Гнев как причина озверения и осатанения людей

Московская Сретенская  Духовная Академия

Гнев как причина озверения и осатанения людей

950



Предлагаем небольшой отрывок из книги священников Павла Сержантова и Вячеслава Фомина – «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни». Авторы показывают, как знания аскетики могут применяться в современном мире для преодоления гнева, улучшения межличностных отношений и достижения внутреннего спокойствия.

Обычно так и говорят: «Он меня бесит, видеть его не могу». Наш язык зафиксировал, что с нами делает страсть гнева. Мы начинаем злиться, под действием гнева ведем себя как одержимые бесом. Почему же мы гневаемся? Ответ часто звучит приблизительно так: «Он меня так подвел, до смерти обидно! Я накричал на него. А как мне на подлость реагировать?!»

И вроде бы все тут правильно, и гнев законный, но не спешите. Мы ведь гневаемся не только на людей. На домашних животных тоже гневаемся, когда собака не слушается. Животное тоже сознательно упрямится? Тому, кто скажет: «Да», приведем еще пример. Мы гневаемся и на неодушевленные предметы. Например, злимся на механический замок, который не открывается, не пускает нас домой. Замок, что, нарочно издевается над нами? Нет, над нами издевается страсть гнева, может быть, бес, который ей приседит. Но мы в ослеплении гнева этого не замечаем. Отсюда вывод: во всякой ситуации раздражения и ярости будем в первую очередь бороться с нашим гневом. Гнев — краткая вспышка, после этой вспышки идут последствия в виде тлеющего долгие годы злопамятства.

Надо позаботиться о себе во время вспышки гнева. Как? Переждать ее, взять короткую паузу. Если нам сказали что-то неприятное и кровь у нас закипела, поднялось возмущение, надо секунд двадцать подождать с ответом. Помолчать немного — это нам посильно. Для того чтобы было легче, надо переключить разгневанный ум — в этих случаях полезно медленно посчитать: «Один, два, три, четыре…» Еще лучше помолиться: «Господи, я разозлился на него, помоги мне справиться с гневом. Если он не прав, прости и его тоже. А мне прости мою вспышку раздражения». Последняя фраза важна, она не дает нам возгордиться: «Вот я духовный человек, великодушный, меня задели, а я за обидчика молюсь».

Можно просто несколько раз повторить: «Господи, прости меня, гневного. Господи, прости». За это время гнев догорит, и мы остынем. Если наш оппонент за это время не успокоился и продолжает осыпать нас упреками, мы чувствуем, что ссора разгорается, — надо ее гасить. Как? Сказать твердо: «Потом обсудим, на холодную голову» — и выйти из помещения. Если ссора происходит по телефону, она пресекается еще проще: «Извини, сейчас не могу говорить. Перезвоню». В этом случае, извинившись, мы несколько снизили градус конфликта. Теперь над помолиться, подумать об инциденте и выбрать удачное время возобновить разговор. Лучше конфликтные темы обсуждать при личной встрече, когда мы яснее понимаем и контролируем ход нашего общения. Поэтому можно позвонить и предложить при встрече обсудить ситуацию.

Тут надо заметить, что мы переоцениваем коммуникационные технологии — Ватсап (WhatsApp), Телеграм (Telegram): нам кажется, что это пространство полноценного общения. Нет, во время ссоры становится очевидно, что это слабое подобие личной встречи. Хорошо, что у нас есть возможность сделать видеозвонок на край земли, — это лучше, чем ничего, но хуже, чем общение в «реале».

Гнев часто проявляется в нетерпеливости: если у нас что-то не получается быстро, мы от ярости выходим из себя. С таким настроем немного добьешься в жизни. Нужно учиться терпению, настойчивому движению к цели несмотря на препятствия. Подлинное терпение далеко от пассивности, от малодушного терпения. «Долготерпеливый муж лучше сильного» (ср. Притч. 16, 32), — говорит нам Священное Писание. Учиться терпеть и ждать нужного момента — очень важное искусство. Но одним терпением гнев не победить, к терпению надо прибавить великодушие.

Против разрушительного гнева и злопамятства помогает знание, что памятозлобие — это яд. Мы носим обиды в нашей душе, они отравляют нам жизнь. Необходима детоксикация — нужно простить всех, кто обидел нас. А для этого нужно попросить у Бога сил для прощения обид. Это и будет для нас противоядием. Господь обязательно даст нам сил для этого, ведь в молитве «Отче наш» есть такие слова: «и остави нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим...» Что это значит? Христос готов нам простить долги, то есть грехи, но ставит условие: мы должны простить тех, кто грешил против нас. Это повеление Божие.

Не единожды в Евангелии Христос говорит о том, что надо любить всех, даже врагов. Почему? Потому что если для нас все люди делятся на друзей и врагов, на своих и чужих, то Христос относится ко всем людям как к Своим детям, с любовью. И когда мы заставляем себя любить врагов, мы становимся похожими на Христа. Он молился даже о тех, кто Его распинал: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Когда мы ненавидим врагов, мы становимся похожими на бесов или диких зверей. Сколько зверств на земле произошло из-за страсти гнева!

Как можно любить врага? Над этой задачей бились подвижники; и вот какой путь они нашли. Надо молиться об обидчике, считая его благодетелем: «Господи, NN сказал мне резкие слова. Его слова нажали на больное место, о котором я не подозревал. NN выявил скрытую во мне болезнь, за это ему спасибо. Теперь я надеюсь эту болезнь пролечить, Господи, с Твоей помощью». Молитва непостижимым образом помогает изжить ненависть к врагу и постепенно проникнуться любовью к нему.

Боль от обиды вскрывает в нас нездоровую тягу к сластолюбию, то есть удовольствиям. Сюда входит, например, тщеславное стремление к тому, чтобы нас всегда хвалили. Борьба против гнева связана с искоренением нездоровых привязанностей к удовольствиям. Они могут быть связаны с тщеславием, чревоугодием, блудом, сребролюбием, в основе же всегда лежит коренная страсть — самолюбие. Подвижники внимательно наблюдали механизм действия гнева и заметили, что ярость всегда бросается на выручку вожделению. Поэтому лечить гневливость в душе нужно комплексно, вместе с воспитанием силы воли, умением себя сдерживать во всем.

Если не начать лечение души, то из гнева могут развиться дочерние страсти. Про злопамятность мы уже сказали, прибавим к ней еще и мстительность. Эта страсть, которая создает вокруг человека нездоровую атмосферу скандалов и ненависти. Прибавим обидчивость, которая оборачивается ранимостью: человек ежедневно страдает, получает раны от окружающих, — вернее, ему кажется, что все вокруг хотят ему навредить. Это может развиться в настоящий бред преследования, серьезную психиатрическую проблему.

Если гнев не лечить, то он может жить поживать в скрытом виде, не проявляясь в словах и поступках. Внешне все будет выглядеть благополучно, но внутри болезнь будет годами разрушать человека. Поэтому иногда случается, что муж и жена долго, казалось бы, мирно жили вместе, воспитывали детей, а потом неожиданно развелись. Их близкие не понимают почему. А причина в том, что взаимное недовольство друг другом подспудно накапливалось все эти годы и убило семейную жизнь.

Одно из злокачественных проявлений гнева — страсть осуждения. Мы прямо ищем, кого бы за что-нибудь осудить. Судим наших начальников и наших коллег, судим на работе и дома, судим наших родителей, детей, приятелей и недоброжелателей. К осуждению относятся сплетни, клевета, дурные слухи, которые мы легкомысленно передаем. Есть хорошее правило для борьбы с осуждением: за глаза говорить о человеке только то, что можешь сказать ему в глаза.

Итак, гнев — это тяжелая греховная страсть, с которой надо бороться. Однако святые отцы говорят, что есть одно исключение. Гнев бывает праведным. В этом случае он направлен против греха, против бесов, но не против людей. Египетские отцы давали такой яркий образ гнева: человек бросает в собаку палкой, животное с яростью грызет деревяшку, не понимая, что агрессия исходила от человека. Подобно тому и мы часто не понимаем, что агрессия исходит не от человека, а от диавола, который использует человека как инструмент. Греческое слово διάβολος переводится как «клеветник», — тот, кто сталкивает и ссорит людей между собой, настраивает людей против Бога.

Кротость является добродетелью, противоположной страсти гнева. Взращивание в себе кротости излечивает гнев. Христос обещает: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Некоторым кажется, что кротость — это заведомо слабая позиция, невыгодная; не стоит ее придерживаться, если хочешь в жизни добиться впечатляющих результатов. Это ошибка. Кротость дает силу, внутреннюю стабильность, спокойствие, когда человек сохраняет самоконтроль и при унижении, и при похвале. Кроткий неуязвим для страстей гнева и тщеславия.

Книгу «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни» священников Павла Сержантова и Вячеслава Фомина можно найти в магазине «Сретение» по адресу: г. Москва, ул. Лубянка, 17, стр. 1.


КУПИТЬ КНИГУ