Святые Божии человеки – цветы прекрасные

Московская Сретенская  Духовная Академия

Святые Божии человеки – цветы прекрасные

525



Мы все стоим на острие,

Желая совершенства…

Не за талант – за житие,

И святость, и блаженство. 

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)


Что есть святость? Каковы атрибуты святого человека? Прислушаемся к людям, которые ее достигли.

Преподобный Ефрем Сирин:

Святые, как граждане небесные, служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе преодолевают они плотские похоти и свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни. Душевные силы они направляют к духовным созерцаниям и становятся обителью Бога, чтобы Он обитал в них.

*

Ради людей благодать Господа снизошла в обитель праведных, чтобы всем разделить Его спасительные дары, какие сообщает Он Своим рабам. Любовь Господа привела своих таинников на путь Жизни. Святые достигли обетований среди скорбей по плоти. Они хранили истину, порядок, исполняли должное и во имя истины успокоились в пристани от житейской суеты.

*

Святые и во плоти наследуют Царство. Природа наша услаждается славой, они же утешаются, утаивают дела своего милосердия, стараются скрывать свое благочестие. Природа плоти требует пищи; они же изнуряют ее постами, истончают подвигами. Природа имеет склонность к брачной жизни, они же обуздывают ее воздержанием, отсекают все поводы к пожеланию. Природа наша гонится за удобствами жизни, а святые, когда им наносят обиду, терпят, когда расхищают их, переносят великодушно. Поэтому можно сказать, что они отрекаются почти от всякой плотской жизни.

*

Кто видел целые сонмы питающихся одною Славою? Ризы их – свет, лица – сияние; постоянно поглощают и источают они полноту благодати Божией. В устах у них – источник мудрости, в мыслях – мир, в ведении – истина, в исследованиях – страх, в славословии – любовь.

Святитель Иоанн Златоуст:

Таков обычай святых: если они (по попущению Божию) сделают что-нибудь плохое, то торжественно это показывают, каждый день стенают и делают открытым для всех, если же что-нибудь благородное и великое, то скрывают это и предают забвению.

*

Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых, чтобы мы узнали, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, чтобы и мы не ленились подвизаться в ней.

*

Души святых исполнены кротости и человеколюбия как к своим, так и к чужим; они жалеют и бессловесных.

*

Не одно освобождение от грехов делает святым, но также присутствие Духа и богатство добрых дел.

*

Со святостью Бог соединил великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого, потому что во святых почивает Бог как Святой. Потому-то Он ставит их не перед лицом Своим, а принимает в собственное святилище и делает Своими сожителями и общниками Своей славы Царства.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви. И это справедливо: чудеса должны прекратиться и уничтожиться, а любовь всегда останется.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Святые души бывают свободны от тщеславия. Украшенные пресветлой и царской ризой Всесвятого Духа и преисполненные преимущественно славой Божией, они не только не заботятся о славе человеческой, но и когда окружают их ею люди, не обращают на нее совершенно никакого внимания.

*

Человек тогда бывает свят, когда уклоняется от зла и творит благо не потому, чтобы освещаем был добрыми делами, ибо делами закона не оправдается ни одна душа, а потому, что через добрые дела усвояется и уподобляется он Святому Богу.

Святитель Тихон Задонский:

Бог твой и Господь свят, ждет и от тебя этого: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 16). Должен и ты хранить святость, данную тебе в Крещении, и ради этого хранить себя от всякой скверны плоти и духа, уклоняться от всякой нечистоты и прочего, что отлучает от общения с Богом и Сыном Его Иисусом Христом. 

*

Святость имеет тот, кто имеет живую веру.

Святитель Феофан Затворник:

Попекитесь всегда блюсти святое настроение и всегда будете в общении живом со святыми Божиими.

*

Жития святых воодушевительны и располагают к подражанию, но по мере сил. Хорошо, однако ж, заимствовать от сего себя осуждение и смирение.

*

Жития святых в Четьих-Минеях хорошо читать, хоть мы так не можем жить, но обязаны подражать им в возможном и даже через силу. В каждом житии предлагается общий очерк жизни святого дня. Из общего обзора сих очерков увидите, что у всех святых общее было, и из сего сделайте заключение: стало быть, то или другое необходимо.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Святые, будучи сосудами Святого Духа, вместе видели, признавали, исповедали себя величайшими грешниками, достойными казней временных и вечных. Они основательно познали и изучили свое падшее естество, в котором ничего нет неоскверненного, и потому все благое, которое посредством их совершалось вселившейся в них Божественной благодатью, они с полным убеждением приписывали Ей и постоянно трепетали, чтобы не возник из падшего естества какой помысел или какое чувство, оскорбительные для Святого Духа.

Праведный Иоанн Кронштадтский:

Святых призывай с верой непостыдной и любовью нелицемерной, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые угодили Богу верой и любовью и от тебя того же хотят.

*

Удивительно существо души человеческой, хотя и падшей. Ибо какова она бывает у святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной! Сколь она бывает предана Богу любовью, с самоотвержением, молитвой, воздержанием, зрением непрестанным к Богу! Сколь чиста, тверда, светла, благоуханна! Да и сами тела святых издают благоухание. А кончина какова! Сколь мирна, славна, светла, свята!

*

Святые зорко следили за всеми движениями сердца своего и замечали, не гнездится ли в них какая неприязнь, недоброжелательство и злоба или зависть к кому-либо, лицеприятие, корысть и немедленно искореняли эти диавольские корни, выбрасывали эту адскую закваску, также и все другие страсти. Всякие корни и корешки немедленно секли по ревности Божией и не допускали им распространяться, да не подавят их и да не разлучат от Бога.

*

Сколь прекрасны и разнообразны по форме, цвету и запаху бесчисленные цветы и вообще растения в природе и в разных климатах земных! Если растения так прекрасны, то как благоухают в раю святые, праведники Божии всяких званий, степеней и достоинств! Старайся, человек, достигать внутренней красоты веры, добродетели и не обленись. Как благоухают, лучше всяких цветов, мощи святых! Дивен Бог во святых Своих, да и во мне Он дивен, во мне, грешнике кающемся и принимающем от Господа непрестанно милость и суд.

*

Ты недоумеваешь, как внимают нам с небес святые, когда мы молимся им. А как лучи солнечные с небес преклоняются к нам и всюду по всей земле светят? Святые – то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном.

*

Святые Божии велики по своему душевному расположению, по своей вере, по своему твердому упованию на Бога и горячей любви к Богу, для Которого презрели все земное. Велики они по своим подвигам воздержания, бдения, поста, непрестанной молитвы, упражнения в Слове Божием, в богомыслии. О, как мы на них не похожи! Как же мы должны по крайней мере почитать их! Как просить их молитв за себя с благоговением! Но ни в каком случае не относиться к ним легкомысленно, неблагоговейно, памятуя их обóжение, единение с Божеством.

*

Святые Божии человеки – цветы прекрасные, нетленные, благовонные. Не смердящими от грехов устами касайся этих цветов, то есть молись им чистым сердцем и чистыми устами, не небрежно, не рассеянной мыслью, но с благоговением, неспешно. Они – словесные небеса; они на земле жили небесно, чудно, в великих подвигах, в великой любви, в великом смирении, незлобии, терпении, самоотвержении, возлюбив Бога паче всего.

*

Прочитывая со вниманием церковные службы святым на каждый день года, не могу надивиться их самоотверженной ко Господу любви и неизреченному к ним снисхождению Божию и любви Божией к ним. Сколько дарований духовных получили они от Бога, какие чудеса творили, какой дар пророчества имели; и при жизни, и по кончине Бог прославил их, и вселился в них, и почтил их славой и честью несказанной. Иные святые как солнце просиявали при самой кончине, и ангелы были спутниками их на небо! Вот что значит душа человеческая, очищенная от грехов и возлюбившая всем сердцем Создателя своего! Бог не остается должником.

Подготовила Александра Калиновская