615
Интервью с проректором по воспитательной работе Сретенской духовной академии иеромонахом Зосимой (Мельником) о важных аспектах образовательного процесса.
– Отец Зосима, каковы основные задачи и цели, которые стоят перед проректором по воспитательной работе? В чём состоит работа воспитательной службы?
– Основной целью работы является воспитание, взращивание будущих священнослужителей и церковнослужителей для Церкви Христовой в духе евангельской любви и искреннего стремления служения Богу и ближнему. Что касается нашей задачи, то мы должны создать максимально благоприятные условия для достижения этой, безусловно, высокой цели. Над этим трудятся и администрация, и преподаватели, и братия Сретенского монастыря.
В рамках нашей воспитательной работы мы с помощниками ежедневно общаемся, совместно рассматриваем прошения наших подопечных, обращаем внимание на посещаемость лекций. Помощник проректора по воспитательной работе (иначе – «дежурный помощник») с самого утра встречает семинаристов в храме, распределяет послушания до и после занятий, поддерживает порядок на богослужениях, на обеде, совершает обход келий утром и после отбоя. Если есть заболевшие, смотрим, кому нужно вызвать доктора, проследить потом за их состоянием. На заседании Воспитательского совещания мы совместно обсуждаем планы, интересные идеи, решаем возникающие проблемы, трудности. Вместе проводим собеседование с кандидатами в священный сан.
– В чем заключается специфика воспитательной работы в Сретенской духовной академии по сравнению с другими духовными образовательными учреждениями?
– Когда молодые люди становятся нашими воспитанниками, они одновременно включаются и в жизнь обители. Если в других духовных школах семинаристы, как правило, отделены от монашеских общин и в быту, и часто в богослужениях, то у нас они полностью погружаются в жизнь Сретенского монастыря. Наш ректор, многие преподаватели – наши насельники. Ребята начинают свое служение Церкви с участия в монастырских богослужениях в качестве алтарников, певчих, чтецов, ризничих. Выполняют многочисленные работы в обители: пекут просфоры, убирают территорию, трудятся в издательстве, в трапезной, в редакции Интернет-сайта, в казначействе, в просветительском центре и приносят много пользы своими трудами. Можно смело сказать, что воспитанники Академии стали неотъемлемой частью Сретенского монастыря. Кстати, сами учащиеся говорят, что это им очень помогает, потому что они находятся в центре духовной жизни, и всегда на помощь к ним могут прийти не только преподаватели, но и монашествующие из числа братии, которая в Академии, не преподает.
– Какие основные аспекты воспитательной работы реализуются в Сретенской духовной семинарии в настоящее время? Это, к примеру, встречи с интересными людьми, поездки…
– Направлений очень много, ведь перед нами стоит задача воспитать многостороннюю личность, поэтому мы уделяем внимание и духовно-нравственному, и культурно-массовому, и спортивно-оздоровительному, и информационному, патриотическому, социально-миссионерскому, педагогическому, общественному развитию. К примеру, важнейшим элементом духовно-нравственной работы является участие в богослужениях. Привить любовь к участию в них, а затем и к совершению, в первую очередь, Божественной литургии – первейшее дело в становлении будущего священнослужителя. Благоговейное отношение к храму, священным предметам, иконам, книгам, облачению должно быть обязательно присуще служителям Церкви Христовой. Этому способствуют и частые (раз в месяц) паломнические поездки по святым местам Русской Православной Церкви, которые ребята совершают вместе с духовниками курсов. Они молятся у святынь, напитываются духом наших богобоязненных, благочестивых предков, отдают честь славному христианскому прошлому, чтобы понести в будущее веру и любовь Святой Руси.
– Как Академия поддерживает духовное, нравственное и культурное развитие студентов в условиях современного общества?
– Духовниками курсов являются иеромонахи обители. Они не только принимают Исповедь и совершают духовное руководство обучающихся на протяжении всего периода обучения, но стараются быть как бы старшими братьями, добрыми помощниками и опорой в трудные минуты. На первом курсе духовники преподают «православную аскетику», знакомят юных христиан с опытом древних подвижников и современных нам христиан, достигших святости и учащих нас правильному евангельскому пути. Наши студенты регулярно совершают экскурсии по Москве, знакомятся с историческими достопримечательностями города, посещают музеи, выставки, концерты классической, духовной и народной музыки, театры, кинотеатры. У нас очень талантливые ребята, поэтому они с удовольствием, и надо сказать, на весьма профессиональном уровне участвуют в концертах и фестивалях. В рамках «Киноклуба» мы вместе смотрим, а потом обсуждаем художественные и документальные фильмы. Также ребята участвуют в академическом и межвузовском интеллектуальном турнире «Что? Где? Когда?».
– Обучение и воспитание идут параллельно. Отдается ли приоритет учебному процессу, а воспитательный подразумевается как вспомогательный?
– Специфика духовного образования такова, что невозможно отделить учебный процесс от воспитательного. Это обусловлено тем, что почти все предметы неизбежно несут нравственно-поучительное содержание, будь то Священное Писание, изучение которого лежит в основе всего духовного образования, или история Церкви, литургика и церковнославянский язык, догматическое богословие, патрология, а также история нашего Отечества. И многие другие предметы раскрывают студентам действие Промысла Божия в жизни как отдельного человека, так и государств, да и всего человечества. А это неизбежно воспитывает в человеке благоговение перед Творцом, Его Премудростью и любовью и заставляет всё чаще задумываться о своем месте в этом мире. Конечно, на преподавателях и лекторах лежит особая ответственность – им надо уметь так изложить предмет, чтобы было не просто интересно и познавательно, но и это вело к нравственному совершенствованию студентов, к желанию приносить пользу ближнему, благодарить Бога, быть достойным гражданином своей Родины.
– Можно ли оценить результат, эффект от мероприятий, направленных на воспитание у студентов духовных и моральных ценностей?
– Конечно, можно, но не всегда это проявляется еще во время обучения. Перемены видны и после полугода пребывания в стенах Академии, особенно ребята раскрываются как добрые пастыри и благоговейные христиане, когда становятся священнослужителями, и порой приезжают к нам и из отдалённых приходов на престольные праздники.
Вообще, о результате воспитания некоторым образом можно судить по тому, как выпускник относится к своей духовной школе, к обители, их печалям и радостям, как он поддерживает связь со своими товарищами, однокурсниками, готов ли он помогать окружающим.
– Какова роль студентов в организации и проведении воспитательных мероприятий? Как Вы вовлекаете их в этот процесс?
– Каждый год проходит форум духовных школ, где ребята делятся своим опытом, рассказывают, как у них организована учеба, какие методы воспитания используются. И в неформальной обстановке, в дискуссиях, спортивных играх, конкурсах и других формах общения молодые люди знакомятся, идет обмен и информацией, и впечатлениями. Это полезное общение, потому что мы впоследствии можем какие-то интересные новации наших коллег перенять, внедрить у себя. Надо сказать, даже некоторые бытовые решения бывают интересными.
– Какие связи, взаимодействия Вы налаживаете с приходом монастыря и с другими образовательными учреждениями?
– Семинаристы несут послушания и в воскресной школе, и в духовно-просветительском центре, где кто-то помогает организовать лекции и беседы, а, например, обучающиеся магистратуры и аспиранты сами читают лекции. Так понемногу студенты сами приобщаются к делу воспитания христиан, будь то дети, молодые люди или уже взрослые, которые только становятся на путь духовной жизни.
Отдельно хочу сказать про наш семинарский хор, потому что считаю, что он помогает выстраивать общение с другими образовательными учреждениями. У ребят в репертуаре есть и духовные произведения, которые исполняются во время богослужения, и классические, а также народные, и даже эстрадные. Только в этом году я был при подписании договоров о сотрудничестве с некоторыми вузами (Московский государственный педагогический университет, Финансовый университет при Правительстве РФ), где пел хор и отдельно его солисты. И это так тронуло сердца слушающих, что атмосфера получилась очень и очень теплой, дружественной.
– Были ли за последнее время какие-либо изменения в образовательных и воспитательных программах Академии? Если да, то какие?
– В образовательной программе в этом году была пересмотрена аудиторная нагрузка, что повлияло на распорядок дня и у молодых людей появилось больше времени на подготовку к занятиям, дало возможности поучаствовать в культурных, спортивных мероприятиях... Это очень важно в процессе образования и воспитания. Наша воспитательная программа совсем не статична: придумал и это остаётся неизменным на годы. Мы постоянно вносим в нее что-то новое: это и концерты хоров, футбольные, шахматные соревнования, конференции и т. д. Кроме запланированных перед началом учебного года, нам часто поступают предложения поучаствовать в тех или иных мероприятиях от различных вузов, как духовных, так и светских. И мы стараемся наших ребят туда направлять, более того, всячески содействовать и поощрять, тем более радостно, если такое участие приносит призы и тем самым способствует укреплению доброго имени, репутации Сретенской духовной академии.
– Каковы перспективы развития воспитательной работы в Академии? Планируются ли новые проекты?
– Воспитание – процесс очень индивидуальный, порой важно проявить снисходительность, а в каких-то случаях – необходима строгость. Поэтому будем и в будущем применять те методы, которые послужат большей пользе наших воспитанников.
Несомненно, основы личности и характер формируются еще в детстве, в семье, в школе, в обществе друзей. Но нельзя сказать уверенно, когда заканчивается этот процесс формирования, и остается надежда, что наша работа все-таки является дополнительной огранкой этого драгоценного камня человеческой души. И нужно быть чутким и точным в своих методах, чтобы не навредить.
Прежде всего, для нас важно познакомить их с ценностями Святого Евангелия, христианскими идеалами, которые содержатся в учении Церкви, ее Предании, наследии святых отцов и лучших представителей нашего Отечества, взирая на судьбу и подвиги которых, неизбежно приходишь к мысли о великом и премудром Промысле Божием в своей жизни, страны и в целом всего мира.
Методы христианского воспитания принципиально не меняются. Они или применяются, или отвергаются. «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор. 4:15). Хочется быть для воспитанников не только учителем, наставником, но позаботиться как должно об их благополучном духовном возрастании. Для этого хороши разные средства, как советует апостол Павел своему духовному чаду и сподвижнику, апостолу Тимофею: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).
Сейчас в светском образовании нередки тенденции, которые культивируют в молодых людях самомнение, гордость и чувство собственного превосходства. В нашей православной традиции это недопустимо и вредно, но воспитание строится на твердом авторитете наставника, уверенности в том, что через него Бог подает всё полезное: и знание, и опыт.
– Какие современные технологии и цифровые ресурсы используются в воспитательной работе?
– У нас очень хорошее техническое обеспечение. Любой инструмент и технологию можно использовать как во зло, так и во благо. Академия использует современные технологии: нашими преподавателями активно задействуются электронные доски, проекторы для наглядного представления темы в презентациях, в учебных фильмах и роликах. Действуют сайт Академии, страницы в различных социальных сетях, чаты. Ежемесячное заседание Воспитательского совещания частично проходит в онлайн-режиме, так как, например, духовник и помощник проректора по воспитательной работе первого курса находятся в Рязанской области, в монастырском скиту в честь преподобного Серафима Саровского. Иногда лекторы транслируют свои лекции для первого курса в скит, а практическая отработка знаний проходит уже на месте в рамках семинаров и практических занятий.
– Как Академия реагирует на вызовы, связанные с молодежной культурой и ее влиянием на студентов?
– Юность – это пора увлечений, экспериментов, поиска своего пути. В духовную школу тоже порой попадают те, кто не до конца осознал серьезность этого выбора. Служение священника всегда жертвенно и имеет свои радости, отличные от тех увеселений, которыми порой увлекает мирская жизнь (комфорт, праздность, вседозволенность). Есть безгрешные удовольствия, наслаждения, утешения, которые может себе позволить христианин и даже этим прославить Бога, потому что всё украшает мера. Если же будущий пастырь не может избавиться от вредных привычек, которые приобрел еще до поступления в духовную школу, или, что еще хуже, греховный навык овладел им здесь, то следует задуматься, куда своих пасомых приведет такой пастырь, если не исправится.
– Какие отношения Вы поддерживаете с родителями студентов, как они вовлечены в жизнь Академии?
– Большинство наших воспитанников давно вышли из детского возраста, когда им нужна родительская опека и контроль. Они люди самостоятельные и во многом зрелые. И приятно видеть, что у многих близкие и теплые отношения с родителями. И когда обучающиеся отпрашиваются, чтобы в свободное время навестить своих родных и помочь им по хозяйству, или съездить с ними в паломническую поездку, отметить семейный или церковный праздник, мы, конечно же, стараемся поддерживать такое стремление, идти навстречу. Крепкая семья всегда в приоритете, это правильно, и нужно всячески способствовать тому, чтобы семью сохранять. Правильный пример, полученный в родительской семье, поможет потом священнику правильно духовно окормлять своих семейных прихожан.
Некоторые родители активно участвуют в наших социальных проектах, в работе воскресной школы, просветительского центра. Одна мама является сотрудницей Академии, а ее сын, аспирант и собрат нашей обители, имеет сан иеродиакона.
– Чем интересуются студенты? Чем занимаются помимо учебы?
– У наших студентов самые различные интересы, увлечения и хобби. Все свои таланты в стенах Академии можно раскрыть и приумножить – для этого у нас всё есть. Радует, когда ребята здорово играют на музыкальных инструментах, начинают заниматься вокалом и раскрывают в себе дотоле скрытые таланты. Играют в футбол и волейбол, которые учат взаимодействовать в коллективе. Некоторые увлекаются борьбой и боксом. Кто-то серьезно и даже профессионально занимается кино и фотографией, что во многом помогает освещать богослужения, мероприятия и события как Академии, так и монастыря.
Наши студенты регулярно посещают Михайловский экономический колледж-интернат для инвалидов, проводят там библейские беседы и помогают местным учащимся принять таинства Исповеди и Причастия в скитском храме. Кто-то посещает тюрьмы и хосписы, помогает священникам окормлять заключенных и умирающих.
– Каковы Ваши личные впечатления о работе? Какие моменты вызывают у Вас наибольшее удовлетворение?
– Слово «работа» звучит здесь несколько тяжеловесно. Все-таки это вид служения Церкви, которое действительно приносит удовлетворение и радость, особенно когда видишь свет в глазах вновь рукоположенного священнослужителя. Счастье – это быть соучастником, частью радости и блага другого человека. Наивысшее счастье – это общение с Богом, это еще называют блаженством. Служит этому таинству единения человека с Богом священник, совершая Божественную литургию. И особенно счастливы мы, потому что приложили малую лепту к воспитанию служителя этого величайшего чуда.
Наибольшую пользу и вдохновение я получаю, вспоминая своих духовных наставников: дорогого сердцу протоиерея Александра Шашкова, незабвенного любимого митрополита Тихона (Шевкунова) и приснопамятного схиархимандрита Зосиму (Сокура). Их опыт, наставления и молитвы поддерживают, направляют, дают силы и руководят на этом послушании и вообще в жизни.
– Первый курс проводит год в скиту монастыря в Рязанской области. Что дает такая практика, какие качества закладывает в ребятах, что помогает развить?
– В уединенном месте, в общении с природой, в удалении от городского шума и суеты легче сосредоточиться на учебе. В узком кругу ребята быстрее знакомятся, учатся уживаться друг с другом в одной келии (они там проживают по четыре человека), неизбежно происходит «притирка» характеров. Семинаристы совместно молятся, переписывают от руки Евангелие, вместе посещают лекции, трапезничают, трудятся на территории и в скитском хозяйстве, но самое важное – вместе участвуют в богослужении и в таинствах Церкви. Все это способствует формированию крепкого, дружного коллектива. Благотворное влияние такой практики заметно уже по прибытии сюда, в Москву на 2-й курс. Видно, что ребята понимают друг друга с полуслова, довольно хорошо знают способности своих однокурсников и при необходимости помогают товарищам, по-христиански поддерживают в трудную минуту.
Особое внимание уделяется изучению таких аскетических творений, как «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова).
– На какие примеры из опыта других учебных заведений, духовных лиц или известных педагогов Вы опираетесь при воспитательной работе?
– Периодически мы вместе с игуменом Иоанном и группами семинаристов посещаем другие духовные школы московского региона, делимся своим опытом и знакомимся с их традициями. Так, недавно побывали в Перервинской духовной семинарии, где пообщались с опытнейшим священником и авторитетным духовником – протоиереем Владимиром Чувикиным. Он поделился своими воспоминаниями о служении и общении с несколькими Патриархами нашей Русской Православной Церкви и многими интересными личностями. Его истории одновременно и увлекательны, и поучительны.
Посещали Коломенскую духовную семинарию, где очень хорошо все обустроено как в бытовом и техническом планах, так и в учебном и воспитательном процессе. Неизгладимые впечатления оставил сам город Коломна со множеством красивых храмов и достопримечательностей. Особо интересно было посетить калачную и попробовать горячих калачей с медом и ароматным чаем, а также мастерскую-музей пастилы.
Еще наши студенты любят ездить в Троице-Сергиеву лавру, в Московскую духовную академию. Конечно, первым делом идут приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского, а потом заглядывают в Церковно-археологический кабинет, в котором собрано множество предметов и артефактов, связанных с историей Русской Церкви, с жизнью и служением наших иерархов: церковные сосуды, священные предметы и иконы, являющиеся образцами церковного искусства. Это тоже важный элемент воспитания – передать церковную традицию и искусство, которые несут в себе христианский дух нашего Отечества, наших благочестивых предков.
– Где Вы черпаете силы для своей работы, особенно в трудные моменты? Что помогает поддерживать мотивацию?
– Как и во всем в жизни христианина, источником наших сил и вдохновения является Христос, Бог наш. Регулярное служение Божественной литургии, участие в таинствах дают и благодать, и энергию, и счастье. Также значительно поддерживает и укрепляет видимый результат наших трудов, когда воспитанники и выпускники принимают священный сан. Вот они совсем недавно сидели на лекциях, приходили на Исповедь, на беседу, встречались ежедневно в коридорах и на территории как простые юноши, молодые люди, а теперь они – батюшки и диаконы, мы стоим вместе у престола и сослужим. Так живет и созидается Церковь Христова. И осознание своего, хотя и малого, но участия в этом созидании приносит большую радость и мир душевный.
В течение 2024 года над обучающимися и выпускниками Академии разных лет было совершено 13 диаконских и 17 священнических хиротоний.
– В условиях изменений и вызовов современности какие источники информации или литературы Вы рекомендуете использовать для личного и профессионального развития в сфере воспитательной работы?
– Лучше использовать проверенные веками авторитетные источники – творения святых отцов. Мои наставники, все как один, советовали изучать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника – это неисчерпаемый кладезь духовной мудрости как для монашествующих, так и для пастырей и всех христиан. Именно изучать, руководствоваться этим в своей жизни, а не просто читать, потому что этот труд является инструкцией, руководством к правильной духовной жизни, которому нужно следовать по мере прочтения, чтобы достичь цели христианской жизни.
«Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни» – еще одна жемчужина духовной сокровищницы православия. Его обязательно нужно перечитывать воспитателям. В нем в форме вопроса ученика и ответа духовного отца обозначаются основы евангельской жизни, отношения к окружающим, правильной молитвы и православной аскезы.
«Душеполезные поучения» преподобного Аввы Дорофея полезно иметь своей настольной книгой не только новоначальному христианину, делающему свои первые шаги в духовной жизни, но и опытным пастырям. С теплотой и благодарностью вспоминаются лекции отца Андрея Овчинникова по этой великой книге для первого курса в нашем скиту, а затем, по вечерам, – по-семейному уютные и радостные чаепития.
Важный момент при чтении духовной литературы – это возможность обсудить с опытным христианином прочитанное, чтобы сделать для себя правильные выводы, избежать крайностей и ошибок. Сейчас для практического применения учения Спасителя необходимо советоваться с духовником и по поводу святоотеческих наставлений.
Что же касается современных источников информации, то много полезного можно найти на страницах Интернет-порталов: «Православие.ru», «Азбука веры», «Предание.ru» и других. Я их использую для поиска ответов на многочисленные вопросы как в священнической практике, так и по вопросам воспитания.
– Какие были самые значительные трудности, с которыми Вы сталкивались за время Вашей работы и как Вы их преодолевали? Чему они Вас научили?
– Самое тяжелое в нашем деле – это расставаться с теми, кто не желает меняться к лучшему, кто нарушает внутренний уклад жизни Академии. Конечно, мы многократно беседуем, предупреждаем, просим, предлагаем помощь. Но не всегда это, к сожалению, приносит результаты. Что здесь поделать, если даже Бог свободной воли человека не ломает, тем более мы не в силах противостоять сознательному выбору и с печалью, но должны сделать необходимое отсечение больной части тела, чтобы весь организм не заразился и не погиб. Именно так об этом учит святой преподобный Иоанн Лествичник. Именно то, что мы поступаем правильно, согласно святоотеческой традиции, не дает долго расстраиваться и грустить по поводу принятого решения. Нужно дальше трудиться для пользы всего студенческого сообщества.
– В каких формах Вы получаете обратную связь от студентов и сотрудников о Вашей работе? Как это влияет на развитие подходов к воспитанию?
– На ежемесячном заседании Воспитательского совещания обязательно присутствует председатель студенческого совета, который от лица обучающихся передает их просьбы, нужды, предложения. Кроме того, в любое время дня и ночи мы с моими помощниками находимся в доступе, к нам обращаются со своими вопросами, предложениями и благодарностями все, кто пожелает. Беседуем с преподавателями, обсуждаем, как поощрять и на что обратить особое внимание в поведении тех или иных семинаристов. Мы всегда в диалоге.
– Расскажите, конечно, без имен, об особо запомнившихся судьбах выпускников, примеры, на которых видно явное изменение человека.
– Во-первых, интересна география служения наших выпускников. Некоторые, например, не вернулись в свои епархии, из которых их отправляли на учебу, не остались в Москве, но отправились в двухгодичную командировку на Дальний Восток, Крайний Север, да так и остались там служить, прикипев душой к своей пастве. Многие, что не может не радовать меня как монаха, приняли постриг и священный сан в различных монастырях нашей Русской Православной Церкви: на Соловках, на Валааме, в нашей Сретенской обители. Некоторые отправились служить на Святую Землю.
Во-вторых, священники, учившиеся в Сретенке, служат и в глубинке, и в больших городах, кто-то стал благочинным, кто-то – капелланом.
Еще мы особо благодарны Богу, что в наших стенах воспитывались архиереи: епископ Петергофский Силуан (Никитин), ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий (Галинченко). На состоявшемся 20 марта 2025 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви епископом Феодосийским и Керченским был избран также наш выпускник и бывший собрат по обители – иеромонах Иларион (Карандеев); 13 апреля 2025 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Храме Христа Спасителя совершил его архиерейскую хиротонию.
– Каким Вы видите будущее Сретенской духовной академии в контексте государственной образовательной практики и православной традиции?
– Важно отметить, что воспитательная работа всегда была неотъемлемой частью процесса обучения в духовных школах. И сейчас, когда государство обращает на вопрос воспитания особое внимание, в том числе и в связи с необходимостью обеспечить возрастание и становление молодого поколения, укорененного в наших традициях, ориентированного на наши духовно-нравственные ценности, воспитательный опыт духовных школ, накопленный за многие годы, оказывается востребован и интересен, в том числе и представителям светских вузов. Это, в свою очередь, позволяет развивать сотрудничество в области просвещения, взаимно обогащаться, делится наработками.
В заключение хочу от души поблагодарить помощников, духовников курсов и всех сотрудников воспитательной службы за добросовестный труд, а дорогого ректора Сретенской духовной академии и наместника Сретенской обители, отца Иоанна, за любовь, терпение и отеческую заботу, которую он проявляет как к братии монастыря, так и к воспитанникам духовной школы. Благодаря его молитвам и трудам, надеюсь, Христос Спаситель благословит еще послужить на ниве созидания Его Святой Церкви и будет содействовать в воспитании добрых пастырей, церковнослужителей и настоящих богословов.
Иеромонах Зосима (Мельник)