Сретенская духовная академия

Московская Сретенская  Духовная Академия

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 32

О НЕКОТОРЫХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ИЗ ГРЕЧЕСКОГО: КАТЕХИЗИС Надежда Малинаускене Катехизис – это «книга, содержащая краткое изложение основных истин христианской веры и морали в простой и ясной форме, обычно в виде вопросов и ответов». Такое определение слову дает большинство словарей современного русского языка. Причем в некоторых из них слово приводится в двух вариантах: катехизис и катихизис. С чем связано существование в языке двух вариантов одного и того же слова?
АФОН И АФОНЫ. ИЗ ЗАМЕТОК ЛИНГВИСТА Лариса Маршева На вопрос, почему одна из сельских улиц в Липецкой области названа Афóны, поначалу ото всех информантов приходилось слышать однотипное и абсолютно непозитивнное: шут яго зная – старая названья. А позже в разговоре о ландшафтных особенностях этой местности выяснялось, что Афоны стоят на очень высоком, крутом берегу реки – как бы на горе. И тогда они вписались в ряд тех традиционных для деревенской микротопонимии названий, что связаны с религией.
НЕОБХОДИМО ПРИЛОЖИТЬ МАКСИМУМ УСИЛИЙ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО ЯЗЫКА Лариса Маршева Накануне Дня славянской письменности и культуры, который в последние годы приобрел не только общецерковное, но и государственное значение, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель Сретенской Духовной Семинарии и ПСТГУ Л.И. Маршева дала интервью корреспондентам Первого канала. Оно было посвящено истории и перспективам церковнославянского языка и его значению для развития современного русского языка.
ЛИЧНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ЗОСИМЫ Олег Стародубцев Зараженный ересью жидовствующих, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, распространенным в XV веке на Руси. Кроме того, он очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства. Но, по иронии судьбы, именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, озвучил жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится Новым Константинополем.
БРАТСКИЙ ЯЗЫК Лариса Маршева Пришедший из России церковнославянский язык русской редакции широко использовался сербскими «книжными людьми» конца XVIII – начала XIX века. На нем шло богослужение, писались художественные и публицистические произведения, велось делопроизводство.
ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОТСЧЕТ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА Лариса Маршева Краеугольным камнем, началом любого богословия является поиск понятий, категорий, действий, которые бы наиболее адекватно соответствовали вере и опыту Церкви. А где, если не в церковнославянском языке, можно найти так называемые богоприличные слова? Следовательно, насущная необходимость побуждает задуматься над установлением взаимопроникающих, обоюдных связей между литургическим богословием и церковнославянским языком.
ВОСПРИЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА В ДРЕВНЕЙ РУСИ Александр Ужанков В истории отношения русских писателей к творческому труду можно выделить три периода, соответствовавших трем типам сознания: теоцентрическому, антропоцентрическому и эгоцентрическому. На первом его этапе, характеризующемся идеалистическим мышлением (XI в. – первая половина XIV в.), творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель, точнее – “списатель” – выступает по послушанию как посредник в передаче в письменах сакрального смысла, открытого ему по Благодати. В процессе писания осуществляется синергетическая связь Бога и человека. Поэтому творение не признается как результат волевого усилия писателя.
СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ ЛЕКСИКИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Лариса Маршева Несмотря на свою жутковатую кондовость, наиболее результативным при овладении лексиконом является систематическое заучивание порционного количества слов. Но представить себе, что люди изо дня в день зазубривают лексический церковнославянский минимум по принципу случайной выборки, нельзя вообще.
СЕНТЯБРЬСКИЕ ТЕЗИСЫ (О ПРЕПОДАВАНИИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА) Лариса Маршева Перспективная цель преподавателя церковнославянского языка заключается в том, чтобы его ученики сумели создать грамотные богослужебные тексты, в которых тонко различается перфект, аорист и имперфект, в которых на своих местах стоят личные местоимения, а существительные безошибочно согласуются с прилагательными.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ЧАСТЬ 6 Анатолий Смирнов «Руководящая и направляющая» роль Партии. – Сталин как противовес Троцкому. – Вопрос о государственном строительстве. – Образование СССР. – Спор Ленина и Сталина. – Смерть Ленина погрузила Россию в траур. – Единоличным продолжателем дела Вождя становится Сталин. – Изгнание и убийство Троцкого. – Дуумвират – Сталин и Бухарин.
ХРАМОВАЯ ТОПОНИМИЯ И ИНОСТРАННЫЙ АНАЛИТИЗМ Лариса Маршева Природа богослужебного языка – книжно-письменная. Обусловлена она многовековой и многонациональной традицией. Это распространяется среди прочего и на орфоэпию, согласно законам которой церковнославянское чтение не терпит никаких звуковых изменений. Современный же язык, который имеет не только письменную, но устную форму, требует иного произношения, в том числе аканья – и никуда от этого не спрятаться!

Страницы: 1 ... 64 65 66 67 68

Таинства Церкви – как путь в глубины Божии (по беседам митрополита Антония Сурожского) Монах Иларион (Карандеев) Что нас делает полноценными членами Церкви? Приобщение ко Христу через таинства Крещения, Миропомазания и Причащения. Об этом глубинном, истинном смысле таинств говорил митрополит Антоний Сурожский, рассуждения которого мы приводим в настоящей статье.
О Церкви и пастырях (по митрополиту Антонию Сурожскому) Монах Иларион (Карандеев) Что такое Церковь и кто такие пастыри? О том, как раскрывал эти понятия один из известнейших архипастырей 20 века митрополит Антоний Сурожский (1914–2003), расскажет Сайт Сретенской семинарии. Так же в статье, которую вы видите перед собой, отражен взгляд владыки на взаимоотношения мирян и священников и его мысли о роли каждого из нас в современной Церкви.
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть V: «Как справиться с гневом». Иерей Василий Родионов Как справиться с гневом? Преподобный Паисий Святогорец советовал бороться с ним приобретением смирения, а также кротостью и любовью. О борьбе с гневом при помощи этих добродетелей мы, опираясь на поучения старца, расскажем в представленной вашему вниманию заключительной статье цикла о страстях и добродетелях.
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 4: «Чем побеждается гордость». Иерей Василий Родионов Как проявляет себя гордость? Чем она страшна? Каковы способы борьбы с ней? На эти вопросы вы можете найти ответы в четвертой статье цикла о страстях и добродетелях, включающей в себя поучения преподобного Паисия Святогорца.
Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу. Часть 3: «Как бороться с печалью и унынием (по учению старца Паисия Святогорца). Иерей Василий Родионов Уныние и печаль — страстные состояния души, с которыми необходимо бороться. Но сделать это не так легко, как кажется, а без помощи Божией — и совсем невозможно. О способах борьбы с унынием и печалью говорил преподобный старец Паисий Святогорец, советы которого мы представили в этой статье — третьей части цикла о борьбе со страстями и укоренении в добродетелях.
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 2: «В чем проявляется сребролюбие (по прп. Паисию Святогорцу)». Иерей Василий Родионов Наверное, многие, услышав слово «сребролюбие», скажут, что не страдают этой страстью — дескать, нам на жизнь-то не хватает, а потому о какой любви к деньгам и накопительстве речь? Однако всё ли так просто и неужели лишь материально обеспеченные люди подвержены этому греху? В этом помогут разобраться поучения старца Паисия о бескорыстии, жертвенности и справедливости, которые представлены нами во второй статье цикла о страстях и добродетелях.
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 1: «Что такое исповедь и зачем она нужна (по учению старца Паисия Святогорца)». Иерей Василий Родионов Что такое исповедь и зачем она нужна? Этот вопрос возникает, наверное, у каждого человека, начинающего ходить в храм. Но сумеем ли мы, люди, регулярно посещающие богослужения, ответить на него правильно? Самостоятельно — не всегда, но в своих ответах можно опираться на наставления преподобного Паисия Святогорца, которые мы представили вашему вниманию в этой статье.
Протоиерей Александр Павлович Смирнов Роман Легков Протоиерей Александр Павлович Смирнов дважды арестовывался, прошел лагерь, но продолжал самоотверженно исповедовать веру Христову. Несмотря на гонения, он до конца своих дней оставался настоятелем храма, редактором журнала и ректором.
УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве. Часть 3 Валентин Фролов Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…
УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве. Часть 2 Валентин Фролов Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…
УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве. Часть 1 Валентин Фролов Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…
«…и утро молитва моя предварит Тя» (Пс. 87:14).
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ К благоговейным священникам в Богохранимой Неврокопской епархии Митрополит Борис (Разумов) Сайт Сретенской Духовной Семинарии продолжает цикл статей, связанных с жизнью и творениями одного из новейших святых Болгарской Церкви, священномученика митрополита Бориса (Разумова). В этот раз мы решили познакомить Вас с его первым окружным посланием, которое он написал после вступления на Неврокопскую кафедру, и которое было адресовано к священникам, служащим в епархии, чей главой, владыка Борис едва успел стать.
О выборе жизненного пути: семья или монашество? (по учению старца Паисия Святогорца) Иерей Василий Родионов Перед каждым православным человеком в определенный момент встает вопрос, какой путь выбрать: семейной жизни или монашества? О том, как его разрешить и каковы эти пути, говорил преподобный Паисий Святогорец, чьи наставления представлены вашему вниманию в этой статье.

Страницы: 1 ... 15 16 17 18 19 ... 26

19 мая в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялась хиротония студента Сретенской семинарии Анатолия Провады во диакона. Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Архиепископ  Верейский  Амвросий рукоположил во диакона студента 4 курса бакалавриата Сретенской духовной семинарии Анатолия Проваду.
Студенты Сретенской духовной семинарии посетили Всероссийский турнир «Мемориал памяти Константина Константинова». Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 18–19 мая в Москве прошел Всероссийский мастерский турнир «Мемориал памяти Константина Константинова» по пауэрлифтингу и его отдельным направлениям.
Студенческая конференция магистрантов Сретенской духовной семинарии Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Вниманию аудитории были представлены доклады, связанные с исследованиями Пастырского профиля Сретенской магистратуры, в которых были подняты важные и актуальные на сегодняшний день вопросы пастырского служения.
Научная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки» Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 14 мая 2019 года в Московской духовной академии прошла научная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки». Открыта она была пленарным докладом профессора А.М. Пентковского «Славянский перевод Евангелия и славянское богослужение в начальный период (последняя треть IX-XI вв.)». Как стало ясно из выступления, славянские тексты того времени переводились с греческих образцов, но включались в латинскую богослужебную традицию. Это чрезвычайно важно при определении древности текста, так как характер латинского и греческого влияния на него может указать на период создания подобных переводов.
День памяти священномученика Илариона (Троицкого) Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 10 мая 2019 года братия Московского Сретенского монастыря и студенты Сретенской духовной семинарии совершили празднование дня памяти священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, небесного покровителя Сретенской обители.

Страницы: 1 ... 14 15 16 17 18 ... 22

ИСТОРИЯ РОССИИ Часть 2. Последствия захвата власти большевиками. – Раздор в антибольшевистской оппозиции. – Разгон Учредительного собрания и утверждение однопартийной диктатуры. – Создание регулярной Красной Армии Анатолий Смирнов Последствия захвата власти большевиками. – Раздор в антибольшевистской оппозиции. – Разгон Учредительного собрания и утверждение однопартийной диктатуры. – Создание регулярной Красной Армии.
ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ВЛАДИМИРСКАЯ" Сретенская академия

Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенского высшего православного училища кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.

ИСТОРИЯ РОССИИ Часть 1. Поворотный момент в истории. 24-26 октября 1917 года Анатолий Смирнов

В смутное время, когда происходит томление душ, смятение ума и теряются жизненные ориентиры, к власти приходят самые решительные, самые беспощадные люди. Такой оказалась тогда партия большевиков во главе с Лениным. Он умел отстаивать свои взгляды, вплоть до предъявления ультиматумов своим соратникам, если они сомневались в его правоте. Ленин также угрожал расправой революционно настроенного народа. Это всегда действовало. Так он вёл себя в октябрьские дни. Он сломил сопротивление нейтральных сил именно языком ультиматума.

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И ПРОШЛОЕ БЫТИЕ Лариса Маршева О глаголе быти в русском и церковнославянском языке говорят прежде всего как о служебном, вспомогательном – не имеющем самостоятельной лексической семантики и играющем исключительно грамматические роли. Однако не стоит забывать о том, что глагол быти, как и любое другое слово в языке, обладает лексическим значением, которое способно к полноценному своему проявлению: «быть, существовать, становиться, совершаться, приходить, наставать, находиться, сбываться, случаться, последовать»; «существовать, иметься, происходить, случаться, приходить».
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СПАСИТЕЛЯ Епископ Афанасий (Евтич) Только во Христе раскрывается загадка человека. Только в соотнесении со Христом каждый человек может познать себя без самообмана. Через раскрытие святоотеческого учения о человеческой природе Спасителя яснее становятся ориентиры на духовном пути человека, раскрывается непостижимая глубина человеческой жизни в Боге.
КОГДА ЗОЛОТНИК МАЛ Лариса Маршева В начале этого года на нашем сайте была опубликована статья «Отголоски советского декрета». Главной ее задачей стало разъяснение по поводу приставки бес-, которая, как оказалось, не имеет никакого отношения к врагу рода человеческого, а потому непременно должна использоваться на письме. С этого момента началось заинтересованное наблюдение за устной и письменной речью православных верующих, где обнаружилось немало фактов, нуждающихся и в одобрительном осмыслении, и в беспощадной критике.
КОНТРОЛЬ НАД ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Александр Волков Выступление профессора МГУ, доктора филологических наук, преподавателя Московской духовной академии и Сретенской семинарии А.А. Волкова прозвучало на научно-практической конференции "Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви", проходившей 9-11 октября в Троице-Сергиевой лавре. Бурная дискуссия на ее заседании касалась вопроса государственной аккредитации духовных школ. Доклад раскрывает возможные последствия этого процесса.
ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ Святотеческой традицией является понимание глоссолалии как говорения на незнакомых языках. Это понимание закреплено в церковном богослужении. В кондаке св. Пятидесятницы поем: "Егда снизшед языки слия, разделяше языки вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа". Перевод: "Когда сошел Всевышний и смешал языки, то этим Он разделил народы, когда же Он роздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятаго Духа".
ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРАВОСЛАВИЯ.RU: СЕМЬ ЛЕТ НАЗАД ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ Галина Трубицына Чтобы понять мысль ап. Павла, необходимо рассмотреть это выражение в более широком контексте. Что такое "говорю языками"? Это указание на то, что апостол обладал "даром языков". "Дар языков", или глоссолалия, один ив даров Св. Духа (harismata), т.е. особых проявлений силы Св. Духа, отличавших Церковь апостольскую, которые ниспосылались первым христианам для укрепления веры, для созидания Церкви, для перерождения человека и человечества.
КУДА ИДЕТ ХРИСТИАНСТВО Алексей Осипов Всю историю в христианстве борются две тенденции. Одна - освящающая мир, другая - обмiрщающая Церковь. Эта борьба идет с переменным успехом и если исходить из откровения Божия, из слов самого Спасителя, то, как это ни печально, следует ожидать победы второй из них.
ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРАВОСЛАВИЯ.RU: СЕМЬ ЛЕТ НАЗАД РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Николай Леонов Человек, не отдавая себе отчета ежесекундно, ежеминутно пользуется громадным количеством информации, которую мы получаем от внешнего мира. В нас вложен по Промыслу Божьему огромный интуитивно-аналитический аппарат, который непрерывно перерабатывает огромное количество информации.

Страницы: 1 ... 128 129 130 131 132