Алексей Власов 10407
В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.
Не могу сказать, что кто-то из священников конкретно повлиял на мой выбор жизненного пути. Безусловно, невозможно было не обратить внимания на духовную и нравственную жизнь священнослужителей, находившихся рядом со мной, они являли пример истинного благочестия.
Родители и близкие (в большинстве своем) благосклонно отнеслись к моему поступлению в духовную школу. Хотя были и такие, которые, узнав о моих намерениях, крутили указательным пальцем возле виска. Буквально год назад мама мне рассказала, как ее встречали на улице и говорили: «И куда он поступил?! Кто из него будет? Вы что – никак на его решение не отреагировали?». Теперь, когда мама мне это рассказывает, я только улыбаюсь.
Первоначально я собирался поступать в Московскую духовную семинарию, о Сретенской семинарии даже и не знал. Когда приехал в лавру подавать документы, мне сказали: «Молодой человек, вам нет еще восемнадцати лет, подождите годик». Все мои надежды рухнули, и я не знал, что мне дальше делать. А ведь так готовился!
Слава Богу, мне подсказали, что существует Сретенская духовная семинария. Как сейчас помню тот день, когда я принес документы в канцелярию. Нас очень дружелюбно встретила Татьяна Анатольевна. Я отдал все необходимые бумаги и отправился домой готовиться к экзаменам.
Они начались 1 августа. Уже подробно не помню, как мы поступали, но навсегда остался в памяти день, в который мы проходили собеседование. Нас было много (если память не изменяет, около 60 человек), поэтому нас разбили на две группы. Помню, мы стояли возле трапезной (собеседование проходило в нижней трапезной) и все пытались в последние минуты что-то доучить, что-то повторить, спрашивали выходящих: «Ну, как? Сильно “валят”? Чем интересуются? Долго мучили?» – ну и другие подобного рода вопросы.
Мое собеседование было недолгим, минут 5–10. Отец Иона (в то время еще Владимир) завел меня в трапезную: передо мной сидели отец Тихон и отец Амвросий (теперь уже епископ Гатчинский, ректор СПбДСиА). Проверили мое чтение на церковно-славянском языке, знание библейской истории, истории России. Потом попросили прочитать некоторые молитвы наизусть. Я все их знал! Но почему-то не смог прочитать без ошибок: «Благаго Царя, Благая Мати…». Отец Тихон говорит: «Ну, давай еще раз». Я начинаю, и… снова забыл. Отец Тихон: «Ну, еще раз давай». И я опять забыл, стало очень стыдно… В третий раз я начал читать, и в тот момент, когда у меня произошла запинка, отец Тихон исправил меня и продолжил эту молитву, вместе с ним мы ее прочитали до конца.
Через несколько дней нас собрали в зале библиотеки. Все волновались. Сколько же было радости и благодарности Богу, когда услышал свою фамилию среди поступивших! Эти моменты останутся в памяти на всю жизнь.
После поступления в духовную семинарию я стал меньше общаться со своими светскими друзьями, но не из-за того, что мы стали другие и наши жизненные приоритеты изменились, нет. Общаться мы стали реже лишь потому, что находились далеко друг от друга. Когда приезжал домой, я всегда старался встретиться и пообщаться со всеми друзьям. Мои старые друзья, хотя и были далеки от Церкви, но всегда относились с уважением ко мне и к выбору моего жизненного пути.
Зачем я пришел в семинарию? Чтобы, если Господу будет угодно, получить богословское образование и стать священнослужителем. «Не вы меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16) – говорит Христос. Поэтому будем уповать на волю Божью.
День, когда меня благословили на подрясник, запомнил на всю жизнь. Это была великолепная, торжественная архиерейская служба. Я долго мечтал об этом и, наконец, этот день настал: получил благословение на ношение подрясника. Но, помимо радости, понял, что подрясник налагает на человека и некие обязанности. Это та одежда, которая воспитывает в учащемся духовной школы строгость, сдержанность, дисциплинированность, ответственность. Вместе с тем, подрясник является и формой учащегося семинарии, за которой нужно регулярно следить и стараться выглядеть безупречно во всех отношениях.
Обычно когда человек меняет свой привычный образ жизни, он сталкивается с определенного рода трудностями в новой среде. Похожая ситуация была и у меня в семинарии, но эти трудности сейчас, спустя пять лет, кажутся незначительными. Было трудно, наверное, первое полугодие: новая обстановка, новые люди, новые правила, ко многому нужно было приспосабливаться. По мере привыкания к семинарской жизни приходилось сталкиваться с различными бытовыми проблемами. Как правило, это были типичные споры относительно порядка в келье: «Кто не выбросил мусор?», «Кто не заправил постель?» или «Чьи вещи разбросаны по комнате?» Нужно прилагать не мало усилий, чтобы понять друг друга, считаться с образом жизни твоего соседа по комнате, при недоразумениях стараться находить компромиссы, ведь это своего рода маленькая семья.
В семинарии появились новые предметы, новые преподаватели. Все они были мне интересны. Были и любимые: история Ветхого и Нового Заветов, общецерковная история, история Русской Церкви, церковное право. Не забуду лекции профессора Александра Николаевича Ужанкова, преподавателя древнерусской литературы. Помню, с какой любовью и увлечением он рассказывал нам о героях тех или иных произведений, и мы все с интересом его слушали. Вообще очень трудно выделять из множества интересных и познавательных лекций любимые. Каждый предмет в семинарии был и познавателен, и интересен, каждый преподаватель добросовестно и терпеливо объяснял нам изучаемый материал.
С течением времени мое отношение к возложенным на нас обязанностям изменилось. Теперь понимаю, что все то, чему нас учили и к чему приучали, является тем необходимым минимумом, который помогает преодолевать жизненные трудности и справляться с суровыми условиями этого мира.
С поступлением в семинарию появились и новые друзья. На первом курсе совсем незаметно у нас образовалась «своя группа». Мы дружим до сих пор, будучи уже студентами 5-го курса. Нас семь человек, мы друг с другом тесно общаемся, вместе учимся, вместе проводим свободное время и вместе готовимся к лекциям. Двое «наших» ребят уже женились, один из них – священник. Встречаемся с ними, конечно, реже, но наша дружба от этого только укрепляется.
Свободного времени в семинарии не так много, но это не проблема, потому что всегда можно найти свободный часик для своего любимого увлечения. Когда я учился еще в школе, увлекался волейболом, а зимой с друзьями катался на лыжах. На 1-м курсе меня очень тянуло к спорту, по вечерам бегал. На 3-м курсе появилась возможность ходить на занятия по рукопашному бою. Иногда с ребятами играли в футбол, в волейбол.
У каждого студента семинарии, начиная с 3-го курса, появлялась возможность выступить в роли проповедника. На 3-м курсе мы проповедовали в нашей трапезной (вечером, после вечерних молитв), а на 4-м и 5-м курсах мы могли проповедовать в храме. К своей первой проповеди я готовился долго и тщательно, естественно, немного переживал; произнес почти наизусть (пару раз заглядывая в свою шпаргалку). Имея уже небольшой опыт, хочется отметить, что проповедовать среди студентов семинарии в трапезной тяжелее, чем в храме.
С 1-го курса у нас было предписание в определенный срок сдавать сочинения по разным предметам. Это первые попытки изложения той или иной темы, ее исследование, наши первые небольшие научные работы. На 4-м курсе мы писали курсовые работы. Я писал по церковному праву на тему: «Духовное родство как препятствие к браку». Курсовые работы мы защищали перед преподавателями нашей семинарии. Сейчас я на 5-м курсе, пришло время работать над дипломной работой.
«От сессии до сессии, живут студенты весело» – можно часто услышать в учебных заведениях светского типа, но этого нельзя сказать про духовную семинарию. В течение учебного семестра пропустить лекции без уважительной причины практически невозможно, да и постоянное присутствие на занятиях значительно облегчает в дальнейшем подготовку к экзаменам. Поэтому сессия – это самое интересное и легкое время. Как правило, она у нас идет две-три недели, в это время можно позволить себе немного отдохнуть, сдача экзаменов не составляет особого труда.
Духовная жизнь воспитанника семинарии – один из основополагающих моментов. Как она формировалась? Она еще не сформировалась, и думаю, формироваться будет в течение всей жизни. Конечно, зачатки ее мы получаем здесь, в стенах духовной школы, а что в дальнейшем будет твоим жизненным приоритетом – решать тебе самому. Только на старших курсах начинаешь понимать, что духовная жизнь (каждого христианина) – это основа дальнейшего духовного развития и совершенствования. В семинарии есть возможность выбора духовника – того священника, с которым ты можешь поговорить о своих проблемах, о своей духовной жизни и который всегда поможет тебе советом в трудную минуту.
В семинарии для нас часто организовывают паломнические поездки. За время обучения мы посетили множество монастырей и храмов, побывали во многих городах, посещали Владимир, Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Псков, Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Звенигород. Путешествия не ограничивались только пределами нашей страны, многие из ребят объездили весь мир (в самом прямом смысле этого слова). Например, я побывал в Италии, в Бари. Мы летали туда в мае, как раз на день памяти перенесения мощей святителя Николая. В минувшем году мы посетили Святую Землю, это незабываемое место. Буквально за три дня мы объехали половину страны, посетили многие места, о которых повествуется в Евангелии. После такой поездки воспринимаешь по-новому Новый Завет. Подобного рода путешествия обогащают наш кругозор и дают возможность более ярко воспринимать многие исторические события. Эти поездки надолго останутся в моей памяти.
Семинарские послушания… На 1-м курсе были общие послушания. Помню, мы убирали тротуар возле монастыря. Интересно было: утро, люди бегут на работу, каждый как бы внутри себя и никому до тебя нет дела. Зимой убирали снег: ломали лед, посыпали его реагентом, иногда даже по вечерам выходили на уборку. Следили за порядком не только на улице, но и в помещениях: подметали, мыли лестницы, коридоры. Помимо общих послушаний были и богослужебные: кто-то читал, кто-то пел, кто-то пономарил, кто-то молился. Я часто пономарил как в будние дни, так и на праздничных службах. В семинарии есть особый график чтения неусыпаемой псалтири: каждый студент в назначенное ему время должен прочитывать одну кафизму и синодик о здравии или об упокоении.
У нас в семинарии есть дни, которые отмечаются особенно: праздник Владимирской иконы Божией Матери (в сентябре и в июне), память священномученика Илариона, ну и, конечно, Рождество Христово и Пасха. Перед этими днями весь монастырь готовится к предстоящему торжеству. Мы все вместе (и братия монастыря в том числе) подготавливаем храм, убираем территорию монастыря, приводим в порядок корпуса семинарии. Все это делаем вместе, каждый думает о предстоящем празднике, и это очень сближает всех. Помимо общих богослужебных праздников, в семинарии отмечаются еще дни рождений и дни тезоименитства учащихся. Когда есть возможность, мы собираемся в тесном кругу (в келье или в какой-либо аудитории), чтобы пообщаться со своими друзьями в дружественной обстановке.
За порядком в семинарии следят наши дежурные помощники. Дежурный помощник – это некий посредник между студентами и руководством, он глубже вникает в атмосферу студенчества и может регулировать взаимоотношения и поведение ребят.
Пять лет, проведенные в семинарии, останутся в моей памяти на всю жизнь.
Алексей Власов
7 мая 2009 года