«Недоуменные вопросы» церковного брака Брачное законодательство является областью человеческого общежития, актуальной в любую эпоху земного бытия Православной Церкви.
Вышел очередной номер научного журнала академии «Сретенское слово» Опубликован 2 (6) за 2023 год номер научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
Память предков: священномученик Иларион (Троицкий) и его близкие О. Иоанн, добрый день! С прошедшим днем памяти сщмч. Илариона! Вы не могли бы на интернет-площадках Монастыря и Академии разместить ссылку на статью с реквизитами для сбора средств на памятник предкам владыки Илариона в Липицах?
Русская Православная Церковь и музеи - не враги О том какие претензии музейного сообщества к церкви конструктивны, а какие надуманны.
Пределы церковной юрисдикции в канонической теории папы Иннокентия IV В статье анализируется каноническая теория римского понтифика XIII столетия Иннокентия IV, автора посланий св. кн. Александру Невскому.
Библейский текст в поэтическом творчестве англосаксов и его передача в русском художественном переводе В данной статье на материале двух поэтических памятников («Елена» и «Видение Креста») проводится сравнение древнеанглийских поэтических парафраз библейского текста с их недавними русскими художественными переводами.
Экология потребления: общество, государство, Церковь Развитие научно-технического прогресса внесло в повестку дня человечества экологическую проблематику. И с каждым новым периодом движения от индустриального общества к постиндустриальному и дальше объем внимания человека к экологии увеличивался.
Саги о епископах в контексте религиозной и культурной жизни средневековой Исландии Саги о епископах – это жизнеописания местных иерархов средневековой Исландии XI–XIV вв., некоторые из которых почитались как святые.
Воспитание детей в царской семье как пример для современных родителей В работе обсуждаются результаты исследования, показывающие заметные трудности для современных православных родителей следовать примеру Царской семьи в воспитании детей.
Завет святителей Сретенский монастырь – вечная лампада исповедников и новомучеников Русской Церкви перед Владимирской иконой Богоматери.
Об отношении христианской Церкви к естественным наукам в 1-м тысячелетии Проблема отношения к античной культуре была одной из главнейших для христианских богословов с самых первых веков христианства.
Всенощное бдение в Балкано-Карпатском регионе в IV в.: святитель Никита Ремесианский и его трактат «О благе псалмопения» Статья представляет первый в российской науке комментированный перевод трактата просветителя даков, гетов, готов и, возможно, ранних славян святителя Никиты Ремесианского (350–420) «О благе псалмопения».
Философские проблемы высоких технологий: взгляд из Рима Во второй половине XX начале XXI веков Ватикан, как и многие другие участники мирового общественного и политического процесса, столкнулся с тем, что новейшие сложные технологии стали все более интенсивно влиять на повседневную жизнь.
«Нужен специальный институт или академия миссионеров»: архиепископ Никон (Рождественский) о сектантстве и противосектантской миссии Церкви в России В статье рассматривается сектоведческая тематика в наследии архиеп. Никона по материалам его «Дневников» и сравнительно недавно открытых текстов, опубликованных в сборнике на «На страже Духа».
Сравнительное значение христианских девства и брака: объяснение слов апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами В предлагаемой статье внимание читателя направляется на два пути спасения и христианских добродетели — девства и брака.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 5 Иеродиакон Александр (Урбанович) Круговое движение света, о котором говорит святитель Григорий Нисский, естественнее согласуется с теорией тяготения Эйнштейна и связанным с ней представлением о кривизне пространственно-временного континуума, нежели с ньютоновской теорией тяготения и «плоским» евклидовым пространством.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 4 Иеродиакон Александр (Урбанович) Революционную модель «геометрии» Вселенной предложил Альберт Эйнштейн, который в рамках развития общей теории относительности пришел к пониманию искривления пространства-времени в пределах гравитационного поля. В дорелятивистской ньютоновской физике господствовала модель бесконечной Вселенной с евклидовой геометрией. Эйнштейн пришел к представлению о конечной по объему, но не имеющей границ Вселенной с неевклидовой метрикой пространства.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 3 Иеродиакон Александр (Урбанович) Блаженный Августин в «Исповеди» рассуждал так: «Если и будущее и прошлое существуют, я хочу знать, где они. Если мне еще не по силам это знание, то все же я знаю, что где бы они ни были, они там не прошлое и будущее, а настоящее. Если и там будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы они ни были, но они существуют только как настоящее».
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 2 Иеродиакон Александр (Урбанович) А. Пуанкаре приходит к удивительному результату: качественное психологическое время мы преобразуем в количественное физическое, руководствуясь не правильностью способа измерения, а удобством. По умолчанию мы принимаем те условия измерения, которые не порождают дополнительных трудностей в расчетах, и «закрываем глаза» на сопутствующие факторы, малозначительные, но объективно существующие. Не существует «абсолютного» способа измерения времени; тот, который принимается, является лишь более удобным.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Александр (Урбанович) Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Александра (Урбановича) (научный руководитель – иерей Александр Тимофеев), затрагивающая одну из острых проблем современности – соотношения науки и веры.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 9 СВЯТЫЕ ОТЦЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ О МОНАШЕСТВЕ Иеродиакон Никон (Горохов)
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 8 В ХХ ВЕКЕ Иеродиакон Никон (Горохов) Жизнь монастырей очень тесно связана с жизнью данного, конкретного государства, с его политикой по отношению к Церкви, выраженной в идеологии и, как следствие, в ее законодательстве. Так, до революции государство поддерживало монастыри, после революции – физически уничтожало». Сегодня государство относится к монастырям и монашеству толерантно, то есть в духе западной доктрины нейтральности ко всему духовному и антидуховному.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 7 ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ Иеродиакон Никон (Горохов) На Всероссийском монашеском съезде 1909 года и на Поместном Соборе Русской Церкви 1917–1918 годов были приняты важнейшие решения, касающиеся духовной жизни монастырей, определяющие и регламентирующие порядок жизни в них, в том числе и вопросы приема в монастырь и снятия монашеского сана. Для русского монашества решения эти имели колоссальное оздоравливающее значение, ибо они заложили основу его будущего духовного возрождения.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 6 РУССКОЕ МОНАШЕСТВО Иеродиакон Никон (Горохов) Уже в самом начале существования на Руси христианства и монашества монастырская жизнь оригинальным образом комбинировалась с приходскою в тех монастырях и монашеских слободках, которые представляли собой одновременно и монастырь, и приходскую церковь.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 5 ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ О МОНАШЕСТВЕ Иеродиакон Никон (Горохов) «Позволительно христианину избрать подвижническое житие и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступить в монастырь и пострищися по образу монашескому, аще бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог рек: грядущаго ко Мне не изжену вон. Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния, то искренно присоединяющегося к оному одобряем; и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение» (43-е правило VI Вселенского Собора).
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 4 РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И МОНАШЕСТВО Иеродиакон Никон (Горохов) Византийские императоры, как православные государи, своими постановлениями, имеющими силу закона для всех жителей империи, утверждали и поддерживали каноны Православной Церкви. Это поразительный случай в истории Церкви, когда каноны церковные признавались законами государственными и охранялись государственной властью.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 3 Иеродиакон Никон (Горохов) При святителе Василии Великом, усовершенствовавшем правила приема в монастырь и испытания ищущих пути иноческого, постриг превращается из частного дела в общецерковное: вступающий на путь отречения от мира дает клятву верности пред Богом и людьми, так что нарушитель обетов является нарушителем клятвы, данной Церкви и Богу. Постриг приобретает силу публичного акта. В этом акте вся Церковь становится поручительницей пред Богом за монаха. После такого акта инок уже не в праве нарушить обет.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 2 Иеродиакон Никон (Горохов) Преп. Пахомий Великий организовал первый общежительный монастырь. Произошло это посредством откровения свыше. Сначала преп. Пахомий во сне услышал голос, говоривший ему, чтобы он основал монастырь на том месте, где он в тот момент находился (а это место называлось Табенниси), а затем в видении предстал ему ангел и вручил медную дощечку, на которой были написаны первые правила иноческого общежития.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Никон (Горохов) Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии, начатую несколько лет назад и вызвавшую большой интерес у читателей. Предлагаем вниманию работу иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него», которая посвящена чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни.
СВЯТАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА Георгий Битбунов Значение снисхождения Святого Духа можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Ведь этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. С этого дня Церковь, созданная не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего, благодатью Святого Духа. Вероучение о Христе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно было поколебать уже ничем.
Пост в Священном Писании Сретенская академия Некоторые христиане почитают пост лишь благочестивой традицией, придуманной людьми и необязательной для духовной жизни. Предлагаем нашим читателям напомнить себе или вновь узнать, что о посте говорит Священное Писание.
Язык как код русской культуры. Часть 2 В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Язык как код русской культуры» для гостей провела доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Древних и новых языков Лариса Ивановна Маршева.
Финуниверситет совместно со Сретенской духовной академией продолжает просветительский проект для школьников из Самары - будущих амбассадоров Международного движения по финансовой безопасности 3-4 февраля 2025 года Финансовый университет и Сретенская духовная академия провели цикл мероприятий для школьников по продвижению культурно-исторического наследия среди молодежи. Участниками второй смены просветительского проекта стали 46 обучающихся из Самары – детей военнослужащих-участников СВО.
«Воспитываться на самом небе»: Введение во храм Пресвятой Богородицы Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Каждый церковный праздник имеет свой смысл, свое значение и в наши дни, даже если нас отделяют от него столетия или тысячелетия…
Преподобный Амвросий Оптинский и расцвет традиций оптинского старчества Иеромонах Никон (Париманчук) Представляем вашему вниманию рассказ о жизни, приходе к монашеству, личных испытаниях, а также советы по борьбе с конкретными страстями и духовные наставления самого известного и любимого в народе оптинского старца – Амвросия.
«Сим побеждай!»: о Кресте Христовом Святитель Димитрий Ростовский Слова святителя о Кресте Христовом в день Воздвижения наводят нас на мысли о значении Его страданий за всех людей, а также позволяют взглянуть иначе на страдания человеческие.
Целевое обучение и правила приёма на целевое обучение по программам высшего образования в 2024/2025 году
Сретенская духовная академия объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава Сретенская духовная академия объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по следующим кафедрам: Богословия, Древних и новых языков, Пастырского душепопечения, Церковной истории
«Сопереживание страждущему Спасителю»: об антифонах Великой Пятницы Яков Белый-Кругляков Богослужения Страстной Седмицы наполнены воспоминаниями о событиях, происходивших в последние дни перед погребением и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вечер Великого Четверга наиболее наполнен текстами, повествующими о предательстве Спасителя Иудой и последних страшных часах перед смертью Господа.
Вниманию абитуриентов Сретенской духовной академии, а также других духовных школ Московского региона Сообщаем вам, что в 2024 г. для абитуриентов духовных школ, проживающих на территории г. Москвы, будет действовать следующий порядок подачи документов к Расширенному заседанию Экзаменационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы для получения обязательной рекомендации к поступлению.
Заключительный день проекта Школа для молодых гуманитариев 18 февраля 2024 года прошел заключительный день второй Школы для молодых гуманитариев “Россия– мое будущее”.
Школа абитуриента при СДА объявляет набор на 2024 учебный год Школа абитуриента — просветительский проект Сретенской духовной академии для подготовки поступающих в Академию.
Фильм по итогам первой Школы для молодых гуманитариев «Россия — мое будущее» Мы подготовили небольшой фильм по итогам нашей первой Школы. Посмотрев его, а также те видео с отзывами участников
СДА объявляет о начале конкурса на вторую Школу для молодых гуманитариев «Россия – мое будущее». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
За три дня в Школе для молодых гуманитариев «Россия – мое будущее» выступили 12 экспертов В программе были лекции, спецкурсы, встречи с экспертами, а также посещение исторического парка «Россия – Моя история».
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ Программа Сретенская академия Московский Сретенский монастырь и Сретенская духовная семинария продолжают обучение на просветительских курсах для мирян «ПРАВОСЛАВИЕ», в основу которых положен учебный план высшей духовной школы Русской Православной Церкви по основным богословским и историческим дисциплинам.
СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ОБЪЯВЛЯЕТ НАБОР НА УЧЕБНЫЙ КУРС «БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ» Сретенская академия Учебный курс продлится с 15 сентября 2014 г. по 1 июня 2015 г. На курсы приглашаются лица со средним и высшим образованием в возрасте до 35 лет.
НАБОР В МАГИСТРАТУРУ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ НА 2014 / 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Сретенская академия Набор в магистратуру Сретенской духовной семинарии осуществляется по двум направлениям: «Церковная история» и «Пастырское богословие».Срок обучения – 2 года.
СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ ПРОВОДИТ НАБОР УЧАЩИХСЯ НА БАКАЛАВРИАТ НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Сретенская академия Прием документов производится в библиотеке семинарии с 4 июня по 31 июля с 10:00 до 17:00, кроме выходных.
В Сретенской духовной академии встретили Светлое Христово Воскресение Богослужения в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Пасха Христос Избавитель Христос – единственная настоящая и вечная жизнь – пригвожден отныне и навсегда к нашей жизни Своей непоколебимой, всеобъемлющей верностью и любовью.
В Сретенском монастыре прошло перенесение Плащаницы и принятие в послушники студента Академии Студент Сретенской духовной академии стал послушником
В Сретенской духовной академии прошли богослужения Великой Субботы В Сретенской духовной академии прошли богослужения, посвященные Великой Субботе, вечерню с Литургией Василия Великого. Богослужения в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В Сретенской духовной академии прошли богослужения вечерни Великой Пятницы и утрени Великой Субботы Богослужения в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Студенты Сретенской духовной академии приняли участие в службе Двенадцати Евангелий В Великий Четверг в Сретенском монастыре была совершена утреня Великой Пятницы.
Студенты Сретенской духовной академии помолились за богослужением Великого Четверга В Сретенской обители прошли богослужения Великого Четверга, посвященные воспоминанию Тайной Вечери и установлению Таинства Евхаристии.
В Сретенской духовной академии прошли богослужения первых трех дней Страстной седмицы Богослужения в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев)
16 апреля празднует Юбилей доктор филологических наук, заведующая кафедрой Древних и новых языков, профессор кафедры Богословских дисциплин Сретенской духовной академии Лариса Ивановна Маршева
Весна духовная в скиту Впечатления преподавателя Сретенской духовной академии от поездки в Свято-Серафимовский скит Сретенского монастыря в село Михайловское Рязанской области.
В Сретенской духовной академии прошли богослужения в Неделю Ваий Божественную литургию возглавил насельник обители игумен Киприан (Партс).
Заместителя проректора по учебной работе, начальника Учебно-методического отдела Сретенской духовной академии рукоположили в сан иеродиакона Митрополит Каширский Феогност, наместник Донского монастыря, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви рукоположил монаха Тихона (Кусова) в сан иеродиакона.
В Сретенской духовной академии прошли богослужения в Лазареву Субботу Богослужения в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил архимандрит Иларион (Карандеев)
В Академии состоялась конференция «Пастырская аскетика архим. Иоанна (Крестьянкина)» В день рождения старца Иоанна, 11 апреля, по благословению отца-ректора была проведена научно-практическая конференция, темой которой стало изучение духовного опыта Печорского старца.
В Академии прошла Шестая историко-богословская конференция, посвященная архиепископу Никону (Рождественскому) и новомученикам и исповедникам Русской Церкви