Павел Патокин 4004
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодняшний день в жизни Церкви украшен памятью святой великомученицы Екатерины – святой девы, жившей в 4 веке в Александрии. Необходимо отметить, что чин великомучеников немногочисленен – не более тридцати святых, просиявших за более чем двадцать веков христианства. Из самого названия очевидно, что святые, причисленные к этому лику, претерпели особенно жестокие и порой продолжительные мучения ради Христа.
Но развитие современной агиографической и исторической науки порой бросает тень на почитание святых, подходя к этому вопросу исключительно интеллектуально. Однако мы, носящие имя Христово, призваны все в первую очередь мерять духовной мерой. Как же правильно определить истину, ответив на вызов духа времени?
Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним жизненный путь великомученицы. Период жизни и подвига святой Екатерины приходится на царствование одного из главных гонителей христиан – императора Максимина. Согласно Четьи Минеи, Екатерина славилась прекрасным образованием, «так что все дивились ее учености и познаниям»[1]. Будущая святая не хотела выходить замуж, оправдываясь отсутствием достойного кандидата. Но после принятия крещения во сне она увидела Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, Который протянул Екатерине кольцо как символ обручения с Ним Самим.Развитие современной агиографической и исторической науки порой бросает тень на почитание святых, подходя к этому вопросу исключительно интеллектуально
Уверовав, крестившись и сподобившись особого знамения – таинственного обручения со Христом, святая Екатерина выступила с обличением против языческого праздника, развратившего ее родной город Александрию при поддержке императора. Благодаря знатному происхождению, Екатерина смогла обратиться к правителю империи напрямую. Проповедь святой заставила поколебаться языческие убеждения правителя – был организован, как мы сейчас бы сказали, диспут. Лучшие мудрецы и философы империи не смогли победить укрепленную Духом Святым святую Екатерину[2].
Как жестокосердный фараон, который не желал послушать Боговидца Моисея, император затворил свое сердце перед словами благовестия. Искуситель через правителя империи пытался склонить великомученицу к идолопоклонству, но все попытки были тщетны. За неподчинение нечестивому императору Екатерина была сначала наказана многочисленными ударами плетью, затем чудесным образом спасена от колесования, но в конечном итоге святая была усечена мечем палача, при этом вместо крови из бездыханного тела потекло молоко[3]. Церковное предание указывает на свидетельство очевидцев о том, что тело святой Екатерины было перенесено ангелами на гору Синай. В VI веке часть нетленных мощей святой великомученицы были найдены на вершине горы монахами из Преображенского монастыря, расположенного неподалеку. Сейчас он известен как монастырь святой Екатерины.
Однако в последнем столетии появились мнения о неисторичности жития святой, а самые радикальные исследователи высказывались о несуществовании святой Екатерины. Эта либеральная тенденция распространилась и на некоторых других святых.
Из этого конфликта разума и веры можно выйти только одним путем – молитвой, личным обращением к Богу и самому святому. Как же правильно молитвенно обратиться к Горнему Иерусалиму за решением этого недоумения? Молитва, по словам одного христианского писателя, есть «наука из наук и искусство из искусств»[4]. Как научится молиться – это отдельный вопрос, мы же постараемся рассмотреть лишь несколько основных моментов в деле поиска истины.Из этого конфликта разума и веры можно выйти только одним путем – молитвой, личным обращением к Богу и самому святому
Первое. Открыть истину о святом и прославить его в земной Церкви – все это в руках Божиих. Поэтому направить нас к ответу на вопрос об истинности святого может только Бог. Для этого от нас требуется обращение к Богу с просьбой пролить свет истины на наше недоумение. Своими словами, сыновьим обращением к Небесному Отцу мы можем дерзнуть попросить помощи у самого Господа.
Второе. Молитвенное обращение к самому святому. На примере либеральных шатаний вокруг личности святой Екатерины мы видим, как несмотря на это десятки тысяч наших соотечественников носят имя святой великомученицы, а те, кто являются верными чадами Церкви, обращаются к ней в течение всей своей жизни, получая благодатный ответ.
Третье. Как мы призваны любить Бога не только всем сердцем и всей мыслью (Мф 22:34), но и всем разумением (Мф 22:34), так и в духовной жизни от нас требуется интеллектуальная трезвость. В соответствии с этим, спросим же и тех верующих, которые апеллируют к истории, как свидетельнице отрицания существования великомученицы: неужели Всеблагой Господь, творящий все хорошо весьма (Быт. 1:31), Который Сам есть Истина, попустил бы семнадцативековому заблуждению христиан? Ответ очевиден, дорогие братья и сестры.
Итак, празднуя память святой великомученицы Екатерины, твердо убедимся в истинности этой святой. Отбросим все сомнения молитвенным обращением к Богу и к ней самой, подкрепляя нашу веру разумом, и таким образом заручимся поддержкой великой святой, возлюбившей Истину паче своей жизни. Будем применять такой подход к ответу на вызовы современности, направленные против наших святых, и таким образом будем блаженными по заповеди Христовой: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6). Аминь.Неужели Всеблагой Господь, творящий все хорошо весьма (Быт. 1:31), Который Сам есть Истина, попустил бы семнадцативековому заблуждению христиан? Ответ очевиден
Павел Патокин
Студент 4 курса бакалавриата
Ключевые слова: проповедь, великомученица Екатерина, святые, вера, Синай.
[1] Жития святых. Дмитрий Ростовский, свт., Декабрь. – М.: Синодальная Типография, 1906. – 866 с.
[2] Екатерина. Православная Энциклопедия. Электронная версия // URL: http://www.pravenc.ru/text/189599.html (дата обращения: 02.10.2017)
[3] Жития святых. Дмитрий Ростовский, свт., Декабрь. – М.: Синодальная Типография, 1906. – 866 с.
[4] Коллиандер Т. Узкий путь // URL: https://azbyka.ru/uzkij-put#n18 (дата обращения: 01.10.2017)