К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. АЛЕКСЕЙ ВЛАСОВ: «ПЯТЬ ЛЕТ, ПРОВЕДЕННЫЕ В СЕМИНАРИИ, ОСТАНУТСЯ В МОЕЙ ПАМЯТИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ»

Московская Сретенская  Духовная Академия

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. АЛЕКСЕЙ ВЛАСОВ: «ПЯТЬ ЛЕТ, ПРОВЕДЕННЫЕ В СЕМИНАРИИ, ОСТАНУТСЯ В МОЕЙ ПАМЯТИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ»

Алексей Власов 10407



В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.

После 9-го класса я поступил в Промышленно-экономический техникум. Параллельно пономарил при храме в нашем поселке Первомайске (Тамбовской области) в течение трех лет. С детства мечтал стать милиционером. По мере воцерковления я понял, что без Церкви уже не мыслю своей дальнейшей жизни.

Не могу сказать, что кто-то из священников конкретно повлиял на мой выбор жизненного пути. Безусловно, невозможно было не обратить внимания на духовную и нравственную жизнь священнослужителей, находившихся рядом со мной, они являли пример истинного благочестия.

Родители и близкие (в большинстве своем) благосклонно отнеслись к моему поступлению в духовную школу. Хотя были и такие, которые, узнав о моих намерениях, крутили указательным пальцем возле виска. Буквально год назад мама мне рассказала, как ее встречали на улице и говорили: «И куда он поступил?! Кто из него будет? Вы что – никак на его решение не отреагировали?». Теперь, когда мама мне это рассказывает, я только улыбаюсь.

Первоначально я собирался поступать в Московскую духовную семинарию, о Сретенской семинарии даже и не знал. Когда приехал в лавру подавать документы, мне сказали: «Молодой человек, вам нет еще восемнадцати лет, подождите годик». Все мои надежды рухнули, и я не знал, что мне дальше делать. А ведь так готовился!

Слава Богу, мне подсказали, что существует Сретенская духовная семинария. Как сейчас помню тот день, когда я принес документы в канцелярию. Нас очень дружелюбно встретила Татьяна Анатольевна. Я отдал все необходимые бумаги и отправился домой готовиться к экзаменам.

Они начались 1 августа. Уже подробно не помню, как мы поступали, но навсегда остался в памяти день, в который мы проходили собеседование. Нас было много (если память не изменяет, около 60 человек), поэтому нас разбили на две группы. Помню, мы стояли возле трапезной (собеседование проходило в нижней трапезной) и все пытались в последние минуты что-то доучить, что-то повторить, спрашивали выходящих: «Ну, как? Сильно “валят”? Чем интересуются? Долго мучили?» – ну и другие подобного рода вопросы.

Мое собеседование было недолгим, минут 5–10. Отец Иона (в то время еще Владимир) завел меня в трапезную: передо мной сидели отец Тихон и отец Амвросий (теперь уже епископ Гатчинский, ректор СПбДСиА). Проверили мое чтение на церковно-славянском языке, знание библейской истории, истории России. Потом попросили прочитать некоторые молитвы наизусть. Я все их знал! Но почему-то не смог прочитать без ошибок: «Благаго Царя, Благая Мати…». Отец Тихон говорит: «Ну, давай еще раз». Я начинаю, и… снова забыл. Отец Тихон: «Ну, еще раз давай». И я опять забыл, стало очень стыдно… В третий раз я начал читать, и в тот момент, когда у меня произошла запинка, отец Тихон исправил меня и продолжил эту молитву, вместе с ним мы ее прочитали до конца.

Через несколько дней нас собрали в зале библиотеки. Все волновались. Сколько же было радости и благодарности Богу, когда услышал свою фамилию среди поступивших! Эти моменты останутся в памяти на всю жизнь.

После поступления в духовную семинарию я стал меньше общаться со своими светскими друзьями, но не из-за того, что мы стали другие и наши жизненные приоритеты изменились, нет. Общаться мы стали реже лишь потому, что находились далеко друг от друга. Когда приезжал домой, я всегда старался встретиться и пообщаться со всеми друзьям. Мои старые друзья, хотя и были далеки от Церкви, но всегда относились с уважением ко мне и к выбору моего жизненного пути.

Зачем я пришел в семинарию? Чтобы, если Господу будет угодно, получить богословское образование и стать священнослужителем. «Не вы меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16) – говорит Христос. Поэтому будем уповать на волю Божью.

День, когда меня благословили на подрясник, запомнил на всю жизнь. Это была великолепная, торжественная архиерейская служба. Я долго мечтал об этом и, наконец, этот день настал: получил благословение на ношение подрясника. Но, помимо радости, понял, что подрясник налагает на человека и некие обязанности. Это та одежда, которая воспитывает в учащемся духовной школы строгость, сдержанность, дисциплинированность, ответственность. Вместе с тем, подрясник является и формой учащегося семинарии, за которой нужно регулярно следить и стараться выглядеть безупречно во всех отношениях.

Обычно когда человек меняет свой привычный образ жизни, он сталкивается с определенного рода трудностями в новой среде. Похожая ситуация была и у меня в семинарии, но эти трудности сейчас, спустя пять лет, кажутся незначительными. Было трудно, наверное, первое полугодие: новая обстановка, новые люди, новые правила, ко многому нужно было приспосабливаться. По мере привыкания к семинарской жизни приходилось сталкиваться с различными бытовыми проблемами. Как правило, это были типичные споры относительно порядка в келье: «Кто не выбросил мусор?», «Кто не заправил постель?» или «Чьи вещи разбросаны по комнате?» Нужно прилагать не мало усилий, чтобы понять друг друга, считаться с образом жизни твоего соседа по комнате, при недоразумениях стараться находить компромиссы, ведь это своего рода маленькая семья.

В семинарии появились новые предметы, новые преподаватели. Все они были мне интересны. Были и любимые: история Ветхого и Нового Заветов, общецерковная история, история Русской Церкви, церковное право. Не забуду лекции профессора Александра Николаевича Ужанкова, преподавателя древнерусской литературы. Помню, с какой любовью и увлечением он рассказывал нам о героях тех или иных произведений, и мы все с интересом его слушали. Вообще очень трудно выделять из множества интересных и познавательных лекций любимые. Каждый предмет в семинарии был и познавателен, и интересен, каждый преподаватель добросовестно и терпеливо объяснял нам изучаемый материал.

С течением времени мое отношение к возложенным на нас обязанностям изменилось. Теперь понимаю, что все то, чему нас учили и к чему приучали, является тем необходимым минимумом, который помогает преодолевать жизненные трудности и справляться с суровыми условиями этого мира.

С поступлением в семинарию появились и новые друзья. На первом курсе совсем незаметно у нас образовалась «своя группа». Мы дружим до сих пор, будучи уже студентами 5-го курса. Нас семь человек, мы друг с другом тесно общаемся, вместе учимся, вместе проводим свободное время и вместе готовимся к лекциям. Двое «наших» ребят уже женились, один из них – священник. Встречаемся с ними, конечно, реже, но наша дружба от этого только укрепляется.

Свободного времени в семинарии не так много, но это не проблема, потому что всегда можно найти свободный часик для своего любимого увлечения. Когда я учился еще в школе, увлекался волейболом, а зимой с друзьями катался на лыжах. На 1-м курсе меня очень тянуло к спорту, по вечерам бегал. На 3-м курсе появилась возможность ходить на занятия по рукопашному бою. Иногда с ребятами играли в футбол, в волейбол.

У каждого студента семинарии, начиная с 3-го курса, появлялась возможность выступить в роли проповедника. На 3-м курсе мы проповедовали в нашей трапезной (вечером, после вечерних молитв), а на 4-м и 5-м курсах мы могли проповедовать в храме. К своей первой проповеди я готовился долго и тщательно, естественно, немного переживал; произнес почти наизусть (пару раз заглядывая в свою шпаргалку). Имея уже небольшой опыт, хочется отметить, что проповедовать среди студентов семинарии в трапезной тяжелее, чем в храме.

С 1-го курса у нас было предписание в определенный срок сдавать сочинения по разным предметам. Это первые попытки изложения той или иной темы, ее исследование, наши первые небольшие научные работы. На 4-м курсе мы писали курсовые работы. Я писал по церковному праву на тему: «Духовное родство как препятствие к браку». Курсовые работы мы защищали перед преподавателями нашей семинарии. Сейчас я на 5-м курсе, пришло время работать над дипломной работой.

«От сессии до сессии, живут студенты весело» – можно часто услышать в учебных заведениях светского типа, но этого нельзя сказать про духовную семинарию. В течение учебного семестра пропустить лекции без уважительной причины практически невозможно, да и постоянное присутствие на занятиях значительно облегчает в дальнейшем подготовку к экзаменам. Поэтому сессия – это самое интересное и легкое время. Как правило, она у нас идет две-три недели, в это время можно позволить себе немного отдохнуть, сдача экзаменов не составляет особого труда.

Духовная жизнь воспитанника семинарии – один из основополагающих моментов. Как она формировалась? Она еще не сформировалась, и думаю, формироваться будет в течение всей жизни. Конечно, зачатки ее мы получаем здесь, в стенах духовной школы, а что в дальнейшем будет твоим жизненным приоритетом – решать тебе самому. Только на старших курсах начинаешь понимать, что духовная жизнь (каждого христианина) – это основа дальнейшего духовного развития и совершенствования. В семинарии есть возможность выбора духовника – того священника, с которым ты можешь поговорить о своих проблемах, о своей духовной жизни и который всегда поможет тебе советом в трудную минуту.

В семинарии для нас часто организовывают паломнические поездки. За время обучения мы посетили множество монастырей и храмов, побывали во многих городах, посещали Владимир, Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Псков, Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Звенигород. Путешествия не ограничивались только пределами нашей страны, многие из ребят объездили весь мир (в самом прямом смысле этого слова). Например, я побывал в Италии, в Бари. Мы летали туда в мае, как раз на день памяти перенесения мощей святителя Николая. В минувшем году мы посетили Святую Землю, это незабываемое место. Буквально за три дня мы объехали половину страны, посетили многие места, о которых повествуется в Евангелии. После такой поездки воспринимаешь по-новому Новый Завет. Подобного рода путешествия обогащают наш кругозор и дают возможность более ярко воспринимать многие исторические события. Эти поездки надолго останутся в моей памяти.

Семинарские послушания… На 1-м курсе были общие послушания. Помню, мы убирали тротуар возле монастыря. Интересно было: утро, люди бегут на работу, каждый как бы внутри себя и никому до тебя нет дела. Зимой убирали снег: ломали лед, посыпали его реагентом, иногда даже по вечерам выходили на уборку. Следили за порядком не только на улице, но и в помещениях: подметали, мыли лестницы, коридоры. Помимо общих послушаний были и богослужебные: кто-то читал, кто-то пел, кто-то пономарил, кто-то молился. Я часто пономарил как в будние дни, так и на праздничных службах. В семинарии есть особый график чтения неусыпаемой псалтири: каждый студент в назначенное ему время должен прочитывать одну кафизму и синодик о здравии или об упокоении.

У нас в семинарии есть дни, которые отмечаются особенно: праздник Владимирской иконы Божией Матери (в сентябре и в июне), память священномученика Илариона, ну и, конечно, Рождество Христово и Пасха. Перед этими днями весь монастырь готовится к предстоящему торжеству. Мы все вместе (и братия монастыря в том числе) подготавливаем храм, убираем территорию монастыря, приводим в порядок корпуса семинарии. Все это делаем вместе, каждый думает о предстоящем празднике, и это очень сближает всех. Помимо общих богослужебных праздников, в семинарии отмечаются еще дни рождений и дни тезоименитства учащихся. Когда есть возможность, мы собираемся в тесном кругу (в келье или в какой-либо аудитории), чтобы пообщаться со своими друзьями в дружественной обстановке.

За порядком в семинарии следят наши дежурные помощники. Дежурный помощник – это некий посредник между студентами и руководством, он глубже вникает в атмосферу студенчества и может регулировать взаимоотношения и поведение ребят.

Пять лет, проведенные в семинарии, останутся в моей памяти на всю жизнь.



Алексей Власов
7 мая 2009 года

Новости по теме

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «ПРИ ВСЕХ ИСКУШЕНИЯХ НЕ ТЕРЯЙТЕ ВЕРЫ!» Беседа со священником Александром Задорновым Протоиерей Александр Задорнов Нельзя терять время, поскольку вы не знаете, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Может получиться так, что не у кого будет спросить совета. И, конечно, учащиеся должны помнить о цели своего поступления в духовную школу. Богословие – это знание, которое человек получает всю свою жизнь. И всю жизнь сдает непростой экзамен.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ЛЫМАРЕВ: ЖИЗНЬ МЕНЯЕТСЯ, А ЗНАЧИТ, МЕНЯЕТСЯ И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ЦЕРКВИ Интервью со священником Алексием Лымаревым Каждый человек, который хочет послужить Церкви, будь то священник, педагог, воспитатель или любой гражданин, может дать ей свои – достойные – плоды. Даст бог, этих плодов с каждым разом будет все больше. Для того, что церковная жизнь, основываясь на прочном фундаменте, развивалась, будущим священнослужителям нужно овладеть широкими знаниями – знаниями, которые, поверьте мне, всегда востребованы в ежедневном служении на приходе.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ ОБУЧАЯ ЯЗЫКУ БОГОСЛУЖЕБНОМУ Лариса Маршева Использование церковнославянского языка наиболее тесно соприкасается с этимологическим, исконным пониманием литургии как общественного служения. И в настоящее время он должен стать едва ли не главным мерилом соборности в Церкви. А значит, каждому человеку, приходящему в храм и искренне верующему, что его молитва дойдет до Господа, необходимо приложить максимум усилий для познания богослужебного языка.