Принцип субъектного подхода, введенный в психологическую науку С. Л. Рубинштейном, занимает важнейшее место в деятельности Института психологии РАН.
Принцип субъектного подхода, введенный в психологическую науку С. Л. Рубинштейном, занимает важнейшее место в деятельности Института психологии РАН.
Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из книги священников Павла Сержантова и Вячеслава Фомина – «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни».
«Самая главная задача Церкви – словами актуализировать все то, что Христос сделал и сказал для спасения рода человеческого». Какие учебные предметы изучают студенты православного высшего учебного заведения в Ливане, чтобы стать достойными пастырями?
14 ноября 2023 года доцент Сретенской Духовной академии Павел Кириллович Доброцветов выступил с докладом на секции «Христианские ценности и светская культура в жизни и деятельности блж. Августина» в рамках конференции «Христианизация общества и культуры: от древности к современности.
В статье рассматриваются направления внедрения ИИ в социальную сферу.
Святые о чтении Евангелия и о следовании ему.
В статье освещается деятельность профессора философии Московской духовной академии протоиерея Феодора Голубинского в качестве члена цензурного комитета при академии, рассматривается общий характер этой деятельности, а также, цензурирование статей В.А. Жуковского, книги Ф.Ф. Сидонского о философии, участие Ф.А. Голубинского в переводческой деятельности монастыря Оптина пустынь.
Предлагаем небольшой отрывок книги священников Павла Сержантова и Вячеслава Фомина – «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни».
О своей жизни и учебе рассказывает студент 1 курса Сретенской Духовной академии Павел Томюк, приехавший в Россию из Германии.
Святые о чтении Евангелия и о следовании ему.
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга об истории и восстановлении усадьбы «Красное» в Рязанской области, где расположен скит Сретенского монастыря.
В день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери и День народного единства вспоминаем об экскурсионной работе семинаристов.
4 ноября Русская церковь отмечает день Казанской иконы Богородицы.
Рассматриваются представления студенческой молодежи о духовности постсоветского человека.
Насельник Сретенского монастыря, духовник курса иеромонах Ириней (Пиковский) рассказал о том, как проходила жизнь первокурсников СДА в монастырском скиту.
В день Преображения Господня приобщимся к духовным размышлениям святых о смысле этого праздника.
9 августа, во Всемирный день книголюбов, кандидат психологических наук, заведующая библиотекой размышляет о важности чтения Библии и душеполезных произведений классиков и современных авторов.
Приобщимся к назиданиям подвижников веры XX–XXI вв. о Святой Евхаристии.
Пресвитерский сан принял выпускник Сретенской духовной академии Олег Кулинич.
17 июля по приглашению Синодального отдела Образования и катехизации в рамках форума "Патриаршая программа изучения Библии".
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В праздник обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре прошли торжественные богослужения.
В 2025 году Сретенская духовная академия приняла абитуриентов уже в 27-й раз подряд.
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь.
В воспоминаниях в свое время это был материал для канонизации – почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
До конца XX века творения святителя Феолипта Филадельфийского (ок. 1250–1322), учителя свт. Григория Паламы, были практически неизвестны: лишь один трактат (по плохой рукописи) был издан в греческом «Добротолюбии». Лишь в самом конце XX века два ученых, Р.Синкевич и И.Григоропулос, практически одновременно издали найденные творения святителя, среди которых центральное место занимают аскетические сочинения (числом 23). С 2000 года нами осуществляется перевод этих сочинений, ранее не известных русскому православному читателю. В настоящее время после «Посланий», «Оглашений», «Увещеваний» и «Монашеских установлений» издается перевод с комментариями «III–VI слова о трезвении». Сегодня мы публикуем «Четвертое (4-е) слово о трезвении» в котором говорится о молчании.
Аскетические труды святителя Феолипта Филадельфийского, учителя свт. Григория Паламы, пока плохо известны русскому читателю. Перед вами – перевод с комментариями его «Третьего слова о трезвении».
Что такое духовничество, и почему духовника надо искать очень внимательно? Почему в духовной жизни так важно послушание? Как не стать «требоисполнителем»? Почему люди снимают с себя рясы и кресты, и что надо помнить человеку, решившемуся стать священником? Об этом - беседа с иеромонахом Нилом (Григорьевым).
Крест Христов – величайшая тайна, которая оказалась чужда надменному уму эллинов, ожиданиям иудеев и остается чужда скепсису современного человека. Но только Крестом побеждается всякое зло… О тайне Креста Господня – слово митрополита Бориса (Разумова), убитого в Болгарии в 1948 году.
Русская поэзия долго была представительницей русской религиозной философии и русского пророческого дара. Она выговаривала своим вдохновенным языком то, что у других народов давно уже стало достоянием прозы и публицистики. И. А. Ильин
Митрополит Платон (Левшин) о священствеО том, кто мог стать священником в ветхозаветные времена и кому дана эта привилегия и ответственность в Новом Завете; о том, что значит право «связать и разрешить», и как пастырь может ввести многих в соблазн или спасти – писал митрополит Платон (Левшин).
Уставные правила и современные обычаиВеликий Пост и Пасха как совершенно особое время церковной жизни сопровождается и особыми колокольными звонами. Но вот Пост позади, как и Пасхальная полунощница, и Светлая седмица, и мы вступаем в более «прозаический» период – период служб из книги «Октоих». Это совсем не значит, что правила звона становятся проще! Что необходимо помнить и какие нюансы учитывать звонарю в этот период – об этом настоящая статья.
Цитаты и наставления святых отцовВ жизни всякого человека бывает период охлаждения и уныния, когда вера остывает, руки опускаются, и сил, кажется, нет. Как ни парадоксально, но часто всего лишь одна-другая фразы из творений святых отцов Православной Церкви способны помочь в такой момент душе встрепенуться, загореться, настроиться, собраться, чтобы вновь взять свой крест и идти за Христом. Мы предлагаем вашему вниманию цитаты, которые украшают кабинеты и коридоры Сретенской духовной семинарии: они назидают, прежде всего, учащихся, будущих пастырей, но, безусловно, будут полезны христианину любого возраста и образования.
Жизнь и чудеса преподобного Амфилохия ПочаевскогоВ XX веке в Почаевской Лавре жил человек, творивший чудеса, подобные новозаветным: он воскрешал мертвых, на глазах у людей исцелял травмы, которые требовали долгих месяцев лечения, изгонял бесов. Его имя – схиигумен Амфилохий (Головатюк) (1894–1971). Юношей преподобный увидел войну, попал в плен, был угнан в Германию, бежал, а, вернувшись на родину, стал иноком столь ревностным, что со временем к его келье потянулись тысячи верующих…
Святитель Иннокентий Херсонский о Духе СвятомЧто означает сошествие Святого Духа на апостолов? Неужели во всю историю человечества Он не действовал и не сходил на пророков и праведников? Почему Христос не мог остаться на земле со Своей Церковью, но послал ученикам Утешителя-Духа? Почему Он сошел именно в виде языков пламени? Что было бы, не произойди этого события? Приводим рассуждения на эту тему святителя Иннокентия Херсонского.
В среде православных верующих часто можно встретить желание помолиться непременно перед чудотворной иконой, съездить в самое благодатное место, привезти земли с могилы того или иного святого, засушить и оставить дома подаренную батюшкой просфорку и т.д. Насколько такие моменты приближают нас к язычеству, или же они просто – свидетельство благоговения перед Божественным? Почему одни люди никак не воспринимают иконы определенной традиции, а для других это не имеет значения? Как вообще научиться разбираться в церковном искусстве, и для чего это нужно? Беседуем об этом с преподавателем Сретенской духовной семинарии, доцентом Московской духовной академии Олегом Викторовичем Стародубцевым.
Разум позволяет исследовать окружающий мир и является исключительным свойством человека, возвышающим его над животным и растительным миром. Но, исследуя сам разум, мы сталкиваемся с непостижимой глубиной, исчерпать которую не можем и по сей день. Виктор Петрович Лега расскажет о том, что говорит о разуме философская наука.
Многие семинаристы мечтали попасть в Новоиерусалимский монастырь, тем более что этой весной была закончена длившаяся несколько лет реконструкция главного монастырского собора. И вот, несмотря на близость зачетов и отчетов, поездка состоялась! О том, как она прошла, мы решили вкратце рассказать нашим читателям.
В жизни всякого человека бывает период охлаждения и уныния, когда вера остывает, руки опускаются, и сил, кажется, нет. Как ни парадоксально, но часто всего лишь одна-другая фразы из творений святых отцов Православной Церкви способны помочь в такой момент душе встрепенуться, загореться, настроиться, собраться, чтобы вновь взять свой крест и идти за Христом. Мы предлагаем вашему вниманию цитаты, которые украшают кабинеты и коридоры Сретенской духовной семинарии: они назидают, прежде всего, учащихся, будущих пастырей, но, безусловно, будут полезны христианину любого возраста и образования.
Программа патрологической и историко-богословской конференции, посвященной 1700-летию Первого Вселенского Собора в Никее (325)
27 ноября 2025 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии в рамках Пятых Сидоровских Чтений проводит богословско-историческую конференцию, посвященную 1700-летней годовщине Первого Вселенского Собора 325 года в Никее
Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
На конференции, организованной Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА в очно-дистанционном формате выступили 16 исследователей
Актуальная программа конференции.
25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Опубликован № 4 (8) 2024 г. научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
Четвертая ежегодная конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова состоялась в Сретенской Духовной академии 27 февраля 2024 года.
Человек бывает счастлив только тогда, когда он любит Бога и всей душой стремится к Нему.
Сретенская и Минская духовные академии, при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета, приглашают церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в III международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир», которая в этом году посвящена теме: «Человек в поисках смысла»
Тема конференции – «Человек в поисках смысла»
Конференция с международным участием, организованная Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА состоится 23 декабря 2023 года в Сретенской Духовной академии в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Земля».
В Сретенской духовной академии 6 декабря 2023 года пройдет конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем»
Не нужно стремиться к внешней научности, вводя различные светские дисциплины в ущерб богословским. Святые отцы считали богословие наукой из наук. Если в семинариях преподавание богословских дисциплин поставлено грамотно и если учащиеся стремятся с любовью и усердием обогатиться из этой сокровищницы, то такая духовная школа может быть поставлена выше любого светского учебного заведения. Не должно быть никакого чувства неполноценности.
Несмотря на все трудности учебного процесса, без которых не обходится поначалу любое начинание, и семинаристам, и преподавателям в наше время учебы было, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем сейчас. Для многих наших педагогов было непривычным читать лекции монашеской аудитории. С нами общались не как со студентами, а как с равными.
Владыка Никодим – святой новейшего времени; ещё недавно жили люди, знавшие его, сохранились храмы, в которых он совершал богослужения, дома, в которых жил святитель. Поэтому его образ нам особенно близок и в то же время исполнен духовного величия: ведь в его архиерейском служении и мученическом подвиге мы видим отражение всей истории Русской Православной Церкви XX века…
Перед принятием монашества Владимир Алексеевич писал своим родным: «Простите меня, дорогие мои, за все мои преступления против вас, ведомые и неведомые… Земно кланяюсь вам и прошу забыть все злое мое. Помолитесь за меня, особенно 28 вечером (около девяти часов), когда будет в Параклите мое пострижение в монашество. Иду в путь свой светло и с радостью. Теперь уже томлюсь, – скорее бы загородиться от преследующего меня по пятам мира черными одеждами. Прошу вас всех не отвращаться от меня и впредб своею любовью. Простите!»
Первоначальное образование будущий святитель получил в Туле – в Духовном училище, затем в семинарии и был послан на казенный счет в Московскую Духовную академию для продолжения образования. Владимир Алексеевич поступил в Академию в 1906 году «когда чад и угар революционный, проникший и за стены Академии – как писал об этом один из современников, – только что начал рассеиваться, но не исчез еще окончательно». И Владимиру Алексеевичу пришлось много пережить, видя, как он говорил, «позор Академии, променявшей светлые ризы чистой и трезвой науки на яркие, на грязные разноцветные лохмотья уличной политики», позор той Академии, которую он любил, как «свою возлюбленную невесту».
Семинария должна привить воспитаннику любовь к богослужению, молитве, Священному Писанию, любовь к душеполезному чтению, снисходительность к человеку, искренность и послушание. Все это необходимо, чтобы стать настоящим пастырем стада Христова.
В Сретенской семинарии преподают известные ученые, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность. Естественно, они пробуждают интерес к ней у своих воспитанников, рассказывают о последних достижениях в научно-богословской и церковно-исторической областях. В то же время в семинарии есть и другой контингент преподавателей – опытные священнослужители, пастыри, в которых студенты видят примеры христианского пастырского служения. И это чрезвычайно поучительно.
В семинарии первый набор состоял из монахов и людей зрелого возраста, имевших высшее образование. Эти взрослые люди сделали осознанный выбор: из светской жизни пришли в монастырь, и этот выбор вызывал уважение. Эти студенты знали, чего они хотят, и стремились получить столько знаний, сколько это было возможно. Заметным было их возрастание. Многие из них приняли священнический сан и уже ведут духовную работу в монастыре.
Мне всегда нравилось, что в духовных школах каждая лекция начинается с молитвы. Древнерусские творения писались монахами по благодати, поэтому и читать их, и постигать их духовный смысл можно тоже только по благодати. Когда с молитвенного стояния начинается занятие, то оно совершенно по-другому и проходит, чем в любом светском вузе. Возникает та благодатная почва, на которую падают слова духовных писателей.
Богословское образование – это разъяснение для себя серьезных вероучительных вопросов, которое помогает жизнью познавать глубокие истины веры. И семинаристы обязаны копить багаж богословских знаний, которые непременно будут востребованы. Ведь выпускник семинарии, ставший священником, еще не может претендовать на серьезный духовный опыт, но при этом он должен уметь решать многие духовные вопросы. И здесь он неизбежно должен – поначалу теоретически – обращаться к опыту Церкви.
Мама сначала была против моего пострига, но когда увидела монастырь, пообщалась с насельниками, то сказала мне: «Знаешь, сынок, оставайся-ка здесь…». На мой вопрос, почему она так решила, она ответила: «Все ваши ребята прямо любовью светятся, и между вами такие отношения, которые я всегда хотела создать у себя в семье. Чего-то я достигла, но в идеале я их увидела только здесь».
Желание стать служителем алтаря открывается у разных людей по-разному, в различные периоды жизни. Некоторые уже с детства готовятся быть священниками, другие пришли к этому позже, в зрелые годы. Думаю, что у того, кто принял решение поступать в семинарию, уже должно быть полное понимание того, что он призван Господом.
С 1857 г. о. Иоанн стал давать уроки Закона Божия в Кронштадтском городском училище. В 1862 г. открылась в Кронштадте классическая гимназия. Когда о. Иоанну была предложена в этой гимназии законоучительская должность, он с радостью согласился…
Семинария формирует ясное понимание, что такое церковное служение со всеми его положительными сторонами и с учетом всех трудностей. Часто люди, поступая в духовную школу, многого еще не видят, не осознают, а погрузившись в семинарскую среду, они понимают, что здесь не только великолепное богослужение, общение в любви и единомыслии, но и свои внутренние искушения. Человек по-настоящему проверяет себя.
Читая сочинения преосвященного Феофана, мы удивляемся глубине психологического анализа духовных явлений и с несомненностью можем сказать, что основы тому были положены еще на семинарской скамье. Не менее замечательны в творениях святителя обширные знания в области Священного Писания, и в этом отношении семинарское образование послужило фундаментом.
Будущий священник должен иметь определенный объем правовых знаний, которые способствуют правильному ориентированию в жизненных ситуациях, осознанному выбору того или иного варианта решения при управлении приходом, разрешению различных ситуаций приходской жизни. И если мои учащиеся смогут грамотно отстаивать законные права и интересы приходов, то свою преподавательскую задачу я буду считать выполненной.
Мое глубочайшее убеждение: ничего из нашего прошлого не должно быть убрано. Я считаю, что мы допустили почти непоправимые ошибки, когда в 1990-е годы выкорчевывали такие понятия, как патриотизм, любовь к Отечеству, героизм. Сейчас мы уже пожинаем горькие плоды: молодые люди с большим трудом понимают, что каждый трагический эпизод в жизни страны должен вызывать отклик.
Зачем я пришел в семинарию? Чтобы, если Господу будет угодно, получить богословское образование и стать священнослужителем. «Не вы меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16) – говорит Христос. Поэтому будем уповать на волю Божью.
С самого начала возобновления в Лавре была очень красивая служба, прекрасно пели. Хотя большинство певчих были совсем старенькие, вышедшие из лагерей, голоса у них были очень хорошие и совсем не дребезжащие. Правда, для меня все праздники начинались поздно вечером, когда уезжал Патриарх, и можно было безо всякой суеты пойти в Успенский собор и помолиться.
Сретенская семинария, молодая духовная школа, взяла от Московской самое главное – доброе отношение к людям. Ведь никакие богословские и гуманитарные знания, пусть даже самые твердые, никогда к Богу не приблизят, если человек будет расти без любви. Поэтому пастырское попечение, человеческая, семейная забота в семинарии просто необходимы. Без них невозможно.










