Встреча-беседа «Справедливость и милосердие». Часть 3

Московская Сретенская  Духовная Академия

Встреча-беседа «Справедливость и милосердие». Часть 3

614



В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча протоиерея Игоря Фомина, настоятеля храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО с учащимися школ Самары.

Тогда возникает другой вопрос: «А возможна ли не частная, а всеобщая справедливость в этом мире?» Такая справедливость возможна, и она находится (по религиозным представлениям) только у одного – у совершенной Личности. Справедливость Бога воспевается пророком Давидом: Правда Его пребывает вовек (Пс. 110:3). Святитель Иоанн Златоуст комментирует эти слова о правосудии Бога: «Не смущайтесь, видя людей… страдающих невинно: есть суд беспристрастный, приговор справедливый… если бы Бог тотчас стал поражать каждый грех наказанием и над каждым преступлением приводить в исполнение праведный суд Свой, то род человеческий давно был бы истреблен». Так дело обстоит со всеобщей справедливостью, которая в руках Божиих. А что со справедливостью, которую всеобщей не назовешь? – Насколько отдельный человек сам более совершенный, настолько его решения по справедливости охватывают все больший круг людей, соприкасающийся с его личностью.

В этом мире справедливость возможна, и она находится только у одного – у совершенной Личности

О чем идет речь? У замечательного русского философа Николая Николаевича Страхова есть интересная работа о совершенстве, в которой он рассматривает три ступени развития человека: состояние справедливости, состояние милосердия и состояние святости. Без этих ступеней человек не может развиваться в обществе (помните, о чем говорил Платон?), без этих ступеней человек не может развиваться и лично. Мы с вами уделили много внимания справедливости. Справедливость бывает разная, она бывает простая и понятная, а бывает и какая-то немыслимая. И люди порой поступают «по справедливости» так, как мы с вами даже не представляем.

Наше общество этап справедливости прошло, и в нас заложен уже другой код – код милосердия. Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается (зачастую это совершенно не основанный на справедливости поступок)

Но давайте посмотрим на милосердие, которое мы понимаем как следующую ступень, выше справедливости. Почему нам не вполне понятно слово «справедливость»? Весь мир выбирает слово «справедливость» как слово года, а нам справедливость, по сути, непонятна. Это вытекает из нашего с вами культурного кода, который существует уже более тысячи лет. И состояние справедливости наша культура уже прошла. Да, мы можем сказать, что мы сталкиваемся со многими какими-то несправедливыми проявлениями в этой жизни, мы об этом будем читать в прессе, но наша культура этот этап прошла, в нас заложено уже состояние милосердия.

Что же такое милосердие? Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Вообще, слово «милосердие» означает буквально «милое сердце». Представьте, вы идете в школу, мама вам собрала бутерброды, вы увидели голодного котенка и вынули из бутерброда самое главное… колбасу. И эту колбасу вы отдали котенку. Что происходит в этот момент? Ваше сердце становится «милым» (близким, участливым) по отношению к этому котенку. Вот это и есть милосердие, это, по большому счету, совершенно не основанный на справедливости поступок. Котенок маленький, а вы большие, вы котенку отдали самую существенную, большую, самую вкусную часть завтрака – это не справедливый, а милосердный поступок. Вы должны были бы разделить хлеб и дать ему, а если он не станет есть хлеб, заставить его съесть хлеб – это было бы справедливо, наверное. Но, отдавая самое лучшее и вкусное, вы поступаете милосердно, вы поступаете по-другому. И вот милосердие – это следующий этап нашего с вами развитияВ нашем обществе милосердие занимает главенствующую часть в иерархии ценностей, да? – Хорошо бы, если бы так было. По причине милосердия происходят все хорошие события, с которыми мы с вами будем сталкиваться в окружающем мире. Именно через милосердие воспитывается человек. Именно через милосердие мы будем смотреть на принятие важных для нас жизненных решений.

Еще пример: юноша идет по улице и вдруг видит, что три хулигана пинают какого-то мальчонку. В нем возгорается ощущение несправедливости, появляется милосердие по отношению к этому мальчику, и он, зная, что ему тоже достанется, бросается на хулиганов, спасая мальчика. Или другой пример, одноклассница заступается за девочку из своего класса, хотя могла бы и промолчать. Это проявление милосердия. Когда человека унижают, это воспринимается нами как нечто недопустимое, несправедливое, и выручает в данном случае именно милосердный подход. Если искать выход в справедливости, тогда мы должны были бы пройти долгий процесс установления надлежащей сатисфакции, то есть проанализировать происходящее и на основе всестороннего анализа принять решение, что будет возмещать причиненную несправедливость с максимальной точностью. Но наше общество ориентировано на милосердие.

В нас еще присутствует и ощущение святости. Ощущение святости связано с духовным состоянием человека, когда он уже не замечает себя, и его больше начинает интересовать другое «я», забота о другом человеке

В обществе (я говорю о русском обществе, о русской культуре) есть еще и третья ступень – ощущение святостиОщущение святости связано с духовным состоянием человека, когда человек уже не замечает себя (в справедливости и милосердии человек замечает свое «я»), и его больше начинает интересовать другое «я», забота о другом человеке. Мы с вами люди, не безграничные существа. Мы с вами ограничены физически, ограничены во времени, умственно, – всячески ограничены, и в этом человеческом ограниченном пространстве должны (кроме нашего «я») существовать еще и Бог, и наши ближние, и наши друзья, растительный и животный мир, и так далее.

Святой человек – это тот, который любит своего ближнего

И чем больше в этом пространстве моего ограниченного существования моего «я», тем меньше в нем места для всего остального, тем меньше становится у нас друзей. Вы это тоже можете заметить: чем человек более напыщен и более сосредоточен на себе, тем меньше у него друзей; чем меньше человек сосредоточен на себе, тем больше у него оказывается друзей. Чем меньше для меня значит мое «я», тем больше места становится для другого человека – и это уже качество святого человека. Святой человек – не тот, кто совершает какие-то небывалые чудеса, это тот, который любит Бога и своего ближнего.

Мы сегодня с вами затронули три очень важных основания для личности:

  •             справедливость – начальная стадия развития духовного человека;

  •             милосердие – это среднее состояние человека, когда он готов откликнуться на какую-либо нужду ближнего;

  •             и третье состояние – это святость, когда ближний, другой человек, какое-либо событие (встреча с голодным котенком) занимает больше внимания для тебя, чем ты сам.

Об этом сегодня хотелось вам рассказать. Благодарю вас, дорогие мои, за внимание и надеюсь, что наши встречи принесут пользу. Чего бы нам всем хотелось? Мы хотим, чтобы вы выросли, получили прекрасное образование, занимались и самообразованием, научились разбираться в нашей жизни и стали достойными гражданами нашей страны – это очень важно, потому что страна наша действительно прекрасная.

Помощи вам Божией!