Епископ Арсений (Жадановский): образ пастырства Александра Калиновская «Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла мое сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество»: о жизненном пути епископа Арсения (Жадановского) и о наставлениях вступившим на путь священства.
Несколько слов о любви и целомудрии Мы должны придерживаться целомудренного поведения, чтобы наше тело было храмом Божиим. Воспитание детей в целомудрии может осуществляться только через пример целомудренного поведения взрослых, даже не на уровне слов, а на уровне духа.
Просфора: ее значение и предназначение Что символизирует просфора и каково ее значение? Сколько существует видов просфор? Какую роль играет просфора в духовной жизни человека?
Почитание Архистратига Михаила в домонгольское время в Киеве в контексте новоиерусалимской идеи В данной статье автор рассматривает почитание Архистратига Михаила в Киеве в контексте представления о стольном граде Руси как Новом Иерусалиме.
Философия эсхатологии современной архитектуры В статье поднимается вопрос об общих проблемах современной культуры и, в частности, рассматривается вопрос о национальной русской архитектуре на современном этапе.
Любовь не превозносится Как можно узнать человека, который действительно любит Бога, а в Боге любит и ближнего, правильно любит самого себя? Почему только смиренный человек может полюбить другого человека по-настоящему?
Cвятыня России - Владимирская икона Божией Матери» в XX - XXI веках. Протоиерей Николай Соколов Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах. Кандидат, профессор, заведующий кафедрой пастырского душепопечения СДА.
«Горячий цех Апостола и Евангелия» Мешают ли различные послушания основному занятию – учебе? Отвлекает ли выполнение послушания во время литургии от молитвы? Какие из предметов самые сложные? Беседуем со студентом 3 курса Сретенской духовной академии.
Поучение преподобного Макария «Только Бог должен иметь власть над нашими сердцем и разумом», а не похвала или презрение нас окружающим миром. Будем мертвыми для этого мира и живыми для Господа.
Любовь не завидует С каждым ударом нашего сердца мы должны воздавать благодарение Богу за всё. Ведь Господь посылает всем нам благ в тысячу раз больше, чем мы даже можем это осознать.
«Для нашей Академии характерна семейственность» О том, как возникло желание стать священником, чем запомнились годы учебы в СДА, в каком возрасте лучше поступать в Академию, о вступительных экзаменах и учебных предметах, о своих послушаниях в годы учебы рассказывает выпускник Сретенской духовной академии.
Пастырские встречи. Об избавлении от гордыни Как победить гордыню? Как быть, если не получается молиться? Чем отличается лжесмирение от смирения? Как понять, ведет ли тебя Господь или ты следуешь своей воле?
«Очень еще можешь спастись» «Началом спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь»: что еще необходимо для получения спасения и чего нужно избегать желающему обрести жизнь вечную.
Теистическая эволюция, наука и богословие. Часть 2 Наблюдения убедительно подтверждают, что Вселенная сотворена точно так же, как и Адам, то есть законченной и совершенной. Дискуссия с координатором апологетического направления Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Артемом Григоряном.
Первый курс, Свято-Серафимовский скит: как это было Насельник Сретенского монастыря, духовник курса иеромонах Ириней (Пиковский) рассказал о том, как проходила жизнь первокурсников СДА в монастырском скиту.
«Зачем преобразился Господь?» В день Преображения Господня приобщимся к духовным размышлениям святых о смысле этого праздника.
О пользе чтения. Ко Всемирному дню книголюбов 9 августа, во Всемирный день книголюбов, кандидат психологических наук, заведующая библиотекой размышляет о важности чтения Библии и душеполезных произведений классиков и современных авторов.
«Каждый из нас должен жить одной Евхаристией» Приобщимся к назиданиям подвижников веры XX–XXI вв. о Святой Евхаристии.
В СДА прошли торжественные богослужения в Неделю 8-ю по Пятидесятнице В Сретенской духовной академии почтили память пророка Иезекииля
Епископ Сочинский и Туапсинский Герман рукоположил выпускника Сретенской академии Пресвитерский сан принял выпускник Сретенской духовной академии Олег Кулинич.
17–20 июля старший преподаватель СДА Солодков А. И. провёл несколько встреч и бесед 17 июля по приглашению Синодального отдела Образования и катехизации в рамках форума "Патриаршая программа изучения Библии".
В Сретенской духовной академии прошли богослужения в Неделю седьмую по Пятидесятнице Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Сретенская академия почтила день памяти священномученика Илариона (Троицкого) В праздник обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре прошли торжественные богослужения.
В Академии завершились вступительные испытания на все уровни обучения В 2025 году Сретенская духовная академия приняла абитуриентов уже в 27-й раз подряд.
Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» Очерк из истории церковного искусства Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь.
В чем подвиг царственных страстотерпцев? В воспоминаниях в свое время это был материал для канонизации – почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.
В Сретенской духовной академии прошли богослужения в Неделю пятую по Пятидесятнице Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча-беседа «Традиционные ценности: по-новому о важном». Часть 2 Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча-беседа «Традиционные ценности: по-новому о важном» Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Утешение через общение и сострадание. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 6 Никита Якубов Большинство людей могут сказать о себе, что страдают от чего-либо. Это бывают быть действительно страшные причины, а могут быть, по мнению окружающих, совершенно не важные. Тем не менее, все страдающие, каждый по своему, нуждаются в утешении. Тому, как правильно утешить и какими бывают ошибки сострадания и посвящена настоящая статья.
Об излечении страданий утешением: по текстам Священного Писания. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 5 Никита Якубов Если предыдущие статьи были посвящены страданиям, их видам и тому, почему они посылаются людям, то теперь мы поговорим о том, как скорби излечиваются утешением. Начнем с текстов Священного Писания и посмотрим, как они могут утешить страдающего и что говорится об утешении в Псалтири, Евангелии и посланиях апостолов.
Как относиться к страданиям? О восприятии страданий по текстам Священного Писания Нового Завета. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 4 Никита Якубов Страдания людей, о которых говорится в Ветхом Завете, очень многому могут нас научить. Если обратиться к некоторым евангельским эпизодам, в которых Господь сталкивается с человеческим страданием и исцеляет страдающих, то можно в связи с этим сделать некоторые выводы. Кроме того, в Евангелии описаны страдания Христа, и потому на его тексты следует обратить особое внимание, ибо страдал — безгрешный и действительно невинный.
Какими бывают страдания? Классификация скорбей согласно Священному Писанию и психологии. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 3 Никита Якубов Разнообразие страданий и скорбей человеческих очевидно. Причин, их порождающих, — множество, и понять, почему Бог попускает их существование в жизни людей и как именно они проявляются, бывает совершенно необходимо. Для этого в настоящей статье мы и рассмотрим типы страданий.
Откуда появилось страдание? Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 2 Никита Якубов Грех первого человека стал причиной возникновения страдания в мире. Из-за первой ошибки человек начал умирать с самого начала своего существования и, взяв пример от диавола, стал сам уже изобретателем порока, то есть сам стал виноват во всем том зле, которое начало, как цепная реакция, распространяться во всем мире из-за его склонности ко греху.
Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 1: Откуда появилось зло? Никита Якубов Настоящая статья посвящена осмыслению появления зла в мире, сопоставлению появления зла и страданий в жизни человека и, соответственно, мыслям об утешении для страдающего человека, за которым так часто обращается скорбящий к священнику.
Как бороться с гордостью: советы святых и подвижников благочестия Иеродиакон Кирилл (Попов) В заключительной статье цикла публикаций о гордости мы предлагаем вам, дорогие читатели, подборки конкретных практических советов святых отцов и пастырей в борьбе с этой страстью. Для наглядности они разделены на четыре «блока» в связи с основаниями ее возникновения: внешними и духовными качествами, властью и могуществом, богатством, влиянием окружения. В заключение приводим критерии преодоления страсти согласно учению святых отцов. Надеемся, этот материал будет вам полезен!
«Бог смиренным дает благодать»: добродетели и духовные навыки, врачующие страсть гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) Чем тяжелее болезнь, тем труднее лечение. То же самое можно сказать и о страстях человеческих: чем более глубокие корни пустили они в сердце человека, тем более сложен принцип врачевания. Какими бывают способы исцеления человека, болеющего гордостью, вы узнаете в настоящей статье.
Исцеление скорбями, увещеваниями и обличением: о преодолении страсти гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) Для того чтобы понять, что представляет собой преодоление страсти гордости, необходимо уяснить, какое именно препятствие нужно преодолеть в первую очередь: им будет духовная слепота страсти. Вести с ней борьбу можно по-разному. В этом, прежде всего, помогает Бог — испытаниями, скорбями и болезнями, а могут помочь и люди — как увещевая, так и обличая.
Портрет гордого человека, или проявления страсти гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) В чем проявляет себя гордость? Это можно сравнить с ростом сорной травы: всё начинается с малого, с семени, но какое именно вредное растение из него появится и как оно навредит доброй земле, станет ясно лишь со временем. И хорошо, если удастся вовремя остановить его рост, отличить сорняк от посевов, не дождавшись наиболее вредных проявлений его сущности.
Корень всех зол: о взаимодействии страсти гордости с другими страстями Иеродиакон Кирилл (Попов) Гордость входит в сердце человека, открывая двери для всех остальных грехов. Она, подобно корню большого дерева, дает подпитку и силу всем человеческим греховным страстям...
«Нет зла, равного гордости»: о разрушительном воздействии страсти на душу человека Иеродиакон Кирилл (Попов) В предыдущей статье цикла публикаций о гордости говорилось о своего рода этапах развития страсти. После этого уместно подумать о том, что же случается с душой человека, в которой гордость укоренилась и выросла, и каковы разрушения, производимые ею.
«Буду подобен Всевышнему»: этапы развития гордости от самолюбия к кощунству Иеродиакон Кирилл (Попов) Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…
О гордости для людей богатых, благополучных и власть имеющих, а также для тех, у кого есть дети Иеродиакон Кирилл (Попов) Как уже было сказано в предыдущих статьях, гордые помыслы могут возникать в человеке и укореняться в нем в силу различных обстоятельств. При этом первопричинами появления страсти гордости являются действие диавола и склонность человека ко греху. А остальные ее источники можно условно разделить на два типа: связанные с телом человека и относящиеся ко всему, что вне его, Об этом — статья, которую вы видите перед собой.
«Удивитесь моей красоте и скромности!»: о внешних и внутренних причинах возникновения гордости в человеке Иеродиакон Кирилл (Попов) Причин гордости — множество. В предыдущей статье вы читали о двух ее первопричинах — действии диавола и склонности человека ко греху. Сейчас мы предлагаем вам подумать о том, сколь же не оправдана гордость того, кто считает себя красивым, умелым и сильным или же постником, молитвенником и мудрецом.
В Сретенской духовной академии состоится конференция «Никейский Собор в истории, богословии и церковной письменности» 27 ноября 2025 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии в рамках Пятых Сидоровских Чтений проводит богословско-историческую конференцию, посвященную 1700-летней годовщине Первого Вселенского Собора 325 года в Никее
Состоялась защита кандидатских диссертаций по теологии выпускников аспирантуры Сретенской духовной академии
Программа конференции «Проблемы методологии богословских и патристических исследований» Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
В Академии прошла Шестая историко-богословская конференция, посвященная архиепископу Никону (Рождественскому) и новомученикам и исповедникам Русской Церкви
В Сретенской Духовной академии состоялась научно-богословская конференция, посвященная 25-летию со дня обретения мощей и прославления священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (1886–1929) На конференции, организованной Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА в очно-дистанционном формате выступили 16 исследователей
Программа Четвертой Сектоведческой научно-практической Богословской конференции (с международным участием) Актуальная программа конференции.
Приглашаем на День открытых дверей Сретенской духовной академии 25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Вышел очередной номер научного журнала академии «Сретенское слово» Опубликован № 4 (8) 2024 г. научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
27 февраля 2024 года в Сретенской Духовной академии состоялась Четвертая конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова (+2020) Четвертая ежегодная конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова состоялась в Сретенской Духовной академии 27 февраля 2024 года.
Беседы о любви. Беседа 3. Смысл нашего существования Человек бывает счастлив только тогда, когда он любит Бога и всей душой стремится к Нему.
Программа международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир» 5-6 марта 2024 г. Сретенская и Минская духовные академии, при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета, приглашают церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в III международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир», которая в этом году посвящена теме: «Человек в поисках смысла»
Сретенская духовная академия совместно с Минской духовной академией проводят IV международную научно-богословскую конференцию «Бог–человек–мир» Тема конференции – «Человек в поисках смысла»
Программа патрологической конференции, посвященной 1630-летию со дня рождения блж. Феодорита, епископа Кирского (393–466) Конференция с международным участием, организованная Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА состоится 23 декабря 2023 года в Сретенской Духовной академии в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Земля».
Программа конференции «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем» В Сретенской духовной академии 6 декабря 2023 года пройдет конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем»
План мероприятий Научного Центра патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова при кафедре богословия Сретенской духовной академии на 2023–2024 гг. Научный центр патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова при кафедре богословия Сретенской духовной академии продолжает свою работу и публикует План мероприятий на 2023–2024 гг.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК КУРС ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ Протоиерей Максим Козлов Всегда начинаю курс сравнительного богословия со слов святителя Григория Богослова: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Отношение к инославному миру должно, на мой взгляд, строиться на этой максиме великого учителя Церкви. Не внешнее торжество, не интеллектуальное превозмогание, а наше горение сердца, христианская любовь-жалость, заповеданная нам Спасителем, должны руководствовать пастырем в отношении к инославным.
«ЧЕЛОВЕКУ БОЛЬШЕ ВСЕГО НУЖНО БЛАГОДУШИЕ» Ирина Ковынева Молодым людям не хватает доверия ко всему, что происходит в жизни, поскольку все от Бога. И еще: нельзя пренебрегать знаниями, чтобы в будущем в определенный момент горько не пожалеть об их отсутствии: никто не знает, где и когда они будут востребованы. Надо полностью отдаться в руки Божии и довериться преподавателям, принять все со смирением, пониманием, надеждой, потерпеть – и это даст хорошие плоды.
КАК ЭТО БЫЛО… Валерий Мешалкин 18 октября 2009 года состоялся традиционный Покровский турнир по футболу во имя благоверного князя Димитрия Донского среди команд духовных училищ, семинарий, академий и воскресных школ. Нынешний турнир стал для команды Сретенской духовной семинарии особенным: впервые она прорвалась в финал, заняв в итоге 2-е место.
«СОТРУДНИЧЕСТВО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА АКТУАЛЬНО В НАШЕ ВРЕМЯ» Ирина Мошкова Вера у многих современных людей поверхностна, и священник должен уметь это разглядеть, почувствовать. Он должен уметь правильно интерпретировать оценки, высказывания своих прихожан, распознавать склонность прихожан к некоторым тонким манипуляциям, производимым над сознанием близких людей. Это нужно вовремя увидеть и остановить. Вот почему знания психологической теории и практики так необходимы современному священнику.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АКАДЕМИИ (1910–1915). ЧАСТЬ 4 С.Н. Постников С первых своих слов Алексей Иванович Введенский видел, что аудитория в его руках, что его слушают. Лекцию он читал на тему: «Перелом в современном общественном сознании». Правда, мы далеко не все были согласны и с положениями, им выдвинутыми, и тем более со сделанными им выводами, но с лекции мы ушли очарованными им. В семинариях иной стиль преподавания. Там мы были юнцы-подростки, здесь, в академии, – юноши, с которым и начался разговор по-взрослому.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АКАДЕМИИ (1910–1915). ЧАСТЬ 3 С.Н. Постников Был и другой тип монаха-студента. Это были убежденные религиозные люди, как бы родившиеся в черной монашеской рясе. Для них аскетический идеал – цель и смысл их земного существования, а мир как таковой они не отрицали, но считали его испытанием, а потому и неизбежным приемлемым злом. Таким был Беляев Николай (впоследствии известный духовный писатель епископ Варнава), вскоре принявший постриг. Он никогда не расставался с Евангелием. Все свободное время, какое у него было, он отдавал изучению боговдохновенных
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АКАДЕМИИ (1910–1915). ЧАСТЬ 2 С.Н. Постников Первая моя встреча с преосвященным Феодором (Поздеевским), ректором Московской духовной академии, была на экзамене по Священному Писанию Нового Завета, и я в нем, этом суровом монахе, нашел поддержку. Он любил юность и жил ею, ободрял нас и в то же время заставлял любить и его. В частных случайных встречах, например в саду во время прогулки, он был доступен: улыбался и шутил, выслушивая шутки.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АКАДЕМИИ (1910–1915). ЧАСТЬ 1 С.Н. Постников Сергей Николаевич Постников учился в Московской духовной академии в 1910–1915 годах. Его воспоминания об академии – живое свидетельство студента, каких было сотни, о жизни академии и Троице-Сергиевой лавры тех лет, о ее преподавателях и студентах.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕДНИЙ РОСТОВСКИЙ АРХИЕПИСКОП АРСЕНИЙ (ВЕРЕЩАГИН) И СЕМИНАРИСТЫ А. А. Титов Епископ Арсений (Верещагин) всегда отличался особою заботливостью о нуждах семинарии и семинаристов и мягкою и нежною любовью к ученикам. Он своим глубоким интересом ко всем успехам учеников и уменьем поощрить их за успешный труд соответствующею наградою вызывал семинаристов к усиленной деятельности, так что тверская семинария при нем отличалась бодрым, здоровым и трудовым направлением.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ АРХИЕПИСКОП ПИМЕН (ХМЕЛЕВСКИЙ) Архиепископ Пимен (Хмелевский) Жизненный путь выдающегося деятеля Церкви Христовой архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) неразрывно связан с Саратовской кафедрой, которую он возглавлял почти 29 лет. В годы, когда евангельская проповедь была запрещена, образованность, открытость, искренность и честность владыки Пимена для многих, соприкасавшихся с ним, стали олицетворением верного служения Христу.
К ДРЕВНЕЙШЕМУ ХРАМУ НА КАМЧАТКЕ Священник Александр Тимофеев Наконец сбылась моя мечта: мы вместе с моей семьей и несколькими прихожанами нашей Покровской церкви в Усть-Камчатске совершили на исходе нынешнего лета паломническую поездку к самому древнему храму на Камчатской земле, которому уже чуть более 300 лет.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИНА ВЕЛИКОГО ВХОДА И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ. ЧАСТЬ 5 Алексей Васильев Великий вход совершается в начале литургии верных, когда святые дары еще не освящены, и, казалось бы, не надлежит проявлять к ним такого подчеркнутого внимания и поклонения. Однако благодаря тому, что этот вход стал символизировать шествие Самого Господа на вольные страдания и смерть и одновременно положение во гроб снятого с Креста тела Спасителя, он превратился в совершенно особый, ответственный момент богослужения.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИНА ВЕЛИКОГО ВХОДА И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ. ЧАСТЬ 4 Алексей Васильев Толкования на Божественную литургию составляют один из важнейших источников для изучения литургии византийского обряда. Со временем символизм стал существенно влиять не только на осмысление евхаристического богослужения, но и на форму его совершения, и некоторые из литургических комментариев предопределили позднейшие изменения в чине Божественной литургии, в том числе и Великого входа.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИНА ВЕЛИКОГО ВХОДА И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ. ЧАСТЬ 3 Алексей Васильев Святитель Кирилл Иерусалимский писал: «Итак, вы видели диакона, подающего умыться иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он воду, не для этой причины. Ибо мы с плотскою скверною не входим в Церковь. Но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то чрез умовение оных изображаем чистоту и непорочность деяний. Итак, умывать руки – значит быть неповинным осуждению за грехи».
«ЗВОНЫ В РОССИИ – ЭТО ОГРОМНЫЙ ПЛАСТ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Николай Завьялов Беседа с преподавателем кампанологии и звонарем Николаем Завьяловым Выпускники семинарии становятся в большинстве своем священниками, и они обязательно должны иметь знания в области уставных правил и традиций звонов, акустики, музыкального содержания, технических основ, должны знать, как обращаться с колоколами, как правильно подбирать их.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИНА ВЕЛИКОГО ВХОДА И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ. ЧАСТЬ 2 Алексей Васильев Сегодня молитва «Никтоже достоин» является привычной и неотъемлемой частью Божественной литургии. Однако по многим признакам можно заключить, что она когда-то была добавлена в уже сложившееся в своих основных чертах литургическое чинопоследование. Священник произносит ее не как глава евхаристического собрания, он молится о себе самом. И тема священства выражена в молитве достаточно ярко, что само по себе нехарактерно для ранних евхаристических молитв.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИНА ВЕЛИКОГО ВХОДА И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ. ЧАСТЬ 1 Алексей Васильев Божественная литургия занимает центральное положение в жизни каждого христианина, и потому вопросы, связанные с ее историей и духовным пониманием, всегда актуальны. Формированию чина Великого входа, одной из торжественнейших частей литургии, его богословскому осмыслению посвящена дипломная работа Алексея Васильева, которой сайт «Православие.Ру» продолжает серию публикаций работ выпускников Сретенской духовной семинарии.
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПУБЛИЧНЫХ СОБЕСЕДОВАНИЙ С НАРОДОМ Протоиерей Димитрий Богоявленский Протоиерей Димитрий Григорьевич Богоявленский первым организовал в 1871 году публичные беседы с народом, что послужило примером для многих священников в других городах и селах России. Приняв монашество и став настоятелем московского Сретенского монастыря, он, теперь уже архимандрит Серафим, продолжил свои собеседования. Они открылись в обители 7 октября 1884 года.
ВЛИЯНИЕ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН НА МОНАШЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ЧАСТЬ 6. АФОН И ВНЕШНИЙ МИР Валерий Мешалкин «Вклад» Западной Церкви в процесс кристаллизации истинной православной веры на Афоне трудно переоценить. Неоднократно предоставляя святогорцам возможность самой своей жизнью свидетельствовать верность Христу, латиняне невольно приняли весьма деятельное участие в «выплавке» того эталона православной веры, который потом «транслировался» на Восточную Европу через утвержденные на крови мучеников афонские монашеские традиции.
ВЛИЯНИЕ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН НА МОНАШЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ЧАСТЬ 5. АФОН, ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА, ЛИТУРГИЧЕСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Валерий Мешалкин В постюстиниановскую эру по социально-политическим и экономическим причинам происходит радикальное изменение места действия богослужения и масштаба церковных сооружений. На смену монументальной архитектуре пришли средне– и поздневизантийские церкви, часто просто миниатюрные по сравнению с прежними.
ВЛИЯНИЕ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН НА МОНАШЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ЧАСТЬ 4. АФОН, СЕРБСКАЯ И БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ Валерий Мешалкин В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала.