Как относиться к страданиям? О восприятии страданий по текстам Священного Писания Нового Завета. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 4

Московская Сретенская  Духовная Академия

Как относиться к страданиям? О восприятии страданий по текстам Священного Писания Нового Завета. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 4

Никита Якубов 15281



Страдания людей, о которых говорится в Ветхом Завете, очень многому могут нас научить. Если обратиться к некоторым евангельским эпизодам, в которых Господь сталкивается с человеческим страданием и исцеляет страдающих, то можно в связи с этим сделать некоторые выводы. Кроме того, в Евангелии описаны страдания Христа, и потому на его тексты следует обратить особое внимание, ибо страдал — безгрешный и действительно невинный.


Содержание:

Об отношении к страданиям в Священном Писании Нового Завета следует сказать отдельно. Как писал святитель Иоанн Сан-Францисский, «вершина трагизма истории — Голгофа Богочеловека»[1]. Действительно, поя каждую субботу в храме «Се бо прииде Крестом радость всему миру», православные возвещают этот самый высший смысл трагизма: через страдания и смерть Христа произошла перемена всего мира, и теперь весь мир пребывает в радости о возможности воскресении всех и обо́жения человека. И, как говорит святитель Иоанн, «нельзя понять христианской веры в Воскресение, не понимая этой чудесной истины, что поражение и “распятие” могут означать великую победу»[2].


Евангелие и страдания

Первые люди согрешили и дали этим греховный импульс всему человечеству, которое веками наращивало греховный опыт и к моменту Воплощения Сына Божия пришло к такому состоянию, при котором диавол настолько завладел душами, что, как свидетельствует Писание, к примеру, мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам (Рим. 1:27) и т. д. Беснование было таким частым явлением, что уже никого не удивляло. Человечество пришло к безысходному состоянию, при котором, можно предположить, что без вмешательства Божия оно просто уничтожило бы само себя и так бы и не выполнило свое Богом заложенное предназначение.

Через страдания и смерть Христа произошла перемена всего мира.

Царствие Небесное было недоступно, пока все находилось во грехе и человек не примирился с Богом. Но Сын Божий пришел на землю, как пишет митрополит Макарий (Булгаков), «чтобы действительно разрушить область диавола — ад, действительно победить смерть и отверзть нам вход в царство небесное»[3]. То есть Христос приходит в человеческий мир для того, чтобы исправить первую человеческую ошибку, по причине которой все в мире исказилось, и человек, отвернувшись от Бога, стал беззащитен перед лицом диавола, так что, независимо от степени праведности, никто уже не мог вернуться в Царство Небесное. И только Христос разрушает силу ада не всемогуществом, но своим величайшим смирением.
Своим добровольным страданием Христос показывает, насколько зло проникло в человеческий мир, так что люди распяли Безвинного, Того, Кто их сотворил; повесили на Древо Того, Кто на водах землю повесил[4]. Ведь Христос мог избежать любого страдания, так как через непорочное зачатие Он не стал носителем прародительского греха[5]. Таким образом, Христос добровольно принял человеческую плоть, становясь во всем подобным человеку, кроме греха, и добровольно пошел на страдания, хотя и мог умолить Отца Своего, так чтобы Он представил Иисусу Христу более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Лк. 26:53). А диавол по своей гордости даже предположить не мог, что Бог может настолько умалиться, чтоб стать Человеком. И потому диавол, по мысли святителя Григория Нисского, оказался обманутым «приманкой человечества во Христе и в результате стал слабее любого человека, верного Богу»[6].

Христос мог избежать любого страдания, так как через непорочное зачатие Он не стал носителем прародительского греха.

Как говорит святитель Иоанн Сан-Францисский, Христос победил зло и смерть Своей смертью, которая завершилась Воскресением. И, таким образом, «события Христова Воскресения означают», что «все будет жить, что имеет в себе Вечную Жизнь», и потому «пусть не смущаются люди пред временным торжеством зла… Великая жизнь, бессмертный образ человека уже просвечивает сквозь смертную оболочку земной жизни»[7].

Христос победил страдание, поборол господство боли в человеческом естестве, «освободил человека от ее тирании, которую она имела над ним, и от ее власти, толкающей человека к греху». Кроме того, «Он лишил бесов силы и влияния, которое они имели на падшего человека, легко порождая через скорбь порочные страсти и грехи». Таким образом, Господь освободил и естество человека от того влияния, которое оказывал на него грех посредством скорбей и деятельности бесов[8].

И со времени Голгофской Жертвы Христа каждый человек способен обойти козни диавола, следуя за Господом. Но путь за Христом, испытавшим страдания выше всякой до того и после того известной в мире скорби, также является путем терпения и страдания. Сам Господь сказал: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:38,39). А также: И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк.14:27).

Таким образом, страдания остались в жизни человека, но они приобрели новый смысл: теперь стало известно и подтверждено Богом, что страдания временны, и они утратили свою былую безнадежность и мрачность. Как пишет епископ Александр (Милеант), «зло так сплелось с нашим существом, так вросло в наше сердце, что процесс освобождения от него всегда сопряжен с болью». Теперь у человека появилась возможность причаститься христианской вере, которая «расширяет кругозор верующего человека и дает ему возможность видеть временное на фоне вечности»[9].

Кроме того, нужно сказать, что «Голгофская» ситуация выявляет два типа перенесения и своего рода «употребления» страдания в наше, новозаветное время. Во-первых, по примеру благоразумного разбойника, который «употребил крест, чтобы попасть в рай»; во-вторых, по типу страдания другого разбойника, распятого со Христом, который употребил крест, «чтобы отправиться в ад»[10].

Кроме того, важно, что страдание Христа венчается Его славным Воскресением из мертвых, и в этом главная отличительная особенность евангельского отношения к смерти и страданиям, ведущим к смерти. Ведь если человек относится к своим страданиям как к пути следования за Христом (Мф. 16:24), то сможет, таким образом, творя добро, воскреснуть к вечной жизни (Ин. 5:29).

История исцеления слепорожденного (Ин. 9:1-38) — один из примеров того, как страдание человека приносит ему пользу. Как сказал об этом слепорожденном святитель Иоанн Златоуст, его страдания, если и связаны со злом, то лишь косвенно, потому что «только грех есть зло, а слепота — не зло»[11]. Косвенно — потому что, если не было бы первородной греховности человечества, то, возможно, и слепорожденных бы не было. Однако Адам согрешил, и это имело свои последствия на далекую перспективу человеческой истории.

Страдание Христа венчается Его славным Воскресением из мертвых, и в этом главная отличительная особенность евангельского отношения к смерти и страданиям, ведущим к смерти

Господь же, исцеляя слепорожденного, обращает внимание на другое качество страданий людей, например, родившихся инвалидами, в отличие от страданий от собственных грехов, когда, например, у человека цирроз печени от страсти пьянства. Такое качество страданий открывает иную грань попечения Бога о людях.

В евангельском эпизоде о слепорожденном Христос отвечает на вопрос учеников о том, кто согрешил — он (слепой) или родители, его следующими словами: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:2). Здесь нужно обратить внимание, что все Евангелие от Иоанна построено на описании знамений, проводящих кого-то к вере. В свою очередь, исцеление слепорожденного завершилось актом веры со стороны исцеленного: он, узнав, Кто его исцелил, и отвечая на вопрос Христа о вере в Сына Божия, сказал: верую, Господи! (Ин 9:38). То есть страдание от рождения может приводить к вере.

И потому здесь совершенно особый случай, когда Господь через явные и неявные Свои действия каждому человеку открывает личный путь индивидуального выведения человека из состояния греха к встрече с Богом, где страдание становится неизбежным инструментом, с помощью которого Господь творит благо. Профессор А. П. Лопухин писал в связи с этим, что «Христос хочет только сказать, что… на слепом обнаружилось попечение Божие о людях, которое большей частью остается скрытым от человеческих очей»[12].

Еще одна очень важная и поучительная история в деле евангельского осмысления страданий человека — это притча о блудном сыне. Необходимо кратко рассмотреть ее с точки зрения иллюстрации очистительного свойства страданий.

В этой притче все очень напоминает историю человечества: первоначальное богатство, употребление его согласно своей свободной воле — своему желанию, уход в дальнюю страну как уход из Рая. Употребив свою свободу вне доверия Богу, человек растратил все свои благие качества и очень быстро забыл Творца, так что появилось язычество в самых грубых его проявлениях.

Страдания остались в жизни человека, но они приобрели новый смысл: теперь стало известно и подтверждено Богом, что страдания временны, и они утратили свою былую безнадежность и мрачность

Блудный же сын был на самом дне человеческого общества. Он потерял все, и даже человеческий облик, потому что питался уже вместе со свиньями. Однако именно это помогает совершиться чуду исцеления от самонадеянности, совершается, по слову священника Александра Ельчанинова, «божественное чудо: в самой тесноте — освобождение, в самой скорби — спасение. И среди нас есть люди, дошедшие до предела скорби… Когда человек доходит до такого положения, когда ему закрыты все пути в горизонтальной плоскости, ему открывается дорога вверх!» Подобно тому как «вода, стиснутая со всех сторон, подымается вверх», так и «душа, сжатая, сдавленная, стесненная скорбью, поднимается к небу»[13]. Так, обратившись вглубь себя, блудный сын нашел путь спасения, ибо «вспомнил Дом Отца, потому что он твердо знал, что есть этот дом»[14].

О целительной силе страдания Господь говорит в Евангелии от Иоанна: Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:2). Как пишет святой Климент Александрийский, в случае разрастания виноградной лозы, если ее не подрезать, то она уйдет всей своей силой в ветви; точно так же и с человеком. Господь, «являясь как бы каким садовым ножом, отсекает размножающиеся на человеке наросты, принуждая его своими чувствами не в страсти вдаваться, а плод приносить». И потому «упреки, обращенные к грешникам, имеют ту же самую спасительную цель», потому что Христос «сообразуется в них с особенностями каждого человека, то кнут употребляет Он при этом, то узду». И как говорит святой Климент, прекрасно в связи с этим слово Платона, «говорящего из опыта так: “Всем наказываемым поистине оказывается через то великое благодеяние. А именно: через заслуженное ими наказание оказывается душе их та польза, что дается ей возможность стать лучше”»[15].

Итак, обзорно выше было представлено, как Христос победил смерть и страдания, как показал пользу страданий и приоткрыл их вечный смысл, а значит, пользу и одно из главнейших средств, помогающих в деле спасения.

Как «вода, стиснутая со всех сторон, подымается вверх», так и «душа, сжатая, сдавленная, стесненная скорбью, поднимается к небу»

Однако нужно сделать еще одно важное замечание. Каждое страдание индивидуально, потому что все личности неповторимы, и «как различаются дороги и путники, так и страдание разнообразно не только из-за того, что пути разные, но также из-за неповторимости» личности[16]; и здесь яркое свидетельство Евангелия — это сказанный Христом принцип жизни движения к Богу в условиях общечеловеческого страдания: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Христос указал, таким образом, путь, через который можно, хотя и проживая мимолетную жизнь как «искра», однако, устремляться вверх (Иов. 5:7).

Итак, согласно Евангелию, у каждого крест свой, а значит и страдания — индивидуальны.


Тема страданий в посланиях апостольских

Множество людей поражаются недугами, становятся калеками, слепыми, умственно недостаточными и т. д. из-за злоупотребления алкоголем, курением, наркотиками, блудом и жизнью в других пороках. В связи с этим апостол Иаков ясно говорит: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:13). С другой стороны, по слову апостола Петра, страдающий плотью перестает грешить (1 Петр. 4:1).

Явные страдания по грехам, как пишет об этом русский христианский публицист и богослов В. Ф. Марцинковский, человек не должен терпеть, но обязан «устранять их, удалив их причину — грех»[17]. И потому необходимо всю «силу священного гнева и непримиримого протеста, на который только способен человек…, обратить против этих поработителей души: гордости, жестокости, нечистоты, которые, обещая сладость человеку, подносят к устам его лишь “кубок смерти яда полный”», потому что сказано: печаль мирская производит смерть (2 Кор.7:10). В связи с этим, как продолжает размышлять В. Ф. Марцинковский, «эти страдания не стоят ни одной слезы, ни одного вздоха». Таким образом, Писание призывает свергнуть с себя всякое бремя и запинающий нас грех (Евр. 12:1). Эти слова могут и должны звучать «всегда, как призыв к тому глубокому духовному перевороту, который называется революцией духа»[18].

Каждое страдание индивидуально, потому что все личности неповторимы.

Особенно много внимания посвящено у апостолов теме страданий за веру: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас… Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1 Пет. 4:14-16).

Согласно апостолу Петру, если страдания непонятны, но человек их принимает как от Бога, то это угодно Богу: Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2:19-21).

Итак, Христос показал путь страданий и сказал, что нужно последовать за Ним, чтобы иметь вечную жизнь. И потому всякому страдающему верующему утешение — страдания Христовы, как сказал апостол Петр: как Христос пострадал за нас плотию… и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4:1-2), потому что, по слову апостола Павла, так как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:18). И потому нужно радоваться, участвуя в страданиях Христовых, чтобы в явлении славы Его возрадоваться и восторжествовать (1 Пет. 4:13).

В послании к Евреям апостол Павел говорит о вере в Того, Кто Сам пострадал: Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12:3), и, таким образом, стоя в вере в Того, Кто тоже страдал, «был избит до крови, окровавленный, был прибит ко кресту и умирал на этом кресте», можно перенести страдания, которые случается претерпевать всем людям в разной степени. И только «с терпением перенося наши собственные страдания, мы тем самым как бы становимся соучастниками тех страданий, какие Спаситель претерпел ради нас и ради нашего спасения»[19].

Явные страдания по грехам человек не должен терпеть, но обязан устранять их, удалив их причину — грех.

Одна из самых важных утешительных мыслей апостольских в отношении страданий — это то, что в перспективе вечности страдания ничтожны, и они могут «трансформироваться» в вечные блаженства, потому что сказано: кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:17). Здесь следует привести комментарий преподобного Льва Оптинского: «Уповайте на милость Божию: болезни и страдания принесут в будущем веке блаженство, — сим облегчайте скорбь вашу, приносите Господу благодарение: аще бы не любил, не посещал вас семи [теми] страданиями. Он подает изнемогающим вашим силам крепость дотоле, доколе Ему угодно будет продлить ваше испытание»[20].

Апостол Павел говорит о значении своих страданий таким образом: дано мне жало в плоть…, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12:7-10). Слова эти — яркий пример терпения скорбей на опыте.

Скорби даются, по слову апостола Павла, для того, чтобы научиться от них утешать.

Стоит отдельно заметить, что скорби даются, по слову апостола Павла, для того, чтобы научиться от них утешать: Благословен… Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! (2 Кор. 1:3-4).

Особо обратив внимание на учение апостола Павла о страданиях, следует отметить, что он знает о неизбежности страданий и потому говорит: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды (1 Кор. 16:13). То есть, как подчеркивает в своей проповеди митрополит Николай (Ярушевич), «не раскисайте, не унывайте, не замыкайтесь на страданиях, но терпите»[21]. Он знает, что говорит, знает, сколько страданий приходится переживать всем людям. Апостол Павел говорит так, потому что сам перенес тяжкие испытания, победив их силой духа, «не упав этим духом ни на одно мгновение в самые тяжкие минуты жизни»[22].

И Господь в Евангелии говорит о пользе страданий, и апостол Павел восхищается ею. Как объясняет митрополит Николай (Ярушевич), рожденное скорбью терпение помогает перестроиться человеку на «евангельский лад». То есть быть со всеми миролюбивым, носить братолюбие и благожелательность в своем сердце, встречаясь с разного рода неожиданностями, неприятностями, и, таким образом, не впасть в озлобление может лишь тот, кто в горниле скорбей возрастил терпение. А если в сердце не родилась такая добродетель, то любая неожиданность может повергнуть человека в пучину отчаяния и в бездну уныния. Веруя, что именно Господь посылает скорби, и с благодарностью принимая их, возможно укрепить и умножить преданность воле Божией. А преданный — это тот, кто может претерпеть, если необходимо, до конца (Мф. 10:22)[23].

чтец Якубов Никита

 

Ключевые слова: страдания, скорби, Евангелие, Голгофа, апостолы, послания, польза.



[1] Иоанн Сан-Францисский, архиеп. Избранное / Сост. Ю. Линник. — Петрозаводск: «Святой остров» (Фонд культуры Карелии), 1992. — С. 471.

[2] Там же. С. 472.

[3] Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т II. — СПб: Типография Р. Голике, 1883. — С. 164.

[4] Из тропаря Великого Пятка.

[5] Ларше Ж.-К. Бог не хочет страдания людей // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Larshe/bog-ne-hochet-stradanija-lyudej/#0_5 (дата обращения: 10.10.2016 года).

[6] Леонов В., прот. Основы христианской антропологии: Учебное пособие. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 286-287.

[7] Иоанн Сан-Францисский, архиеп. Избранное / Сост. Ю. Линник. — Петрозаводск: «Святой остров» (Фонд культуры Карелии), 1992. — С. 472.

[8] Ларше Ж.-К. Бог не хочет страдания людей // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Larshe/bog-ne-hochet-stradanija-lyudej/#0_5 (дата обращения: 10.10.2016 года).

[9] Александр (Милеант), еп. Скорби в нашей жизни // URL: http://www.lib.pravmir.ru/library/readbook/2618 (дата обращения: 13.12.2016 года).

[10] Пусть говорит Бог: Из бесед греческих духовников / Сост., предисл. И пер. с новогреч. А. Ю. Никифоровой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — С. 78.

[11] Иоанн Златоуст, свт. Толкования на Ин. 9:3 // URL: http://bible.optina.ru/new:in:09:03#svt_ioann_zlatoust (дата обращения: 13.12.2016 года).

 [12] Лопухин А. П. Толкования на Ин. 9:3 / ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ // URL: http://bible.optina.ru/new:in:09:03 (дата обращения: 10.10.2016 года).

[13] Ельчанинов А., свящ. Отрывки из дневника // URL: http://www.dorogadomoj.com/dr98el/dr98el02.html (дата обращения: 25.12.2016 года).

[14] Там же.

[15] Климент Александрийский, св. Педагог // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/pedagog/#sel (дата обращения: 5.12.2017 года).

[16] Лэнгле А. Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа / Экзистенциальный анализ. — М.: Б.и., 2012. — С. 8.

[17] Марцинковский В. Ф. Смысл страдания // URL: http://krotov.info/library/13_m/ar/zinkovsk_1.htm (дата обращения: 25.06.2016 года).

[18] Там же.

[19] Николай (Ярушевич), митр. Сила любви. Избранные проповеди. — М.: Правило веры, 2000. — С. 550.

[20] Лев Оптинский, прп. ПИСЬМА ПРЕПОДОБНОГО ОПТИНСКОГО СТАРЦА ЛЬВА, написанные им одним или совместно со старцем Макарием. 196. Болезни и страдания принесут в будущем веке блаженство // URL: http://www.optina.ru/starets/lev_letters_18/#196 (дата обращения: 19.11.2016 года).

[21] Николай (Ярушевич), митр. Сила любви. Избранные проповеди. — М.: Правило веры, 2000. — С. 544.

[22] Там же.

[23] Там же. С. 557-558.



Новости по теме

Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 1: Откуда появилось зло? Никита Якубов Настоящая статья посвящена осмыслению появления зла в мире, сопоставлению появления зла и страданий в жизни человека и, соответственно, мыслям об утешении для страдающего человека, за которым так часто обращается скорбящий к священнику.
ЛЕКЦИЯ 7. ИИСУСОВА МОЛИТВА. Православные просветительские курсы Иеромонах Ириней (Пиковский) 7-я лекция «Иисусова молитва» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана иеромонахом Иринем (Пиковским).
ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ Святотеческой традицией является понимание глоссолалии как говорения на незнакомых языках. Это понимание закреплено в церковном богослужении. В кондаке св. Пятидесятницы поем: "Егда снизшед языки слия, разделяше языки вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа". Перевод: "Когда сошел Всевышний и смешал языки, то этим Он разделил народы, когда же Он роздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятаго Духа".