«Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла мое сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество»: о жизненном пути епископа Арсения (Жадановского) и о наставлениях вступившим на путь священства.
«Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла мое сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество»: о жизненном пути епископа Арсения (Жадановского) и о наставлениях вступившим на путь священства.
Мы должны придерживаться целомудренного поведения, чтобы наше тело было храмом Божиим. Воспитание детей в целомудрии может осуществляться только через пример целомудренного поведения взрослых, даже не на уровне слов, а на уровне духа.
Что символизирует просфора и каково ее значение? Сколько существует видов просфор? Какую роль играет просфора в духовной жизни человека?
В данной статье автор рассматривает почитание Архистратига Михаила в Киеве в контексте представления о стольном граде Руси как Новом Иерусалиме.
Как можно узнать человека, который действительно любит Бога, а в Боге любит и ближнего, правильно любит самого себя? Почему только смиренный человек может полюбить другого человека по-настоящему?
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах. Кандидат, профессор, заведующий кафедрой пастырского душепопечения СДА.
Мешают ли различные послушания основному занятию – учебе? Отвлекает ли выполнение послушания во время литургии от молитвы? Какие из предметов самые сложные? Беседуем со студентом 3 курса Сретенской духовной академии.
«Только Бог должен иметь власть над нашими сердцем и разумом», а не похвала или презрение нас окружающим миром. Будем мертвыми для этого мира и живыми для Господа.
С каждым ударом нашего сердца мы должны воздавать благодарение Богу за всё. Ведь Господь посылает всем нам благ в тысячу раз больше, чем мы даже можем это осознать.
О том, как возникло желание стать священником, чем запомнились годы учебы в СДА, в каком возрасте лучше поступать в Академию, о вступительных экзаменах и учебных предметах, о своих послушаниях в годы учебы рассказывает выпускник Сретенской духовной академии.
Как победить гордыню? Как быть, если не получается молиться? Чем отличается лжесмирение от смирения? Как понять, ведет ли тебя Господь или ты следуешь своей воле?
Беседа 8 из цикла «Гимн любви в послании апостола Павла к Коринфянам»
«Началом спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь»: что еще необходимо для получения спасения и чего нужно избегать желающему обрести жизнь вечную.
Наблюдения убедительно подтверждают, что Вселенная сотворена точно так же, как и Адам, то есть законченной и совершенной. Дискуссия с координатором апологетического направления Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Артемом Григоряном.
Насельник Сретенского монастыря, духовник курса иеромонах Ириней (Пиковский) рассказал о том, как проходила жизнь первокурсников СДА в монастырском скиту.
В день Преображения Господня приобщимся к духовным размышлениям святых о смысле этого праздника.
9 августа, во Всемирный день книголюбов, кандидат психологических наук, заведующая библиотекой размышляет о важности чтения Библии и душеполезных произведений классиков и современных авторов.
Приобщимся к назиданиям подвижников веры XX–XXI вв. о Святой Евхаристии.
Пресвитерский сан принял выпускник Сретенской духовной академии Олег Кулинич.
17 июля по приглашению Синодального отдела Образования и катехизации в рамках форума "Патриаршая программа изучения Библии".
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В праздник обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре прошли торжественные богослужения.
В 2025 году Сретенская духовная академия приняла абитуриентов уже в 27-й раз подряд.
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь.
В воспоминаниях в свое время это был материал для канонизации – почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
На протяжении истории чудо воскрешения мертвых творили пророки и святые люди. Но никогда не было такого, чтобы человек воскресил сам себя, – замечает святитель Филарет Московский в своем пасхальном слове. Предлагаем Вашему вниманию его рассуждения о силе и значении Воскресения Христова.
Каждый год в праздник светлого Воскресения Христова храмы наполняются людьми, пришедшими разделить торжество этого радостного события. В особенности же на праздник Пасхи в храмы приходит много людей нецерковных, некоторые – в первый раз. О том, как говорить им о чуде Воскресшего Бога и о смысле Христова Воскресения рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
Крест Господень, распятие… Слуху уже давно привычны эти слова, связанные с казнью и страданиями Господа нашего Иисуса Христа. Но почему именно так Он решил спасти человечество? О том, что крест – не случаен, о пророчестве царя Давида о кресте, «содержащем всю вселенную», об истолковании тайны Креста апостолом Павлом писал в IV веке великий христианский мыслитель – святитель Григорий Нисский.
Услышим из глубины веков проповедь святого, и по сей день наставляющего нас к покаянию – преподобного Андрея, архиепископа Критского.
Святитель Игнатий Брянчанинов называет молитву главным подвигом христианина. Но как молиться правильно? Давайте разбираться, с помощью изречений святителя Игнатия.
В чем смысл Великого поста, если меняя род пищи, мы сохраняем невоздержанность, зависть, вражду, клевету, корыстолюбие? Об истинном посте – митрополит Платон Левшин (1737-1812).
«Пост мне вреден»; «Буду поститься, когда захочу, а не в установленные дни и сроки!»; «Возмещу отсутствие поста другим способом». В чем неправда этих аргументов против поста? И почему же воздержание крайне необходимо христианину? Предлагаем Вашему внимание слова о посте святителя Феофана Затворника
Предлагаем вниманию читателей нашего сайта подборку фотографий великопостных богослужений из скита Сретенского монастыря, в которых принимают участие воспитанники 1-ого курса семинарии.
Великим постом, в помощь каждому православному христианину, вступившему на путь воздержания, сайт Сретенской семинарии предлагает поучительные слова святителей, преподобных и других просиявших святых. Эти люди знали о пользе и смысле поста неизмеримо больше нашего, собирая немалое сокровище. Пусть их наставления помогут каждому читателю успешно идти по пути воздержания.
Подходит к концу вторая седмица Великого поста. В предыдущее воскресенье Церковь праздновала Торжество Православия – победу истины. Какие выводы можно сделать каждому христианину для себя лично? Не бывает ли такого, что мы сами себя предаем анафеме?
О том, как нелегко силами одного поселка построить храм – беседа с иеромонахом Антонием (Ласточкиным) – священником в п. Савинском, благочинным Плесецкого округа Архангельской епархии и полковником, отслужившим 20 лет на космодроме Плесецк.
Завершилась первая неделя Великого поста, наполненная особенным торжеством. Именно на ней мы настраиваемся на весь предстоящий пост, стараемся усердно помолиться, испросить у Господа сил на оставшееся время до главного Праздника – Воскресения Христова. Впереди еще шесть недель для телесного подвига и покаяния. Всем православным христианам мы желаем с максимальной пользой провести это время, не теряя понапрасну драгоценные дни поста.
Чтобы поддержать Вас, дорогие наши читатели, редакция сайта Сретенской семинарии подготовила избранные песнопения, которые исполнялись семинаристами на монастырских богослужениях первой седмицы Великого поста.
С праздником Торжества Православия тесно связано имя преподобного Иоанна Дамаскина: этот выдающийся богослов и гимнограф VIII века одним из первых отреагировал на ересь иконоборчества и изложил доводы в защиту почитания икон. Кратко о нем и его трудах сайту Сретенской семинарии рассказал профессор Алексей Иванович Сидоров
27 ноября 2025 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии в рамках Пятых Сидоровских Чтений проводит богословско-историческую конференцию, посвященную 1700-летней годовщине Первого Вселенского Собора 325 года в Никее
Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
Актуальная программа конференции.
25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Опубликован № 4 (8) 2024 г. научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
Четвертая ежегодная конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова состоялась в Сретенской Духовной академии 27 февраля 2024 года.
Человек бывает счастлив только тогда, когда он любит Бога и всей душой стремится к Нему.
Сретенская и Минская духовные академии, при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета, приглашают церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в III международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир», которая в этом году посвящена теме: «Человек в поисках смысла»
Тема конференции – «Человек в поисках смысла»
Конференция с международным участием, организованная Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА состоится 23 декабря 2023 года в Сретенской Духовной академии в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Земля».
В Сретенской духовной академии 6 декабря 2023 года пройдет конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем»
Научный центр патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова при кафедре богословия Сретенской духовной академии продолжает свою работу и публикует План мероприятий на 2023–2024 гг.
С самого начала возобновления в Лавре была очень красивая служба, прекрасно пели. Хотя большинство певчих были совсем старенькие, вышедшие из лагерей, голоса у них были очень хорошие и совсем не дребезжащие. Правда, для меня все праздники начинались поздно вечером, когда уезжал Патриарх, и можно было безо всякой суеты пойти в Успенский собор и помолиться.
Сретенская семинария, молодая духовная школа, взяла от Московской самое главное – доброе отношение к людям. Ведь никакие богословские и гуманитарные знания, пусть даже самые твердые, никогда к Богу не приблизят, если человек будет расти без любви. Поэтому пастырское попечение, человеческая, семейная забота в семинарии просто необходимы. Без них невозможно.
О нём стоит записать: иной никто, пожалуй, и не напишет. А человек этот был, как увидим, необыкновенный. Я разумею бывшего Ректора Академии Епископа Феофана (Быстрова).
Я благодарен Господу, Божией Матери и батюшке Тихону, за то, что они мне дали такую радость и такое счастье – учиться. Знания – прочный фундамент для того, чтобы использовать его для строительства спасения своей души. Конечно же, духовное строительство основывается на твердой вере и исполнении евангельских заповедей. Для нас путь восхождения к Богу – это путь, который мы проходим под руководством святых отцов. Они учат, как правильно исполнять евангельские заповеди.
Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи… Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.
Наступили устные экзамены. Первый был по догматическому богословию. На подготовку было дано только два дня. Николай провел их на чердаке Академии, перелистывая страницы огромного учебника. Накануне экзамена, в 12 часов ночи, он сидел на лестнице, ведущей на чердак, и плакал. За эти два дня он только успел убедиться, что из 150 билетов он знал всего один — «История догмата о Св. Троице», потому что отвечал его на экзамене в семинарии.
Не могу сказать, что литургика с первых моих учебных дней была для меня любимым предметом, – тогда меня очень интересовали другие дисциплины: история Церкви, Священное Писание Нового Завета. Хотя, конечно, литургике мы с друзьями-одноклассниками уделяли много времени, потому что хотелось вместе разобраться в службах, научиться их составлять.
Семинария сформировала из меня самостоятельную личность. Здесь я научился жить без помощи родителей и близких родственников, полагаться на собственные силы, распределять время.
Сохранилась темница, в которой в течение нескольких часов содержали под стражей Спасителя. Спустившись по каменным ступеням, входишь в мрачную пещеру, выдолбленную в скале. Там же каменная скамья с двумя отверстиями для ног. Снизу ноги сковывались цепью. Здесь Господь наш готовился через несколько часов претерпеть еще большие страдания – мучительнейшую смерть на Кресте. Осознали ли мы почти за 20 веков, какой ценой мы искуплены от вечной смерти?!
С горы Скопус хорошо виден современный Иерусалим. Взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря зубчатой каменной стене, возведенной в XVI веке по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов – был оставлен строителями стены вне Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей.
Жена священника часто служит посредницей между ним и верующими. К священнику на дом приходят верующие по разным нуждам. Часто они прежде всего встречаются с ней. И вот здесь многое зависит от нее. С каким настроением уйдет прихожанин, что он унесет в сердце своем: уважение ли к дому сему и насельникам его или же недовольство, презрение, осуждение их как людей нечестных, лукавых, обманщиков, проповедующих одно, а в жизни творящих другое, прямо противоположное?
Виленская Православная Духовная семинария была приравнена к частным школам. Когда впоследствии государство стало реализовывать свой план окатоличивания, полонизации своих непольских окраин, тогда постепенно интернат семинарии был прибран к рукам и перешел на иждивение государства. Тогда все было поставлено на широкую ногу: хорошие кровати, постельное белье, мебель, хорошее питание, – и все это за государственный счет. От учащихся же требовалось лояльное и, мало того, дружественное отношение к польскому государству, овладение польской культурой, проникновение в нее, имеющее своей конечной целью переход сначала в «православные поляки», а потом, со временем, и в настоящие поляки. Как увидим далее, эти полонизаторские планы стали воплощаться в жизнь.
Для семинаристов древние языки – это языки Священного Писания и Священного Предания. Никакой даже самый лучший перевод никогда не заменит оригинала, потому что нет ни одного языка, система смыслов которого полностью совпадала бы с системой смыслов другого. Кроме того, в процессе изучения древнегреческого языка и латыни появляется более глубокое осмысление родного языка и его истории, становятся очевидными общности, влияния и прямые заимствования из языков классических, повышается грамотность, формируется также важнейшее умение видеть аналогии и заимствования в современных западных языках.
Много сил отдал нашей школе ныне уже покойный Митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь). В Жировичи он прибыл в 1946 году, еще будучи игуменом, и трудился здесь до своей хиротонии во епископа Бобруйского (1956 г.). Он занимал должность инспектора, преподавал Священное Писание Ветхого Завета и составил пособие по этому предмету для всех классов Семинарии.
Нельзя терять время, поскольку вы не знаете, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Может получиться так, что не у кого будет спросить совета. И, конечно, учащиеся должны помнить о цели своего поступления в духовную школу. Богословие – это знание, которое человек получает всю свою жизнь. И всю жизнь сдает непростой экзамен.
Свои воспоминания я начну с небольшого рассказа о распорядке дня в Семинарии, который несколько отличался от нынешнего. В 7.30 начиналась молитва, затем завтрак, который обычно заканчивался за полчаса до начала занятий, что давало возможность еще раз просмотреть самый необходимый материал, а порой и вообще подготовить урок. Ежедневно было шесть уроков по 45 минут с перерывом на чай. После занятий – обед. Столовая располагалась на первом этаже по левую сторону от коридора, что в правом крыле Семинарского здания (ныне братский корпус).
Он очень долго шел к принятию пострига, много думал, колебался. Вначале он мечтал о женатом священстве. Конечно, на принятие пострига во многом повлияло общение с владыкой Феофаном. В «Божиих людях» митрополит Вениамин говорит и о том, что монашество ему предсказали старцы – например, валаамский старец Никита.
Вероятно, уже во второй, а не в первый год моего студенчества (то есть в 1904 г.) мне удалось поехать к батюшке. Почему же не в первый? – естественно спросит читатель. Да,стоит спросить об этом. Объясняется это общим духовным, точнее, недуховным состоянием России. Теперь, после потрясений революции, принято у многих хвалить прошлое. Да, было много прекрасного. Но вот беда: мы сами не хотели замечать его. Так было и с отцом Иоанном.
Особенность нашей семинарии в том, что она находится в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре и студенты семинарии непосредственно участвуют в жизни монастыря, придерживаются не только семинарского распорядка, но и монастырского устава, попутно, кроме учебы неся еще и монастырские послушания. Мы живем рядом с монахами, общаемся с ними, молимся, дружим.
С 1927 по 1934 годы иеромонах Иоанн преподавал на юге Югославии, в семинарии святого апостола Иоанна Богослова в Битоле, где в те годы насчитывалось от четырехсот до пятисот студентов, по большей части сербов, а также албанцев, русских и чехов. Это был важный этап его жизни, о котором у нас есть любопытные свидетельства.










