НАБОР В МАГИСТРАТУРУ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ НА 2014 / 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Московская Сретенская  Духовная Академия

НАБОР В МАГИСТРАТУРУ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ НА 2014 / 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сретенская академия 12535



Сретенская духовная семинария проводит набор учащихся в магистратуру на 2014/ 2015 учебный год.

Магистратура – это высшая ступень духовного образования, на которой осуществляется подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений и специалистов в области богословской и церковно-исторической науки.
Набор в магистратуру Сретенской духовной семинарии осуществляется по двум направлениям: «Церковная история» и «Пастырское богословие».

Срок обучения – 2 года.
В магистратуру Сретенской духовной семинарии принимаются лица в возрасте до 35-ти лет, успешно окончившие семинарию (бакалавриат, специалитет).

Желающим поступить в магистратуру необходимо предоставить в канцелярию следующие документы:

1) Прошение на имя ректора (пишется при подаче документов);
2) Письменное благословение – рекомендация правящего архиерея;
3) Заполненная анкета (заполняется при подаче документов);
4) Фотокарточки матовые (3х4 – 6 шт. и 4х6 – 4 шт.);
5) Автобиография;
6) Свидетельство о рождении;
7) Документ о среднем образовании;
8) Диплом об окончании духовной семинарии;
9) Справка о составе семьи;
10) Копия удостоверения о хиротесии;
11) Свидетельство о крещении;
12) Медицинская справка (форма 086/у);
13) Медицинский страховой полис;
14) Копии паспорта и приписного свидетельства или военного билета;
15) Реферат по теме профиля специализации.

***
Схема прохода в здание СДС


***
ПЕРЕЧЕНЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

Направление Форма обучения Вступительные испытания
Пастырское богословие Очная Собеседование
Церковная история Очная Собеседование

Прием документов производится в библиотеке семинарии с 4 июня по 28 июля 2014 года, с 10:00 до 17:00, кроме выходных.
Прибытие абитуриентов в семинарию на вступительные экзамены – 29 июля 2014 года.
Вступительные экзамены проводятся с 30 по 31 июля 2014 года.
Начало занятий – 1 сентября 2014 года.
Проживание, питание и обучение – бесплатные. Стипендия не выплачивается.
Контактная информация – е-mail: kancsds@sdsmp.ru
***


НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕОЛОГИЯ»
ПРОФИЛЬ «ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ»
ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

Вопросы по пастырскому богословию
  • Понятие пастырского богословия. История науки
  • Понятийный аппарат пастырского богословия.
  • Духовно-нравственные и канонические требования к будущему пастырю
  • Учение о всеобщем священстве и особая роль пастыря в православной сакраментологии
  • Учение о пастырстве в Православии в отличие от католического и протестантского понимания.
  • Бог как Пастырь Израиля в Ветхом Завете
  • Идеальные пастыри Ветхого Завета (Моисей, Самуил, Давид, Езекия и др.)
  • Пастырское и пророческое служение в Ветхом Завете: сходства и отличия
  • Христос как Пастырь по Евангелию от Иоанна
  • Учение Христа о власти и пастырстве в Евангелиях
  • Образ пастыря в Посланиях св. апостола Павла.
  • Требования к пастырю и клиру в «пастырских» посланиях апостола Павла
  • Свт. Григорий Богослов о пастырстве и священстве (Первое слово на Пасху)
  • Свт. Иоанн Златоуст о пастырстве («Слова о священстве»)
  • Свт. Григорий Двоеслов как теоретик и практик пастырства (по материалам жития и трактата «Об обязанностях пастыря»)
  • Свт. Филарет Московский об обязанностях пастыря
  • Св. прав. Иоанн Кронштадтский о пастырстве
  • Новомученики и исповедники Российские как пример истинного пастырства (свт. Тихон Патриарх Московский, сщмчч. Вениамин и Серафим Петроградские, сщмч. Иларион Верейский)
  • Развитие православной сакраментологии
  • Пастырство и сакраментальная жизнь Церкви: Евхаристия. Подготовка пастыря к Евхаристии.
  • Требования к пастырю во время совершения Божественной Литургии (различные случаи пастырской практики)
  • Таинство Крещения (практические аспекты)
  • Таинство покаяния (догматический аспект).
  • Канонические аспекты таинства покаяния (исторический аспект). Вопрос о епитимии в современных условиях.
  • Таинство брака (догматический, исторический и практический аспекты)
  • Канонические требования к законному браку и время его совершения
  • Вопросы по догматическому богословию
  • Предмет и метод догматического богословия. Источники догматического учения Православной Церкви. Взаимосвязь вероучения и духовной жизни.
  • Догматы, богословские мнения, ереси. Сотериологическое значение христианских догматов.
  • Важнейшие вероучительные тексты Православной Церкви: решения соборов, символы веры, исповедания веры святых отцов, святоотеческие творения, «символические книги», литургические тексты.
  • Православное понятие о богопознании. Естественный и сверхъестественный пути богопознания. Божественное Откровение.
  • Спор о границах богопознания в IV в. Учение отцов-каппадокийцев о богопознании.
  • Спор о границах богопознания в XIV в. Учение свт. Григория Паламы о богопознании.
  • Апофатическое и катафатическое богословие. Божественные свойства и их именования.
  • Догмат о Пресвятой Троице – основа веры Церкви. Непостижимость троичного догмата. Аналогии Пресвятой Троицы в тварном мире.
  • Свидетельства Ветхого Завета и Нового Завета о Боге-Троице.
  • Тринитарные ереси и троичное богословие в доникейский период.
  • Троичная терминология, этапы становления. Учение о Пресвятой Троице отцов-каппадокийцев.
  • Римо-католическое учение о Filioque и его опровержение.
  • Христианское учение о происхождении мира. Предвечный замысел Божий. Участие лиц Пресвятой Троицы в творении мира. Причина и цель сотворения мира.
  • Ангелы в Священном Писании. Происхождение ангелов, природа ангелов. Ангельская иерархия. Православное учение о падших духах.
  • Создание человека. Предназначение. Райское состояние. Образ Божий в человеке и его проявления.
  • Прародительский грех. Следствия грехопадения.
  • Свидетельства о Божественности Иисуса Христа: ветхозаветные и новозаветные.
  • Господь Иисус Христос – совершенный Бог и человек: свидетельства Вселенских соборов и святых отцов.
  • Образ соединения двух естеств во Христе. Провести общий сравнительный анализ православной христологии с несторианской и монофизитской.
  • Православное учение о Божией Матери.
  • Понятие о спасении. Объективная и субъективная сторона спасения. Термин «искупление». Способ изложения учения о спасении в Священном Писании и у святых отцов. Основные сотериологические образы.
  • Понятие о Божественной любви и правде. Кому принесена Жертва? Принцип заместительных страданий в Священном Писании и святоотеческом наследии.
  • Христос – Первосвященник: смысл сотериологического образа, его представленность в Писании и у святых отцов.
  • Понятие о Церкви: термин «Церковь», определения Церкви. Цель и назначение Церкви. Кто ей принадлежит? Границы Церкви.
  • Понятие о священнодействии, обряде и Таинстве. Число Таинств и их богоустановленность. Действительность и действенность Таинств.
  • Понятие о таинстве Крещения. Установление. Крещение младенцев.
  • Понятие о Евхаристии. Установление. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии. Евхаристическая терминология.
  • Православное учение о божественной благодати. Взаимодействие благодати и свободной воли человека в деле спасения.
  • Кончина мира. Образ совершения всеобщего Суда, свидетельства Священного Писания.
  • Хилиазм. Апокатастасис. Состояние осужденных. Блаженное состояние праведников.
***
НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕОЛОГИЯ»
ПРОФИЛЬ «ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ»
ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

  • Становление христианской Церкви. От Апостолов до св. Константина Великого.
  • Христианство и язычество.
  • Св. Константин Великий. Христианизация Империи.
  • Христологические споры. 1-й и 2-й Вселенские Соборы.
  • Церковная политика Феодосия Великого. Победа над язычеством.
  • Триадологические споры. 3-й и 4-й Вселенские Соборы.
  • Антихалкидониты. Юстиниан. 5-й и 6-й Вселенские Соборы.
  • Церковно-государственные отношения святоотеческой эпохи. Теория «симфонии».
  • Трулльский Собор. Корпус канонов Православной Церкви. Расхождения в церковных обычаях.
  • Кризис иконоборчества. 7-й Собор и Торжество Православия. Становление византийской церковной традиции.
  • Монашество на Востоке и на Западе. Роль в церковной жизни. Уставы и ордена. Исихазм.
  • Римская Церковь до св. Григория Великого. Концепция «примата». Filioque.
  • Распространение христианства по Европе. Просвещение славянских народов. Крещение Руси.
  • Отчуждение христианского Запада от Востока. Крестовые походы. Лионская и Флорентийская унии.
  • Феномен «Византии» как христианской Римской империи. Концепция «вечного Рима». Принципы устроения христианского государства и общества. Роль Церкви.
  • Империя от Константина до Юстиниана. Вторжения варваров. Войны с Персией. Упадок Западной империи. Реформы Анастасия.
  • Политика Юстиниана. Наступление на Западе. Маврикий и примирение с Персией. Тирания Фоки. Ираклий и Великая Персидская война. Арабы.
  • Кризис VII века. Военно-административная реформа (фемы). Арабские осады Константинополя. Болгары. Исаврийская династия.
  • Перелом в борьбе с Халифатом. Болгарские войны. Договоры с Русью. Усиление Империи при Македонской династии. Василий II Болгаробойца.
  • Кризис XI века. Конфликт аристократии и бюрократии. Вторжение сельджуков.
  • Эпоха Комнинов. Отношения с Западом. Мануил I. Революция Андроника I. Династия Ангелов. 1204 год.
  • Борьба с латинским господством. Никейская и Эпирская державы. Политика династии Ласкарей. Аристократический переворот Михаила VIII Палеолога.
  • Империя при Палеологах. Турецкий натиск. Мануил II. Флорентийская уния. 1453 г.
  • Византийское наследие. Православие на Балканах и на Ближнем Востоке. Проблема Константинополя («Восточный вопрос»).
  • Славянская книжность. Кирилл и Мефодий. Переводы.
  • Понятие о церковнославянском языке и его краткая история.
  • Крещение Руси при Фотии. Княгиня Ольга. Владимир Святой.
  • Русская Церковь киевского периода. Епархии. Монастыри. Становление местной традиции.
  • Церковь в Московской Руси. Автокефалия. Учреждение Патриаршества.
  • Монастырское движение в XIV–XV вв. Сергий Радонежский.
  • Русская Церковь в XVII веке.
  • Раскол. Книжная справа Патриарха Никона.
  • Синодальный период в истории Русской Церкви. Реформы церковных учреждений.
  • Церковное образование и церковная наука. Духовные школы. Крупнейшие деятели духовного просвещения.
  • Монашество в XVIII–XIX вв.
  • Старчество. Его роль в церковно-общественной жизни.
  • Поместный Собор 1917–1918 гг. Патриарх Тихон. Советская власть и Церковь в довоенный период.
  • Русская Церковь в эмиграции. Межправославные отношения в XX веке.
  • Русская Церковь во второй половине XX века. Возрождение Православия в России.
  • Новейший период истории Русской Православной Церкви.
  • Киевская Русь в домонгольский период.
  • Владимиро-Суздальская Русь. Монгольское иго. Возвышение Москвы. Иван III.
  • Россия в XVI веке. Идея «Третьего Рима». Иван Грозный. Борис Годунов.
  • Россия в XVII веке. Смута. Правление Романовых. Реформы.
  • Петровская и послепетровская Россия. Основные направления развития государства. Войны XVIII столетия. Эпоха Екатерины II.
  • Россия в первой половине XIX века. Отечественная война. Влияние европейских идей. «Священный союз». Николай I. Крымская война.
  • Реформы Александра II. Революционное движение. Политика Александра III. Русско-японская война и революция 1905 года. Первая мировая война.
  • Революции 1917 года. Гражданская война. Советская Россия в довоенный период.
  • Великая Отечественная война. Поворот в идеологии 40-х гг. «Оттепель» и «застой». «Перестройка» и крах советской власти.
  • Новейший период истории Русской Православной Церкви.
***


         ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

Реферат прежде всего должен носить характер аналитического обзора по теме, которую абитуриент предполагает разрабатывать в ходе обучения в магистратуре.
При этом цель реферата состоит в демонстрации навыков самостоятельного научного мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Реферат должен отражать:
– четкое изложение сути поставленной проблемы;
– грамотное формулирование мыслей;
– самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций (устойчивых и альтернативных) и аналитического инструментария;
– структурирование информации;
– использование основных категорий анализа;
– выделение причинно-следственных связей;
– иллюстрирование понятий соответствующими примерами,
– аргументирование выводов, обобщающих чужую и авторскую позиции по поставленной проблеме,
– владение научным стилем речи.

Объем реферата должен составлять 20 страниц компьютерного текста.
Реферат выполняется на листах белой бумаги формата А4 с одной стороны. Размеры полей: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, справа – 15 мм, слева – 30 мм. Основной шрифт – TimesNewRoman, 14 пт, полтора интервала.

Реферат состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, разделенной на главы, заключения, списка использованной литературы.

Во Введении обязательно должны быть четко и непротиворечиво представлены актуальность темы, ее цель, задачи.
В Заключении приводятся выводы, которые, с одной стороны, должны соответствовать задачам, а с другой – отражать авторский взгляд на описываемый вопрос.

При написании реферата обязательны цитирование, сноски. Оформление сносок: сноски помещаются постранично, нумерация – сквозная по главам. Основной шрифт – TimesNewRoman, 10-11 пт, один интервал.

Реферат завершается списком использованной литературы, который должен содержать не менее 30 наименований.

Реферат, в том числе и библиографический аппарат, оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись.

Библиографическое описание. Общие требования и правила составления) и их актуальных редакций.

При оценке реферата учитываются следующие критерии:
– степень исчерпанности темы;
– полнота определения рассматриваемых понятий, соответствие их теме;
– целесообразность и эффектность примеров;
– применение категорий анализа;
– использование приемов сравнения и обобщения для выяснения взаимосвязи понятий и явлений;
– способность к объяснению альтернативных взглядов на рассматриваемую проблему;
– диапазон используемого информационного пространства;
– внутренняя структурация;
– логика изложения;
– доля оригинальности тезисов, их соответствие аргументам;
– соотношение чужой и авторской аргументации;
– наличие личной оценки проблемы;
– степень самостоятельности работы;
– владение нормами современного русского литературного языка;
– умение вести устную дискуссию по избранной теме