Святитель Димитрий Ростовский 7107
Слова святителя о Кресте Христовом в день Воздвижения наводят нас на мысли о значении Его страданий за всех людей, а также позволяют взглянуть иначе на страдания человеческие.
Для того Церковь возносит и воздвигает Крест Христов, чтобы, воинствуя с этим знаменем, ты побеждал врагов своих. Ибо и воины царя земного, когда держатся около военного знамени, лучше ополчаются против врагов; и тот воин, который удаляется от него, скорее погибает. Константину Великому, когда он не мог победить Максентия (Максенция), явилось на небе знамение Креста и слышен был глас: «Сим знамением побеждай!». И когда он приказал изобразить крестное знамение на всех оружиях, тотчас же победил врагов.
Нам ныне также является на Небе церковном Крест Христов, чтобы и мы этим знамением побеждали врагов и держались около Него. Возносится и воздвигается Крест Христов, чтобы мы побеждали и поражали бесов, а мы сами, падшие, восстали и исправились, по словам Господним: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32). Воздвигается и возносится Крест Христов, чтобы мы, взирая на него, исцелялись, если уязвлены жалом змея. И Моисей повелел ужаленным в пустыне змеями и умиравшим взирать на медного змея, сделанного им по повелению Божию; и те, которые смотрели на него, исцелялись, а не желавшие смотреть умирали. Этот змей был прообразом ныне воздвигаемого Креста Христова, и те, которые будут взирать на него, также исцелеют, а не желающие взирать — погибнут.
Возносится и воздвигается Крест Христов, чтобы мы, взирая на него, вспоминали страдания Христовы, вспоминали их, ибо ради спасения нашего Он принял их на Себя, и чтобы мы благодарили Его за безмерное к нам благоутробие. Воздвигается и возносится Крест Христов, чтобы мы поклонялись ему и знали, чем получили спасение[1].Нам ныне также является на Небе церковном Крест Христов, чтобы и мы этим знамением побеждали врагов и держались около Него.
Пусть превозносится этот суетный мир в своей гордыне, пусть тщеславится счастьем своим, пусть услаждается временной сладостью греховной; нам же единая слава и услаждение — Крест Господень: А я, — говорит апостол, — не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14).
И Самому Господу нашему Иисусу Христу Крест есть и похвала, и слава, ибо не столько прославился Он, творя многие чудеса, просвещая слепых, исцеляя хромых, очищая прокаженных, поднимая с одров расслабленных и воскрешая мертвых, сколько прославился, претерпевая Крест. Не напрасно Златоуст называет святой Крест славою Сына Божия: «Крест — слава Сыну, как и Отцу — слава Сын; славится Отец в Сыне Своем, славится Сын через Крест Свой». Мы же рассмотрим отчасти, какая похвала апостолу и каждому христианину в Кресте Христовом. И это сделаем на пользу нашу, с Божией помощью.
Поистине, подобает нам хвалиться разве только крестом Господа (Гал. 6:14), так как в Кресте Господнем мы находим воздаяние за наши кресты, по словам Писания: Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17). Ибо как мы являемся общниками с Главой нашим Христом, будучи Его членами, по слову апостола: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12:27), так и кресты наши имеют общее с Крестом Господним, и то, что уготовал нам Крест Христов, то и получат в нем кресты наши.Не подумай, что Крест Господень, которым хвалится апостол, есть только крест вещественный, сделанный из дерева, но разумей в нем более всего страдание Господа.
Не подумай, что Крест Господень, которым хвалится апостол, есть только крест вещественный, сделанный из дерева, но разумей в нем более всего страдание Господа, приняв которое Он оставил и нам образ, чтобы следовать по стопам Его. И когда я, грешный, говорю о наших крестах, не думай, что они деревянные или серебряные, или человеческим художеством сделаны из какого-либо иного вещества: это — случающиеся с нами по попущению Божию скорби, беды, печали, болезни и всякие другие страдания, которыми Господь искушает нас в этой жизни, как золото в горниле. Ибо плавильня — для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь, — говорит Писание (Притч. 17:3). И в другом месте: Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную (Прем. 3:6). Вот наши кресты! И мы должны нести их, благодаря Бога и приобщаясь к страданиям Христовым[2].
Господь наш прославился не в то время, когда преславным рождением Своим ужаснул Ирода, призвал звездою волхвов с востока и сотряс идолов египетских. Не в то время, когда претворил воду в вино в Кане Галилейской, когда наполнил сети рыбаков многими рыбами, когда насытил пятью хлебами пять тысяч народа. Не в то время, когда, идя по морю, как по суше, запретил ветрам и утишил волнующееся море или когда преобразился на Фаворе, когда воскресил из мертвых сына вдовицы и дочь Иаирову, когда воззвал из гроба четверодневного Лазаря. Не тогда сказал Он: Ныне прославился Сын Человеческий (Ин. 13:31). Когда же? Когда уже приближался ко Кресту, когда готов был взойти на него; будучи у врат страдания, Он изрек: Ныне прославился Сын Человеческий. Может быть, кто-нибудь сказал бы Ему в то время: Господи! Ты идешь на бесчестие, на страдание, на поругание, на заплевание, на ударение по ланитам, на уязвление, на вкушение уксуса и желчи, на самую горькую смерть — как же Ты называешь Себя прославленным? Однако Господь говорит: Ныне прославился Сын Человеческий, ибо, говорит, Я иду на страдания, на Крест и потому прославлюсь. Само это страдание есть Моя слава, ибо когда вознесен буду от земли, всех привлеку в Себе (Ин. 12:32). Когда Я умру, наполню ужасом вселенную, угашу светила небесные, потрясу землю, отверзу гробы, изведу мертвых живыми. И не признающие ныне Меня Сыном Божиим тогда скажут: Воистину. Он был Сын Божий (Мф. 27:54). Когда же пригвожден буду на Кресте, тогда сяду одесную Бога Отца; когда пострадаю — войду в славу Мою, ибо Сыну Человеческому много должно пострадать... и в третий день воскреснуть (Мк. 8:31).
Здесь же вспомним и крест апостола Павла, которым он хвалится: В трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти (2 Кор. 11:23). Не есть ли это крест Павла? Избиваем был палками и камнями, пребывал день и ночь в глубине, когда опрокинулся корабль (2 Кор. 11:25), — все это не крест ли Павла? Послушаем же, как он хвалится им: Гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами (2 Кор. 12:9), то есть в трудах и страданиях, которые он принял до изнеможения тела. Благодушествую, — говорит он, — в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (2 Кор. 12:10). И после всего того говорит: Знаю человека во Христе, который... восхищен был до третьего неба (2 Кор. 12:2). Вот что делает крест страдания! Возносит он на Небо еще находящегося в теле, услаждая его слушанием ангельских сладких песен[3].
В то время, когда Пилат, бив Иисуса и увенчав Его терновым венцом, извел Его из претории к народу и сказал: Царя ли вашего распну?, — все как один закричали: — Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19:15). Они не хотели и слышать, чтобы кто-нибудь называл Христа Царем. Когда же Господь наш восшел на Крест, они уже не словом, а и самым делом титуловали Его Царем, сделав на Кресте надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя некоторые из них возражали Пилату: «Не пиши: Царь Иудейский», но когда Пилат сказал: «Что я написал, то написал», — тотчас же согласились с ним, замолкли и уже без ропота и негодования смотрели на этот титул и, читая надпись, именовали Христа Царем, ибо в Евангелии говорится: Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города (Ин. 19:19-22). Весь Иерусалим читал эту надпись, называя Христа Царем. Что же так изменило сердца злобных людей, что они, не желая сначала и слышать, чтобы Его именовали Царем, потом и письменное титулование Его Царем терпели снисходительно? Воистину, это сделало Крестное таинство: Господь наш хотел показать в этом царском титуле честь Креста и воздаяние за страдания в Небесном Царствии.Вот что делает крест страдания! Возносит он на Небо еще находящегося в теле, услаждая его слушанием ангельских сладких песен.
Честь Креста такова, что после времени страданий Господа крест уже водружается наверху освященных глав и венцов царских, почему и назвал его святой Кирилл Иерусалимский венцом, сказав: «Крест есть венец, а не бесчестие». Издревле он был бесчестием, так как служил для казни злодеев, но он сделался венцом честным после того, как на нем пострадал добровольно Царь Славы.[4]
Святитель Димитрий Ростовский
Ключевые слова: Крест Христов, страдания, венец, распятие.
[1] Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1910. — С. 728.
[2] Там же. С. 733.
[3] Там же. С. 735–736.
[4] Там же. С. 736–737.