобы, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том Она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы.

Праведный Иоанн Кронштадтский:

Рождество Христово – пришел на землю Тот, Кто в начале создал нас из земли…; Тот, Кому непрестанно со страхом и радостью служат бесчисленные воинства ангелов. И в каком уничижении! Рождается от бедной Девы, в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях! Богатство, знатность, слава мира сего! Пади, припади со смирением, умилением слезным и глубокою благодарностью к Спасителю человеков и разделяй богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачною, скоро исчезающею знатностью: истинная знатность только у добродетели. Слава мира сего! Познай здесь, у яслей, свою суету. Итак, все смирись, все пади в прах пред безмерным смирением и истощанием Владыки всех, Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости, суетности, от тления, от всякой скверны греховной.

Подготовила Александра Калиновская