Сретенская духовная академия

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Бог Господь, и явися нам»: богословско-филологический комментарий к песнопению «Бог Господь» со стихами Почти за каждым вечерним богослужением мы слышим особое песнопение, которое называется в церковной традиции «Бог Господь». Оно состоит из избранных стихов 117-го псалма, которые имеют хвалебное значение.
“Ныне отпущаеши”: богословско-филологический комментарий Всем верующим хорошо известна молитва «Ныне отпущаеши». Дивные ее слова изрек по вдохновению праведный Симеон Богоприимец – трехсотлетний старец. Евангелие от Луки свидетельствует, что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).
Встреча-беседа «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?». Часть 1 В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?»  для гостей провел кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой Богословия Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов.

«Закон и Справедливость. Что важнее?». Часть 1 В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары.
«Возлюбленный избранник Божией Матери» Комментарий к тропарю и кондаку преподобному Серафиму Саровскому 15 января Церковь празднует память великого русского святого преподобного Серафима Саровского. Предлагаем читателям сайта Сретенской духовной академии богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 36

ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 3 Иеромонах Матфей (Самохин) Заканчивается устав новгородского Юрьева монастыря примечанием, необходимым для достижения цели правильной организации обители: «Устав сей ежегодно читать, по крайней мере, в три месяца один раз безотлагательно в трапезе, по назначению настоятеля». В современное время, к недоумению, складывается противоположная тенденция о полном забвении или вовсе не имении письменного устава в монастырях. Но, как отмечено опытными словами святых отцов, четко установленные правила жизни необходимы, особенно на первых порах, для успешного созидания обители.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 2 Иеромонах Матфей (Самохин) Святитель Василий Великий заботился, прежде всего, о решении духовных вопросов и об утверждении нравственного совершенствования братии, опираясь при этом на священные тексты. И в наше время такой метод является наиболее подходящим для урегулирования монашеской жизни. Еще в XV веке преподобный Нил Сорский писал: «Ныне, по причине совершенного оскудения и обнищания духоносного, с большим трудом можно найти духовного наставника. Посему святые отцы повелели учиться от Божественных Писаний, слыша Самого Господа».
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 1 Иеромонах Матфей (Самохин) Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года иеродиакона Матфея (Самохина) «Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни». Сравнительное соотнесение разных по времени монашеских уставов окажет серьезную помощь тем, кто в наше время поставлен решать те же вопросы устроения жизни обители, какие стояли перед возглавлявшими монастыри в прежние эпохи.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 10 Илья Косых Уполномоченный жаловался в Москву на то, что службы архиепископа Иоанна (Снычёва) слишком торжественны, проповеди слишком проникновенны, что в церквях стали петь как любительские хоры, так и платные, «на праздничных и воскресных службах участвовало по четыре-пять служителей культа, десятки хористов, всего на службы собиралось до 400–500 человек верующих прихожан, в числе которых были не только горожане, а и верующие из многих других населенных пунктов области».
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 9 Илья Косых В 1943 году архиепископа Иоанна (Братолюбова) освободили досрочно, но последствиями проведенных в заключении долгих 11 лет стали, с одной стороны, инвалидность, а с другой – дух, который теперь уже ничем невозможно было сломить. Владыка не боялся ни уполномоченных, ни палачей из госбезопасности, он служил Церкви самоотверженно, без страха перед грозящими новыми заключениями и самой смертью.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 8 Илья Косых После епископа Димитрия (Градусова) Ульяновскую епархию возглавил епископ Иларий (Ильин). Время его управления епархией ознаменовалось волной закрытия храмов. Однако это спровоцировало активизацию церковного «подполья». Чтобы противостоять распространению деятельности незарегистрированных священнослужителей, начальник областного управления НКГБ лично выдвигал предложения об открытии храмов. Однако власти не вняли этим предложениям, и как следствие – количество храмов и духовенства сокращалось все сильнее, а количество нелегального духовенства увеличивалось с каждым днем.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 7 Илья Косых В 1930 году Ульяновским преосвященным стал епископ Митрофан (Гринев), его Мелекесским викарием – епископ Амвросий (Казанский). А в злосчастном 1932 году епархия лишилась не только своих храмов, но и архиереев: епископ Митрофан был арестован, а Мелекесский епископ Амвросий скончался.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 6 Илья Косых Во второй половине 1920-х годов в Ульяновске было три епархии: патриаршая, обновленческая и григорианская. Власти поддерживали обновленцев, преследовали «тихоновцев», всячески старались продлить раскол и нестроение в епархии.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 5 Илья Косых Архиепископ Александр (Трапицын) стоял во главе Симбирской епархии в один из самых, пожалуй, неспокойных периодов ее существования, когда управление Церковью захватили обновленцы. Его преследовали угрозы, доносы, смещения. Но и отстраненный от управления епархией, он оставался в Симбирске, продолжая окормлять верную паству.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 4 Илья Косых В 1918 году в Симбирске были закрыты все домовые церкви, Симбирское духовное училище и епархиальное женское училище, а также Симбирская духовная семинария. Студенты и выпускники училища и семинарии, будучи священниками, диаконами и псаломщиками епархии, гибли целыми курсами, а образованного духовенства оставалось все меньше. С 1917 до середины 1920-х годов происходили массовые убийства духовенства без составления каких-либо документов, поэтому теперь удается установить лишь немногие имена убитых.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 3 Илья Косых 7 декабря 1874 года епископ Феоктист (Попов) прибыл на Симбирскую кафедру, которой он управлял восемь лет. Преосвященный Феоктист был выдающимся по ревности администратором. Сразу по прибытии на кафедру он совершил объезд епархии и запомнил в лицо все свое духовенство. Благодаря постоянным таким объездам он был хорошо знаком с состоянием всех приходов в епархии.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 2 Илья Косых За десять лет управления епархией архиепископ Анатолий (Максимович) успел сделать многое. Главным делом его жизни стало учреждение Симбирской духовной семинарии. 15 сентября 1841 года произошло другое важное событие – был освящен Свято-Троицкий кафедральный собор – храм-памятник героям Отечественной войны 1812 года.
АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 1 Илья Косых Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года Ильи Косых (научный руководитель – профессор О.Ю. Васильева). Исследование деятельности Симбирских (Ульяновских) архиереев опирается на документы и материалы, хранящиеся в Государственном архиве Ульяновской области и в Ульяновской краеведческой библиотеке.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 9 Иеродиакон Александр (Урбанович) Аналитическое прочтение творений святых отцов, попытка осмысления главного вектора их мышления создают предпосылки для выявления общности идей современной науки и естественнонаучных прозрений святых отцов. Это, по нашему мнению, может стать наиболее конструктивным элементом в диалоге между наукой и богословием.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 8 Иеродиакон Александр (Урбанович) Святые отцы говорят о формообразующей особенности качеств. Но качества не существуют сами по себе. Только соединение качеств с бесформенной материей («почти ничто» у блаженного Августина) создает видимое и познаваемое естество. Без этого соединения ни материя не приобретает очертаний (бесформенная материя), ни качества опознаваемыми не становятся («голые умопредставления»).

Страницы: 1 ... 75 76 77 78 79 ... 81

Способы борьбы со страстью сребролюбия по Священному Писанию Иеродиакон Агафангел (Давлатов) Любая страсть как причина или следствие удаления от Бога нуждается во врачевании и если не бороться с утвердившимся в человеке греховным навыком, то неминуемо наступает духовная гибель.
Ненасытимая страсть, стремящаяся в бесконечность: проявление и последствия страсти сребролюбия Иеродиакон Агафангел (Давлатов) От чего охладевает сердце человека? Как разжигается страсть сребролюбия и чем это грозит нашим душам? Ведь трудность еще и в том, что укоренившуюся страсть сребролюбия порой трудно распознать.
Взгляд святителя Игнатия на состояние современного ему церковного общества Священник Павел Миронов : Из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова) можно узнать о трудностях, связанными с поисками духовного наставника, и о том, к чему могут привести неразумные действия пастыря.
Что Христос сказал про ИНН? Иоанн Ткаченко На римской монете была та же «печать антихриста», надпись, говорящая о том, что Сын Божий не Христос, а какой-то там Тиберий и, вероятно, у благочестивых иудеев могли возникнуть мысли о том, что они признают Богом римского императора и тем самым отрекаются от Истинного Бога. Но что ответил им Христос?
Становление святителя Игнатия как духовного руководителя Священник Павел Миронов Каковыми были духовные поиски святителя Игнатия и что помогло стать ему духовным руководителем для своих чад?О неудачном опыте в выборе духовника и последующих исканиях святителя за пределами инженерного училища.
Мученический подвиг апостола Андрея Первозванного Петр Савельев Любая из страстей может привести к тому, что человек оставляет Бога. И только через скорбь человек вспоминает о Боге, начинает молиться Ему. Скорбь и испытание является как бы призывом Господа. Получается, что без терпения нет спасения.  
Мученик Парамон как пример исповедания веры Иоанн Правдолюбов В наше время в нашей стране нет гонений на христиан. Человек может свободно выбирать себе религию и проповедовать о ней. И бывают такие случаи, когда православным христианам не хватает смелости защищать свою веру и свидетельствовать о Боге. Православный христианин в обществе людей осуждающих, клевещущих  Церковь, к сожалению, может промолчать.
Жизнь и служение пророка Наума Петр Смолин Для нас, верующих христиан, большое значение имеет книга пророка, в которой мы видим, как Бог проявляет к роду человеческому великую милость. Бог долготерпелив к нам, но велик гнев Божий к тем, кто непрестанно противится Его воли и нарушает Его заповеди.
«Бабушкино» богословие: подборка околоцерковных суеверий Не секрет, что среди верующих бытует множество околоцерковных преданий и явлений религиозной безграмотности, разобраться в которых человеку, недавно пришедшему в храм, бывает нелегко. Что же именно является суеверием?
О необходимости постоянного памятования о Боге Всеволод Перепелкин Сегодня — отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каждого из нас в свое время Господь ввел в храм. Для всего же рода человеческого наиважнейшее значение имело введение во храм именно чистой Девы Марии в младенческом возрасте.
Пост как путь встречи с Богом Каждый из них ожидал земного царя, который победит Римскую империю. Где тот Иерусалим? Погиб под ударами Рима. Где Римская империя? Погибла под натиском варваров. А что Христос? Где Он? Остался ли Он в памяти людей? Принес ли благо вселенной? Каждый из здесь стоящих знает ответы на эти вопросы.
Православное почитание святых и вызовы современности в жизни христианина Павел Патокин В последнем столетии появились мнения о неисторичности жития святой, а самые радикальные исследователи высказывались о несуществовании святой Екатерины. Эта либеральная тенденция распространилась и на некоторых других святых. Как же правильно определить истину, ответив на вызов духа времени?
Вера как опора в изменчивой жизни Арсений Мстиславский Для святого князя Александра Невского принятие монашество перед смертью согласовывалось со всей его прожитой жизнью, в которой он выступал воином Христовым в сложнейших условиях, уготованных ему Господом. Сможем ли мы перед своей смертью сказать, что в своей жизни и в своих сложных условиях мы сделали все что смогли?
Человек способен совершить любые подвиги, если он совершает их ради Бога Сергей Полич Его посещали мысли о том, что он делает в этом месте и в холод, и в зной, и в жажду, и в любой трудности, когда все так хорошо складывалось, ведь он был рядом с епископом, никогда не испытывал нужды в пропитании, его сопровождали человеческие почести, и, самое главное, это тоже было богоугодно!

Страницы: 1 ... 9 10 11 12 13 ... 26

В Сретенской Духовной академии пройдет Конференция, посвященная 1650-летию со дня кончины свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (296 – 373) 2 мая 2023 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии проводит патрологическую конференцию с международным участием
В Сретенской Духовной академии пройдет Конференция, посвященная 1630-летию со дня рождения Феодорита, епископа Кирского (393 – 466) 23 декабря 2023 г. Научный центр патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии проводит богословско-патрологическую конференцию с международным участием.
Преподаватель СДА иеромонах Платон (Кудласевич) защитил кандидатскую диссертацию 15 сентября в Московской духовной академии состоялась защита  диссертации иеромонаха Платона (Кудласевича), преподавателя СДА и руководителя издательства Сретенского монастыря на соискание ученой степени кандидата богословия.
План мероприятий Научного Центра Патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова Научный Центр Патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры Богословских дисциплин Сретенской Духовной академии продолжает свою работу в 2022 – 2023 учебном году и приглашает всех интересующихся  проблемами патрологических, богословских и сектоведческих исследований, а также вопросами их актуализации в современности.
В Сретенской духовной академии прошло занятие сектоведческого кружка под руководством доцента СДА Р.М. Коня В среду 9 июня 2022 года в Сретенской Духовной академии прошло оче-редное занятие кружка по углубленному изучению сектантства под руко-водством преподавателя сектоведения доцента СДА Р.М. Коня, на котором состоялось обсуждение круга вопросов, связанных с причинами вовлече-ния наших соотечественников в непротестантские секты, с взглядами пра-вославных на секты и сектантов на Православие.
В СДА состоялась сектоведческая конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого 13 апреля 2022 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате прошла научно-практическая богословская кон-ференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого с международным уча-стием, организованная Научным Центром патрологических исследований кафедры богословия Сретенской духовной академии им. проф. А.И. Сидо-рова и Комиссией по реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы.
Сретенская академия приняла участие IХ Международной научно-практической конференции, прошедшей в РУДН И. о. ректора протоиерей Вадим Леонов и студенты Академии стали участниками IХ Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Церковь, государство, личность – история и современность», прошедшей в рамках XXX Международных образовательных чтений.
В Сретенской духовной академии вышел 7-й номер научного журнала «Диакрисис» В Сретенской духовной академии в рамках издательской деятельности Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА вышел 7-й номер научного журнала «Диакрисис».
В Сретенской духовной академии вышел 6-й номер научного журнала «Диакрисис» В Сретенской духовной академии в рамках издательской деятельности Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА вышел 6-й номер научного журнала «Диакрисис».
В Сретенской духовной академии вышел 5-й номер научного журнала «Диакрисис» В Сретенской духовной академии в рамках издательской деятельности Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА вышел 5-й номер научного журнала «Диакрисис».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 ... 22

Программа конференции «Проблемы методологии богословских и патристических исследований» Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
Быть человеком Церкви О выборе священнического пути, о поступлении и годах учебы в СДА, о сложностях и радостях служения и о восстановлении древнего храма, являющегося объектом культурного наследия, беседуем с настоятелем Покровского храма в селе Никоновском Московской области.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 152