Владислав Ершов 5939
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие друзья, мы молитвенно чтим память великого святого нашего Отечества, сыгравшего уникальную роль в его исторической судьбе – святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. Как близок он нам в эти дни, ведь сейчас мы вспоминаем события столетней давности, когда, без преувеличения, рухнула та Россия, о которой мы можем теперь только прочесть или услышать.
Что увидим мы, перенеся свой мысленный взор ровно на сто лет назад в столицу России? В то время, когда сотрясались основы великой страны – восстанавливалась древняя честь патриаршего престола, когда пресеклась династическая линия царской власти – процвел крин власти духовной, когда неверие становилось нормой – было явлено «правило веры». Ровно сто лет назад в храме Христа Спасителя Первосвятителем Руси стал митрополит Московский Тихон. Какое церковное наследие принял тогда на себя этот человек? Архиепископ Никон (Рождественский) незадолго до революции писал: «В последнее время пронесся по русской земле ураган неверия, безбожия, всякого произвола… На наших глазах оскудевает вера в среде верующих, гаснет духовная жизнь, утрачивается само понятие о сей жизни и при том, что особенно горько заметить, не только у мирян, живущих почти исключительно плотской жизнью, но и у духовных лиц, у нашего пастырства – этих присяжных носителей идеала духовной жизни»[1].Ровно сто лет назад в храме Христа Спасителя Первосвятителем Руси стал митрополит Московский Тихон
И вполне становятся понятны слова святителя Тихона, сказанные им 18 ноября 1917 года: «Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором написано “плач, стон и горе”. Сколько мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!»[2] В такое время он возлагает на себя патриарший крест, пожалуй, основная тяжесть которого заключалась в принятии решений. Как же они были непросты и сколь многое тогда от них зависело! На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.
1917 год ознаменован началом гражданской войны. Две идеологически противоположно настроенные стороны, вошедшие в историю как «красные» и «белые», отстаивали свои ценности на кровавом алтаре в течение почти шести лет. В тот момент, когда был шанс спасти православную Россию от большевистского произвола усилиями войск белой армии, патриарх Тихон не дает им своего благословения на военные действия, хотя его об этом просят даже участники Поместного Собора, проходившего в то время в Москве. «Церковь должна быть вне политики», – сказал он в ответ на эти предложения. До конца ли нам понятна эта позиция святителя Тихона? Пусть каждый ответит сам для себя. И пусть в этом размышлении «поможет» ему патриаршее послание от 19 января 1918 года, в котором грозно звучат слова святительского обличения: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной»[3].
В 1921 году Россию постигает страшное бедствие. В Поволжье начался голод, унесший впоследствии жизни около пяти миллионов человек. Летом того же года Патриарх Тихон опубликовал послание, которое называлось «Воззвание Патриарха Московского и всея Руси Тихона о помощи голодающим», которое было прочитано всенародно в храме Христа Спасителя. Но оно было также обращено к папе Римскому, к архиепископу Кентерберийскому, к американскому епископу с просьбой о скорой помощи голодающему Поволжью. И эта помощь пришла. Как бы отреагировали наши далекие предки на такой акт своего первосвятителя? Позволили бы писать даже по такому поводу «всяким еретикам и безбожникам»? Проведем нить в недалекое прошлое. Сколько шума наделала встреча Святейшего Патриарха Кирилла и римского папы! Многие активно осудили и осуждают сам факт встречи, не пытаясь даже вникнуть в причины, а тем более в ее формальные аспекты. А ведь речь шла тогда (во времена патриарха Тихона) и совсем недавно о жизнях миллионов христиан, о наших братьях по вере, о таких же, как и мы. «Справедлив» же человеческий суд!
И, пожалуй, самый противоречивый его поступок, который до сих пор неоднозначно воспринимается как церковными, так и светскими историками – это заявление в Верховный Суд РСФСР от 16 июня 1923 года. «Я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя, – говорится в нем, – и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т.е. освободить меня из под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархической белогвардейской контрреволюций»[4]. Аргумент патриарха при этом был прост: «Пусть имя мое погибнет в истории – лишь бы от этого Церкви была польза».«Пусть имя мое погибнет в истории – лишь бы от этого Церкви была польза»
Святитель Тихон был нужен, очень нужен Церкви и ее народу. 20 архиереев (в то время это каждый пятый-шестой) ко времени подписания заявления были расстреляны, многие сосланы (в том числе ближайший помощник патриарха святитель Иларион (Троицкий)), проведена ужасающая по своим масштабам кампания по вскрытию мощей святых и изъятию церковных ценностей, велась активная антирелигиозная пропаганда, обновленческий раскол сотрясал церковные основы. Слишком легко, если так можно сказать, было стать в такой ситуации мучеником или просто сидеть под домашним арестом, тихо спасаясь в келье Донского монастыря. Но он выбрал иной путь – путь борьбы, имея весьма ограниченные ресурсы в своем распоряжении и постоянные муки совести, распятой на невидимом кресте.
Вот такими были некоторые из решений в жизни святого патриарха Тихона. Что мы можем выделить главное в их принятии? Пожалуй, твердую решимость взять ответственность на себя и, в тоже время, упование на Бога.
Нам всем и всегда приходится принимать решения, и этот процесс часто сопряжен с самым что ни на есть страданием. От принятия решений, конечно, можно уйти, но это будет духовная трусость и свидетельство духовного расслабления. Есть ситуации, когда нужно что-то сказать, сделать, выбрать из двух зол меньшее или, наоборот, не сделать, промолчать и вообще ничего не выбирать. Но важно в двух крайних ситуациях – явной горячей пассионарности и внешней холодной пассивности – сохранить ощущение духовного переживания при принятии решения. Есть и своя христианская методология в этом процессе, она довольно проста, – это молитва и собственные действия. Когда процесс принятия решения особо труден, святые великие старцы Иоанн и Варсонуфий советовали молиться трижды и потом делать то, к чему склоняется сердце[5]. Естественно, молитва в основе своей должна содержать твердую надежду на помощь Божию. Еще премудрый Сирах риторически вопрошал: Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу - и был постыжен? (Сир. 2:10). Но, опять же, повторюсь, что без личных усилий молитва бесплодна, она становится профанацией. Молится и ничего сам не делает в получении просимого лишь лентяй. Преподобный Никодим Святогорец выделял собственный труд как обязательное условие в просительной молитве.
Основой в принятии решения должен быть принцип следования воле Божией. Но даже при всем этом нам иногда и не удастся избежать ошибок. По этому поводу игумен Нектарий (Морозов) однажды сказал удивительную вещь: «Если мы искренне хотим найти волю Божию и ошибаемся, уже начав эту волю искать и испросив у Бога помощи, то наша ошибка обращается нам во благо». Ошибка в этом случае не трагична, трагично полное безучастие и отсутствие решимости в чем бы то ни было.Основой в принятии решения должен быть принцип следования воле Божией
Одни из самых повторяемых слов Христа были: Не бойся, только веруй (Мк. 5:36; Лк. 8:50). Вот он, лучший рецепт при принятии любого решения. По воле Божией, следование которой мы положили в основу принятия нашего решения, может выйти совсем не то, что мы ожидаем. Но разве это главное? Мы доверились Богу, доверились не равнодушно, а прилагая духовные усилия, иногда подвиг, положили в основу решения все главные принципы его принятия – остальное уже не имеет значения. Ошибемся? Будет опыт, которой может быть гораздо ценнее эффективного результата. Пусть примером для нас будет апостол Петр, вышедший навстречу Христу во время страшной бури на Галилейском озере. Он принял твердое решение, не убоявшись, веруя. Да, в какой-то момент он ошибается. Разве неверие и боязнь – не ошибка? Но даже при этом он тут же получает спасительную длань. Не оставляет Господь решительных, имеющих веру!
Да поможет нам Господь молитвами святителя Тихона, чей светлый образ мы храним в нашей молитвенной памяти, принять то или иное решение, которое соответствовало бы Его святой воле. Аминь.
Владислав Ершов
Студент 4 курса бакалавриата
Ключевые слова: патриарх Тихон, проповедь, гонения, Церковь, выбор, воля Божия
[1] Цит. по: Логинов А.В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории современности. М., 2005. С. 315.
[2] Цит. по: Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005).С.345.
[3] Цит. По: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 82-85.
[4] Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. Документы разных дел из фондов АПРФ, ГАРФ, РЦХИДНИ, ЦА ФСБ 1922-1925 М.,1997
[5] Цит. По: Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. М., 2013. С.39.