Не должно тщеславиться

Московская Сретенская  Духовная Академия

Не должно тщеславиться

752



Преподобный авва Исайя Отшельник:

Бегай тщеславия – и сподобишься быть причастником славы Божией в будущем веке.

Преподобный Макарий Египетский:

Иногда хорошие по видимости начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы, а это перед Богом равно неправде, воровству и другим грехам.

Святитель Василий Великий:

Тщеславен тот, кто делает или говорит что-нибудь ради одной мирской славы от видящих или слышащих это.

Святитель Иоанн Златоуст:

Многие, хотя и сделают иногда что-нибудь доброе, но тщеславятся перед посетителями, а часто и презирают их из-за оказанной им услуги. Это подобно тому, как если бы кто собрал богатство и имел его уже в руках, а потом вдруг все собранное выбросил из рук.

*

Для чего же ты рассматриваешь свои добродетели и постоянно выставляешь их нам напоказ? Или ты не знаешь, что, если хвалишь самого себя, не будешь уже похвален Богом?

*

Нисколько не удивительно, когда люди гордятся богатством и властью; но то странно и достойно оплакивания, когда они самый пост и молитву обращают в предмет своего тщеславия.

*

Если указывать на свои благодеяния значит укорять облагодетельствованного, то не гораздо ли хуже выставлять их напоказ перед многими?

*

Если мы отсечем эту страсть – тщеславие, то вместе с головою истребим и остальные члены этого зла, и тогда уже ничто не воспрепятствует нам жить на земле, как на небе.

*

Не губи трудов своих тщеславием, не делай, чтобы твой пот был пролит напрасно, и ты, пробежавши тысячи поприщ, лишился всякой награды. Господь гораздо лучше тебя знает твои заслуги.

*

Как же одолеть тщеславие? Будем противопоставлять славе славу. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной.

*

Будем всячески избегать этого зверя – тщеславия. Он бывает различного рода и вида и разливает свой яд на все – и на сокровища, и на удовольствия, и на красоту телесную. Потому-то мы везде и переступаем границы нужды, от того и роскошь в одежде, и большая толпа слуг, от тою пренебрегается умеренность во всем – и в домах, и в одежде, и в столе, а роскошь господствует. Ты хочешь наслаждаться славою? Подай милостыню: тогда тебя похвалят ангелы, тогда тебя прославит Бог.

*

Помысли о Боге, помысли о высшей славе, противопоставь ей настоящее, и ты скоро отстанешь от тщеславия.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Не дозволим себе ничего делать с тщеславным намерением для получения суетной славы.

Преподобный Исидор Пелусиот:

Обольстительная пышность, сухое и бездушное превозношение, тщетная и земная слава да возьмутся от нас. Ибо Даятель и Сокровищехранитель добродетелей, в Себе Самом оставляя нам образец, говорит: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5: 41), потому что слава есть Божие даяние.

Преподобный Нил Синайский:

Поступок тогда бывает тщеславным, когда сердце имеет в виду сделать это напоказ.

*

Тщеславие принуждает расславлять дело, желая угождать более людям, нежели Богу, и в ничто обращая труды.

*

Если же начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь, не восхощет помогать тебе.

*

Бдение и пост, и милостыню, и возлежание на голой земле, и прочие блага губит демон ради ненавистного тщеславия и высокомерия.

*

Безжалостнейше к себе трудящийся в несении телесных подвигов, не для похвалы пусть преутруждает себя и славою пусть не превозносится. Иначе демоны, надмя душу его этими трудами и славою, возбудят усилить еще более безжалостность к себе, увлекут его принять еще бóльшие подвиги, чтобы он еще более превознесся. С сею целью они с иным ведут такую внутри посредством помыслов беседу: как такой-то подвизался, не щадя себя, и такое приобрел себе великое имя, так что о нем говорят и по смерти его, так и ты взойди на самую высоту подвизания, чтобы стяжать себе славу, и чтобы имя твое сделалось великим и по смерти твоей произносилось с великой похвалой.

*

Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией.

Преподобный Ефрем Сирин:

Не старайся показать себя искусным во всяком деле, чтобы не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, к гневу и печали. 

Преподобный Марк Подвижник:

Если увидишь, что кто-либо по поводу бесчестий крайне болезнует сердцем, то знай, что он наполнен помыслами тщеславия и теперь пожинает с неудовольствием рукояти семян, которые сам посеял в сердце.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. 

*

Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же, хвалящий нас похвалою, отверзает нам очи; а как скоро они отверзлись, то и богатство добродетели исчезает. 

*

Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславие до самого гроба украшается одеждами, благовониями, многочисленною прислугою, ароматами и тому подобным. 

*

Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. 

*

Кто возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.

Преподобный Максим Исповедник:

Немалый подвиг освободиться от тщеславия; освобождаются же от него тайным творением добродетелей и частой молитвой, а признак освобождения – не злопамятствовать на злословящего.

Святитель Димитрий Ростовский:

Зачем требуешь утешения от похвал человеческих? Довольно тебе и того, если дела твои Богу Единому будут ведомы и благоугодны.

Святитель Феофан Затворник:

Вот вы тщеславитесь… Это по вражьей части. Тщеславие – его поля ягода. И оно таково, что за него отходит благодать. Блюдитесь!

*

Надо страх Божий усилить и утвердить хождение перед Богом. Огнь Божия присутствия будет попалять тщеславие.

Преподобный Макарий Оптинский:

Я только почитаю должным напомянуть вам, дабы все, что было доброе, творимое вами, проникнуто было смирением: молитва ли, пост ли, милостыня, прощение ближним и прочее, все это делайте во славу Божию и со смирением. Я потому это вам предлагаю, знаю, что ненавистник добра, диавол, когда не успеет нас отвратить от какого-нибудь доброго дела, то старается помрачить оное высокоумием и тщеславием.

*

Пишешь, что увлеклась похвалою и самохвалением, и спрашиваешь: каким образом противиться сему? Кажется, всего лучше противиться смирением; не приписывать ничего себе, но Богу, ибо Он сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5). Что твое? Ты вся творение Божие; и дарование, какое имеешь, Его же; а наша только греховность, которая и должна нас смирять.

Преподобный Амвросий Оптинский:

Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, взлетает наверх, так и гордость. 

*

Все мы сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частью виною сего бывает славолюбие и горделивость. Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие общие исчадия тщеславия и гордости.

Преподобный Анатолий Оптинский:

Тебя тщеславие съело, а ты сего и не замечаешь. А чтобы этого искушения избыть, смирись, укори себя. Смирись и тем, что тебя учат. А другие и лучше тебя, но смиряются, и Господь воздаст им вечными благами. Так и думай.

Преподобный Никон Оптинский:

Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими. Все земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо.

Подготовила Александра Калиновская