Андрей Матвеев 9683
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Евангелия, где Господь Иисус Христос обличает фарисеев за их мнимую праведность. Что актуального мы можем найти для себя в сегодняшнем чтении? Божие Слово живо и действенно в любое время, поэтому все, сказанное Им 2000 лет назад, можно смело и с уверенностью применить и к нынешнему времени. Фарисей – это не вымерший мифический персонаж, он живет и доныне в нашей с вами церковной жизни, и подчас настолько врастает в нее, что порой без встряски свыше обнаружить его нам самим в себе не удается. Чтобы разобраться, за что именно обличал Христос фарисеев и какую цель Он преследовал, обратимся к строкам Писания.
Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15).
По слову святителя Игнатия Брянчанинова, Господь обличает фарисеев за то, что те «замешаны на тщеславии» и «все делают для похвалы людей»[1]. Фарисеи старались внешне быть благочестивыми, не столько заботясь о том, чтобы исполнить нравственный закон и через это обрести счастье в исполнении заповедей, сколько о том, чтобы получить лестные похвалы от окружающих, почет, славу, незаслуженное звание «праведника». Такое человекоугодие Спаситель называет «мерзостью перед Богом», чем дает понять Свое отношение к такому лживому лицемерию. Господь как бы говорит: «Я вижу вас насквозь, неужели вы думаете обмануть Меня? Того, Кто вас создал? И мне омерзительна та лживость, которой пропитано ваше сердце, ищущее пустых почестей, не соответствующих действительности. Вы рабы, зависимые от человеческого суждения, нет в вас искренности, верности. Вы мне противны».
Задумаемся над тем, нет ли в нас схожего человекоугодия? Всё ли мы делаем исключительно ради Бога? Не ждем ли мы того, чтобы кому-то понравится?
Если мы будем честными, то непременно обнаружим, что тончайшее тщеславие всегда сопутствует нам: в поведении, разговоре с окружающими, одежде, поступках.
Можем ли мы если не избавиться полностью от тщеславия, то хотя бы не быть его рабами? Святые отцы рекомендуют всегда при всяком деле иметь память о Боге с тем, чтобы каждое совершаемое дело «было угодно Богу»[2].Святые отцы рекомендуют всегда при всяком деле иметь память о Боге с тем, чтобы каждое совершаемое дело было угодно Богу
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16:16–18).
Далее Спаситель говорит о том, что наступает новое время, в которое открывается вход в Царствие Небесное. Поэтому недостаточно формального исполнения заповедей Ветхого Завета, носящих скорее юридический, нежели духовно-нравственный характер. Отныне человеку заповедуется прилагать собственные усилия для духовного совершенствования и преображения, для борьбы со страстями и греховными привычками, для борьбы с поврежденной грехом волей. Об этом говорит праведный Иоанн Кронштадский: «Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или с духами злобы поднебесной (Еф. 6:12), борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога»[3].
Господь не отменяет заповедей Ветхого Завета, но дополняет их живой силой Завета Нового, призывающей к понуждению себя на жертву, которой в общем смысле является наше самолюбие, гордость. В качестве примера он приводит ветхую заповедь о том, что муж имеет право развестись с женой, если она ему надоела. Это заповедь дана была человеку грубому, недуховному с тем, чтобы избежать возможного насилия в семье, где царит не любовь и забота, а ссоры, ненависть и похоть. И дает новую заповедь о семье, где муж и жена связаны в «плоть едину» и должны научиться любить друг друга, жертвовать собой ради другого, уметь мириться, общаться, понимать друг друга, стараться сделать другого счастливым. Господь называет само расторжение брака – поводом к прелюбодеянию, что является смертным грехом.
Исполняем ли мы заповеди Нового Завета о любви? Или довольствуемся лишь частичным исполнением ветхозаветного Закона? Чтобы понять, насколько необходима нам духовная, а не формальная сторона заповедей, Христос со строгостью обращается к нам: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). Его слова истолковывает преподобный Исидор Пелусиот: «Если вы, для служения Богу признающее достаточною одну наружность, того, чем хвалитесь, не обратите в самое дело, то царствие Божие не будет для вас открыто, потому что Царствие сие истинно и открывается истинно ищущим его»[4]. Нами должна двигать не нужда формально отдать дань закону, чтобы «задобрить Бога», но истинное и пламенное желание попасть в Царствие Божие и приложить для этого все возможные усилия.
Что можно противопоставить фарисейской праведности? Только любовь, потому что по слову апостола Павла любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10); любовь – совокупность совершенств (Кол. 3:14).Что можно противопоставить фарисейской праведности? Только любовь
Назревает своевременный вопрос – как же нам стяжать любовь? Узнать это можно у тех, кто опытным путем достиг этой добродетели, наполнился ею и может поделиться знанием о ней – у святых отцов, которые знали Бога не только по книгам, но лично беседовали с Ним, как мы сейчас общаемся друг с другом.
О том, как возгреть в себе любовь, пишет преподобный Амвросий Оптинский: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». Это значит, что любовь, не только к Богу, но и к ближнему, не дается нам сама по себе. Нам нужно первоначально принести плод своего труда, показать наше твердое намерение идти путем Евангельских Заповедей. И Бог, видя наше намерение, обязательно даст нам силу любить Его, Своею совершенной любовью зажжет в нас любовь.
Преподобный Силуан Афонский, стяжавший за свою жизнь высочайшую любовь к Творцу, говорит о том, что ее нужно искать, испрашивать в молитвах, всем своим существом показать нашу потребность в любви, устраняя собственное самолюбие, непрестанно понуждая себя на исполнение заповедей. Обрести любовь к Богу возможно через смиренную деятельную любовь к ближнему – через дела милосердия, сострадания, через искреннюю молитву за обижающих нас, нелицемерную заботу о всяком человеке без пристрастия. Он пишет: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге» [5].
Итак, что полезного мы вынесем для себя из всего сказанного? Нужно очень внимательно следить за собой, за своим душевным состоянием, чтобы понять, не охладели ли мы в живой вере и любви. Не подменили ли мы любовь формальным исполнением обрядовой стороной, привычкой, снисканием уважения окружающих? Сохранилось ли в нас то первоначальное желание стать лучше, ближе к Богу, стать Его друзьями?Обрести любовь к Богу возможно через смиренную деятельную любовь к ближнему
И если мы в себе заметим такое окаменение, а при внимательном рассмотрении себя этого нельзя не заметить, то обратим все свои силы на то, чтобы найти Бога и воспитать в себе любовь к Нему. Через понуждение себя, жертвенность, отказ от комфортного самолюбия, привычек. Будем молиться Богу о вразумлении и даровании нам, немощным, сил для этого. Не будем страшиться собственных немощей и страстей, но возложим твердое упование на Бога, помня, что невозможное человеку возможно Богу (Лк. 18:27). Аминь.
Андрей Матвеев
Студент 4 курса бакалавриата
[1] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Т.1. https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/48
[2] Феофан Затворник, свт. цит по: Филарет Вознесенский, митр. Главная задача человека – спасти свою душу. https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznesenskij/propovedi/7
[3] Иоанн Кронштадский, прав.Последний дневник (1908 г.) http://bible.optina.ru/new:mf:11:12#prav_ioann_kronshtadtskij
[4] Исидор Пелусиот, прп. Письма. Книга I. http://bible.optina.ru/new:mf:05:20#prp_isidor_pelusiot
[5]Силуан Афонский, прп. Творения. https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/2_2