Сретенская духовная академия

Московская Сретенская  Духовная Академия

В Москве состоялась традиционная зимняя встреча участников экспедиций на Русский Север Валентин Фролов В начале декабря в Москве на ВДНХ встретились волонтеры проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», среди которых и студенты Сретенской семинарии. Подвели итоги экспедиций лета 2015 года. Вечер открылся благодарственным молебном, его возглавил Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.
Лекция 12. Войны с арабами и компромиссы с монофизитами Православные просветительские курсы Павел Кузенков 11-я лекция «Войны с арабами и компромиссы с монофизитами» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Павлом Кузенковым, кандидатом исторических наук, лауреатом Макариевской премии, преподавателем Сретенской духовной семинарии. После лекции П.В. Кузенков ответил на вопросы собравшихся.
Лекция 11. Эпоха до и после императора Юстиниана Великого Православные просветительские курсы Диакон Владимир Василик Политика и законодательное творчество императора Юстиниана. Строительство храма Святой Софии. V Вселенский собор и его последствия. Лекция и ответы на вопросы.
ЛЕКЦИЯ 9. ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ Православные просветительские курсы Георгий Захаров Место проведения, состав участников, рассматриваемые вопросы, воззрения свт. Кирилла Александрийского, значение Халкидонского Собора, отпавшие от Православия общины. Лекция и ответы на вопросы.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ Православные просветительские курсы (ВИДЕО +ФОТО) Протоиерей Андрей Ткачев 21 октября 2015 года в стенах Сретенской духовной семинарии протоиерей Андрей Ткачев прочитал лекцию о духовной жизни и православной семье, после чего ответил на вопросы собравшихся.
ЛЕКЦИЯ 6. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ Православные просветительские курсы Георгий Захаров Место проведения, состав участников, рассматриваемые вопросы. Свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и их учение о Святой Троице. Лекция и ответы на вопросы.
ЛЕКЦИЯ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ В ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРОВ ОТ КОНСТАНТИНА ДО ЮСТИНИАНА. Православные просветительские курсы Диакон Владимир Василик Религиозная политика Константина Великого и его сыновей. Языческая реакция при Юлиане Отступнике. Религиозная политика императоров от Юлиана до Юстиниана. Феномен Византийской синергии. Лекция и ответы на вопросы.
ЛЕКЦИЯ 4. ПЕРВЫЕ МОНАХИ И МОНАСТЫРИ ЕГИПТА Православные просветительские курсы Иеромонах Ириней (Пиковский) Причины появления монашества. Святой Антоний и образ жизни анахоретов. Скит, Келии, Нитрийская пустынь, общежительный устав в монастырях Пахомия Великого. Святой Макарий Великий и его окружение. Лекция и ответы на вопросы.

Страницы: 1 ... 23 24 25 26 27 ... 32

ЛЕТОПИСЬ ПОДВИГОВ ВОИНОВ И ВРАЧЕЙ Мария Овчинникова «Бывают моменты, когда для понимания настоящего полезно перевернуть несколько забытых страниц истории медицины, а может быть и не столько забытых, сколько для многих неизвестных», – эти слова известного хирурга Н.Н. Бурденко, имя которого носит старейший военный госпиталь страны, как нельзя лучше объясняют цели и задачи музея истории госпиталя. Его экспонаты открывают не только забытые страницы истории медицины, но и хранят память о воинском мужестве и самоотверженности военных врачей.
«ЛОЖЬ В ИСТОРИИ — СТРАШНАЯ ПО СВОЕМУ ГИБЕЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ СИЛА» Павел Кузенков В свое время Эдуард Гиббон создал книгу «История упадка и падения Римской империи», где в шести томах описал трагический закат великого Рима, вызванный, по его мнению, триумфом варварства и религии. Английский историк (большой поклонник Вольтера и убежденный антиклерикал) не озадачился тем обстоятельством, что упадок, длившийся тысячу лет, выглядит довольно странно: многие блистательные цивилизации сгинули, не протянув и малой части этого срока.
ПАТРОЛОГИЯ – ЭТО ЖИВАЯ ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ Алексей Сидоров Попробуйте почитать сочинения, например, святителя Иоанна Златоуста. Через некоторое время почти каждому семинаристу станет скучно, а вместе со скукой придет и усталость: это другой язык, другое восприятие мира и, соответственно, культура слова другая. Чтобы святитель Иоанн Златоуст стал близок и понятен, нужно совершить внутренний подвиг. И это требование подвига – необходимое условие при чтении любого святого отца. Тут нужна своего рода аскеза, то есть преодоление греховной лени, а люди, как известно, далеко не всегда любят преодолевать ее и прилагать усилия.
«ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО СТАТЬ БЕЗДУХОВНЫМ» Игумен Амвросий Коньков В системе духовного образования менять нужно многое, человеческая мысль должна развиваться. Но главное, чтобы духовное образование не стало бездуховным. Нельзя подменять духовность интеллектуальностью. Мы не имеем права потерять свое лицо в современном мире. «Соль имейте в себе. Если соль станет не соленой, что с ней делать?» (ср.: Мк. 9: 50) – спрашивал Христос Своих учеников. А ответ придется держать каждому из нас перед Спасителем еще здесь, на земле.
МОСКОВСКИЙ ХРАМ ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ, ЧТО СЛЫВЕТ ОБЫДЕННЫМ, В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА Протоиерей Николай Скурат Известный с конца XVI века московский храм пророка Божия Илии, «что за Пречистенскими воротами Белого города», издревле слыл «Обыденным», так как построение первого деревянного храма совершилось за один день (по-славянски – «об ин день», «обыдень»; «об» – за, «ин» – один).
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «ОБРАЗ БОЖИЙ» В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ Протоиерей Вадим Леонов Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает.
«ДЛЯ ПАСТЫРЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ДУХОВНО ЗРЕЛЫМ, ГОТОВЫМ ИДТИ К БОГУ, УКАЗЫВАЯ ПУТЬ ДРУГИМ» Протоиерей Алексий Круглик Курс «Практическое руководство для пастыря» был включен в учебные планы духовных школ для того, чтобы помочь тем, кто готовится к священническому поприщу, не просто усвоить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. То есть объединить знания канонов и умение служить, а значит, дать опытно почувствовать выпускникам-семинаристам, кто такой пастырь и священнослужитель.
«НАУЧИТЬСЯ И НАУЧИТЬ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА» Татьяна Шутова Семинаристы должны иметь представление о различных взглядах на этнографические проблемы. Ведь им предстоит трудиться в миру, и они обязаны знать, с каких позиций рассматривать этнические вопросы – в каждой конкретной ситуации. Тем же, кто по воле Божией оказывается во многоэтнических и многоконфессиональных регионах, помимо знаний, необходимы разумная осторожность и трезвое терпение.
«СЕМИНАРИЯ ВОСПИТАЛА МЕНЯ КАК ЛИЧНОСТЬ, КАК ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА» Кирилл Чистяков Я не рассматриваю семинарию только как учебное заведение, где я получил определенные знания – бесспорно, фундаментальные. Семинария сформировала во мне настоящее христианское отношение к жизни, основанное не только на вере, но и на знаниях, а также на гармоничном сочетании духовности и интеллекта.
«ГЛАВНОЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СЕМИНАРИИ – МОЛИТВА ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ ЖИЗНИ» Виталий Ляховский Семинарские годы научили многому, в том числе пришло и осознание того, что такое любовь к ближним, смирение, терпение, братолюбие, неосуждение. Это особенно важно, когда много людей живут вместе, бок о бок. Мы со временем привыкаем друг к другу, а порой начинаем и надоедать. А вот этому нельзя поддаваться. Нужно с достоинством пройти данное испытание, преодолеть раздражение, проявить чуткость. Это очень ценный урок – на всю жизнь.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ СОФРОНИЯ, ПАТРИАРХА ИЕРУСАЛИМСКОГО, В ТРИОДИ ПОСТНОЙ Георгий Битбунов О святителе Софронии осталось предание, что он был песнописцем, но его произведения не отличаются яркой дифференциальностью, которая позволила бы отделить их от наследия других авторов. Вместе с тем творчество патриарха открывает оригинальный этап в палестинской гимнографии VII–IX веков.
«В БОРЬБЕ С СЕКТАНТСТВОМ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖЕН СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ОПЫТ» Роман Родионов Занесенная из светского западного антикультового движения теория тоталитарного сектантства претендует на богословскую и церковную, но при этом полностью игнорирует святоотеческий подход к сектантству как несовременный и устаревший. Считается, что тоталитарные секты не религиозны по своей природе. Но главная идея этой теории – «промывания мозгов» – эмпирически не подтверждается, и, следовательно, она неадекватно описывает природу сектантства.
ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ: «ФАЛЬШЬ ОТТАЛКИВАЕТ – ВОТ ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ ПАСТЫРЯМ» Протоиерей Максим Козлов Будущие пастыри должны четко понимать, что священство – это выход на крест (пусть и со многими оговорками). Это отказ от очень многого, от того, что обычный человек имеет право запросто себе позволить. У священнослужителя резко сужается круг развлечений, возрастает ответственность за каждое произнесенное слово. На самом деле уменьшается количество друзей. Те, кто окружает священника, – это его духовные чада, помощники, товарищи, соратники.
«ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ ИМЕЕТ ВЕЧНОЕ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ» Андрей Тихонов Немаловажно для нас, для будущих священников, то, что семинария показывает все стороны церковной жизни. Недаром один из наших преподавателей сказал, что наша жизнь в стенах духовной школы – это жизнь Церкви в миниатюре. Но самым важным уроком, который преподносит духовная школа людям, решившим связать свою жизнь с пастырским служением, стало приобретенное умение жить и общаться с любым человеком, в котором нужно непременно разглядеть образ Божий.

Страницы: 1 ... 59 60 61 62 63 ... 68

Архиепископ Амвросий. О виноградарях и о Хозяине дома сего Проповедь Наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской после чтения Евангелия на Божественной литургии 15 сентября 2019 года.
Пятидесятница: что нужно знать о празднике Сретенская академия Мы празднуем Пятидесятницу – день Сошествия Святого Духа на апостолов Христовых, начало их проповеди, рождение Церкви Христовой. Все ли мы знаем об этом дне?
Зачем апостолам был дан дар говорения на языках, и почему он просуществовал недолго и не сохранился до нашего времени? Как вышло, что это чудо некоторыми было осмеяно? Почему Дух Святой сходит видимым образом, в виде языков огня? И что это за ветер, который ворвался в горницу? Если Святой Дух сошел только на 12 апостолов Христовых, почему на иконах, посвященных Пятидесятнице, изображается Божия Матерь? И почему праздник Пятидесятницы православные называют еще Троицей?
О чем поем Пасхальный канон? Мария Хажомия Одной из наиболее ярких частей богослужений Воскресения Христова и дней Светлой седмицы является Пасхальный канон. Однако без знания библейских текстов и основ церковнославянского языка нелегко понять его глубину. Автор настоящей статьи предлагает вниманию читателя толкование и перевод ирмосов и тропарей, из которых состоят песни этого торжественного произведения.
«Воскресение Господа — начало нашего воскресения»: святитель Филарет (Дроздов) о Пасхе Святитель Филарет Московский Воскресение Христово является самым важным доказательством Его Божества и реальности нашего спасения, ибо Он умер за нас и воскресил сам себя, о чем говорит митрополит Филарет в своем пасхальном слове.
«Спаси же нас, Ты, Который в небесах!», или Что мы знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим? Сретенская академия Что значат слова, которые народ кричал Христу при въезде Его в Иерусалим – «Осанна в вышних»? Почему Господь воссел на ослицу и молодого осленка, а не на одно животное? Кто научил детей славить Христа? И какие обычаи на Руси были связаны с празднованием этого события? Разбираемся в смысле и нюансах праздника Входа Господня в Иерусалим.
Преподобная Мария Египетская: факты церковного предания Сретенская академия Преподобная Мария Египетская – великая святая, чье удивительное житие мы каждый год слышим Великим постом. По привычке, слушая это чтение многие годы, ряд моментов, связанных с жизнью этой великой подвижницы, мы воспринимаем как само собой разумеющееся, не особо задумываясь над ними. Предлагаем остановиться на них поподробнее.
Великий Канон – погружение «на глубину» слова Валентин Фролов Однажды я услышал необычную проповедь. Это был храм, куда мы из воинской части организованно ходили в увольнение. Священник после службы рассказывал не житие и даже не жизненную историю. Шел Великий пост. И тот священник разъяснял один из множества тропарей Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Вся проповедь – и была один тропарь. Он объяснил непонятные слова, рассказал всевозможные смыслы этого небольшого текста. Меня это так вдохновило, что, будучи в армии, я решил по возвращении в семинарию взять тему дипломной работу, связанную с Великим каноном.
О самом важном проявлении любви к умершим Иоанн Ткаченко Все люди, атеисты или верующие, стараются проявить любовь и благодарность к своим умершим близким. Одни проявляют ее в щедрых поминках, другие – в богатых памятниках, третьи – издают посмертные мемуары или каким-то образом продолжают дело усопшего. Но самое главное дело любви к тем, которых с нами больше нет в этой земной жизни, – это, конечно, молитва.
Врачевание ― последний этап в заботе о душе по прп. Паисию Святогорцу Амир Файсал Модель душепопечения ― четыре простых действия: полюбить, выслушать, объяснить и помочь. И, конечно, на последнем этапе прп. Паисий использовал все свои силы, для того, чтобы указать истинный путь пришедшему за помощью.
Что есть духовная жизнь: свт. Василий о роли человека в деле своего спасения Иерей Павел Карев Святитель Василий Великий составил немало живых и образных поучений  о том, что есть покаяние, исправление себя, молитва, добродетели, составляющие духовную жизнь каждого христианина.
«Служение утешения»: воспоминания современников о святом Иоанне Кронштадтском Иеродиакон Питирим (Ануфриев) Об известном человеке лучше всего узнавать из воспоминаний современников. Их оценки могут быть, конечно же, субъективны, но многие факты из жизни не страдают от этого.

Страницы: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 26

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 132