500
Архимандрит Фома (Битар) является настоятелем православного мужского монастыря в честь преподобного Силуана Афонского в деревне Дума в Ливане. Монастырь принадлежит к архиепископии Гор Ливанских Антиохийской Православной Церкви. Ниже приводятся размышления архимандрита Фомы на тему любви и целомудрия.
Что есть целомудрие? Святые отцы говорят, что целомудрие есть мать всех добродетелей. Таков опыт Церкви. Еще святитель Василий Великий говорил, что, хотя он никогда не касался женщины, но он в какой-то момент понял, что живет нецеломудренно. В семье муж может знать свою жену и оставаться целомудренным. Поэтому целомудрие не означает исключительно телесное воздержание, это нечто большее.
Роль целомудрия в жизни верующего христианина крайне важна. Целью его является всякая добродетель. Если мы говорим о добродетели, мы говорим о любви. Целью добродетелей является любовь. По этой причине апостол Павел определил цель Божией заповеди для своего ученика Тимофея: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1: 5). Поэтому целомудрие необходимо для воплощения в жизнь заповедей о любви. Быть целомудренным – значит воздерживаться от чего-то, а любить – значит приближаться к экзистенциальной встрече с кем-то на уровне сердца, будь то человек и Бог, человек и его ближний, человек и все человечество. В христианской любви есть инициатива, усилие, отдача и настойчивость.
Апостол Павел писал к Филиппийцам: «Как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Флп. 1: 7–8). Итак, через Иисуса Христа Бог посылает нам Свою любовь, чтобы мы могли любить, как Он, и жить в Нем. Только Его любовь к нам делает возможной нашу любовь к Нему. В противном случае у нас не будет возможности иметь отношения с Ним. В принципе, не может быть никаких отношений, если это не отношения любви. Если в отношениях есть сознательность, инициатива, взаимодействие, позитивность и экзистенциальная встреча, следовательно, в них есть любовь. Бог есть любовь. Если Он создал нас для отношений с Ним, эти отношения возможны только тогда, когда в нас пребывает любовь. Бог есть Троица. Троица – это совершенная, неповторимая, совершенная любовь. Любовь, которая существует в Троице, является даром Божиим для нас, и наши отношения с ближними должны осуществляться по образцу Святой Троицы.
Целомудрие всего нашего существа способствует актуализации любви Божией внутри нас и приготовляет нас к общению с Богом. Что может этому препятствовать? Наше себялюбие и грех. Чтобы приобрести любовь к Богу и ближним, христианину нужно умалить самого себя: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). То есть нужно отринуть себялюбие, чтобы любовь Божия действовала в нас, и мы могли научиться любить. Это умаление себя и означает начало целомудрия.
Целомудрие всего нашего существа способствует актуализации любви Божией внутри нас и приготовляет нас к общению с Богом
Каждый человек в своем отчуждении от Бога эгоистичен. Обычно это наше характерное состояние. Мы хотим всего для себя. Это то, что мы называем «падением», и это то, о чем говорится в Книге Бытия: «Потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21). Такова наша реальность. Человек наследует склонность ко злу у своих предков. В противном случае мир не был бы в плену греха, зла и смерти. Как только ребенок приходит к какой-то осознанности, вы обнаружите, что он становится эгоцентричным. На первый взгляд это кажется чем-то естественным и ожидаемым. Но если ребенка на раннем этапе его развития предоставить самому себе и разумно его не направлять в рамках раннехристианского воспитания, то его эгоизм найдет себе питательную среду в дальнейшем и станет его движущей силой. Впоследствии это даст свободу скрытым внутри него страстям, и во взрослом возрасте такой человек станет орудием страстей. Таким образом, уже взрослый человек оказывается грешником, и грех превращается в зло и нечестие в зависимости от обстоятельств. И дело не в том, что ребенок рождается злым, а в том, что он питает свой эгоизм без всякого присмотра и контроля, когда окружающие выражают этим свою любовь к нему, не осознавая тяжести вреда, который они ему причиняют. Потакание эгоизму ребенка, воспитание его таким образом делает его самолюбивым. И когда возникает удобный случай, он проявляет жестокость по отношению к другим, так как не сочувствует страданиям других и готов к совершению всякого рода зла.
Говоря христианским языком, воспитание, назовем это «воспитанием в целомудрии», фактически начинается с утробы матери. Речь идет прежде всего о матери. Царь Давид сокрушался: «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50: 7). Он понимал это и ждал пришествия Мессии. После того как Господь пришел в этот мир через Деву Марию, перед нами открылся другой горизонт. Если мы осознаем, что Христос пришел спасти грешников, от них же первый есмь аз, то мы также должны понимать нашу основную задачу – стяжать любовь к Господу Иисусу Христу и к нашим ближним. И если мы узнали о Христе, грех в нашем случае уже должен быть лишь случайным, неумышленным или непреднамеренным.
Женщина должна хранить свое целомудрие прежде всего из любви к Богу, а потом и ради будущего ребенка. Крестившись во Христа, мы уже не принадлежим себе, а становимся храмом Божиим: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16). Апостол предупреждает: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17). Каким же образом человек оскверняет храм Божий, которым он является? Через блуд, а также если он поступает вопреки Богу, отвергая Его заповедь, уклоняясь от Его любви, погружаясь в любовь к самому себе.
Итак, целомудрием для человека является сохранение себя от блуда в самом широком смысле слова. Мы должны придерживаться целомудренного поведения, воздержания от предосудительного, чтобы наше тело было храмом Божиим. Воспитание детей в целомудрии может осуществляться, как правило, только через пример целомудренного поведения взрослых. Это воспитание, скорее, не на уровне слов, а на уровне духа, на уровне любви. Бог передал нам Свой Дух в Своей совершенной любви, чтобы мы могли распространить этот дух любви между собой. Заботьтесь друг о друге, воспитывайте детей в целомудрии, подавайте друг другу пример самоотдачи. Дух Божий да пребудет между нами. Аминь.
Архимандрит Фома (Битар)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского Православия
https://araborthodoxy.blogspot.com/2018/08/fr-touma-bitar-on-chastity-and-love.html