АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 2

Московская Сретенская  Духовная Академия

АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 2

Илья Косых 7076



Архиепископ Анатолий (Максимович)

Архиепископ Анатолий (Максимович)


9 февраля 1832 года Святейший Синод представил на благоусмотрение государя Николая Павловича свои предположения «о настоятельной надобности» открыть новую архиерейскую кафедру в Симбирске. Синод мотивировал свое ходатайство соображениями, основанными на докладе Казанского архиепископа. «По сведениям и счислениям оказывается, – говорилось в ходатайстве Синода, – что в Казанской губернии число ученых священников, в сравнении с неучеными, немного менее половины. Напротив того, в Симбирской ученых менее пятой доли против неученых… Разность сия происходит от того, что духовенство Симбирской губернии из-за отдаленности затрудняется отдавать детей в Казанскую семинарию и что окончившие в ней обучение охотней размещаются в церквах, ближайших местопребыванию епархиального начальства». «Из этого следует, – заключал Синод, – чтобы усилить образование симбирского духовенства, нужно дать ему свою архиерейскую кафедру и свою семинарию».

Доклад Святейшего Синода об учреждении Симбирской епархии был высочайше утвержден 10 февраля 1832 года[1].

На кафедру был назначен преосвященный Анатолий. Владыка Анатолий (в миру Андрей Максимович) родился в 1767 году в Малороссии в семье священника. В 1789 году он окончил Петербургскую семинарию и оставлен в ней учителем риторики и греческого языка. В 1792 году он был рукоположен в священника к Спасосенновской церкви в Петербурге и в течение трех лет был катехизатором. В 1809 году его назначили ректором Петербургской семинарии. В этом же году он становится профессором богословия и членом консистории и цензурного комитета. По принятии монашества его возвели в сан архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Петербургом. Он получает назначение благочинным над законоучителями в кадетских корпусах. 31 марта 1812 года хиротонисан во епископа Полтавского. С 7 февраля 1816 года – архиепископ Минский и Литовский[2]. 10 февраля 1832 года владыка становится первым Симбирским архипастырем. К этому времени он был уже одним из самых маститых и образованных архиереев своего времени. Преосвященный прибыл на кафедру 10/22 февраля 1832 года. Архиерейским домом стал Покровский мужской монастырь. Преосвященный Анатолий был прекрасным администратором, что он и доказал в первые же дни своего пребывания на Симбирской кафедре. Как уже говорилось выше, поводом для учреждения епархии явилась необходимость создания духовной семинарии для детей Симбирского духовенства.

Вначале архиепископ Анатолий собирался построить здание семинарии на территории Покровского монастыря. Вскоре появилась возможность купить для семинарии место недалеко от монастыря. 21 января 1833 года в губернском правлении состоялся окончательный торг на деревянный дом и прилежащую землю отставного прапорщика Седова. Об этом торге Симбирская «градская» полиция 20 декабря 1832 года оповещает архиерейский дом, и поскольку эта земля является наиболее выгодной для постройки семинарии, то полиция рекомендует «поручить кафедральному протоиерею Василию Утехину приступить к этому торгу и поднимать цену до 1000 рублей, а не более». Торг состоялся, и усадьба Седова (после того как необходимость в этой усадьбе отпала, она осталась за бывшим архиерейским домом – Покровским монастырем, позже там располагалось Симбирское духовное училище) с флигелем, строением и землей приобретена для семинарии всего за 600 рублей[3]. Деньги на покупку этой усадьбы преосвященный Анатолий выдал из личных средств, но впоследствии эти деньги ему возвращены из остатков от суммы (10 тысяч рублей), по высочайшему повелению ассигнованной «на образование Симбирского архиерейского дома»[4]. Сразу после покупки преосвященный поручает местному архитектору Лизогубу составить план и смету на построение зданий для семинарии. К 8 апреля 1833 года план и смета (на сумму в 283 565 рублей 80 копеек ассигнациями) были уже готовы и представлены преосвященному, а от него вскоре направлены в Синод[5].

Переписка об открытии семинарии в Симбирске затянулась вплоть до 1833 года, пока этому вопросу не было дано в высших духовно-административных сферах новое и более энергичное движение.

В 1838 году Комиссия духовных училищ затребовала от Казанского семинарского правления точных сведений о количестве учеников обучающихся в этой семинарии, по рождению принадлежащих Симбирской епархии, а затем на основании собранных сведений определило необходимость в открытии семинарии в Симбирске. Также последовало предложение преосвященному Симбирскому Анатолию о размещении семинарии в здании Симбирских училищ, а для последних купить подходящий дом или арендовать.

В Симбирске же складывались иные обстоятельства решения поставленного вопроса, и 22 июня того же года преосвященный Анатолий сообщает комиссии, что для семинарии есть возможность купить каменный двухэтажный дом, с таковым же флигелем и различными каменными и деревянными пристройками во дворе. Что касается стоимости зданий, то хозяйка – купеческая жена, вдова Косолапова (с сыновьями) – согласна продать их духовенству за 45 тысяч рублей ассигнациями, в эту же сумму дом оценивают и присяжные ценовщики. Проект владыки Анатолия о покупке дома Косолаповой для семинарии был встречен Синодом сочувственно, и 18 ноября 1839 года по высочайшему повелению разрешено было купить данный дом за объявленную цену, то есть за 45 тысяч рублей ассигнациями, или за 12 857 рублей 14 копеек серебром. Деньги на покупку дома были взяты из духовно-учебных капиталов (10 февраля 1840 года эти деньги были переданы преосвященным Анатолием в казнохранилище архиерейского дома) и выданы «по принадлежности» – купчихе Дарье Михайловне Косолаповой – «под расписку» 14 февраля 1840 года[6].

На предварительные работы было выделено 1000 рублей серебром, так же преосвященному были переданы 3831 рублей 73 копейки серебром – «на обзаведение дома всеми вещами, необходимыми для классов и для казеннокоштных учеников»[7].

19 июня 1840 года Священный Синод повелел дать знать всему духовному ведомству через печатные указы об открытии в городе Симбирске епархиальной семинарии.

Наконец 30 июня 1840 года от Священного Синода последовали постановления, часть которых касалась финансовой стороны семинарии, часть – вопросов о создании библиотеки и о руководстве новой семинарии: в городе Симбирске учреждена епархиальная Симбирская семинария на основании училищного устава и причислена к третьеразрядным семинариям Казанского учебного округа; для предварительных распоряжений об открытии семинарии в назначенный срок составить семинарское правление – ректор, инспектор, эконом и секретарь правления; через епархиального преосвященного предоставить один экземпляр училищного устава; вменить правлению в обязанность, чтобы оно на основании училищного устава вступило в управление низшими училищами Симбирской епархии; сделать распоряжение, чтобы ученики Казанской семинарии, по месту рождения принадлежащие к Симбирской епархии, явились в Симбирское семинарское правление к началу наступающего учебного года, именно – к 1-му числу будущего сентября. Для первоначального обзаведения симбирской библиотеки книгами отправить в семинарское правление на счет духовно-учебных капиталов книги, необходимые для стандартного использования так, чтобы те из книг, которых будет более одного экземпляра, были отданы в безмездное пользование неимущим ученикам семинарии.

О данных положениях необходимо дать знать Московскому академическому правлению с тем, чтобы оно, во-первых, отправило правлению Симбирской семинарии правила, в дополнение к училищным уставам в разное время вышедшие, и, во-вторых, составило реестр книг, необходимых для библиотеки вновь открываемой семинарии и предоставило последний в установленном порядке.

Последним пунктом этих постановлений было решение о руководстве Симбирской семинарии: ректором новоучрежденной семинарии и профессором богословских наук определить профессора богословия Казанской семинарии архимандрита Гавриила, с закреплением за ним прежнего места в управлении Казанского Зилантова второклассного монастыря; инспектором и учителем философии в Симбирской семинарии определить находящегося на той же должности в Иркутской семинарии кандидата Благовидова[8].

26 июля Казанское семинарское правление предписывает смотрителям Казанских училищ «сделать распоряжение, чтобы ученики Симбирской епархии, обучающиеся в Казанских училищах, к началу наступающего учебного года, именно к 1 сентября, явились к начальнику симбирских училищ, а назначенные к переводу в семинарию – в Симбирское семинарское правление»[9].

24 августа Казанское семинарское правление отправляет в правление Симбирской семинарии: а) разрядные списки учеников Казанской семинарии, принадлежащих Симбирской епархии, б) их именные ведомости, в) дела об их поведении, г) экран успеваемости, д) списки казеннокоштных учеников как семинарии, так и училищ[10].

Между тем в Симбирске преосвященный Анатолий с прибытием (в первых числах августа) ректора новооткрытой семинарии архимандрита Гавриила был озабочен вопросом создания Симбирского семинарского правления для «предварительных распоряжений к открытию семинарии в назначенный срок». Но не было еще ни инспектора, ни наставников семинарии, и решить этот вопрос немедленно не представлялось возможным. Время, назначенное для открытия семинарии, приближалось, росла и потребность в семинарском правлении, и преосвященный Анатолий решил создать временное семинарское правление с неполным составом членов – так называемое «двучленное правление» в лице ректора и эконома семинарии. 23 августа 1840 года правление Симбирской семинарии по церемониалу его высокопреосвященством Анатолием, архиепископом Симбирским и Сызранским, в семинарском доме было открыто[11]. Этому чрезвычайному семинарскому правлению предстояла и чрезвычайно трудная задача – в течение недели (к 1 сентября) сделать все нужные приготовления к открытию семинарии. Что успело сделать правление, неизвестно, но 2 сентября 1849 года, в присутствии его высокопреосвященства Анатолия, классы в Симбирской семинарии были открыты[12].

Безусловно, каждое начинание сопряжено с определенными трудностями, на долю же Симбирской семинарии их выпало слишком много. Это и продолжавшееся долгое время определение здания под будущую семинарию, и проблемы, возникшие уже после его покупки, наконец, неопределенность с руководством семинарии и преподавательским составом.

В течение первого года существования семинарии было допущено большое количество административных и экономических ошибок как со стороны ректора архимандрита Гавриила, так и со стороны инспектора, эконома, смотрителя и некоторых преподавателей. В том же 1841 году, 25 августа, Синод определял следующее: архимандрита Гавриила, по замеченной вторичной неспособности к исполнению обязанностей ректора (архимандрит Гавриил был ректором Орловской семинарии, где так же допустил беспорядки разного рода, за что был уволен), уволить от ректорской должности в Симбирской семинарии и от Духовно-училищного ведомства, оставляя за ним управление Казанским Успенским Зилантовым монастырем. Ректором Симбирской семинарии и профессором богословских наук определен инспектор Черниговской семинарии архимандрит Иоанникий[13].

Были уволены инспектор Благовидов, эконом иеромонах Мелхиседек, объявлено замечание смотрителю, протоиерею Любимову за вмешательство в не принадлежащие ему дела[14].

Но уже после первой ревизии семинарии архимандритом Филаретом (с 25 сентября по 30 октября 1841 года), ректором Московской духовной академии, определившей круг неустройств и «беспорядков» семинарии, дела наладились.

За десять лет управления епархией архиепископ Анатолий успел сделать многое. Главным делом его жизни стало учреждение Симбирской духовной семинарии. 15 сентября 1841 года произошло другое важное событие – был освящен Свято-Троицкий кафедральный собор – храм-памятник героям Отечественной войны 1812 года. Именно по благословению владыки Анатолия прошло и погребение блаженного старца Андрея на кладбище Покровского монастыря. Архиепископ Анатолий «по глубокой старости и упадку сил, вследствие прошения» был уволен на покой 7/19 августа 1842 года[15]. Период с 1842 по 1844 год владыка провел в Сызранском Вознесенском монастыре.

14 февраля 1844 года архиепископ Анатолий скончался; он был погребен в церкви Феодоровской Божией Матери, что на территории монастыря. Ему принадлежали следующие труды: «Слово на Успение Богоматери» (СПб., 1808); «Речь при погребении протопресвитера С.Ф. Ливотова» (СПб., 1808); «При приведении к присяге чиновников, избранных в должности» (СПб., 1811); «Речь в собрании библейского общества» (СПб., 1822)[16].

В советские годы Вознесенский монастырь был разрушен, и до недавнего времени могила первого Симбирского архиепископа находилась в запустении. По этой причине решено было вернуть останки архиерея в город его последнего служения. 15 сентября 2004 года, при содействии архиепископа Сергия и игумена Марка, останки владыки Анатолия были перенесены из Сызрани в Симбирск. После литургии и панихиды в Неопалимовском кафедральном соборе они были перенесены на старое кладбище и захоронены у алтаря Воскресенской церкви[17].

Архиепископ Феодотий (Озеров)

Архиепископ Феодотий (в миру Озеров Федор Адрианович) родился в 1797 году (или в 1793 году) в селе Косицы Верейского уезда Московской губернии в семье священника. Образование получил в Московской духовной семинарии. 15 августа 1819 года поступил в Петербургскую духовную академию. В 1823 году окончил академию со степенью магистра. 31 июля 1823 году пострижен в монашество с именем Феодотий. 1 августа того же года назначен инспектором Вифанской семинарии и профессором церковной истории и греческого языка; 5 августа рукоположен в иеродиакона; 7 августа – в иеромонаха. 20 марта 1824 года причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря. 23 августа 1828 года назначен ректором Оренбургской семинарии. 18 сентября того же года возведен в сан архимандрита Уфимского Успенского монастыря. Одновременно определен присутствующим в консистории и цензором проповедей. 23 сентября 1831 года переведен ректором Рязанской семинарии, а также настоятелем Рязанского Спасского монастыря, присутствующим консистории, цензором проповедей и благочинным над монастырями. В этом же году проявил особую деятельность в борьбе с холерой. В 1835 году вызван в Петербург на чреду служения и проповедания слова Божия. 11 июня 1837 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хотя был третьим кандидатом. Живой, энергичный по природе, епископ Феодотий в связи с болезнью митрополита Новгородского Серафима почти один пять лет управлял Новгородской епархией. 7 августа 1842 года перемещен на самостоятельную кафедру в Симбирск, которой управлял в течение 16 лет[18].

Прибыв в Симбирск, архиепископ Феодотий произнес в своем сердце обет: «Се покой мой, зде вселюся». Этот обет владыка исполнил. Ему предлагали перейти на более видные кафедры, но все предложения он отверг. Это был человек пламенной веры и твердой воли. Своей добротой и простотой в общении он сумел привлечь к себе симпатии как духовенства, так и простого народа.

По прибытии владыка незамедлительно приступил к своим обязанностям по устроению епархии. Поначалу жить приходилось в Покровском монастыре, который служил архиерейским домом еще архиепископу Анатолию. Это доставляло некоторые неудобства как для архиерея, так и для братии монастыря, поскольку там проводились и заседания духовной консистории. Преосвященный Феодотий выкупил прекрасный особняк у князя Хованского, где и устроил архиерейский дом. В этом же доме он выделил помещения для духовной консистории.

Большое внимание владыка уделил духовному образованию. На изысканные архиепископом Феодотием средства было открыто училище для девиц духовного звания в Спасском женском монастыре в центре города.

1 марта 1839 года была упразднена Комиссия духовных училищ, а вместо нее учреждалось Духовно-учебное управление при Священном Синоде. В соответствии с решением нового управления духовными школами, проводилась реформа учебной части. Разумеется, реформа коснулась и жизни Симбирской семинарии.

Акцент ставился на то, что большинство из окончивших семинарию учеников будет сельским священством (сельские приходы в тот момент были в пять раз многочисленней городских); основательно изучив богословские науки, воспитанники должны уметь говорить с народом на понятном для них языке. Должны преподаваться и вспомогательные науки, которые принесли бы пользу священнику и прихожанам в сельском быту. На духовные семинарии возлагалась функция подготовки не только будущего священства, но и врачей, землемеров, специалистов сельского хозяйства[19]. Для этого, не касаясь других сторон семинарского устава, необходимо было преобразовать учебную часть так, чтобы, соответствуя главному назначению семинарии – готовить юношество к достойному служению Церкви, был характер «общенародности» и в то же время не терялось бы существенное достоинство классического обучения, готовящего лучших учеников к высшему духовному образованию.

Из семинарского курса главными духовными предметами для сельского священника являются богословие пастырское и собеседовательное, из вспомогательных предметов, обязательных для всех, – начала философии (логика и психология), российская словесность, история, физика, геометрия, греческий и латинский языки. Вместе с тем, нужно было ввести новые предметы, особенно полезные в быту священника, – естественные науки, начало медицины и сельского хозяйства. С 1843 года спецкурсом введено иконописание, с 1850 года – геодезия, с 1860 года – миссионерство. Правила были приведены в действие в семинариях Московского и Казанского округов с 1 сентября 1840 года. Эти правила определяли круг предметов семинарского образования и порядок их изучения.

Существовавший в семинариях шестилетний курс учения, с разделением его на высшее, среднее и низшее отделения, отделяя на каждое по два года (то есть обучение в три приема: два первые года – класс риторики, два следующих – класс философии и два последних года – класс богословия), оставался в прежнем виде.

Насколько Симбирская семинария в первые четыре года своего существования отвечала требованиям изложенных «положений», можно видеть из отзыва преосвященного Феодотия, производившего ревизию Симбирской семинарии в июле 1844 года. В докладе Духовно-учебному управлению преосвященный пишет: «Догматическое, нравственное и собеседовательное богословие, а также учение о вероисповеданиях и существующих в России расколах преподаются по книге “О должностях пресвитера” и академическим запискам. Уроки преподаются профессором архимандритом Иоанникием с усердием. К достоинству преподавателя нужно отнести, что по его предметам нет ни одного неуспевающего ученика. Каноническое право (А. Успенский) и патристика (К. Невоструев) – науки, в духовно-учебных заведениях новые; в преподавании первого усмотрено приспособление к прямому назначению воспитанника семинарии. Обучаются данным предметам, равно как и священной археологии (А. Успенский), с успехом.

Чтение Священного Писания (К. Невоструев) сопровождается не глубоким, но основательным толкованием. Уроки логики и психологии (инспектор Пантелеимон и И. Халколиванов) преподаются достаточно полно, без лишних умствований. Словесные науки (Яков Ильинский и П. Сахаров) достигают поставленной цели: ученики говорят и пишут хорошо, особенно по-русски»[20].

Из доклада преосвященного Феодотия видно, что в семинарии «учение о вероисповеданиях и существующих в России расколах» преподавалось как отдельная дисциплина. Особенно актуально это было для Поволжья первой половины XIX века. К этому времени относится повсеместная борьба с многочисленными языческими общинами, наступление на различные старообрядческие и другие раскольнические организации и монастыри. Так, в южной части Самарского края, который входил в состав Симбирской губернии и находился под духовным попечением епископа Симбирского и Сызранского, находилось множество сектантских поселений. Особенно многочисленными среди них были «духовные христиане», переселившиеся сюда на рубеже XVIII–XIX веков из Саратовской и Тамбовской губерний. В 1830-х годах возникло несколько крестьянских организаций, основанных на идее общности имущества. Руководителями выступили М. Попов и И. Григорьев. В результате деятельности этого эсхатолого-хилиастического движения была сделана попытка 800 семей переселиться в Закавказье, куда прежде сослали Попова. Григорьев скончался в самарском остроге в конце 1872 года[21].

В 1829 году в единоверчество перешел Нижнее-Воскресенский монастырь Самары; в 1836 году император Николай I повелел обратить в единоверчество самый богатый и крупный самарский Верхний Спасо-Преображенский монастырь, который долго сопротивлялся, и Средне-Никольский монастырь. Здесь произошло драматическое столкновение со старообрядцами. Однако все закончилось тем, что все клети, амбары и сараи города оказались забиты раскольниками, а иноки покорились и перешли в единоверчество[22]. Преосвященный готовил опытных миссионеров и ревностно боролся с расколом и с остатками язычества, но, тем не менее, довольно часто доходило до вмешательства властей, и тогда уже не обходилось без драматических столкновений.

В соответствии с правительственным указом, с 1 января 1851 года была образована Самарская губерния. В состав новообразованной губернии от Симбирской были отделены города Самара и Ставрополь со своими уездами, а также переданы все заволжские территории с городом Мелекесс, за исключением небольшой приволжской полосы – предместья Симбирска в составе трех селений – Канавы, Королевки и Часовни. В свою очередь, от Самарского уезда была отделена территория Самарской Луки и включена в Сызранский уезд Симбирской губернии[23]. С этого момента начинает свое существование и самостоятельная Самарская епархия.

1 января 1851 года, по приглашению губернатора С.Г. Волховского, преосвященным Феодотием было совершено торжественное открытие Самарской губернии. Епископ Симбирский и Сызранский совершил литургию в Казанском соборе, после чего вручил губернатору икону святителя Алексия, небесного покровителя города, со словами: «Благословляю тебя, боголюбезный граде, святою иконою святителя Алексия, издалече провидевшего и прорекшего величие твое. Его святительское, а с ним и Божие благословение всегда опочивает над тобою. Аминь!»[24].

До самой кончины архиепископ Феодотий не прекращал своей деятельности по устроению еще молодой епархии. Его трудами было возведено много новых и обновлено старых храмов, открыт Сызранский женский Сретенский монастырь, возрождена Казанская Жадовская пустынь. По его ходатайству высочайше было разрешено ежегодное принесение из Жадовской обители в Симбирск чудотворного Казанского образа Божией Матери.

В 1855–1856 годах преосвященный Феодотий присутствовал в Священном Синоде. Он стал участником коронации и помазания на царство императора Александра II. В то же время, 26 августа 1856 года, возведен в сан архиепископа. Скончался архиепископ Феодотий 20 августа 1858 года. Погребен в Симбирском Николаевском зимнем кафедральном соборе. По желанию владыки, отпевал его викарий Казанской епархии епископ Никодим, которому еще в семинарии покровительствовал епископ Феодотий. Владыке принадлежат «Поучения и речи» в трех частях: часть 1 – «О вере»; часть 2 – «О надежде»; часть 3 – «О любви» (СПб, 1858).

В период с 26 августа 1856 года по 4 ноября 1858 года Симбирской кафедрой временно управлял епископ Самарский и Ставропольский Феофил (Надежин).

(Продолжение следует.)

Илья Косых

21 июля 2009 года



Новости по теме

ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Никон (Горохов) Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии, начатую несколько лет назад и вызвавшую большой интерес у читателей. Предлагаем вниманию работу иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него», которая посвящена чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни.
ТРИОДЬ ПОСТНАЯ: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИИ Георгий Битбунов Триодь постная является богатейшим источником по истории богослужения, а также византийской литургической гимнографии и агиографии. Количественный объем этого цикла, его литургико-богословское значение и место в церковном календаре определились не сразу.