Об излечении страданий утешением: по текстам Священного Писания. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 5

Московская Сретенская  Духовная Академия

Об излечении страданий утешением: по текстам Священного Писания. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 5

Никита Якубов 17452



Если предыдущие статьи были посвящены страданиям, их видам и тому, почему они посылаются людям, то теперь мы поговорим о том, как скорби излечиваются утешением. Начнем с текстов Священного Писания и посмотрим, как они могут утешить страдающего и что говорится об утешении в Псалтири, Евангелии и посланиях апостолов
.

Содержание:

Все Священное Писание состоит из утешений, потому что везде можно и нужно усматривать контекст Божественного промысла в путях спасения человечества. Однако следует уделить внимание книге Псалтирь, которая может помочь страждущему осознать свое состояние.

Утешение в скорбях по книге Псалтырь

Как известно, царь Давид много претерпел от Саула, да и вообще к нему было неприязненное отношение — в Иерусалиме он имел много противников. Часто царь Давид скрывался от врагов, которые хотели убить его. Он уходил в пустыню, куда выгоняла его нужда, там он скрывался и прятался, и многое другое. Обо всем этом известно из Священного Писания. И все это стало поводом поиска утешения.

В четвертом псалме сказано (здесь и далее — текст псалмов согласно LXX, а перевод на русский язык интересующих исследователя мест — профессора П. А. Юнгерова[1]): Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою (Пс. 4:2). Интересующее место: «В скорби Ты дал мне простор». Согласно святителю Иоанну Златоусту, пророк не сказал здесь: «Ты прекратил или избавил меня от скорби», но сказал, что Господь услышал его, сподобил устоять во время скорби, однако дал простор. Объясняя это место, Златоуст говорит, что «мудрость и сила Божии открываются особенно из того, что Он не только прекращает скорби, но и в продолжение их подает великое спокойствие»[2]. То есть здесь ветхозаветное утешение в том, что в скорби, которая может быть посылаема через злых людей, Господь дает простор для духовного возрождения.

В скорби, которая может быть посылаема через злых людей, Господь дает простор для духовного возрождения

Очень часто из псалмов видно: для Псалмопевца очевидна и непререкаема идея, что Бог — Помощник и Защититель в скорбях. Об этом он пишет почти везде, например: И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех (Пс. 9:10). Или еще: спасение же праведных от Господа, и защититель их есть во время скорби (Пс. 36:39). И еще: Аз же воспою силу твою и возрадуюся заутра о милости твоей: яко был еси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея (Пс. 58:17); и т. д.

Однако иногда, когда скорбь мучила Псалмопевца до изнеможения, и, чувствуя человеческую слабость, тленность человеческой природы, он с отчаянием взывал, например: Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? (Пс. 9:22) — «Почему Ты, Господи, стал вдали? Презираешь благополучие (и) скорби?».

Болезнь часто бывает полезна, ибо исправляет согрешающего, а здоровье — вредно, когда имеющему оное способствует ко грехy

Господь, если к Нему обращаются в скорби и делают сопутствующие шаги по исправлению своей жизни, то Он всегда вместе со скорбящим, всегда помогает справиться: Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их (Пс. 33:18). Но каким образом Господь помогает в скорбях, пишет святитель Василий Великий: «Не столько освобождая их от огорчений, сколько приготовляя к тому, чтобы они были выше всего приключающегося»[3]. О скорбях для праведных продолжает говорить пророк: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я [их] Господь (Пс. 33:20). И здесь, как на это обращает внимание святитель Игнатий Кавказский, сказано, что не только тем, кто отошел от Бога и должен вернуться к Нему путем скорбей, но всем тем, кто искренне служит Богу, попускается много скорбей. Однако «все эти скорби рассыпаются сами собою», и «ни одна из них не может сокрушить раба Божия: они воспитывают, очищают, усовершают его»[4].

Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело (Пс. 45:2). Здесь толкователь монах Евфимий Зигабен замечает, что часто люди, под влиянием диавола, неверно просят у Бога не того, что им нужно: прося как бы добра, однако, просят того, что «не послужит им в пользу; а убегают, как зла, того, что иногда приносит им великую пользу»[5]. И говоря о пользе скорбей, обращает внимание, что, таким образом, будучи ослеплены, просят здоровья и богатства и не просят болезни, хотя «болезнь часто бывает полезна, ибо исправляет согрешающего, а здоровье — вредно, когда имеющему оное способствует ко грехy. Так и имущество служит для других веществом к невоздержанию, а бедность часто и самых необузданных во зле приводит к целомудрию»[6].

Царь Давид говорит в 33-м псалме: Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и (Пс. 33:7). Размышляя здесь о страдании нищих, святитель Василий Великий говорит о нищете как добродетели, что «не всегда нищета похвальна, а только когда она с евангельскою целью принята произвольно», потому «блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову»[7]. Однако Евфимий Зигабен говорит, что «нищим Давид называет самого себя, как лишенного всякой человеческой помощи»[8].

Воскресением, которым теперь называется даже день недели, Господь утвердил вечное утешение всем скорбящим от потери близких, всем страдающим от страха перед смертью

В часто употребляемом в богослужебной и домашней молитвенной практике 90-м псалме есть такие слова: Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его (Пс. 90:15). Как это комментирует Евфимий Зигабен, «не только же, говорит, Я избавлю его от скорбей, но и сделаю известным всем. Посему скорбь уже не будет скорбь, но радость и слава по причине соединения и общения Бога с находящимся в тесных обстоятельствах»[9]. То есть снова и снова выводится мысль о том, что скорбь — это и путь к Богу, и место встречи с Богом, и общее дело с Богом, потому что воззвали ко Господу еврейские люди в пустыне, когда Моисей вел их в землю обетованную, и когда скорбели и не было у них что есть и что пить, тогда от нужд их избавил их (Пс. 106:6).Но, как это известно из истории еврейского народа, почти сразу они забывали благодеяния Божии и роптали. В связи с этим следует сказать, что возглашение священника, которым начинается почти каждое богослужение, — это благословение Бога: «Благословен Бог наш всегда…». И это напоминание всем христианам, присутствующим в храме, что Господа нужно благословлять во всякое время: Благословлю Господа на всякое время, выну [всегда, во всякое время] хвала Его во устех моих (Пс.33:2). Здесь, по комментарию протоиерея Григория Разумовского, слово благословлю употребляется в смысле: «благодарю за благодеяния, с благодарными чувствами буду воспоминать о милостях»[10]. То есть благодарить Бога и славить Его нужно не только в скорбях, но и в благоденствии. Так говорит Псалмопевец, который постоянно был угнетаем скорбями и только в Господе находил успокоение.


Христос как пример утешающего пастыря

«Утешительная» миссия Христа очевидна из всего евангельского повествования. В дни Своего земного служения Иисус Христос показал, что Он — Владыка жизни, исцелив, например, от смерти дочь Иаира (Мк. 5:21-43) и совершив другие чудеса исцелений, воскрешений и т. д.

Воскрешение сына наинской вдовы явилось утешением не только для этой женщины, но и для всех (Мк. 7:11-15). Утешением было и воскрешение Лазаря. И, конечно же, главное утешение для всех верующих в Него — это Его собственное Воскресение, событие, не имевшее повторений в истории. Воскресением, которым теперь называется даже день недели, Господь утвердил вечное утешение всем скорбящим от потери близких, всем страдающим от страха перед смертью и др.

Христос — Тот, Кто является примером пастыря; Его утешение самое неподдельное, искреннее и подлинное

Святой Лев, папа Римский, размышлял об утешении таким образом: искупленные Страданием имеют причину радоваться, а не скорбеть. Только тогда, во время евангельских событий страх и колебания духа апостолов были извинительны. Теперь же, когда открыто пасхальное торжество, верующие не должны быть омрачаемы никакой скорбью. И как обращает внимание святой папа Лев, то, к чему вели страдания, претерпеваемые Христом, не знали ни распинавшие Его, ни даже сам диавол, который, «свирепея на Христа…, разрушал свое владычество», потому что «он не потерял бы прав, приобретенных древним обманом, если бы воздержался от убийства Господа Иисуса»[11].

Кроме того, из Евангелия известно, что Господь Иисус Христос утешал всех грешников, приходящих к Нему, исцелял их, прощал грехи, осветил счастьем душу разбойника, у которого в последние минуты жизни уже не могло быть никакого утешения, и сказал ему: ныне… будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Христос — Тот, Кто является примером пастыря; Его утешение самое неподдельное, искреннее и подлинное. Таким Он был вчера, Такой Он и сегодня, и во веки Тот же (Евр. 13:8).

Господь говорит в Евангелии: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). И еще: Не оставлю вас сиротами; приду к вам (Ин. 14:18). Эти слова «имеют силу поддержать и вдохновить страдающее, одинокое, больное сердце»[12].

«Не бойся» (Лк. 8:50), «не плачь» (Лк. 7:13) — так часто говорит Иисус Христос в Евангелии. Не бояться и не плакать Господь призывал потому, что Он Сам о Себе сказал, что Он — воскресение и жизнь; и верующий в Него, если и умрет, оживет (Ин. 11:25).

Господь не только плакал вместе со скорбящими (Ин. 11:35), но и воскрешал, как сына наинской вдовы, так и дочь Иаира, четверодневного Лазаря, только для того, чтобы во все времена все люди, которые проливают слезы у надгробий своих родных, знали, что всех коснется будущее воскресение, когда уже не будет ни разлуки, ни плача, ни воздыханий, но жизнь бесконечная.

Самое важное утешение, по мысли митрополита Николая (Ярушевича), с которым пришел Сын Божий на землю и обратился к исстрадавшемуся ветхозаветному человечеству, такое: «Не плачь, человек, о потерянном рае; Я пришел вернуть его тебе, открыть вновь его двери, позвать тебя к Себе в Свои вечные кровы и насытить твою алчущую и жаждущую душу тем хлебом и той водой, от которых у Меня ты не будешь алкать и жаждать вовеки»[13] (см. Ин. 4:14).

Человек, будучи свободным, решает, как это решали разбойники, распятые со Христом, озлобиться ему или искать в своих страданиях опору в Боге, искать подлинного утешения. Кто-то теряет ребенка из-за пьяного водителя, уходит вовнутрь себя, в хроническую ярость и нескончаемое отчаяние, а кто-то — обращается вовне, чтобы помочь другим, основывая, например, как было в одном фильме, общество «Матери против пьяных водителей».

Через Свое страдание и смерть Он лишил этот мир его главной силы — диавольской силы противления, обладающей над человеком. И потому страдание и смерть больше не имеют последнего слова

Человек в страдании делает выбор: или бежать от Бога, или бежать к Нему. И о том, что должно происходить, когда человек все-таки обращается к Богу, говорит Господь Своим ученикам: Сие сказал Я вам (о Его страданиях и о том, как их воспримут Его ученики), чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь… (Ин. 16:33).

Иными словами, в качестве утешения Он предлагает две вещи, в которых человек очень нуждается, когда ему больно: это мир, чтобы справиться с настоящим, и мужество, чтобы справиться с будущим. На вопрос, как это возможно, Господь отвечает: потому что Я победил мир (Ин. 16:33). Таким образом, через Свое страдание и смерть Он лишил этот мир его главной силы — диавольской силы противления, обладающей над человеком. И потому страдание и смерть больше не имеют последнего слова, но оно остается за Богом[14].

От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-5). 

В качестве вывода можно процитировать: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36). То есть только если есть вера в Христа, можно говорить о возможности полноценной жизни вечной, о которой говорит Господь на протяжении всего Евангелия. И потому утешение Христа для неверующих в Него может не быть утешением вовсе. Поэтому Христос учит каждого пастыря: Итак идите, научите все народы…, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам… (Мф. 28:19-20).


Утешения в апостольских посланиях

Немалую роль в утешении играют тексты Священного Писания, написанные святыми апостолами. К примеру, утешением скорбящим может быть сказанное апостолом Иоанном Богословом, что все беды и страдания прекратятся: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4).

Апостол Павел называет веру главным источником ободрения и утешения: стойте в вере (1 Кор. 16:13). Хотя и, по слову святителя Григория Богослова, «слез, пролитых глазами человеческими, больше, чем капель в морях и океанах земли»[15], однако, если есть вера, то «нет ни одной слезы, проливаемой нашими очами, нет ни одного страдания, переносимого нами, о котором не знал бы Всевидящий и Всезнающий наш Небесный Отец»[16].

Апостол Павел, говоря с радостью о том, сколько ему пришлось претерпеть (раны, тюрьма, трижды — побиение палками, побиение камнями, предсмертное состояние, кораблекрушение, встречи с разбойниками, голод, жажда, нагота и др. (2 Кор. 11:23-27), вывел утешение в страданиях на основании своего опыта таким образом: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-5).

Упоминая опытность, апостол Павел имеет в виду «опытность духовную в жизни с Богом»[17], сравнивая человека с деревом, претерпевающим много ветров: у такого дерева со временем становятся очень крепкими корни, так и человек, который переносит с верой и терпением все трудности, приобретает уверенность в Богом данных духовных силах, твердость духа и мир о Господе, так что этот мир «помогает нам встречать все дальнейшие беды и страдания, какими угодно Господу посетить нас»[18]. Нужно сказать словами митрополита Николая (Ярушевича), что верующий человек, найдя мир, подобно маленькому ребенку, которое крепко держится ручонками за платье своей мамы, так как боится потерять «ту, в лице которой чувствует свою надежную защиту»; так же и человек, который обрел Бога как Помощника и Покровителя, «знает, что Спаситель — это его крепкая опора во всех бедах и обстояниях»[19].

В минуты страдания люди «не нуждаются в каком-то догматическом трактате, и любой интеллектуальный ответ покажется им шаблонным и неадекватным»

Продолжая говорить о том, как апостолы учат утешать скорбящих, можно обратить внимание на статью Л. Стробела, доктора теологических наук, который предлагает особый взгляд на утешения в апостольских посланиях. Его статья «Почему Бог попускает трагические события и страдания?»[20] начинается с упоминания повода к написанию статьи — трагедии в Колорадо, случившейся в 2012 г.: «Если Вы спросите меня, почему Бог попустил расстрелять людей в театре “Аврора” два дня назад, то единственный ответ, который я честно могу дать, состоит из трех слов: “Я не знаю”»[21]. Однако он обращается к 1 Кор.: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13:12). И, комментируя данный стих, Л. Стробел говорит, что смысл страданий «когда-нибудь мы станем видеть с ясностью, но сейчас вещи туманны»[22] — пока человеческий взгляд на события, происходящие с ним, ограничен.

Говоря об утешении пострадавших от трагедии в Колорадо, Л. Стробел отмечает, что в минуты страдания люди «не нуждаются в каком-то догматическом трактате, и любой интеллектуальный ответ покажется им шаблонным и неадекватным». Однако то, в чем они действительно нуждаются сейчас, — это реальное присутствие Христа в их жизни[23].

Стробел, однако, написал, какие ответы в своем страдании человек, используя Священное Писание, может для себя найти. И он рассказал случай, как однажды ехал на машине с женой из одного города в другой в темноте, и вдруг пошел сильный ливень, начался густой туман; ему было очень страшно, но он боялся остановиться, думая, что тогда кто-то может в него въехать. И тогда впереди него появился грузовик, Стробел видел, хотя и с трудом, его задние огни, и подумал, что если получится следовать за ними, то он сможет ехать в правильном направлении. Этот случай Стробел описал в своей статье, иллюстрируя то, что утешением в «непонятном» страдании могут быть такие «огни», ориентиры, которые дает Священное Писание.

И, таким образом, Л. Стробел выделил несколько таких основных «огней» на основании апостольских посланий, которые помогают найти утешение для страждущего и помочь ему хотя бы отчасти понять, почему есть трагедии и страдания в его жизни:

1)     Несмотря на то, что страдание — не Божий замысел, однако Бог может использовать его, чтобы совершить добро: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28). Отсюда следует вывод, что Господь может взять скорбные обстоятельства человека и обратить их к добру, только если человек привержен к следованию за Ним.

Хотя какой-то недуг и ужасен и невыносим в данный момент, или терпение какой-то боли длится всю жизнь, но жизнь вечная — с бесконечным количеством дней впереди

В связи с этим Л. Стробел говорит, что если человек сомневается в этом, то можно использовать следующие аргументы: Бог взял самое ужасное, что когда-либо произошло в истории вселенной, — богоубийство, или иначе, Его Голгофскую смерть на Кресте, и сделал из этого самое лучшее, что произошло когда-либо в человеческой истории, — открытие Царствия Небесного для всех, кто последует за Ним[24]. Таким образом, Л. Стробел размышляет: «Если Бог может взять самое худшее обстоятельство, которое только возможно представить, и превратить его в самую лучшую ситуацию, которая возможна, не может ли Он взять негативные обстоятельства Вашей жизни и сделать что-то хорошее из них?»[25].

2)     Уже была приведена цитата из Откровения, что наступит время, когда закончатся страдания (Откр. 21:4). Однако мир наполняется страданиями каждый день, и страдающему может показаться, что нет им конца и края. Но утешением здесь является то, что Господь, хотя еще и не избавил мир от страдания, не истребил зло, однако, это не означает, что Он не сделает этого. И потому «роптать на скорби — то же самое, что прочитать книгу наполовину»[26]. И не случайно апостол Петр говорит: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3:9). Таким образом, Господь замедляет избавление от страданий и конец истории из любви к человечеству[27].

3)     Человеческие страдания померкнут в сравнении с благами, которые Бог приготовил для Своих последователей, потому что, как размышляет апостол Павел, нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).

В связи с этим можно обратиться к дневнику священника Александра Ельчанинова, который говорит, что здесь в Писании видна таинственная связь страданий и «славы», т. е. духовного сияния, расцвета, и силы. Он пришел к той мысли, что любое духовное усилие, любое лишение, жертва, страдание, добровольное или даже недобровольное, «обмениваются немедленно на духовные богатства внутри нас»[28]. Кроме того, «многие праведники до конца своих дней страдали неисцеляемыми болезнями»[29].

Л. Стробел иллюстрирует «временность» страданий на примере дней года. Он говорит: допустим, первый день 2012 года для вас был ужасным дантист удалил зуб, а у него закончились обезболивающее; твоя машина врезалась, а у тебя не было страховки; твоя жена заболела, а друг предал тебя, и все в один день. Но все последующие дни были потрясающими: твой дуг выиграл лотерею, и дал тебе 100 миллионов долларов; ты получил повышение на работе, о котором мечтал; ты родил своего первого ребенка, и он здоров и силен; твой брак счастливый; твое здоровье прекрасно; и ты взял шестимесячный отдых на Гаити; и т. д. И потом на следующий новый год кто-то у тебя спросил бы «Как прошел у тебя 2012 год?», и ты бы, наверное, сказал: «Он был прекрасен и замечателен». Но ты бы вспомнил тот первый ужасный день, и тогда бы подумал: «Это был плохой день, без сомнения, было очень тяжело тогда. Но когда я смотрю на совокупность года, когда я кладу все в контекст, то это был отличный год. Те 364 отличных дней намного перевесили тот один плохой день. Тот день как бы померк»[30].

И, как продолжает Л. Стробел, такая аналогия может быть уместной в отношении утешения в страданиях согласно 2 Кор. 4:17, потому что хотя какой-то недуг и ужасен и невыносим в данный момент, или терпение какой-то боли длится всю жизнь, но жизнь вечная — с бесконечным количеством дней впереди, и если кто-либо спросил бы человека: «Ну как прошло твое существование?», то он бы мгновенно ответил: «Оно было абсолютно прекрасным, слова не могут описать радость и наслаждение и наполненность смыслом»[31], потому что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

В заключение можно привести финальную мысль Л. Стробела в связи с данной темой. Возвращаясь к истории поездки в сильном тумане, он говорит, что когда туман медленно стал уходить, дождь начал заканчиваться, а они с женой въехали в освещенный город, то все становилось яснее, они могли лучше видеть, и, заезжая за поворот, под силуэтом ночного неба возник купол храма и Крест Христов.

Через этот самый Крест Иисус Христос победил смерть и страдания. И как поделился Л. Стробел, один мудрый человек сказал ему однажды: «Ответ Бога на страдания — не объяснение, а Воплощение»[32]. Таким образом, страдание является личной проблемой, и оно требует личного ответа. И Бог здесь выступает не как отдаленный от человеческого страдания, но входит в мир людей и человеческого страдания, и лично переживает человеческую боль.

Итак, Крест — утешение для людей (1 Кор.1:18). И поэтому утешением могут быть в связи с этим следующие слова: «Ты сломан? Он был сломан, как хлеб, для нас. Ты в презрении? Он был в презрении и отвержен людьми. Ты вопишь, что ты больше не можешь выдержать? Он был Человеком, испытавшим горе. Кто-либо предал тебя? Он был предан. Твои самые нежные отношения сломались? Он любил и был отвергнут. Люди отвернулись от тебя? Они спрятали свои лица от Него, будто Он был прокаженным»[33].

И, таким образом, послания апостольские, как и все новозаветное Писание, учат, что Господь участвует в человеческих страданиях более, нежели человек об этом думает. Как написала в фашистском смертном лагере Корри тен Боом, голландская христианка, создавшая во время нацистской оккупации Нидерландов подпольную организацию, спасшую множество евреев от уничтожения, «несмотря на то, насколько глубока наша темнота, Он все же глубже»[34].

чтец Никита Якубов

 

Ключевые слова: страдания, Евангелие, Псалтирь, послания апостолов, Христос, утешение.



[1] Псалтирь пророка Давида в русском переводе П. Юнгерова // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov/psaltir-proroka-davida-v-russkom-perevode-p-jungerova (дата обращения: 3.02.2017 года).

[2] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Пс. 4:2 // URL: http://bible.optina.ru/old:ps:004:02#svt_ioann_zlatoust (дата обращения: 3.02.2017 года).

[3] Василий Великий, свт. Толкование на Пс. 33:18 // URL: http://bible.optina.ru/old:ps:033:18 (дата обращения: 4.02.2017 года).

[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Толкование на Пс. 33:20 // URL: http://bible.optina.ru/old:ps:033:20#svt_ignatij_brjanchaninov (дата обращения: 4.02.2017 года).

[5] Евфимий Зигабен, мон. Толкование на Пс. 45:2 // URL: http://bible.optina.ru/old:ps:045:02#evfimij_zigaben (дата обращения: 4.02.2017 года).

[6] Там же.

[7] Василий Великий, свт. Толкование на Пс. 33:7 // URL: http://bible.optina.ru/old:ps:033:07 (дата обращения: 22.08.2017 года).

[8] Евфимий Зигабен, мон. Толкования на Пс. 33:7 // URL: http://bible.optina.ru/old:ps:033:07 (дата обращения: 4.02.2017 года).

[9] Евфимий Зигабен, мон. Толкование на Пс. 90:15 // URL: http://bible.optina.ru/old:ps:090:15 (дата обращения: 22.08..2017 года).

[10] Разумовский Г., прот. Псалом 33 / Объяснение священной книги псалмов // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razumovskij/objasnenie-svjashennoj-knigi-psalmov/33 (дата обращения: 4.02.2017 года).

[11] Лев, папа Римский. Слово о страдании Господнем / Воскресное чтение. №51 и 52. 1858. — К.: Б. и., 1858. — С. 512.

[12] Николай (Ярушевич), митр. Сила любви. Избранные проповеди. — М.: Правило веры, 2000. — С. 514.

[13]Там же. С. 694-695.

[14] Strobel L. P. Why Does God Allow Tragedy and Suffering? / Christianity Today / july 2012 // URL: http://www.christianitytoday.com/pastors/2012/july-online-only/doesgodallowtragedy.html (дата обращения: 16.02.2017 года).

[15] Цит. по: Николай (Ярушевич), митр. Сила любви. Избранные проповеди. — М.: Правило веры, 2000. — С. 545.

[16] Там же. С. 546.

[17] Там же. С. 558.

[18]Там же. С. 558-559.

[19] Николай (Ярушевич), митр. Сила любви. Избранные проповеди. — М.: Правило веры, 2000. — С. 559.

[20] Strobel L. P. Why Does God Allow Tragedy and Suffering? / Christianity Today / july 2012 // URL: http://www.christianitytoday.com/pastors/2012/july-online-only/doesgodallowtragedy.html (дата обращения: 16.02.2017 года).

[21] Там же.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Там же.

[28] Ельчанинов А., свящ. Отрывки из дневника // URL: http://www.dorogadomoj.com/dr98el/dr98el02.html (дата обращения: 25.12.2016 года).

[29] Там же.

[30] Strobel L. P. Why Does God Allow Tragedy and Suffering? / Christianity Today / july 2012 // URL: http://www.christianitytoday.com/pastors/2012/july-online-only/doesgodallowtragedy.html (дата обращения: 16.02.2017 года).

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] Там же.

[34] Там же.


Новости по теме

Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 1: Откуда появилось зло? Никита Якубов Настоящая статья посвящена осмыслению появления зла в мире, сопоставлению появления зла и страданий в жизни человека и, соответственно, мыслям об утешении для страдающего человека, за которым так часто обращается скорбящий к священнику.
Как быть, когда перед нами встает страдание… (по митрополиту Антонию Сурожскому) Монах Иларион (Карандеев) Все мы неоднократно сталкивались со страданием, как своим, так и других людей — близких и дальних, с их бедами и горестями. Но, наверное, не каждый знал, как себя вести в такой ситуации, как терпеть боль самому или как проявить сострадание к другому человеку, чем помочь, что говорить, да и говорить ли вообще, а главное, откуда черпать на это силы?