Cвятыня России - Владимирская икона Божией Матери» в XX - XXI веках.

Московская Сретенская  Духовная Академия

Версия для слабовидящих

Cвятыня России - Владимирская икона Божией Матери» в XX - XXI веках.

Протоиерей Николай Соколов 193



Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах. Кандидат, профессор, заведующий кафедрой пастырского душепопечения СДА.

О русской иконе написано много глубоких, интересных трудов. Ей посвящали свои духовные размышления историки искусства, богословы, сами иконописцы, стараясь сориентировать свою жизнь в соответствии святыне. Русскую икону византийского канона называют «богословием в красках», и в этом богословии есть удивительное для нас откровение, которое являют нам такие иконы, как «Троица Ветхозаветная» Андрея Рублева и, конечно, Владимирская икона Божией Матери – одна из главных святынь России.

Владимирская икона Божией Матери, которую сегодня мы можем видеть в храме святителя Николая Мирликийского в Толмачах, датируется концом XI – началом XII века. В Киевскую Русь она была принесена из Константинополя около 1130 года Царьградским Патриархом в дар киевскому князю Мстиславу Владимировичу и сначала находилась в женском Богородичном монастыре в Вышгороде – удельном городе Андрея Боголюбского, расположенном неподалеку от Киева. По мнению специалистов, эта икона может быть списком или списком со списка с иконы евангелиста Луки, написанной им, согласно церковному преданию, на доске стола, за которым совершали трапезу Господь Иисус Христос, Его Матерь и праведный Иосиф Обручник.

Андрей Боголюбский в 1155 году перевез икону во Владимир, где она была помещена в Успенский собор. Там икона находилась в алтаре, занимая место запрестольного образа. Несколько столетий икона пребывала во Владимире, ее почитали как заступницу Земли Русской. А в 1395 году, 26 августа (8 сентября по новому стилю) по инициативе митрополита Киприана Владимирская икона Божией Матери была торжественно перенесена в Москву. В день, когда это произошло, войска Тамерлана без боя покинули Московское государство. В память этого события на месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь.

С этого момента судьба Москвы, а может быть, и всей России связана с этой величайшей святыней. Икона была установлена в Успенском соборе Московского Кремля. В 1408 году Москва снова молилась перед Владимирским образом Богоматери. На этот раз город был встревожен нашествием Егидея, и враг снова отступил. В 1451 году по заступничеству Богородицы от Москвы ушел царевич Мазовша. В 1480 году по молитвам перед Владимирской иконой Божией Матери с реки Угры внезапно ушел хан Ахмат, а в 1521 году от своих захватнических планов отказался крымский хан Мехмет-Гирей.

В 1612 году, в период Смутного времени, именно Владимирской иконой Богоматери архиепископ Арсений встречал ополчение в Московском Кремле. Во время нашествия Наполеона образ был перенесен на несколько месяцев во Владимир и Муром, а весной 1813 году вновь возвращен в Москву.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершались важнейшие государственные события венчания на царство, интронизация архиереев. В ноябре 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе было решено восстановить патриаршество в России. Избрание Патриарха состоялось 5 (18) ноября в храме Христа Спасителя, куда икона была перенесена из-за артиллерийского обстрела Кремля большевиками. Жребий с именем будущего патриарха - святителя Тихона – вынул из ковчега, поставленного перед чудотворным образом, иеросхимонах Алексий, почитаемый на Руси подвижнику, который был призван для этого из Смоленско-Зосимовой пустыни. Старец Алексий ранее в течение 28 лет служил в храме святителя Николая в Толмачах – сначала диаконом, затем священником. Можно сказать, что тогда впервые была явлена историческая связь Владимирской иконы Божией Матери и храма святителя Николая в Толмачах, где сейчас находится эта святыня.

Владимирская икона Божией Матери – один из высочайших образцов мировой живописи. За свою историю икона неоднократно поновлялась. В 1919 году Г.О. Чириковым была выполнена первая научная реставрация иконы, в процессе которой выявлено пять слоев поздних записей. Авторскую византийскую живопись сохранили только лики. Сохранность ликов объясняется тем, что они не страдали при снятии с иконы окладов.

БОльшую площадь иконы составляет живопись 1514 года, когда при митрополите Варлааме икона была очередной раз поновлена и настолько прочно, что сохраненные раскрытием 1919 года остатки этой реставрации дошли до сегодняшнего дня.

До 1926 года Владимирская икона Божией Матери пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, с 1926 до 1930 года она находилась в Государственном Историческом музее, а в 1930 году стала частью экспозиции Государственной Третьяковской галереи, где занимала место в ряду домонгольской живописи. Многие верующие москвичи специально приходили поклониться иконе в музей, особенно в дни ее праздников. Во время Великой отечественной войны галерея была эвакуирована, и икону вместе с другими экспонатами увезли в Новосибирск, где она хранилась на чердаке театра Оперы и Балета.

Вернувшись в 1944 году в Москву, икона уже не покидала Третьяковскую галерею, за исключением одного раза. В октябре 1993 года, когда в Москве происходили трагические события, был риск гражданской войны, Владимирскую икону Божией Матери вывезли на богослужение в Богоявленский кафедральный собор, где перед ней молился Патриарх Алексий II. Благодаря молитве перед чудотворной иконой удалось предотвратить большое кровопролитие в Москве. Это событие повлияло и на дальнейшее решение властей о передаче иконы Русской Православной Церкви.

Еще в 1992 году было принято решение, имеющее огромное значение для Русской Православной церкви и отечественной культуры, - о создании первого храма-музея России при Третьяковской галерее. Таким образом был показан путь снятия острого противостояния между церковью и музеями. При этом предполагалось, что две великие святыни, которые являются экспонатами галереи: Владимирская икона Божией Матери и Троица Андрея Рублева – будут переноситься из залов в домовый храм несколько раз в год на богослужения.

Спустя месяц после трагических событий октября 1993 года, 4 ноября, Президент России Б.Н. Ельцин во время освящения Казанского собора заявил о передаче Русской Православной церкви этих двух икон. 22 ноября этого же года вышло распоряжение Президента РФ «Об использовании в богослужебных целях Владимирской иконы Божией Матери», согласно которому икону можно было использовать на богослужении в храме, при этом она оставалась в коллекции Третьяковской галереи. Для обеспечения безопасности и сохранности образа было выдвинуто требование изготовить специальный переносной киот с необходимыми климатическими условиями.

Это решение вызвало неоднозначную реакцию у деятелей культуры и в обществе. В СМИ появлялось множество публикаций, отражающих различные, подчас диаметрально противоположные точки зрения. В частности, представители научной общественности, работники музеев выражали свою озабоченность сохранностью иконы – по их мнению, необходимые климатические параметры в действующем храме соблюсти невозможно. Высказывались мнения о том, что в храме икону сможет видеть меньшее количество людей, чем в музее. В церковных кругах выдвигались требования вернуть икону туда, где она находилась до 1926 года, т.е. в Успенский собор Московского Кремля. Свои права на икону предъявляли представители старообрядческой общины.

3 июня 1994 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, по просьбе Патриарха Алексия II, святыня была торжественно доставлена в Успенский собор Московского Кремля на богослужение. И в этот же день генеральный директор Третьяковской галереи получил поздравительную телеграмму от жителей небольшого города Сарны Ровенской области, прихожан Свято-Покровского храма, в которой были такие слова: «Просим открыть на вашей территории церковь или часовню для Владимирской иконы Божией Матери». В этих строках простым людям удалось высказать самое оптимальное, мирное решение сложного вопроса о месте хранения великой святыни Православия.

В 1992 году я был назначен настоятелем бывшего домового храма галереи, который более шестидесяти лет был отчужден от верующих. Чудом он не был полностью уничтожен. Долгое время в здании церкви размещался депозитарий Третьяковской галереи, в котором хранились картины, иконы, число которых росло по мере изъятия частных коллекций и икон из закрывавшихся храмов. Внутреннее пространство Николо-Толмачевского храма было поделено на три этажа, для чего построены межэтажные перекрытия. Живопись была практически уничтожена, от храма, можно сказать, остались только стены. В начале 1990-х годов в процессе реконструкции Третьяковской галереи было построено новое, специально оборудованное хранилище, куда перенесли все экспонаты, а храм на какой-то период оказался попросту брошен. Поначалу его хотели приспособить под концертный зал, однако православные сотрудники Третьяковской галереи обратились к руководству музея с просьбой вернуть освобожденное здание Церкви. Не сразу, но согласие было получено – только с условием, что храм останется в составе Государственной Третьяковской галереи.

И в это непростое время я, может быть, впервые сознательно посмотрел на Владимирскую икону Божией Матери, которая тогда находилась в запасниках галереи до окончания реставрации музея. И тогда в дни праздников этой иконы мы имели уникальную возможность совершать перед ней молитвы. В зале галереи перед образом молился Святейший патриарх Алексий II, пел наш детский хор, которым руководила моя матушка Светлана… Святейший благословил нас восстанавливать храм святителя Николая, и началось его возрождение. В восстанавливаемом храме было намечено место для чудотворной иконы, проектировались локальные системы охраны и газового пожаротушения.

8 сентября 1996 года, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Патриарх Алексий II освятил главный придел храма, освященный в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день чудотворная икона впервые была поставлена на богослужение в храм святителя Николая в Толмачах.

А годом ранее произошло еще одно удивительное, чудесное событие, связанное с Владимирской иконой Божией Матери, свидетелем которого промыслом Божиим я стал. Летом 1995 года в Москве готовились к празднованию 600-летия Сретения чудотворной иконы. Программа подготовки включала в себя создание списка-реконструкции иконы. С просьбой об этом обратились к известному иконописцу архимандриту Зенону.

Получив приглашение от Третьяковской галереи о воссоздании и написании копии иконы Божией Матери, архимандрит Зенон был очень удивлен, почему именно ему выпала эта честь – написать великую святыню России. Он не отказался, но выдвинул ряд условий, одним из которых было то, что он будет писать не точную копию, а копию-реконструкцию так, как он ее видел глазами художника, когда она была принесена в Москву 600 лет назад, в год нашествия Тамерлана. Он был прав, т.к. многочисленные слои не дают нам полностью видеть ту икону, какой она была, за исключением лика Спасителя и Богоматери. Поэтому его требования были удовлетворены, ему позволили писать так, как он видит икону глазами художника-иконописца. Предварительно была предпринята поездка в страны Малой Азии (нынешнюю Турцию), в город Эфес, где, по преданию, проживала Божия Матерь вместе с учеником Христа – апостолом Иоанном Богословом, и где, возможно, и был написан первый образ Богоматери. Патриарх Алексий II дал свое благословение на эту поездку, а также он написал письмо патриарху Константинопольскому Варфоломею, в котором попросил его благословить посещение экспедицией галереи пределов, где жила Божия Матерь, в частности, города Эфес. Отец Зенон хотел видеть произведения иконографии, сохранившиеся в Турции с древних времен, - фрески храма святой Софии, других храмов. Этот визит был удивительно мистически освящен благодатью. В Константинополе нас приняли очень любезно, с большой радостью. Святейший Патриарх Варфоломей на приеме прочел письмо Патриарха Московского и Всея Руси и благословил нашу экспедицию посетить все места, которые нам было нужно, в пределах канонической территории Константинопольского Патриархата. Получив его благословение, мы отправились по храмам Константинополя. Архимандрит Зенон часами простаивал перед изображениями Богоматери в храме Святой Софии. Затем наш путь лежал через города Никеи до Эфеса. В Эфесе отец Зенон надеялся получить некие указания свыше на то, что он должен написать эту икону.

Наша экспедиция в составе архимандрита Зенона, архимандрита Агафодора, наместника Донского монастыря, меня как сотрудника Третьяковской галереи и настоятеля храма святителя Николая в Толмачах, ряда представителей галереи, искусствоведов ранним утром приехала в Эфес. Было около шести часов утра, ноябрь, еще темно. Мы пришли к дому, который, по преданию, принадлежал апостолу Иоанну Богослову. В предрассветном тумане мы зашли на территорию храма, в котором несколько десятилетий служила католическая миссия. В это время в храме заканчивалась месса. После ее окончания к нам вышел монах-доминиканец отец Джованни, который выглядел как будто ветхозаветный старец: с длинной бородой, в белых одеждах, в тапочках на босу ногу, хотя на улице было около нуля градусов, лежал иней. Он приветливо обратился к нам на французском языке, спросил о цели нашего прибытия. Узнав о том, что мы приехали помолиться на месте, где жила Богоматерь, и собираемся написать ее образ, он немного взволновался, попросил нас подождать и быстро вышел. Через минуту он вернулся, неся в руках Владимирский образ Богоматери в серебряном окладе. Все ахнули: «Откуда он здесь?» Старец сказал, что он сам этого не знает и что, когда он начинал здесь служить около десяти лет назад, икона уже была в этом храме. Владимирская икона, которую мы увидели в Эфесе, относилась к XIX веку, как она туда попала – неизвестно. После этого отец Зенон окончательно убедился в том, что он может написать копию-реконструкцию великой российской святыни. Встречу с Владимирской иконой Богоматери в Эфесе иконописец воспринял как благословение на этот труд.

Мы отслужили молебен, приложились к иконе. Прощаясь с нами, отец Джованни вдруг на хорошем русском языке запел «Из-за острова на стрежень….» Он рассказал нам, что в детстве часто слышал эту песню в Париже, где его соседями были эмигранты из России. Со светлым настроением, с радостью мы покинули католическую миссию. Посетив другие святые места Турции, мы вернулись в Москву, где архимандрит Зенон приступил к написанию иконы.

40 дней иконописец работал в галерее, пребывая в посте и молитве. За 40 дней он написал копию Владимирской иконы Богоматери. Она была использована для крестного хода, который состоялся 7 сентября 1995 года в честь 600-летия Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Крестный ход, возглавляемый Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, прошел от Кремля до Сретенского монастыря. Несмотря на проливной дождь, в крестном ходе, по официальным данным, приняли участие 10000 человек.

А сама чудотворная икона в этот день была доставлена в собор Сретенского монастыря на богослужение. Ее привезли в герметичном саркофаге (киоте), в фургоне, в котором также поддерживался искусственный климат. Саркофаг, снабженный датчиками и табло, на котором отображались текущие параметры, был специально изготовлен на заводе «Полиметалл».

Вопрос о постоянном нахождении Владимирской иконы Богоматери оставался открытым довольно долго. Только в декабре 1998 года Ученый совет Третьяковской галереи принял решение об окончательном переносе святыни в храм святителя Николая в Толмачах, при этом икона должна была быть помещена в специальный киот, в котором поддерживались бы необходимые климатические условия. В апреле 1999 года это решение было подтверждено на переговорах с Патриархией.

Постоянное место в храме Владимирский образ Богоматери занял лишь в начале 2000 года. Икона находится в киоте, оснащенном системой микроклимата. В здании храма установлено оборудование, необходимое для поддержания оптимальных условий хранения древней святыни.

В 2004 году храм святителя Николая в Толмачах посетил Президент России В.В. Путин и молился перед Владимирской иконой. В 2009 году Божественную Литургию в праздник Богоявления Господня возглавил митрополит Смоленский Кирилл перед своим избранием на Патриарший престол. Впоследствии он неоднократно посещал наш храм, совершая богослужения перед чудотворным образом.

Прихожане храма святителя Николая в Толмачах и посетители Третьяковской галереи имеют возможность осмотреть и оборотную сторону Владимирской иконы, на которой изображен Престол с Евангелием. Это изображение датируется началом XV столетия и приписывается школе Андрея Рублева. Исследования последних лет показали, что на тыльной стороне Владимирской иконы Богоматери было изображение святителя Николая Мирликийского.

Более трех десятилетий прошло с тех пор, как великая святыня Русской земли обрела свое место в храме святителя Николая в Толмачах. Помолиться перед чудотворным образом приезжают христиане со всей России и из-за рубежа. Есть множество свидетельств о чудесах и исцелениях, произошедших по молитвам верующих перед великой святыней. С 1октября 1998 года храм функционирует и как музей, в него открыт свободный доступ. Сюда всегда могут прийти люди любого вероисповедания, интересующиеся древним искусством, и увидеть непревзойденный образец древней иконописи.

В благодарственном послании руководству Государственной Третьяковской галереи Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал: «Наше глубокое убеждение, что всероссийская святыня должна находиться в храме, где постоянно совершаются богослужения. Все условия для хранения иконы Богоматери в храме святителя Николая созданы руководством Третьяковской галереи, и тропа к всероссийской святыне православных верующих не зарастет, ибо благодатное предстательство Пречистой проявлялось в нашей Российской истории многократно, и так, верим, будет и в будущем….»



1. Успенский Л.А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Богословие иконы Православной Церкви. – Коломна. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского.

2. Преподобный Алексий Зосимовский // Альфа и Омега. №2, 2001.

3. Махалов Е.М. Храм-музей Святителя Никола в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Возрождение. – СПб. Издательство «Нестор-История», 2013.

4. Слава Богу за все… Священномученик протоиерей Илия Четверухин. Жизнеописание. Воспоминания духовных чад. Проповеди. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.