О современных святых Сербии, о необходимости сохранения веры в течение всей жизни, о будущем Сербии и России, о стремлении человека к святости. Беседуем с архимандритом, профессором Призренской семинарии в Косово.
О современных святых Сербии, о необходимости сохранения веры в течение всей жизни, о будущем Сербии и России, о стремлении человека к святости. Беседуем с архимандритом, профессором Призренской семинарии в Косово.
Отрывок из книги протоиерея Павла Гумерова «Грехи, страсти и борьба с ними в современном мире».
Почему демоны больше всего боятся Иисусовой молитвы? Какие два вида молитвы существуют? Что приобретает человек, сумевший преодолеть грех раздражения?
В работе обсуждаются результаты исследования, показывающие заметные трудности для современных православных родителей следовать примеру Царской семьи в воспитании детей.
В чем преимущество преподавания в Сретенке по сравнению с другими учебными заведениями? Что отличает студентов СДА от других учебных заведений? Почему необходима строгость в преподавании? Беседуем с преподавателем литургики СДА.
Кто такой Ангел Хранитель православного человека? Чем отличаются день ангела и день памяти своего святого? Почему важно знать, в честь какого святого ты назван?
В рамках данной статьи автором предпринята попытка богословского осмысления современных биомедицинских технологий.
В разных уголках мира люди ощущают время и организуют его по-разному и автор делится удивительными и порой комичными моментами из своей жизни в России.
Неуемная торопливость – противоположность покою души, а малодушие – противоположность долготерпению и матерь беспокойства. Они противоречат вере в Бога.
Тщеславие заставляет угождать людям больше, чем Богу. Как бороться с тщеславием? Каков первый признак освобождения от него?
К святости нас может привести множество путей. Главное – грамотно выбрать нужную дорогу аскетизма и неотступно идти по ней.
Беседа с митрополитом Черногорско-Приморским Иоанникием о подвижниках благочестия Сербской Церкви.
Большинство слушателей проекта намерены продолжить обучение в Академии.
«Началом спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь»: что еще необходимо для получения спасения и чего нужно избегать желающему обрести жизнь вечную.
Встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары, которая прошла 11 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил и. о. ректора Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В издательстве «Благовест» вышла новая книга иерея Назария Эйвазова, выпускника Сретенской духовной академии и клирика храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, «Братья наши меньшие: Учение о животных в Православии».
9 марта, по приглашению настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках, протоиерея Александра Дасаева, старший преподаватель Сретенской духовной академии Андрей Иванович Солодков провел профилактическую противосектантскую лекцию для прихожан.
Богослужения возглавил и. о. ректора академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча о духовных основах русской литературы доктора филологических наук, кандидата культурологии, профессора Александра Николаевича Ужанкова с учащимися школ Самары, которая прошла 18 февраля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча о духовных основах русской литературы доктора филологических наук, кандидата культурологии, профессора Александра Николаевича Ужанкова с учащимися школ Самары, которая прошла 18 февраля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча о духовных основах русской литературы доктора филологических наук, кандидата культурологии, профессора Александра Николаевича Ужанкова с учащимися школ Самары, которая прошла 18 февраля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча о духовных основах русской литературы доктора филологических наук, кандидата культурологии, профессора Александра Николаевича Ужанкова с учащимися школ Самары, которая прошла 18 февраля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары, которая прошла 18 февраля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
В конце февраля на Сахалине состоялся насыщенный событиями визит старшего преподавателя Сретенской духовной академии Андрея Ивановича Солодкова. Визит состоялся по приглашению архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Никанора.
Важно прощать наших обидчиков, ведь тогда нам не будет преткновения в молитве и нам простятся многие грехи.
Встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары, которая прошла 18 февраля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары, которая прошла 18 февраля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Епископ Арсений (Верещагин) всегда отличался особою заботливостью о нуждах семинарии и семинаристов и мягкою и нежною любовью к ученикам. Он своим глубоким интересом ко всем успехам учеников и уменьем поощрить их за успешный труд соответствующею наградою вызывал семинаристов к усиленной деятельности, так что тверская семинария при нем отличалась бодрым, здоровым и трудовым направлением.
Жизненный путь выдающегося деятеля Церкви Христовой архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) неразрывно связан с Саратовской кафедрой, которую он возглавлял почти 29 лет. В годы, когда евангельская проповедь была запрещена, образованность, открытость, искренность и честность владыки Пимена для многих, соприкасавшихся с ним, стали олицетворением верного служения Христу.
В деле предстоящего вам служения Церкви Божией все зависит только от каждого из вас. Сможете ли вы понять, что такое полное доверие Промыслу Божию? Сможете ли вы понять, что такое послушание, понять всю высоту его, понять, что такое самоотречение, что такое смирение? Если вы сможете стяжать это понимание, то охотник за человеческими душами – диавол никогда не сумеет так коснуться нашего сердца, чтобы завладеть им.
Новый учебный год начался в Сретенской духовной семинарии с совершения Божественной литургии. Затем последовали напутствие отца ректора, молебен и торжественный акт, во время которого первокурсникам были вручены Библии и студенческие билеты.
Владыка Никодим – святой новейшего времени; ещё недавно жили люди, знавшие его, сохранились храмы, в которых он совершал богослужения, дома, в которых жил святитель. Поэтому его образ нам особенно близок и в то же время исполнен духовного величия: ведь в его архиерейском служении и мученическом подвиге мы видим отражение всей истории Русской Православной Церкви XX века…
Перед принятием монашества Владимир Алексеевич писал своим родным: «Простите меня, дорогие мои, за все мои преступления против вас, ведомые и неведомые… Земно кланяюсь вам и прошу забыть все злое мое. Помолитесь за меня, особенно 28 вечером (около девяти часов), когда будет в Параклите мое пострижение в монашество. Иду в путь свой светло и с радостью. Теперь уже томлюсь, – скорее бы загородиться от преследующего меня по пятам мира черными одеждами. Прошу вас всех не отвращаться от меня и впредб своею любовью. Простите!»
Первоначальное образование будущий святитель получил в Туле – в Духовном училище, затем в семинарии и был послан на казенный счет в Московскую Духовную академию для продолжения образования. Владимир Алексеевич поступил в Академию в 1906 году «когда чад и угар революционный, проникший и за стены Академии – как писал об этом один из современников, – только что начал рассеиваться, но не исчез еще окончательно». И Владимиру Алексеевичу пришлось много пережить, видя, как он говорил, «позор Академии, променявшей светлые ризы чистой и трезвой науки на яркие, на грязные разноцветные лохмотья уличной политики», позор той Академии, которую он любил, как «свою возлюбленную невесту».
С 1857 г. о. Иоанн стал давать уроки Закона Божия в Кронштадтском городском училище. В 1862 г. открылась в Кронштадте классическая гимназия. Когда о. Иоанну была предложена в этой гимназии законоучительская должность, он с радостью согласился…
Читая сочинения преосвященного Феофана, мы удивляемся глубине психологического анализа духовных явлений и с несомненностью можем сказать, что основы тому были положены еще на семинарской скамье. Не менее замечательны в творениях святителя обширные знания в области Священного Писания, и в этом отношении семинарское образование послужило фундаментом.
С самого начала возобновления в Лавре была очень красивая служба, прекрасно пели. Хотя большинство певчих были совсем старенькие, вышедшие из лагерей, голоса у них были очень хорошие и совсем не дребезжащие. Правда, для меня все праздники начинались поздно вечером, когда уезжал Патриарх, и можно было безо всякой суеты пойти в Успенский собор и помолиться.
О нём стоит записать: иной никто, пожалуй, и не напишет. А человек этот был, как увидим, необыкновенный. Я разумею бывшего Ректора Академии Епископа Феофана (Быстрова).
Я благодарен Господу, Божией Матери и батюшке Тихону, за то, что они мне дали такую радость и такое счастье – учиться. Знания – прочный фундамент для того, чтобы использовать его для строительства спасения своей души. Конечно же, духовное строительство основывается на твердой вере и исполнении евангельских заповедей. Для нас путь восхождения к Богу – это путь, который мы проходим под руководством святых отцов. Они учат, как правильно исполнять евангельские заповеди.
Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи… Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.
Наступили устные экзамены. Первый был по догматическому богословию. На подготовку было дано только два дня. Николай провел их на чердаке Академии, перелистывая страницы огромного учебника. Накануне экзамена, в 12 часов ночи, он сидел на лестнице, ведущей на чердак, и плакал. За эти два дня он только успел убедиться, что из 150 билетов он знал всего один — «История догмата о Св. Троице», потому что отвечал его на экзамене в семинарии.
В Сретенской духовной академии в рамках издательской деятельности Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА вышел 6-й номер научного журнала «Диакрисис».
В Сретенской духовной академии в рамках издательской деятельности Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА вышел 5-й номер научного журнала «Диакрисис».
Научный Центр патрологических исследований им. проф. А.И. Сидорова и Комиссия по реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы проводят научно-практическую богословскую конференцию с международным участием во имя преподобного Иосифа Волоцкого.
8 апреля с лекцией, посвященной философии А. Бергсона, выступила в Академии доктор философских наук И.И. Блауберг.
1 апреля 2022 года австрийский профессор-богослов Пауль Михаэль Цуленер в рамках международного научно-образовательного семинара прочитал онлайн-лекцию в Сретенской академии.
Сретенская духовная академия, в рамках проекта сотрудничества с «московскими духовными школами», приглашает принять участие в студенческой научно-богословской конференции, приуроченной к «600-летию обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского».
Сретенская духовная академия подготовила и выпустила сборник материалов I международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир».
В связи с особенностями уставного богослужения Русской Православной Церкви анонсированная ранее дата проведения сектоведческой конференции переносится с 4 апреля (понедельник) на 13 апреля (среда) 2022 года.
15 и 16 марта в Сретенской духовной академии прошла II международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир», которая была посвящена теме «Таинство жизни и смерти».
16 марта в Сретенской духовной академии продолжилась II международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир», посвященная в этом году теме «Таинство жизни и смерти».
15 марта в Сретенской духовной академии открылась II международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир», посвященная в этом году теме «Таинство жизни и смерти».
14 и 15 марта преподаватели и обучающиеся Сретенской духовной академии выступили с докладами на научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право», которая проходила в СПбДА.
15 и 16 марта 2022 года в Сретенской духовной академии пройдет II Международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир».
3 марта 2022 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялась Третья историко-богословская конференция на тему: «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиеп. Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века».
Священное Писание повествует о Боге и его деятельности, творческой активности. Доказательство подлинности библейских текстов, повествующих о Нем, возможно в рамках археологических и иных исследований, что и будет показано во второй статье настоящего цикла, в которой рассматривается проблема датировки некоторых событий, описанных в Пятикнижии Моисея.
О том, как привлечь внимание людей и привести их в Церковь, а также как сделать так, чтобы она не стала лишь организацией людей.
С каждым годом растет число людей, которые требуют материальных доказательств подлинности текстов Священного Писания. В настоящем цикле статей приведены некоторые данные из области археологии, а также геологии, антропологии, эпиграфики и нумизматики, относящиеся к хронологии библейских фактов. В первой статье рассматривается проблема датировки событий Ветхого Завета.
19-я лекция «Таинство Крещения и Миропомазания» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Андреем Рахновским.
С момента трагического крушения монархии в России прошло ровно сто лет. Какие были духовные причины этой трагедии? Какие основные выводы должны сделать мы, православные христиане 21 века?На эти вопросы перед литургией Преждеосвященных Даров, совершенной сегодня вечером у строящегося собора в честь Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, ответил наместник Сретенского монастыря владыка Тихон (Шевкунов).
В статье в научный оборот впервые вводится важный источник по истории богослужения Древней Руси: устав архиерейской литургии из Великих Миней-Четьих свт. Макария, митрополита Московского и всея Руси († 1563). Этот источник существенно дополняет информацию, содержащуюся в двух давно известных списках чина архиерейской литургии того времени, ГИМ. Син. 680 и 909. А поскольку копии указанных списков используются за архиерейским богослужением в старообрядных приходах Русской Церкви, публикуемый чин имеет не только большую научную, но и практическую ценность. Текст устава издается по Софийскому списку Великих Миней-Четьих и сопровождается подробным комментарием.
Нам, наследникам подвига наших святых соотечественников, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, непозволительно забывать и других светильников веры. Один из таких подвижников – протоиерей Владимир Николаевич Страхов, профессор богословия, ректор Московской Духовной Академии и близкий друг священномученика Илариона (Троицкого).
На большом архивном материале советских организаций, так или иначе соприкасавшихся с московской церковью св. пророка Божия Илии, что слывет Обыденной, и на фоне общего положения православных церквей в советской столице и, особенно, в ближайшей к храму церковной округе, прослеживаются попытки закрытия храма в 1931–1932 гг., изъятия его остававшихся к этому времени ценностей. Ряд фактов и все исследование вопроса в целом публикуются впервые.
18-я лекция «Церковная иерархия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Ильей Александровичем Красовицким.
Разговор историком П.В. Кузенковым о ходе исторических процессов, грани между властью сильной и властью жестокой, о том, что объединяло народы в СССР и на каких принципах строится будущее нашей страны.
Из данной статьи вы узнаете о литературном творчестве епископа Афанасия. Конечно, нам не удастся описать всю деятельность владыки, жизнеописание которого было приведено ранее, поэтому остановимся на наиболее значительных и важных для современной церковной жизни его трудах.
Владыка Афанасий был известен многими делами на благо Церкви, но более всего — своими трудами по редактированию богослужебных текстов и составлению службы русским святым. Из первой части статьи вы узнаете о жизни святителя, увидите, в каких условиях протекала его деятельность, о которой подробнее будет сказано чуть позже.
Какими могут быть препятствия к молитве? Что означают слова Господа о непрестанном бодрствовании? Почему мы не задумываемся о смерти?
В статье рассматриваются важные как для истории языка, так и для педагогической практики проблемы акцентуации форм древнегреческого тематического аориста (типа λαβεĩν). Высказывается мысль, что нулевая ступень корня в таких аористах является не следствием окситонного ударения, а его причиной, чему приводятся в том числе и славянские типологические соответствия. Попутно ставится вопрос о полногласии / неполногласии в греческом.
Некоторые студенты Сретенской семинарии несут особое послушание — приезжают к заключенным в места лишения свободы. О том, в чем заключается эта деятельность, что побудило ребят отправиться в тюрьмы, каковы их впечатления от этого служения и о многом другом вы узнаете из этой статьи.
Опыт воспитания личности в рамках духовных школ накоплен немалый. Сретенская семинария, безусловно, действует в этом направлении по отработанной схеме. Отец Тихон, остальные руководители сумели заинтересовать людей, создать им все условия для работы – это огромная заслуга. Кроме того, хорошо организована воспитательная работа. Во всем это видно явное стремление священноначалия, помимо духовного образования, привить воспитанникам вкус к высокой культуре – вот это очень важный момент.
Церковная история всегда была сопряжена с историей Отечества. И мне хотелось бы, чтобы студенты духовных школ хорошо понимали, насколько это взаимосвязано и насколько события общегражданской истории детерминируют события церковной истории и наоборот, чтобы не было узкоклерикального подхода, чтобы события истории Церкви рассматривались в контексте национальной истории, каковой бы она ни была и какой бы период мы ни взяли.
Фильм, в центре которого - беседа с владыкой, в ходе которой поднимались различные вопросы: сопоставлялись судьбы двух народов, говорилось о том, что без прошлого нет будущего - как без Античности не было бы того христианства, которое есть у нас. Говорили и о строящемся храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, о том, кто такие святые и живут ли они среди нас, что такое любовь и вера в Бога, чем страшен идеологизм, должно ли Православие стать государственной религией и о многом другом. Также была показана Сретенская семинария и то, как в ней учатся современные студенты.
17-я лекция «Таинства и обряды» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Алексием Кругликом.
История распространения христианства в Финляндии — это тема, которая и сейчас еще ждет своего исследователя. Несмотря на имеющиеся труды как иностранных, так и отечественных историков, вопрос о христианской миссии с Востока и Запада в русскоязычных изданиях представлен очень слабо, в основном это переводные материалы первой половины XIX века. В данной статье делается попытка максимального освещения вопроса христианизации Финляндии с учетом современных исследований, которые подчас полностью ломают устоявшиеся мнения о знаковых событиях миссии среди финских племен.










