Кто такие святые? Что необходимо для того, чтобы достичь святости? Ответы на эти вопросы дают те, кто сподобился быть причисленным к этому лику.
Кто такие святые? Что необходимо для того, чтобы достичь святости? Ответы на эти вопросы дают те, кто сподобился быть причисленным к этому лику.
Ознакомимся с некоторыми размышлениями митрополита Сурожского Антония (Блума) о священстве, которыми он делился в многочисленных проповедях и беседах.
Что важно в пастырстве? Какими качествами должен обладать пастырь добрый?Ответы на эти вопросы попробуем найти у священнопастыря Тихона (Агрикова) (в
схиме – Пантелеимона) (1916–2000). В
Когда мне было лет 8–10, я на каникулах тайком от родных ездила в церковь. К поездкам я готовилась заранее, надо было накопить 12 копеек на проезд. Интервью с Верой Николаевной Кострицей, которая всю жизнь искала Бога.
Встреча актрисы театра и кино Елены Захаровой с учащимися школ Самары, которая прошла 25 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Каким должен быть пост, чтобы он принес максимальную пользу? В помощь чему дается наружный пост?
Почти за каждым вечерним богослужением мы слышим особое песнопение, которое называется в церковной традиции «Бог Господь». Оно состоит из избранных стихов 117-го псалма, которые имеют хвалебное значение.
Всем верующим хорошо известна молитва «Ныне отпущаеши». Дивные ее слова изрек по вдохновению праведный Симеон Богоприимец – трехсотлетний старец. Евангелие от Луки свидетельствует, что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).
В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?» для гостей провел кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой Богословия Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов.
О жизни и духовных назиданиях святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей.
В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары.
23 января по новому стилю Святая Церковь чтит память святителя Феофана Затворника. Доцент Сретенской духовной академии иерей Павел Сержантов ответил на вопросы, связанные с личностью и пастырством святителя.
15 января Церковь празднует память великого русского святого преподобного Серафима Саровского. Предлагаем читателям сайта Сретенской духовной академии богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.
Насельник Сретенского монастыря, духовник курса иеромонах Ириней (Пиковский) рассказал о том, как проходила жизнь первокурсников СДА в монастырском скиту.
В день Преображения Господня приобщимся к духовным размышлениям святых о смысле этого праздника.
9 августа, во Всемирный день книголюбов, кандидат психологических наук, заведующая библиотекой размышляет о важности чтения Библии и душеполезных произведений классиков и современных авторов.
Приобщимся к назиданиям подвижников веры XX–XXI вв. о Святой Евхаристии.
Пресвитерский сан принял выпускник Сретенской духовной академии Олег Кулинич.
17 июля по приглашению Синодального отдела Образования и катехизации в рамках форума "Патриаршая программа изучения Библии".
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В праздник обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре прошли торжественные богослужения.
В 2025 году Сретенская духовная академия приняла абитуриентов уже в 27-й раз подряд.
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь.
В воспоминаниях в свое время это был материал для канонизации – почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
15 июня состоялось последнее в этом учебном году заседание Ученого совета Сретенской духовной академии, на котором были подведены итоги учебного года и решен ряд организационных вопросов.
9 июня в Сретенской духовной академии прошел День открытых дверей для всех желающих ознакомиться с условиями поступления и содержанием обучения в СДА, а также получить ответы на различные вопросы, связанные с жизнью Академии.
9 июня в Сретенской духовной академии состоялся первый выпуск Школы абитуриента — просветительского проекта, который нацелен на подготовку поступающих к вступительным испытаниям в Академии.
В престольный праздник Сретенской обители — день памяти Владимирской иконы Божией Матери — по традиции состоялся выпуск в Сретенской духовной академии.
В Сретенской духовной академии прошли выпускные экзамены и состоялись защиты выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.
В стенах Академии начались итоговые государственные экзамены бакалавриата и магистратуры, которые продлятся с 18 до 30 мая.
Объявление о проведении конкурса на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Сретенская духовная академия Русской Православной Церкви»
13 апреля 2021 года состоялось заседание Священного Синода, постановлением которого Сретенская духовная семинария была преобразована в Академию
1 апреля на заседании Ученого совета Сретенской академии были избраны заведующие кафедрами, утверждены нормативные документы и презентован первый номер журнала «Сретенское слово».
В рамках международного научно-образовательного проекта по философии и теологии состоялась встреча обучающихся с протоиереем Стефаном Хедли (г. Везле, Франция).
17 марта 2022 года и.о. ректора протоиерей Вадим Леонов и администрация Академии приняли участие в совещании ректоров и администраций духовных учебных заведений Москвы.
1 марта в целях обсуждения актуальных вопросов состоялось видеосовещание с проректорами образовательных организаций высшего образования.
13 февраля 2022 года состоялся обучающий семинар в режиме онлайн на тему: "Адвентисты седьмого дня, неопятидесятники: разбор лжеучения, профилактика и реабилитация". В качестве лектора в нем принял участие старший преподаватель Сретенской духовной академии Андрей Иванович Солодков.
Выпускники средних общеобразовательных школ при поступлении на обучение в Сретенскую духовную академию в предстоящем 2022/2023 учебном году должны иметь при себе результаты единого государственного экзамена.
1 декабря прошел вебинар Учебного комитета, посвященный деятельности духовных школ в информационной среде. С приветствием обратился председатель комитета, и.о. ректора семинарии протоиерей Максим Козлов, с докладом выступила преподаватель Евгения Жуковская.
27 ноября на конференции в МДА — вечере памяти, посвященной жизни и научному наследию профессора Московской духовной академии и Сретенской семинарии А.И. Сидорова, прошла презентация первого номера научного журнала МДА «Диакрисис».
5 ноября кафедра библеистики Московской духовной академии провела осеннюю сессию ежегодной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». В конференции приняли участие студенты Сретенской духовной семинарии.
Среди православных верующих распространяется немало фейковых сообщений о тех или иных способах борьбы с коронавирусом, что говорит о магическом отношении к вере, хотя Церковь учит совсем иному
Ватикан разработал этические принципы развития искусственного интеллекта, призванные защитить человечество в целом и права и свободы каждого индивидуума. Документ уже поддержали IBM и Microsoft, одни из ведущих разработчиков искусственного интеллекта. Автор статьи проводит анализ основных призывов опубликованного этического кодекса.
23 марта у студентов Сретенской семинарии началась первая учебная неделя в онлайн-формате. В онлайне преподавателей и студентов поприветствовал ректор семинарии архиепископ Верейский Амвросий.
17 марта в библиотеке Сретенской семинарии члены комиссии Межсоборного присутствия обсудили актуальные вопросы по церковному и каноническому праву. Заседание возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент.
Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Учебный комитет Русской Православной Церкви направил ректорам высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви циркулярное письмо в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
«Христос умирал за тех живых людей, которые сейчас стоят в храмах. Поэтому не ради себя, а ради ближнего моего я не буду целовать кивоты святых икон и руку священника». Протоиерей Павел Великанов — о том, как требования гигиенической безопасности испытывают нашу веру, и почему наша небрежность к ближнему в эти дни может стать роковой.
14 и 15 марта в Сретенском монастыре прошли воскресные богослужение. Прямая трансляция Литургии прошла в Instagram-аккаунте и YouTube-канале монастыря.
13 и 14 марта в Сретенском монастыре прошли заупокойные богослужения первой родительской субботы Великого поста. Парастас, Литургию и панихиду совершил наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий.
Вечером 11 марта, в среду второй седмицы Великого поста, в Сретенском монастыре наместник обители архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года.
Вероятно, уже во второй, а не в первый год моего студенчества (то есть в 1904 г.) мне удалось поехать к батюшке. Почему же не в первый? – естественно спросит читатель. Да,стоит спросить об этом. Объясняется это общим духовным, точнее, недуховным состоянием России. Теперь, после потрясений революции, принято у многих хвалить прошлое. Да, было много прекрасного. Но вот беда: мы сами не хотели замечать его. Так было и с отцом Иоанном.
Особенность нашей семинарии в том, что она находится в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре и студенты семинарии непосредственно участвуют в жизни монастыря, придерживаются не только семинарского распорядка, но и монастырского устава, попутно, кроме учебы неся еще и монастырские послушания. Мы живем рядом с монахами, общаемся с ними, молимся, дружим.
С 1927 по 1934 годы иеромонах Иоанн преподавал на юге Югославии, в семинарии святого апостола Иоанна Богослова в Битоле, где в те годы насчитывалось от четырехсот до пятисот студентов, по большей части сербов, а также албанцев, русских и чехов. Это был важный этап его жизни, о котором у нас есть любопытные свидетельства.
Мы жили полноценной монастырской жизнью. Для меня было огромной, ни с чем несравнимой радостью вставать ночью на чтение Псалтири с поминанием имен из синодиков. Выходишь ночью из кельи, тихо ступаешь по монастырским дорожкам – и попадаешь в полумрак храма Сретения иконы Божией Матери. Незабываемое ощущение!
Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году – одно из самых волнующих событий последней четверти XX века. На наших глазах происходило что-то необыкновенно важное. Другими словами, мы чувствовали, что наступает новая эпоха для всей полноты Русской Православной Церкви. Мы видели, как стремительно меняется отношение к Церкви со стороны властей и общества. Стало ясно, что будут открываться новые храмы и монастыри, духовные семинарии и училища. Но где же взять такое количество преподавателей для подготовки новых пастырей и церковнослужителей?
В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.
Тихим ранним утром я встал на братский молебен. Многие семинаристы еще спокойно спали, но кое-где койки уже были аккуратно заправлены, и их владельцы одинокими фигурками спешили в свои учебные аудитории, чтобы на свежую память повторить урок. На дворе был утренний майский полумрак. Тихая заря победно шла от востока и прогоняла ночную мглу. В Троицком соборе мягко мерцали лампады.
В Московскую духовную семинарию я поступил сразу после окончания средней школы по рекомендации архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; † 1976), впоследствии митрополита Орловского и Брянского. С детских лет, как только у нас в Иркутске открылись храмы (до 1943 года все храмы в Сибири были закрыты), я с мамой и бабушкой стал посещать Знаменский храм, впоследствии ставший кафедральным собором.
Вся жизнь человека направлена на нравственное совершенствование и духовное обогащение. В семинарии крайне чутко начинаешь относиться к духовным проблемам, возникающим на жизненном пути, более строго анализируешь личную духовную жизнь. Священное Писание, святые отцы, богословско-историческая литература, истолкованные квалифицированно и с церковной точки зрения, исполнение послушаний, возлагаемых на студента, – все это побуждает по-иному взглянуть на многие проблемы современной Церкви.
Каждый человек, который хочет послужить Церкви, будь то священник, педагог, воспитатель или любой гражданин, может дать ей свои – достойные – плоды. Даст бог, этих плодов с каждым разом будет все больше. Для того, что церковная жизнь, основываясь на прочном фундаменте, развивалась, будущим священнослужителям нужно овладеть широкими знаниями – знаниями, которые, поверьте мне, всегда востребованы в ежедневном служении на приходе.
О Минской Духовной Семинарии я могу говорить только тепло. Думаю, что православный читатель поймет меня в этом: обучение в Семинарии было для меня, как и для моих коллег, временем духовного становления, определением направления жизненного пути, утверждения в церковности. Именно здесь мы до конца поняли смысл, цель человеческого призвания и всего бытия. Именно она — Родная, Дорогая — с любовью раскрыла перед нами Небесные Сокровища, которые никто и ничто не может уничтожить — они Вечны...
В Новгородскую духовную семинарию я поступил в 1907 году и окончил ее весной 1913 года. По времени срок не очень значительный, но по своему значению для всей моей последующей жизни весьма важный. Ведь как никак именно в годы моего обучения в семинарии достиг я совершеннолетия, образовались за этот период, точнее сложились более или менее окончательно многие мои вкусы и наклонности, наметились жизненные идеалы. Появились люди, которые стали моими товарищами, память о которых сохранилась у меня и тогда, когда люди эти ушли из жизни.
Первый выпуск Сретенской духовной семинарии состоял по преимуществу из монахов Сретенской обители. И было ощущение единства – прежде всего духовного. У всех преподавателей остались о них только самые светлые воспоминания. Особенно радовало послушание, которое неизменно проявляли не юные уже учащиеся. Этим они вдохновляли последующие поколения студентов.
Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов.
Изученные в семинарии церковный устав, литургика, богословие помогают отвечать на богословские вопросы, которые так часто ставят перед священником прихожане. Поэтому если студент воспринимает учебу как то, что будет нужно ему всю жизнь, он сможет миновать период охлаждения. Если охлаждение от неусидчивости, значит, человек пришел в семинарию необдуманно. Давайте будем говорить не об охлаждении, а о некоем привыкании. Оно может и человека благочестивого охватить.
В большом волнении шел я по Никитской улице от архиерейского дома к семинарии, направляясь впервые на службу… Я возвращался монахом, преподавателем греческого языка, в ту самую семинарию, где протекли годы моего отрочества и ранней юности.
В воскресенье, 15 февраля, на память святителя Григория Паламы, состоялась паломническая поездка студентов Сретенской духовной семинарии к святыням земли Волоколамской.
Настоящий сборник, куда включены отрывки из произведений классической и современной русской литературы, является пособием для развития русской речи — как устной, так и письменной. Все тексты содержат богатый иллюстратор по основным языковым разделам — прежде всего, лексике, морфологии, синтаксису. Также отрывки дают возможность проверить знание главнейших орфографических и пунктуационных правил. В связи с этим материалы пособия предлагается использовать для обучающих, развивающих и контрольных упражнений.
Где в армии, да еще в советское время, можно было узнать о религии? О жизни Христа я узнал, прочитав Гегеля. Но больше всего знаний о христианских догматах и Церкви я почерпнул, читая атеистическую литературу. Ее в армейской библиотеке было предостаточно. Заведующий библиотекой как-то мне сказал: – Товарищ сержант, что это вы так много атеистической литературы читаете? Смотрите, как бы верующим не стали.
У преподавателя семинарии особенное отношение к своим ученикам. Вдумываясь в него, полагаю, что питается оно неким нравственным ореолом, окружающим студентов в подрясниках. Конечно, эти ребята далеко не ангелы: они могут и озорничать, и лениться, и грешить. Но в целом есть в них какая-то сердечность и моральное начало – понимание добра и зла, почти совершенно размытое в светском студенчестве.










