Жемчужина Москвы и Рязани: Возрождение усадьбы Красное. Серафимовский скит Московского Сретенского монастыря

Московская Сретенская  Духовная Академия

Жемчужина Москвы и Рязани: Возрождение усадьбы Красное. Серафимовский скит Московского Сретенского монастыря

1180



4 ноября в нашем Серафимовском скиту был престольный праздник храма Казанской иконы Богородицы. Недавно в издательстве Сретенского монастыря вышла книга Петра Павловича Федорова «Жемчужина Москвы и Рязани: Возрождение усадьбы Красное. Серафимовский скит Московского Сретенского монастыря». 

Автор книги Петр Павлович Фёдоров стоял у истоков возрождения усадьбы Красное, бывшей усадьбы А. П. Ермолова, и храма Казанской иконы Божией Матери. Более 30 лет он трудится вместе с братией Сретенской обители, восстанавливая из руин федеральный архитектурно-природный памятник выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Книга содержит его воспоминания о нелегких трудах по возрождению усадьбы, о Сретенском монастыре и его наместнике архимандрите Тихоне (Шевкунове). Книга содержит интересные исторические сведения и повествует о чудесных событиях, которые сопровождали воссоздание усадьбы и храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Предлагаем ее  фрагменты.

*

В 2001 году я и моя супруга Наталья Михайловна стали не просто свидетелями второго рождения исторической усадьбы. На стыке ХХ и ХХI веков мы стали живыми участниками возрождения из руин и хаоса потрясающего, дивного архитектурно-природного чуда на Рязанской земле.

На тот момент серьезные исследовательские публикации либо архивные материалы, посвященные истории и личностям, связанным с усадьбой, в открытом доступе попросту отсутствовали. В интернете можно было найти разве что субъективные и не всегда глубокие отзывы туристов, в разное время побывавших в усадьбе. Вот почему мне показалось, что было бы хорошо оставить пусть небольшие, но личные воспоминания и документальные свидетельства, посвященные усадьбе Красное. И конечно, вспомнить основные вехи ее истории, уходящей вглубь веков.

*

Перед самым отъездом гостей в Москву местная жительница, пожилая женщина Мария Степановна Ильичева, принесла из дома банку варенья из душистой полевой земляники. Подеревенски почтительно, с поклоном, она передала ее отцу Тихону. В ответ отец Тихон пообещал, что уже сегодня вечером они с братией Сретенской обители с радостью отведают чаю с земляничным вареньем из усадьбы Красное.

Той же ночью, когда гости разъехались, Марии Степановне приснился сон, в котором кто-то извещал ее: почитаемая святыня нашлась и ее возвращают в родной храм. Утром женщина отправилась по своим делам в село. Шла полевой дорогой вдоль защитных лесопосадок. На полпути ей встретилась подвода, на которой ехали несколько местных жителей. Мария Степановна остановилась и рассказала им о прошедшей накануне встрече, о том, что церковь будет восстановлена. Не забыла поведать и о своем сновидении. На подводе ехала старенькая бабушка — Евгения Дмитриевна Митрохина, которой в то время исполнилось уже 80 лет. Услышав рассказ, бабушка ахнула и сказала, что этой ночью тоже видела сон. В нем Небесная Заступница, Матерь Божия, просила старушку, чтобы она передала людям, которые будут восстанавливать храм, икону.

Ту самую икону — святыню усадебной церкви, изображение Архангела Михаила, держащего в руках Казанский образ Божией Матери с Богомладенцем. Она хранилась у Евгении Дмитриевны Митрохиной без малого пятьдесят лет!

Главный инженер на стройке, Валерий Николаевич Рябов, сообщил в Москву, что святыня нашлась и ее готовы возвратить в усадебную церковь.

*

Это был въезд в усадьбу Красное. Здесь, у закрытой церкви, асфальтовое покрытие дороги кончалось. Водитель остановил машину. И я понял, почему Олег Александрович не ответил на мой вопрос про состояние усадьбы... Первое впечатление от увиденного было поистине удручающим. Хотелось скорее нырнуть обратно в теплую и уютную машину и — назад в Москву.

Над церковью кружились стаи голубей и ворон. Не было куполов и крестов. На своде виднелась темная разрушенная обрешетка. На карнизе росли березы.

*

С осторожностью и опаской преодолев полуразрушенную узкую плотину, проваливаясь колесами по самые ступицы в грязь, джип наконец выбрался на берег и по глубокой колее подвез нас к руинам когда-то самого красивого здания, построенного Василием Баженовым в усадьбе, — Круглому (скотному) двору. Вид его был удручающим. Главы, шатры, зубчатые завершения больших башен, шпилевидные башенки над воротами и фигурными фронтонами разрушились. Многие архитектурные элементы оказались утраченными. Но даже эти сохранившиеся отдельные фрагменты внешней стены здания позволяли представить, какой изумительной, сказочной красоты было здание, построенное в стиле русской псевдоготики. 

*

Одновременно от имени наместника Сретенской обители архимандрита Тихона и Олега Александрович Никитина я передал генералу приглашение принять участие в празднике. Генерал поблагодарил и неожиданно попросил меня задержаться. Вызвал в кабинет сотрудника. Тот вошел с красной папкой, которую передал Перову. В ней был всего один лист. Генерал сообщил мне, что поступила срочная оперативная информация: злоумышленники прознали о том, что доставленная из Москвы икона будет находиться в усадебном храме без должной охраны. В ночь с 20 на 21 июля святыню планируют похитить! Генерал заверил, что милиция уже приняла предупредительные меры, в усадьбу выехали рязанские оперативники. Он попросил, чтобы ночью в храме вместе со спецназовцами остался и кто-нибудь из устроителей праздника. Так и было сделано.

*

Престольный праздник и чин великого освящения храма состоялись. Большинство из присутствующих на празднике так и не узнали, какое испытание устроителям и рабочим было уготовано Небесами. В этот праздничный день впервые за более чем шестьдесят лет к храму в усадьбе потянулись люди. Они шли по проселочным дорогам и тропинкам, подъезжали на автобусах и машинах. Верующие и гости съехались не только из ближних сел и деревень района, но и из Михайлова, Рязани, Пскова, Владимира, Тулы и Москвы.

На Божественную литургию собрались несколько тысяч человек. Плотно, плечом к плечу стояли в церкви люди. Во время проникновенной проповеди отца Тихона у многих верующих на глаза навернулись слезы радости, надежды и веры. Люди понимали, что им посчастливилось быть свидетелями удивительного чуда возрождения когда-то разрушенного и оскверненного безбожниками храма.

*

Здесь, вдали от Москвы, столичной суеты и соблазнов мегаполиса, будущие священнослужители и богословы получают базовые знания по истории Отечества с древнейших времен, мировой и русской художественной культуре, по безопасности жизнеобеспечения, упражняются в послушании и учатся жить в богослужебном ритме. Для продуктивной учебы в скиту созданы самые благоприятные условия, не уступающие базовой, московской академии.

Здесь будущие пастыри учатся понимать, что священником не становятся просто из любопытства или по рассуждению. Юноша должен ощутить и осознать внутри себя призвание служить Господу Богу, Творцу и Спасителю. Ощутить необыкновенное желание и внутреннее горение идти проповедовать свет Христовой истины. Во время учебы студентам оказывают большую повседневную помощь наставники, духовники курса из числа опытных и наиболее подготовленных насельников Сретенской обители.

Первокурсники ухаживают за усадьбой, поют в храме, проводят уроки и миссионерские беседы в подшефном детском доме и колледже для инвалидов города Михайлова. В залах господского дома гостями семинаристов нередко бывают гости из епархий ближнего и дальнего зарубежья, известные философы, ученые, писатели, деятели культуры, искусствоведения. Проводятся научно-познавательные конференции и семинары. Начало таким мероприятиям положил епископ Силуан (Никитин), бывший директор издательства Сретенского монастыря, преподаватель семинарии, в настоящее время — ректор Петербургской духовной академии. Студенты получили огромный заряд позитива от встречи с Никитой Сергеевичем Михалковым, давним другом насельников Сретенского монастыря.

В воскресные дни, после литургии в храме и завтрака в студенческой трапезной, семинаристы на большом современном автобусе отправляются в паломнические и историко-познавательные поездки по памятным местам духовной и боевой славы, монастырям, храмам, местам сражений наших предков, включая знаменитое Куликово поле. В скиту представлено все то, что необходимо молодому человеку для совершенствования. В любое время студенты занимаются физкультурой и спортом. Летом — на открытых спортивных площадках, где можно поиграть в футбол или волейбол. В зимнее время — в тренажерном зале, на спортивных снарядах.

В целом условия жизни и учебы в скиту ничем не отличаются от современных стандартов светских вузов, а в чем-то даже превосходят их. В опросах выпускники всех курсов отмечают учебу в скиту как лучший год, проведенный в духовной семинарии.

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести: