Для значения желательного наклонения принципиально важно, что он в древнеславянских языках относится к грамматическим калькам, копируя древнегреческий оптатив.
Для значения желательного наклонения принципиально важно, что он в древнеславянских языках относится к грамматическим калькам, копируя древнегреческий оптатив.
3-я лекция в рамках курса «Исполнение мессианских пророчеств Ветхого Завета в Господе нашем Иисусе Христе».
Лекция посвящена пророчествам о Христе в ветхозаветной книги Псалтири.
1-я лекция цикла «Исполнение мессианских пророчеств Ветхого Завета в Господе нашем Иисусе Христе».
Мы попросили поделиться своими впечатлениями семинаристов Сретенской духовной семинарии, которые в течение долгого времени проводили на выставке экскурсии.
Книжная выставка — Демобилизация — Психологические дилеммы — Небо — Новый Завет.
В определенный момент, я понял, что хочу свою дальнейшую жизнь связать с церковным служением, что это именно то, что мне нужно. Конечно, те священники, которые служили в моем храме своим примером, своим ревностным служением и трепетным предстоянием перед Престолом Божиим лишь укрепляли во мне уверенность в правильности выбранного пути.
До поступления в духовную семинарию я окончил художественную школу, прислуживал в алтаре, пел и читал на клиросе. Одним словом, моя жизнь уже тогда была тесно связана с Церковью. С самого детства я мечтал поступить в духовную школу. Эта мысль меня посетила, когда я учился еще в начальных классах общеобразовательной школы.
Больше всего, конечно, вспоминаю свое детство – это были золотые годы. Учась в восьмом классе школы, я впервые, пусть еще тогда из любопытства, переступил порог храма. Его настоятель, молодой священник, встретил меня так, как будто я ходил туда много лет. И на следующий день (это было зимнее воскресное утро) я уже стоял в алтаре, облаченный в стихарь. С тех пор моя жизнь оказалась связанной с Церковью.
Самыми благодатными послушаниями для себя я считаю послушания ризничего и пономаря, потому что я тогда часто мог находиться в алтаре. Полезным для меня стало и преподавание в воскресной школе при Сретенском монастыре. Я рассказывал ребятам о богослужении, о том, что сам знал, что трогало лично меня. Теперь уже нет послушания ночного дежурства по храму, но я помню такие ночи на первом курсе. Хоть очень клонило в сон, и спал в храме в середине ночи, но большинство времени можно было сидеть или ходить по храму и спокойно, например, молиться, когда ты в церкви один.
К вере я пришел в юном возрасте 13 лет. Этому способствовало открытие храма напротив моего дома – храма архангела Михаила в Тропареве, известного многим москвичам по фильму «Ирония судьбы, или С легким паром»? Это был первый храм в Москве, открытый после 1946
К вере пришел я где-то лет в четырнадцать-пятнадцать. Мы с друзьями занимались восточными единоборствами, все были крещеными… Духовные поиски начались с другой стороны – с «восточной». Мы с друзьями прочитали книжку священника Родиона Мороза «Люди и демоны» – она тогда только появилась. Мы с ней ознакомились, и это поколебало нашу уверенность в том, что мы не нуждаемся в духовной безопасности. Мы долго думали, и наш тренер, который и дал нам труд отца Родиона, посоветовал поехать в Троице-Сергиеву Лавру и взять у монахов благословение на занятия единоборствами.
До прихода в семинарию я, как и миллионы подростков, учился в школе, и даже не задумывался над тем, что мне предстоит. Решение поступить в семинарию возникло не сразу, где-то к одиннадцатому классу. До этого времени я даже не думал об этом – только встреча с схиигуменом Илием на подворье Оптиной Пустыни в храме Живоначальной Троицы в Останкине натолкнула впервые меня на эту мысль. На мой вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути он благословил поступать в семинарию.
Образование же в Сретенской духовной семинарии отличается духовной глубиной, студенты овладевают смыслами, их сознание обретает целостность. Ведь драматичность настоящего времени как раз и заключается в разрыве смыслов. Порой складывается ощущение, что ты говоришь на каком-то другом языке, а слушатели воспринимают слова по-другому, с иными смыслами.
Советская власть, спустя около года после событий весны 1922 года, в силу разных причин освободила Патриарха Тихона и сократила число официально признанных обновленческих групп. Но при участии обновленцев делала всё возможное для дискредитации Патриаршей Церкви и самого Патриарха, после смерти которого состоялся второй обновленческий собор, лишь усугубивший положение его участников. Ибо власти поняли, что при помощи обновленцев значимого раскола в Церкви уже не получится.
Участники обновленческого движения при первой же возможности поспешили взять Церковное управление в свои руки. Делали они это при поддержке советской власти, которая желала не только распада прежде единой Русской Церкви, но и дальнейшего деления ее расколотых частей, которое и произошло в обновленчестве между им же устроенными Съездом белого духовенства и Вторым Поместным Собором.
Возникновение обновленческого движения в России — тема непростая, но интересная и даже актуальная до сих пор. Что явилось его предпосылками, кто стоял у истоков и почему молодая советская власть поддерживала обновленцев — об этом вы узнаете в настоящей статье.
По своей сути оригинал текста акафиста «Слава Богу за всё!» самодостаточен и понятен для носителя современного русского языка. Настоящее же исследование экспериментально, ибо оно заключалось в том, чтобы сделать перевод, близкий по языку к богослужебным текстам. Результат этой попытки вы можете увидеть в настоящей статье
Каким должен быть язык богослужения — вопрос, возникший уже много веков назад. Особый интерес он вызывает и в том ключе, что сегодня мы имеем параллельно с церковнославянским (языком Церкви) весьма отличающийся от него русский литературный язык, на котором, однако, написаны некоторые молитвы и, в частности, акафист «Слава Богу за все», которому посвящена настоящая статья. Разговор о нем следует начать с рассказа об акафисте как таковом
Порой случается так, что слово в языке с течением времени меняет свое значение либо приобретает новые смысловые оттенки. Поэтому бывает весьма занимательно наблюдать за жизнью слов. Предлагаем нашим читателям вместе с нами рассмотреть историю гордости и гордыни в русском языке, о значении которых в текстах Священного Писания говорилось в двух предыдущих статьях.
Для наиболее полного понимания, что такое гордость и каковы ее свойства, необходимо установить и прояснить смысл этого понятия, а для этого выявить его функционирование в греческом языке: именно на него был переведен текст Септуагинты и на нем написан Новый Завет. А затем следует уточнить значение этого термина в славянском и русском языках, на которых читаем Священное Писание мы с вами.
Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию. Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми.
Шестого июня на первом курсе Сретенской духовной семинарии состоялась студенческая конференция, посвященная 100-летию Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов и восстановлению Патриаршества в России. На конференции выступило восемь докладчиков.
Данная статья является продолжением предыдущей публикации из Сретенского сборника №4, в которой рассматривалась группа заимствований из греческого языка (игумен/игуменья, ойкумена (экумена, икумени), феномен, ноумен, пролегомены (пролегомена), паралипоменон), объединенная в языке-источнике общим грамматическим признаком: принадлежностью к причастиям настоящего времени медио-пассивного залога. Слова этой группы характеризуются с точки зрения пути их проникновения в русский язык, графики, этимологии, фонетической и морфологической адаптации, семантического развития, а также употребления в истории русского языка. Подобного комплексного исследования в отношении этих терминов в лингвистике не проводилось.
3 июня 2017 года состоялся очередной выпуск Сретенской духовной семинарии. В этом году духовную школу окончили 51 выпускник. По традиции в этот день ее ректор епископ Тихон (Шевкунов) и преподаватели говорят студентам слова напутствия, а сами выпускники благодарят своих наставников за годы учебы и поздравляют однокурсников с ее окончанием.
29 мая в Сретенской духовной семинарии Экзаменационной комиссии были представлены работы, подготовленные магистрантами, обучавшимися на программе «Пастырское богословие». Их магистерские сочинения были направлены на изучение пастырского опыта святых отцов и подвижников благочестия и возможности его применения в ежедневном служении современными священниками, также они обратились к рассмотрению тех вопросов и трудностей, с которыми часто приходят люди за советом к пастырю.
Для абитуриентов, поступающих в образовательные организации на целевое обучение в пределах квоты
Прием документов на программы бакалавриата и магистратуры Академии проводится до 20 июля включительно.
Мероприятие состоится 10 июня 2025 года (вторник) в 11:00 в онлайн формате
23 мая в Общецерковной аспирантуре и докторантуре А. И. Солодков провел обучающий семинар на тему "Миссия в инославной и иноверческой среде: богословско-полемические аспекты"
Некоторые христиане почитают пост лишь благочестивой традицией, придуманной людьми и необязательной для духовной жизни. Предлагаем нашим читателям напомнить себе или вновь узнать, что о посте говорит Священное Писание.
В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Язык как код русской культуры» для гостей провела доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Древних и новых языков Лариса Ивановна Маршева.
3-4 февраля 2025 года Финансовый университет и Сретенская духовная академия провели цикл мероприятий для школьников по продвижению культурно-исторического наследия среди молодежи. Участниками второй смены просветительского проекта стали 46 обучающихся из Самары – детей военнослужащих-участников СВО.
Каждый церковный праздник имеет свой смысл, свое значение и в наши дни, даже если нас отделяют от него столетия или тысячелетия…
Представляем вашему вниманию рассказ о жизни, приходе к монашеству, личных испытаниях, а также советы по борьбе с конкретными страстями и духовные наставления самого известного и любимого в народе оптинского старца – Амвросия.
Слова святителя о Кресте Христовом в день Воздвижения наводят нас на мысли о значении Его страданий за всех людей, а также позволяют взглянуть иначе на страдания человеческие.
по программам высшего образования в 2024/2025 году
Сретенская духовная академия объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по следующим кафедрам:Богословия, Древних и новых языков, Пастырского душепопечения, Церковной истории
Богослужения Страстной Седмицы наполнены воспоминаниями о событиях, происходивших в последние дни перед погребением и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вечер Великого Четверга наиболее наполнен текстами, повествующими о предательстве Спасителя Иудой и последних страшных часах перед смертью Господа.
Сообщаем вам, что в 2024 г. для абитуриентов духовных школ, проживающих на территории г. Москвы, будет действовать следующий порядок подачи документов к Расширенному заседанию Экзаменационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы для получения обязательной рекомендации к поступлению.
Программа патрологической и историко-богословской конференции, посвященной 1700-летию Первого Вселенского Собора в Никее (325)
27 ноября 2025 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии в рамках Пятых Сидоровских Чтений проводит богословско-историческую конференцию, посвященную 1700-летней годовщине Первого Вселенского Собора 325 года в Никее
Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
На конференции, организованной Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА в очно-дистанционном формате выступили 16 исследователей
Актуальная программа конференции.
25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Опубликован № 4 (8) 2024 г. научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
Четвертая ежегодная конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова состоялась в Сретенской Духовной академии 27 февраля 2024 года.
Человек бывает счастлив только тогда, когда он любит Бога и всей душой стремится к Нему.
Сретенская и Минская духовные академии, при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета, приглашают церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в III международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир», которая в этом году посвящена теме: «Человек в поисках смысла»
Тема конференции – «Человек в поисках смысла»
Конференция с международным участием, организованная Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА состоится 23 декабря 2023 года в Сретенской Духовной академии в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Земля».
В Сретенской духовной академии 6 декабря 2023 года пройдет конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем»
Андрей Иванович рассказал о невозможности реконструкции верований славян до крещения Руси из-за недостаточного количества артефактов. Так называемая «Велесова книга» является подделкой.
Прямая трансляция лекции прошла в стенах Сретенской духовной академии
Пастырское консультирование не только по содержанию связано с вопросами духовной жизни, но и осуществляется в границах церковной территории, что подразумевает соответствующее место для беседы вблизи храма.
3 февраля 2026 года кафедра Богословия Сретенской духовной академии и Научный центр патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова проведут пятую конференцию, посвященную изучению современных лжеучений, на тему «Славянское язычество и русское неоязычество».
Мероприятие состоится 29 апреля 2026 года на базе Сретенской духовной академии в смешанном (очно-дистанционном) формате.
Кафедра древних и новых языков Сретенской духовной академии приглашает к студентов бакалавриата и магистратуры духовных и светских х вузов к участию в викторине «Церковнославянские игрища», посвященной церковнославянскому языку, которая состоится 22 апреля 2026 года.
15 декабря в Сретенской духовной академии в аудитории «Святая Земля» состоялся важный этап в учебном процессе аспирантов – кандидатский экзамен по специальной дисциплине.
Задача христианина — научиться отнимать пищу у наших страстей. Это и есть самая главная христианская нау ка — отнимать у страсти пищу, не давать ей то, чего страсть властно требует.
Сегодня, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, читалось удивительное евангельское повествование о встреченном Спасителем богатом начальнике. Это событие, записанное в Евангелии от Луки (см.: Лк. 18: 18–27), несет в себе важный и актуальный для каждого человека урок о том, чтó может помешать нам на пути к спасению.
Смерти не бойся, но надейся на милосердие Господне. Пока жив, постоянно молись о прощении грехов своих, проси у Господа кончины христианской и уповай на милость Божию. Он не оставит тебя.
Митрополит Николай (Ярушевич) владыка оказывал духовную и военную помощь армии в Великой Отечественной войне, в эвакуации спал на полу на газетах, мужественно перенес все тяготы жизни богоборческого времени.
5 декабря 2025 года доцент кафедры Церковно-практических и общих гуманитарных дисциплин Сретенской духовной академии, кандидат социологических наук Е.Е.Жуковская стала гостем пленарной сессии Окружных Рождественских чтений Северо-Восточного викариатства города Москвы
12 декабря Церковь чтит память преподобного Акакия Синайского
2 декабря 2025 года
Плановую инспекционную проверку Сретенской духовной академии начала 9 декабря комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви.
Своими воспоминаниями о Сретенской духовной академии поделился выпускник бакалавриата и магистратуры, клирик Крымской епархии, исполняющий обязанности настоятеля храма святой блаженной Ксении Петербургской в городе Севастополе иерей Арсений Иванченко.










