Сретенская духовная академия

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Для нашей Академии характерна семейственность» О том, как возникло желание стать священником, чем запомнились годы учебы в СДА, в каком возрасте лучше поступать в Академию, о вступительных экзаменах и учебных предметах, о своих послушаниях в годы учебы рассказывает выпускник Сретенской духовной академии.
Теистическая эволюция, наука и богословие. Часть 2 Наблюдения убедительно подтверждают, что Вселенная сотворена точно так же, как и Адам, то есть законченной и совершенной. Дискуссия с координатором апологетического направления Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Артемом Григоряном.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 33

«НОВЫЙ АКРОПОЛЬ» КАК ОККУЛЬТНАЯ СЕКТА Роман Конь В листовках и плакатах, зазывающих посетить свои собрания, «Новый Акрополь» позиционирует себя как классическая философская школа и культурная организация, цель которой – возрождение философии как действенной силы обновления человека и общества. Однако на самом деле «Новый Акрополь» является религиозной организацией, проповедующей оккультное учение, основанное на заблуждениях Е.П. Блаватской.
ЛЕТОПИСЬ ПОДВИГОВ ВОИНОВ И ВРАЧЕЙ Мария Овчинникова «Бывают моменты, когда для понимания настоящего полезно перевернуть несколько забытых страниц истории медицины, а может быть и не столько забытых, сколько для многих неизвестных», – эти слова известного хирурга Н.Н. Бурденко, имя которого носит старейший военный госпиталь страны, как нельзя лучше объясняют цели и задачи музея истории госпиталя. Его экспонаты открывают не только забытые страницы истории медицины, но и хранят память о воинском мужестве и самоотверженности военных врачей.
«ЛОЖЬ В ИСТОРИИ — СТРАШНАЯ ПО СВОЕМУ ГИБЕЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ СИЛА» Павел Кузенков В свое время Эдуард Гиббон создал книгу «История упадка и падения Римской империи», где в шести томах описал трагический закат великого Рима, вызванный, по его мнению, триумфом варварства и религии. Английский историк (большой поклонник Вольтера и убежденный антиклерикал) не озадачился тем обстоятельством, что упадок, длившийся тысячу лет, выглядит довольно странно: многие блистательные цивилизации сгинули, не протянув и малой части этого срока.
ПАТРОЛОГИЯ – ЭТО ЖИВАЯ ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ Алексей Сидоров Попробуйте почитать сочинения, например, святителя Иоанна Златоуста. Через некоторое время почти каждому семинаристу станет скучно, а вместе со скукой придет и усталость: это другой язык, другое восприятие мира и, соответственно, культура слова другая. Чтобы святитель Иоанн Златоуст стал близок и понятен, нужно совершить внутренний подвиг. И это требование подвига – необходимое условие при чтении любого святого отца. Тут нужна своего рода аскеза, то есть преодоление греховной лени, а люди, как известно, далеко не всегда любят преодолевать ее и прилагать усилия.
«ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО СТАТЬ БЕЗДУХОВНЫМ» Игумен Амвросий Коньков В системе духовного образования менять нужно многое, человеческая мысль должна развиваться. Но главное, чтобы духовное образование не стало бездуховным. Нельзя подменять духовность интеллектуальностью. Мы не имеем права потерять свое лицо в современном мире. «Соль имейте в себе. Если соль станет не соленой, что с ней делать?» (ср.: Мк. 9: 50) – спрашивал Христос Своих учеников. А ответ придется держать каждому из нас перед Спасителем еще здесь, на земле.
МОСКОВСКИЙ ХРАМ ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ, ЧТО СЛЫВЕТ ОБЫДЕННЫМ, В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА Протоиерей Николай Скурат Известный с конца XVI века московский храм пророка Божия Илии, «что за Пречистенскими воротами Белого города», издревле слыл «Обыденным», так как построение первого деревянного храма совершилось за один день (по-славянски – «об ин день», «обыдень»; «об» – за, «ин» – один).
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «ОБРАЗ БОЖИЙ» В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ Протоиерей Вадим Леонов Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает.
«ДЛЯ ПАСТЫРЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ДУХОВНО ЗРЕЛЫМ, ГОТОВЫМ ИДТИ К БОГУ, УКАЗЫВАЯ ПУТЬ ДРУГИМ» Протоиерей Алексий Круглик Курс «Практическое руководство для пастыря» был включен в учебные планы духовных школ для того, чтобы помочь тем, кто готовится к священническому поприщу, не просто усвоить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. То есть объединить знания канонов и умение служить, а значит, дать опытно почувствовать выпускникам-семинаристам, кто такой пастырь и священнослужитель.
«НАУЧИТЬСЯ И НАУЧИТЬ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА» Татьяна Шутова Семинаристы должны иметь представление о различных взглядах на этнографические проблемы. Ведь им предстоит трудиться в миру, и они обязаны знать, с каких позиций рассматривать этнические вопросы – в каждой конкретной ситуации. Тем же, кто по воле Божией оказывается во многоэтнических и многоконфессиональных регионах, помимо знаний, необходимы разумная осторожность и трезвое терпение.
«СЕМИНАРИЯ ВОСПИТАЛА МЕНЯ КАК ЛИЧНОСТЬ, КАК ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА» Кирилл Чистяков Я не рассматриваю семинарию только как учебное заведение, где я получил определенные знания – бесспорно, фундаментальные. Семинария сформировала во мне настоящее христианское отношение к жизни, основанное не только на вере, но и на знаниях, а также на гармоничном сочетании духовности и интеллекта.
«ГЛАВНОЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СЕМИНАРИИ – МОЛИТВА ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ ЖИЗНИ» Виталий Ляховский Семинарские годы научили многому, в том числе пришло и осознание того, что такое любовь к ближним, смирение, терпение, братолюбие, неосуждение. Это особенно важно, когда много людей живут вместе, бок о бок. Мы со временем привыкаем друг к другу, а порой начинаем и надоедать. А вот этому нельзя поддаваться. Нужно с достоинством пройти данное испытание, преодолеть раздражение, проявить чуткость. Это очень ценный урок – на всю жизнь.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ СОФРОНИЯ, ПАТРИАРХА ИЕРУСАЛИМСКОГО, В ТРИОДИ ПОСТНОЙ Георгий Битбунов О святителе Софронии осталось предание, что он был песнописцем, но его произведения не отличаются яркой дифференциальностью, которая позволила бы отделить их от наследия других авторов. Вместе с тем творчество патриарха открывает оригинальный этап в палестинской гимнографии VII–IX веков.
«В БОРЬБЕ С СЕКТАНТСТВОМ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖЕН СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ОПЫТ» Роман Родионов Занесенная из светского западного антикультового движения теория тоталитарного сектантства претендует на богословскую и церковную, но при этом полностью игнорирует святоотеческий подход к сектантству как несовременный и устаревший. Считается, что тоталитарные секты не религиозны по своей природе. Но главная идея этой теории – «промывания мозгов» – эмпирически не подтверждается, и, следовательно, она неадекватно описывает природу сектантства.
ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ: «ФАЛЬШЬ ОТТАЛКИВАЕТ – ВОТ ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ ПАСТЫРЯМ» Протоиерей Максим Козлов Будущие пастыри должны четко понимать, что священство – это выход на крест (пусть и со многими оговорками). Это отказ от очень многого, от того, что обычный человек имеет право запросто себе позволить. У священнослужителя резко сужается круг развлечений, возрастает ответственность за каждое произнесенное слово. На самом деле уменьшается количество друзей. Те, кто окружает священника, – это его духовные чада, помощники, товарищи, соратники.

Страницы: 1 ... 62 63 64 65 66 ... 72

Сретенская духовная академия объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава Сретенская духовная академия объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по следующим кафедрам:
Богословия, Древних и новых языков, Пастырского душепопечения, Церковной истории
«Сопереживание страждущему Спасителю»: об антифонах Великой Пятницы Яков Белый-Кругляков Богослужения Страстной Седмицы наполнены воспоминаниями о событиях, происходивших в последние дни перед погребением и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вечер Великого Четверга наиболее наполнен текстами, повествующими о предательстве Спасителя Иудой и последних страшных часах перед смертью Господа.
Вниманию абитуриентов Сретенской духовной академии, а также других духовных школ Московского региона Сообщаем вам, что в 2024 г. для абитуриентов духовных школ, проживающих на территории г. Москвы, будет действовать следующий порядок подачи документов к Расширенному заседанию Экзаменационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы для получения обязательной рекомендации к поступлению.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 26

«Что? Где? Когда?»: VII интеллектуальный турнир для учащихся духовных школ Сретенская академия Уже не первый год в Дмитриевском храме Северного Бутова проходит Интеллектуальный турнир ЧТО? ГДЕ? КОГДА?: «Кубок святого князя Димитрия Донского», в котором принимают участие как студенты духовных учебных заведений, так и команды от воскресных школ г. Москвы.
Хиротония во диакона Анатолия Гольдмана 10 и 11 сентября архиепископ Амвросий совершил богослужения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Семинарском храме прп. Иоанна Лествичника. За Божественной литургией владыка рукоположил студента Сретенской семинарии во диакона.
Профессору Светозарскому Алексею Константиновичу – 55! Сретенская академия Сретенская духовная семинария поздравляет одного из старейших преподавателей Сретенской духовной семинарии, кандидата богословия, профессора, заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии Алексея Константиновича Светозарского с 55-летием!
СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ ОРГАНИЗУЕТ КОНФЕРЕНЦИЮ «ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНО-БОГОСЛОВСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» Сретенская академия 26 сентября 2016 года состоится Научно-богословская конференция «Перспективы гуманитарно-богословских исследований». Приглашаются студенты светских и духовных ВУЗов, аспиранты, молодые ученые в возрасте до 35 лет. Место проведения: , Сретенская духовная семинария, (г. Москва, ул. Б. Лубянка, 19).
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ Программа Сретенская академия Московский Сретенский монастырь и Сретенская духовная семинария продолжают обучение на просветительских курсах для мирян «ПРАВОСЛАВИЕ», в основу которых положен учебный план высшей духовной школы Русской Православной Церкви по основным богословским и историческим дисциплинам.

Страницы: 1 ... 18 19 20 21 22

АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ НИКОЛАЙ КСЕНОФОНТОВИЧ СМИРНОВ – УЧИТЕЛЬ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Сретенская академия Чтобы пастырское слово было кристально понятно, Николай Ксенофонтович Смирнов советовал вводить в проповедь живые примеры, заимствованные из жизни святых и церковной истории. Для достижения наилучших результатов он требовал от своих учеников, чтобы те завели специальные тетрадки – «трафаретки», куда бы вносили примеры, которые могли им пригодиться в учебных целях и в дальнейшем служении.
ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ: «ФАЛЬШЬ ОТТАЛКИВАЕТ – ВОТ ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ ПАСТЫРЯМ» Протоиерей Максим Козлов Будущие пастыри должны четко понимать, что священство – это выход на крест (пусть и со многими оговорками). Это отказ от очень многого, от того, что обычный человек имеет право запросто себе позволить. У священнослужителя резко сужается круг развлечений, возрастает ответственность за каждое произнесенное слово. На самом деле уменьшается количество друзей. Те, кто окружает священника, – это его духовные чада, помощники, товарищи, соратники.
«ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ ИМЕЕТ ВЕЧНОЕ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ» Андрей Тихонов Немаловажно для нас, для будущих священников, то, что семинария показывает все стороны церковной жизни. Недаром один из наших преподавателей сказал, что наша жизнь в стенах духовной школы – это жизнь Церкви в миниатюре. Но самым важным уроком, который преподносит духовная школа людям, решившим связать свою жизнь с пастырским служением, стало приобретенное умение жить и общаться с любым человеком, в котором нужно непременно разглядеть образ Божий.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО КУРСКОЙ СЕМИНАРИИ Анатолий Смирнов Лет 30 спустя после своего учения в семинарии я узнал, что А.И. Крутиков, родственник святителя Феофана, будучи назначен в Курскую семинарию, испрашивая благословения у преосвященного на путь учебной деятельности, просил наставления, как преподавать вверенный ему предмет. Преосвященный Феофан начертал ему подробное наставление, как вести дело, и настойчиво ставил во главу угла непосредственное знакомство учеников с текстом Священного 
«ЗНАЧЕНИЕ ДОГМАТОВ ВЕРЫ НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ ИЗ ВЕКА В ВЕК» Протоиерей Вадим Леонов Для людей, не имеющих внутреннего опыта жизни по вере, догматические истины являются непонятными, а словесные формулы, в которые они облечены, кажутся излишне усложненными. Потому-то в светской среде и возникли представления о догматике как о чем-то запутанном и оторванном от жизни. Но когда у человека есть внутреннее благоговение к величию тайн Божиих, тогда и принятие догматических истин происходит естественно, и они становятся ценностным основанием личности, преображая ее.
«СЕМИНАРИЯ ДАЛА МНЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ – ОНА ЗАЛОЖИЛА ФУНДАМЕНТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ» Геннадий Новиков В наше время, когда расшатываются многие нравственные основы, когда размывается понятие о грехе, поле миссионерской деятельности расширяется и осложняется. Людям сейчас приходится рассказывать о самом простом, о том, без чего человечество самоуничтожается.
КТО ПО ТОЛКАМ, А КТО ПО СКЛАДАМ Лариса Маршева Любое учебное пособие, преследуя четко сформулированные и реальные задачи, должно быть написано просто и доступно. В нем нет места терминологическому разнобою, дезориентирующей информации и элементарным ошибкам. Обидно, что подготовленные И.В. Бугаевой и Т.А. Левшенко учебные грамматические таблицы церковнославянского языка, которые могли бы стать хорошими вспомогательными материалами при обучении, отвечают этим требованиям лишь отчасти.
«АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАНОНИСТОВ И ЮРИСТОВ ПРИНЕСЕТ ДОБРЫЕ ПЛОДЫ И ЦЕРКВИ, И ОБЩЕСТВУ» Протоиерей Владислав Цыпин Будущему священнослужителю без правовых знаний не обойтись. Пастырь обязан владеть основами современного церковного законодательства, поскольку они являются главнейшим ориентиром его деятельности. А элементарные основы каноники нужно преподавать даже в православных гимназиях. И надо стремиться к тому, чтобы светские юридические факультеты вводили церковное право в свои учебные планы.
«ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ ВЫРАЖЕНИЕМ ЧУВСТВ ХРИСТИАНСКОЙ ДУШИ» Лариса Маршева Любой православный гимн, как отправной и конечный пункт богообщения, должен быть не только прочувствован, пережит, но и непротиворечиво осмыслен. Следует помнить о том, что в словах гимнов и молитв прикровенно присутствует богомыслие: глубокое, чистое и самое главное – кристально понятное. Чтобы прикоснуться к этому живительному источнику, и нужно прилежно изучать церковнославянский язык.
«БЕЗ ПРОШЛОГО У НАС НЕТ БУДУЩЕГО» Ольга Васильева Исторический опыт, исторические уроки очень важны. Если мы не будем знать историю взаимодействия Церкви и власти в ХХ веке, то мы никогда не сможем понять, что происходит сейчас между Церковью и государственной властью. Более того, никогда не будет выработана правильная политика взаимодействия власти с Церковью и другими религиозными организациями.
«ЗНАНИЕ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА НЕОБХОДИМО СВЯЩЕННИКУ» Олег Стародубцев Сегодня молодой человек, закончивший семинарию, должен быть не только человеком глубоко верующим, знающим историю, догматическую и литургическую жизнь Церкви. Он должен уметь общаться, говорить и проповедовать в любой аудитории, но, кроме того, он должен, вернее – уже обязан разбираться и в церковном искусстве, должен уметь объяснять произведения церковного искусства, которые всегда являлись частью литургической жизни
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ Георгий Битбунов Богослужебные Уставы еще на этапах своего формирования знали попытки наделить отдельные христианские праздники свойствами особого величия и торжественности. Эта идея приобрела наиболее завершенную форму в Русской Православной Церкви, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований. Они, несмотря на объективную индивидуальную специфичность, характеризуются рядом общих особенностей, которые являются уникальным источником по истории богослужения, а также литургической гимнографии, агиографии и эортологии.
ПРАЗДНОВАНИЕ 80-ЛЕТИЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО) В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Сретенская академия 27 декабря 2009 года в московском Сретенском монастыре состоялось празднование 80-летия преставления небесного покровителя обители священномученика Илариона (Троицкого). По благословению священноархимандрита Сретенского монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла всенощное бдение и божественную литургию возглавил архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. Ему сослужили наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) с братией в священном сане.
«СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ТЕХ, К КОМУ ОН ОБРАЩАЕТ СВОЮ ПРОПОВЕДЬ» Иерей Алексей Лымарев Вера – от слышания, а слышание – от слова. От проповеди. Проповедь является, пожалуй, самым значимым элементом катехизации и церковного воспитания. Вот почему так важны для будущих пастырей те теоретические знания и практические навыки, которые они получают на лекциях и занятиях по гомилетике.
ОРФОГРАФИЯ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. УПРАЖНЕНИЯ Лариса Маршева Книга является первым в новейшей истории преподавания церковнославянского языка сборником упражнений по его орфографии. Оно позволяет на практике закрепить и проконтролировать знания, умения и навыки, связанные с правописанием дублетных букв, диакритических знаков и иными орфографическими особенностями богослужебного языка Русской Православной Церкви.
КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНОГРАФИЯ» Лариса Маршева Жанр церковной гимнографии представляет значительный интерес и для филологов, и для историков Церкви. Многие вопросы, связанные как со структурой и языковыми особенностями церковной гимнографии, так и с проблемами публикации текстов, были рассмотрены на конференции «Современная православная гимнография», посвященной памяти выдающегося русского исследователя гимнографии А.В. Попова (1856–1909), которая состоялась в издательстве Московской Патриархии.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК КУРС ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ Протоиерей Максим Козлов Всегда начинаю курс сравнительного богословия со слов святителя Григория Богослова: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Отношение к инославному миру должно, на мой взгляд, строиться на этой максиме великого учителя Церкви. Не внешнее торжество, не интеллектуальное превозмогание, а наше горение сердца, христианская любовь-жалость, заповеданная нам Спасителем, должны руководствовать пастырем в отношении к инославным.
«ЧЕЛОВЕКУ БОЛЬШЕ ВСЕГО НУЖНО БЛАГОДУШИЕ» Ирина Ковынева Молодым людям не хватает доверия ко всему, что происходит в жизни, поскольку все от Бога. И еще: нельзя пренебрегать знаниями, чтобы в будущем в определенный момент горько не пожалеть об их отсутствии: никто не знает, где и когда они будут востребованы. Надо полностью отдаться в руки Божии и довериться преподавателям, принять все со смирением, пониманием, надеждой, потерпеть – и это даст хорошие плоды.
КАК ЭТО БЫЛО… Валерий Мешалкин 18 октября 2009 года состоялся традиционный Покровский турнир по футболу во имя благоверного князя Димитрия Донского среди команд духовных училищ, семинарий, академий и воскресных школ. Нынешний турнир стал для команды Сретенской духовной семинарии особенным: впервые она прорвалась в финал, заняв в итоге 2-е место.
«СОТРУДНИЧЕСТВО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА АКТУАЛЬНО В НАШЕ ВРЕМЯ» Ирина Мошкова Вера у многих современных людей поверхностна, и священник должен уметь это разглядеть, почувствовать. Он должен уметь правильно интерпретировать оценки, высказывания своих прихожан, распознавать склонность прихожан к некоторым тонким манипуляциям, производимым над сознанием близких людей. Это нужно вовремя увидеть и остановить. Вот почему знания психологической теории и практики так необходимы современному священнику.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АКАДЕМИИ (1910–1915). ЧАСТЬ 4 С.Н. Постников С первых своих слов Алексей Иванович Введенский видел, что аудитория в его руках, что его слушают. Лекцию он читал на тему: «Перелом в современном общественном сознании». Правда, мы далеко не все были согласны и с положениями, им выдвинутыми, и тем более со сделанными им выводами, но с лекции мы ушли очарованными им. В семинариях иной стиль преподавания. Там мы были юнцы-подростки, здесь, в академии, – юноши, с которым и начался разговор по-взрослому.

Страницы: 1 ... 124 125 126 127 128 ... 136