Юрий Моисеев 11363
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Слушая слова Евангелия, которое предлагает нам сегодня Святая Церковь, мы приходим в изумление от понимания того, как вечны эти слова. Времена меняются: меняются нравы, люди следуют разным учениям человеческим, которые сменяются одно другое, создаются и рушатся империи и государства. Человечество сегодня, как ему кажется, достигло небывалого развития и высокого миропонимания. Но все эти изменения и «достижения» – вещи несущественные. Как искушали Христа, пытаясь показать Его перед другими лжецом, сами будучи сынами лжи, так и сегодня искушают учеников Его.
Суть же человека неизменна, и именно к ней обращены слова Евангельского учения Христа. Кто создал этот мир, Тот и дал ему слова непреложные Закона Своего.
Фарисеи спросили у Христа: «Когда придет Царствие Божие?» (Лк. 17:20). Спросили они это у Него не от того, что искали истину, а для того, чтобы в очередной раз попытаться поймать Христа на каком-либо слове. И сегодня часто можно услышать этот вопрос, сформулированный по-разному: «Где же ваш Бог, покажите его!», «И где же все то, о чем говориться в Евангелии?», «Где же это Царствие Небесное?» А Христос отвечает на это: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:20–21).
Спаситель меняет вектор нашего воззрения в данном вопросе: Царствие Божие не где-то там, и не увидеть его пришествие так, как мы можем усмотреть начало земного царства, оно приходит внутрь самого человека. Вот как рассуждает на этот счет святитель Игнатий, епископ Ставропольский: «Это [слово Спасителя] значит: надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по Евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство».Для того Христос принял плоть, чтобы ты мог сделаться причастником Его Божества
На духовном пути христианина может также возникнуть подобное лукавое желание как-то поскорее увидеть внутри себя благодать, разглядеть её приметным образом. Хочется как-то прочувствовать её, пережить благодатные моменты. По мысли преподобного Исаака Сирина, кто пытается получить все это прежде времени, приобретает себе гордость и падение: «А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно»[1]. Для того, чтобы Царствие Божие было внутри нас, нужно приложить немало усилий. Это называется подвигом ко стяжанию благодати. Преподобный Макарий Египетский очень кратко и ясно указывает, как это происходит: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается Его премудростью и по таинственному усмотрению, если человек с великим терпением подвизается в продолжение долгих лет»[2].
После ответа фарисеям Спаситель, обращаясь уже только к ученикам Своим, прибавил к сказанному: Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк 17:22–25). Чтобы могло наступить Его Царство как внутри нас, так и по Втором Пришествии Его, Бог вочеловечился и понес на Себе страдания, какие только может понести человек: «Бедным сделался Христос, чтобы тебя обогатить или чтобы передать тебе необходимую часть от богатства благодати Своей. Для того принял Он плоть, чтобы ты мог сделаться причастником Божества Его. Итак, когда ты, достойно приуготовившись, приемлешь благодать Его, тогда говорится, что тобою принят Христос»[3].
Время человека ограниченно, не знает никто ни дня, ни часа пришествия Христова. Ни знает никто и день кончины своей, которая настигает нас еще прежде славного Пришествия Христова.Наша готовность ко Второму Христову Пришествию заключается в готовности нашей к собственной кончине
Наша готовность ко Второму Христову Пришествию заключается в готовности нашей к собственной кончине. Но, чтобы к чему-то готовиться, нужно, прежде всего, ожидать и рассчитывать на то, что это действительно случится. Ведь очевидно же: из всей земной непредсказуемой жизни человека несомненным является только событие смерти. Но человеческий ум, с одной стороны, помрачен и не может воспринять просто так эту истину всем своим существом, а с другой стороны, смерть является противной природе человека. Преподобный Ефрем Сирин так рассуждает на этот счет: «Со всяким человеком неразлучна мысль о смерти. Но неверующие плохо ею пользуются, сожалея только о разлуке с удовольствиями жизни (и потому спешно стремятся к удовольствиям). Верующим же она помогает исцеляться от постыдных страстей»[4]. Память смертная – необходимое для духовной жизни приобретение, она сохраняет нас от грехов, о чем найдем подробные размышления в творениях большинства святых отцов. Никто не может отложить час покаяния, ибо никто не знает дня кончины своей: в этом великая тайна Божьего домостроительства.
Так Спаситель обратил лукавый вопрос фарисеев в повод для раскрытия великих тайн Божиих. Не приходит Царство Божие для нас образом приметным, и не знаем мы, когда совершится Пришествие Христа. Поэтому прибудем же во все дни наши в покаянии и непрестанном духовном труде, дабы стяжать внутри себя Христово благодатное Царство, да не застанет нас час смертный врасплох, но да будет жизнь наша приготовлением к часу этому. Аминь.
Юрий Моисеев
Студент 4 курса бакалавриата
Ключевые слова: проповедь, Христос, Царство Небесное, Царство Божие, благодать, спасение, святые отцы.
[1] Прп. Исаак Сирин. Слово 55 // URL: http://bible.optina.ru/new:lk:17:20
[2] Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова с присовокуплением сведений о жизни и писаниях. 4-е изд. Сергиев Посад, 1904. С. – 72.
[3] Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. С. - 189
[4]Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 5-е изд. Сергиев Посад, 1912. Ч. 3. С – 114.