Саги о епископах в контексте религиозной и культурной жизни средневековой Исландии

Московская Сретенская  Духовная Академия

Саги о епископах в контексте религиозной и культурной жизни средневековой Исландии

697



Саги о епископах – это жизнеописания местных иерархов средневековой Исландии XI–XIV вв., некоторые из которых почитались как святые. В жанровом отношении епископские саги сочетают в себе черты исландской родовой саги, локальной истории и континентальной агиографии. Наиболее ранние из них сложились на рубеже XII–XIII вв. и связаны с канонизацией первых исландских святых – Торлака Торхалльссона и Йона Эгмундссона, возглавлявших епископские кафедры на юге и севере страны, в Скальхольте и Холаре [Ásdís Ægilsdóttir, 2003, p. ix]. При всем влиянии континентальной житийной литературы, епископские саги сохраняют объективную манеру повествования родовых саг, отражая реальные события светской и церковной жизни. Своеобразным введением к епископским сагам служит хроника начала XIII в. Hungrvaka (букв.

«Пробуждающая [духовный] голод»), где воссозданы образы первых пяти епископов Скальхольта. В их характеристиках аскетизм и благочестие сочетаются с героико-эпическим идеалом, восходящим к эпохе викингов. Ярким образцом епископской саги служит «Сага о епископе Торлаке», представленная несколькими редакциями, где Торлак Торхалльссон предстает и как член родового сообщества, вступающий в борьбу с местными магнатами, и как высоко духовная личность. Его стычки с хёвдингами представлены в традициях описания распри в родовых сагах, а библейские аллюзии призваны убедить читателя в его святости. Биографии героев епископских саг соотнесены с событиями скандинавской, европейской и всемирной истории благодаря упоминанию известных светских и церковных правителей за пределами Исландии. В них также используется сравнение с эпизодами из житий древних святителей, особенно Мартина Турского. Важное место занимают взаимоотношения исландских епископов с норвежскими королями, как и культурные контакты с континентом. Епископские кафедры представлены как центры учености, которую привозили из-за рубежа церковные иерархи, обучавшиеся в Германии, Англии и Франции. Вместе с тем, кафедральные школы оставались «частью особого мира исландской усадьбы» [Джаксон, 2010, с. 322], где процветало исконное устно-поэтическое искусство скальдов.

Гвоздецкая Наталья Юрьевна

Гвоздецкая Н.Ю. САГИ О ЕПИСКОПАХ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСЛАНДИИ // Арктика: гуманитарные векторы развития. Тезисы Международной конференции. Редакторы С.Г. Ваняшкин, Е.В. Воробьева. Москва, 2022. С. 34-35.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Джаксон Т. Н. Древняя Русь и Исландия: школы и центры учености в первые века христианства // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010. С. 302–322.

2.       Ásdís Ægilsdóttir. Biskupasögur og helgar ævisögur // Íslenzk fornrit. B. XV. Fyrri hluti. Biskupasögur I. Reykjavík: Hið íslenzka fornritafélag, 2003. P. viii–xxx.