Амир Файсал 14631
«Помочь» — это последний этап, на котором св. Паисий Святогорец употреблял методы и средства, необходимые для разрешения духовной проблемы пасомого. Этими методами старец оказывал человеку конкретную помощь, которая была ему необходима для исцеления души.Ноглавным критерием выстраивания духовнической беседы и помощи является учитывание особенности каждого человека, к которому необходимо проявить индивидуальный подход. Поэтому, в зависимости от ситуации, преподобный старец мог пользоваться своими методами в разном порядке, отступая от привычной ему стратегии.
Содержание:
Пробуждение чувств
Данная подгруппа включает в себя методы и средства, которые направлены на пробуждение пастырем определенных чувств у человека, а именно: покаяния, благодарности Богу, осмысления своей вины, стыда, отрезвления, душевного облегчения и спокойствия и пр.
Шутка, как яркий пастырский инструмент прп. Паисия Святогорца, используется им и в названном методе. Но цель, с которой преподобный использует шутку, уже другая: пробудить в человеке внутренний анализ или донести до его разумения какое-либо нравоучение, порой скрытое. Иеромонах Исаак в житии, говоря о св. Паисии Святогорце, подчеркивает, что «нередко за какой-то из его простых шуток скрывался глубокий духовный смысл»[1]. И сам преподобный говорит, что «…даже ругать людей надо с любовью: указывать им на ошибку тонко, тактично, растворяя это смехом или шуткой»[2].
Для наглядности можно выделить несколько видов шутки, к которым прибегал в разное время, в зависимости от ситуации, святой Паисий: 1) добрый сарказм 2) добрая угроза 3) шутка путем необычного действия.
В разных трудах старца можно встретить случаи, где он отвечает кому-то с добрым сарказмом. Делает это подвижник очень аккуратно, тонко, тактично и конечно же смешно. Часто св. Паисию Святогорцу доводилось отвечать в таком стиле людям, которые приходили в гости не для пользы душевной, а просто полюбопытствовать, позадавать глупые вопросы. Как-то одному мирянину с предвзятым мнением, что старец якобы бездельник, подвижник сказал, что он в поте лица ухаживает за полевыми цветами в округе, а ночью зажигает на небе звезды. Вопрошающий был растерян от ответа[3].Читая житие прп. Паисия Святогорца и его наследие, можно встретить случаи, когда святой не просто словом прибегал к шутке, но предпринимал даже какие-то шуточные действия
В другой ситуации беседа строилась следующим образом: «Геронда, а разве все подобное начинается не с помысла? Предположим, сестре попался в тарелке волос. Ну так пусть она его выбросит — и дело с концом.— Да ты что, ни в коем случае нельзя выбрасывать! Ведь этот волос достался ей как благословение! Пусть она обязательно отдаст его мне, я отвезу его с собой на Афон — как благословение!»[4]. Таким ответом старец дает понять, что не нужно быть брезгливым, наоборот, стоит воспринимать такие маленькие неудобства как крошечный «духовный процент» и возможность хоть на самую малость пострадать. В то же время с рассудительностью нужно просто выбросить этот волос, а не есть его.
Были и другие подобные случаи[5], например, когда святой предлагал назвать Исихастирий «Шумостирием» или «Неспокойностирием»[6] с целью, чтобы насельницы монастыря поняли, как важно, чтобы в обители царили тишина и спокойствие.
Святой мог прибегнуть и к доброй угрозе. Когда старец по своей прозорливости узнал, что пришедший к нему молодой человек употребляет наркотики, стал говорить: «“Я не верю, чтобы ты употреблял гашиш”. Тот солгал: “Нет, Геронда”, — “Смотри, — говорит ему с любовью старец, — а то повешу тебя на этом “дереве”! Сам знаешь, на каком!”. Вернувшись в Салоники и войдя в дом к другу, мы увидели, что это “деревце” засохло! Мой друг был потрясен. Потом он исповедался, вошел в Церковь и встал на путь к Богу»[7].
Читая житие прп. Паисия Святогорца и его наследие, можно встретить случаи, когда святой не просто словом прибегал к шутке, но предпринимал даже какие-то шуточные действия. На рассмотрение предлагается пару интересных случаев. Первый: «Когда Старец жил в Иверском скиту, его посетил знакомый юноша. На молодом человеке был костюм и очень красивый галстук… Шутливым тоном он спросил: «Слушай-ка, ты не одолжишь свой галстук вот этому ослику? Пусть горемыка тоже немножко порадуется». Юноша снял галстук, и Старец, еле сдерживаясь от смеха, подвязал его на шею ослу»[8]. Таким оригинальным и шутливым образом святой научил юношу простоте, и тот впредь в галстуке на Афон не приезжал». Второй случай: «В Конице жили два близких друга, приходивших частенько в монастырь Стомион. Как-то один лукавый человек настроил их друг против друга. В итоге оба затеяли скандал в самом монастыре и не успокаивались, несмотря даже на увещевания старца Паисия, угрожая ему, что и с ним поругаются еще. Тогда прп. Паисий Святогорец ответил так: ″Ну что же, — говорю, — давай, Пантелис, поругаемся, дайка я только маленько приготовлюсь″. После этого он притащил к церкви, где были эти друзья, громадную жердь для садовой ограды с целью рассмешить тех и сказал: ″Эй… Пантелис, кончай, а то поругаемся″»[9]. В итоге дьявольский план был разрушен, а два друга расхохотались и усвоили увещевания старца, став, как и прежде, товарищами.
Помимо этого, св. Паисий Святогорец подчеркивает пользу от того, что духовник будет говорить людям о Божиих благодеяниях им и Его неизреченной любви: «…будет немало пользы, если духовник станет с любовью говорить приходящим к нему людям о великой любви Божией — так, чтобы в них самих заработало любочестие, чтобы они почувствовали свои ошибки и отказались от своих дурных привычек»[10]. Из его слов следует, что такой духовнический метод поможет пробудить в человеке осознание своей неблагодарности Богу, обратит на путь ко смирению и даже может сподвигнуть к духовной работе над собой уже с благодарением за все благодеяния Творцу. Таким образом святой старец многим людям говорил о великой любви Божией, чтобы пробудить в них такие чувства[11].
Иногда в пастырской практике Паисию Святогорцу доводилось людей ругать и обличать. Но нужно стараться, чтобы пастырское обличение не переросло просто в осуждение. Священник Александр Любимов говорит об этом: «Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель…. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…»[12].
Когда этого требовала ситуация, старец просто выражал свое недовольство, обличая пасомого. Но не нужно забывать, что пастырю прямо обличать можно только близких и знакомых людей, как считал святой Паисий[13]. От старца можно было услышать, как он кого-то отругал: «…задал ему хорошую трепку…»[14]. Порой он мог выражать открыто свое недовольство, например, когда в засушливые периоды сестры монастыря не молились о дожде, не проявляя заботы о других людях («Не скрою, что я вами недоволен… Чтобы такое было в последний раз»[15]).
Прп. Паисий Святогорец прибегал и к своего рода дисциплине. Особенно ярко это можно проследить на примере его пастырской деятельности в Конице. Он запретил напротив монастыря Стомион гуляния, спиртные напитки на праздники, устанавливал правила внешнего вида при входе в обитель, вешал таблички с запретом входа мирян в алтарь и тому подобное[16]. Все эти действия вырабатывали уважение и благоговение у людей к святому месту.Не нужно забывать, что пастырю прямо обличать можно только близких и знакомых людей
Св. Паисий Святогорец в привычном ему стиле мог обличить людей аккуратно и скрыто. Таким приемом он тонко заставлял задуматься о каких-то важных вещах. Как-то святой, желая заставить подумать о своем эгоизме приехавших к нему англичанам, сказал им следующие слова: «Мы — греки — иной раз пишем местоимение «я» со строчной буквы, тогда как они — всегда с прописной»[17].
Иногда пастырское обличение могло принять символический характер, что нередко сопровождалось какими-то действиями. Однажды старцу пришлось прибегнуть к подобному и необычному обличению, когда к нему в гости пришел чересчур чистоплотный человек, остерегающийся микробов на каждом шагу. Вот как развивалась ситуация, по словам подвижника, когда гость побрезговал брать лукум у него из рук: «Ну что же, тогда беру я этот кусочек лукума, нагибаюсь, обтираю им его ботинки и потом съедаю. Пришлось проделать с ним подобную штуку несколько раз — и только тогда, с большим трудом, мне удалось немножко освободить его от этой немощи»[18].
Как-то святой подвижник при помощи дерева объяснил священнику, каково духовенству ходить без священных одежд. Он содрал кору с дерева, остриг его, чтобы дерево походило на священника и написал на нем следующие слова: «Древа свой сбросили наряд, посмотрим, сколько уродят...», а чуть пониже: «Поп безряственный — видать, безнравственный»[19]. Таким символическим действием св. Паисий Святогорец поразил пришедшего священника, который усвоил важность ношения церковного облачения.
Прп. Паисий Святогорец иногда прибегал к таким методам душепопечения, которые вызывали у приходящих к нему недоумение, а порой шок и ужас. Такой прием позволял мгновенно отрезвить человека, вызывал чувство стыда, приводил к осознанию свей неправоты и заставлял отказаться от своих неправильных воззрений.
Так, святой мог сказать что-то резко противоположное ожиданиям человека. Старец сам рассказывал о подобной ситуации: «Однажды ко мне в келью пришёл юноша, который поссорился с человеком и, хотя тот просил у него прощения, его не прощал. Он мне говорит: «“Помолись, геронда, чтобы Бог меня простил”. “Я буду молиться, — отвечаю я, — чтобы Бог тебя не простил”. Он опять меня просит: “Я хочу, геронда, чтобы Бог меня простил”. “Если ты, дорогой, не простишь других, — сказал я ему, — тогда как же Бог тебя простит?”»[20].
В другом случае старец мог шокировать пришедшего своим ответом. «Одна женщина попросила: “Отче, моя мать разбита параличом. Как же я устала! Восемь лет переворачивать её с одного на другой бок!..” “О, — говорю, — твоя проблема решается очень просто! Сейчас я помолюсь, чтобы тебя на восемь лет разбил паралич, а твоя мать выздоровела и за тобой ухаживала”. — “Нет, нет, отче!” — закричала она… Когда эта женщина услышала то, что я ей сказал, она немного устыдилась»[21].
А в житии прп. Паисия Святогорца можно встретить следующий случай, на который иеромонах Исаак обращает внимание: «Старца о чем-то спросили, он сменил тему беседы и с непривычной для него жесткостью стал обличать дороги и автомобили на Святой Афонской Горе. Старец, если можно так выразиться, хотел, чтобы его последние заветы ярко врезались в сердца его слушателей. Он как бы хотел «запечатлеть» то, во что верил»[22]. Путем такого резкого, неожиданного поворота беседы преподобный смог обратить внимание слушателей на важные проблемы или вопросы. И, самое главное, как говорит автор жития, такой способ позволил запечатлеть в сердцах человеческих наставление пастыря.Пастырь может не исполнять просьбу человека, пока тот не совершит какое-то важное или необходимое действие, препятствующее его духовному возрастанию
Также стоит обратить внимание на случай, когда старец шокировал пришедшего к нему человека необычным действием. Потребовалось это сделать для того, чтобы вразумить человека, который пришел к нему за чудом и называл его святым. Впоследствии произошло следующее: «Старец пошёл в свою келью и вернулся с топором в руках. Он схватил гостя за волосы и нагнул его голову, занеся при этом топор, как будто для удара. Искатель чудес в ужасе оттолкнул отца Паисия и, отбежав на безопасное расстояние, закричал: "Ты никакой не святой, ты сумасшедший!" А отец Паисий кричит ему: "Да нет же, я святой. Иди сюда, я отрублю тебе голову, а потом приставлю обратно и воскрешу". Но посетитель не вернулся...»[23].
Афонский старец Анастасий, который является другом и духовным чадом св. Паисия рассказал о подобном случае, в котором преподобный отрезвляюще шокировал гостей: «Мы узнали о тебе, что ты делаешь чудеса. Сделай нам какое-нибудь чудо, чтобы мы посмотрели на него. У старца Паисия был такой сладкий юмор, он не хотел огорчать людей, и он сказал: ″Да, я сейчас научился делать одно новое чудо″. У него был большой нож, которым он резал большие деревянные изделия, и он сказал: ″Я вам отрежу головы и снова их приставлю. Но поскольку я еще не совсем опытен в этом чуде, то могу перепутать ваши головы″»[24].
Побуждающая хитрость
Мудрое и рассудительное пастырское душепопечение является искусством. На следующем примере можно увидеть проявление пастырской «хитрости» св. Паисия Святогорца: «Как-то раз к Старцу пришел прельщенный монах. Он положил себе за правило никогда не пить воду… “Я принес ему угощение: лукум и воду, — рассказывал Старец, — а он мне заявляет: “Я воду не пью”. Я понял, что он в прелести и отвечаю: “Я не говорю, чтобы ты выпил целый стакан. Выпей, если хочешь, только один глоточек…” Собираясь выпить всего один глоток и взяв в руки стакан, он осушил его залпом. Потом, словно его жгло, он попросил еще один стакан воды, потом еще, и в конце концов выпил ведро почти целиком»[25]. В данном примере видно, что старец не заставил пить воду монаха и не прибег к обличению в нем прелести, а хитро сподвиг того сделать один глоток, после чего он попался на уловку и избавился от прелести.
Следующая уловка заключается в том, что пастырь может не исполнять просьбу человека, пока тот не совершит какое-то важное или необходимое действие, препятствующее его духовному возрастанию. Так, прп. Паисий отказался благословлять одну женщину, пока та не помирится с двоюродной сестрой. Данный прием склонял ее помириться с двоюродной сестрой ради пастырского благословения[26].
Также стоит отметить такого рода пастырскую тактику: установление постепенной договоренности между священником и пасомым. Эта уловка, скорее всего, будет уместна в общении с человеком слабой воли, связанным ленью и нерадением, находящимся в печали и унынии. Этот прием действует следующим образом: в случае если человек не может исполнить совет духовника или епитимию, заявляя об этом, то пастырь может пойти на уступки и предложить сделать что-то попроще. Идти на такие «уступки» можно до тех пор, пока пасомый не примет добровольно совет, либо наказ пастыря. Св. Паисий Святогорец применил подобный метод по отношению к одной женщине, которая страдала от своей бездетности и не имела интереса к жизни. Он последовательно предлагал ей заниматься все более простым душеполезным занятием, пока та не приняла совет: «“Сходи в больницу, посети больных...” — “Да куда я там, отец, пойду? — ответила мне она. — Разве мне такое дело по силам!” — “Тогда, — говорю, — сделай вот что: как придёт время читать первый час, читай его, потом в свое время читай третий час и так далее. Положи и один-другой поклончик...” — “Не могу”, — отвечает. “Эх, — говорю, — ну тогда берись-ка ты за Жития Святых”. Я велел ей прочитать жития всех женщин, достигших святости, чтобы что-нибудь из прочитанного запало ей в душу и помогло»[27].Прп. Паисий прибегал к такому интересному приему, при котором помимо прочих слов воодушевления призывал повторять за собой какие-то фразы, когда человек не имел духовной отваги и находился в печали
Призыв к действию
Призыв так или иначе встречается в практике душепопечения св. Паисия во многих ситуациях, но методом эту практику можно назвать в тех случаях, когда святой конкретно к чему-то призывает людей (молитва, добродетель[28], подражание библейским личностям[29], а также святым[30] и прочее).
Прп. Паисий призывал как к общей молитве[31], так и к регулярной частной: «Не забывайте о том, что мы переживаем трудные времена, и о том, что необходимо много молитвы. Помните ту великую нужду, которую испытывают сейчас люди, помните о том великом усердии к молитве, которого требует от нас Бог. Молитесь об этом общем безумии, захватившем весь мир, молитесь о том, чтобы Христос пожалел Свое создание, потому что оно приближается к катастрофе»[32].
Когда старец Паисий подвизался в Конице, там он призывал людей деятельно участвовать в помощи ближним и творении дел милосердия: сбор денег и одежды для нуждающихся, призыв жертвовать средства и урожай монастырю, призвание женщин, которые были к этому расположены, опекать нуждающихся в уходе людей[33].
Духовный стимул
При чтении духовных поучений прп. Паисия Святогорца можно заметить, что он часто говорит людям о духовной награде в будущей и земной жизни. Такой пастырский прием особенно актуален в разговоре с человеком, который объят какой-либо скорбью или болезнью: «Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога… Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты»[34]. К тому же такой подход старца сообразуется с его пастырской позицией, по которой он ставит терпение скорбей и болезней выше аскетических подвигов.
В другом месте св. Паисий Святогорец говорит о духовной награде за смирение: «Смиренные и незаметные воины Христовы умнее всех в мире, потому что им удаётся хранить своё духовное богатство в сокровищнице у Бога. Поэтому мы должны радоваться, если живём незаметно, потому что узрим лице Божие в будущей жизни, и в этой будем постоянно ощущать Его присутствие»[35].
Священник, используя духовный стимул в беседе с человеком поможет ему вернуть свой ум в духовную плоскость, чтобы правильно воспринять пришедшие испытания, а также вдохновиться на христианскую добродетельную жизнь.
Воодушевление
Св. Паисий Святогорец в некоторых ситуациях прибегал к поддержке и воодушевлению, людей, когда они находились в унынии, падали духом, находились в страхе, или когда преподобный предвидел, что слушающий его мог устрашиться от каких-то его слов.
Когда пасомый находился в печали и не имел каких-то сил на духовную борьбу, старец прибег к тому, что показал полную свою уверенность в успехе духовной жизни человека, с ожиданием от него положительных изменений: «Я уверен, что ты скоро покажешь, на что ты способна, разорвёшь последние путы духовной немощи с помощью Благодати Божией, как лев разрывает паутину. Прогони немощь духовной удалью. Буду ждать и молиться. Надеюсь, дождусь и смогу порадоваться твоим успехам»[36]. В другом случае, когда человек был не уверен в том, что справится с трудностями, св. Паисий Святогорец ответил так: «Как же не сможешь? Бог смотрит на расположение человека и помогает ему. А кроме того, часто в трудные минуты проявляют великую отвагу даже те люди, в которых, как поначалу кажется, ее нет»[37].
Как-то спросили мнение геронды насчет происходящих процессов в современном мире. Отвечая на этот вопрос, и затрагивая отрицательные моменты, которые могут ввергнуть слушателя в страх, старец подбодрил их, напоминая, как удачно справлялись в прошлом с подобными трудностями их предки. Его слова были такими: «Не бойтесь. Мы, как этнос, пережили столько гроз и не потерялись. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не потеряемся и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила. Тяжелых лет будет немного. [Лишь] одна гроза»[38].Прп. Паисий Святогорец, как ревностный христианин и пастырь, принимал участие в совместном богоугодном деле: в 1988 году он откликнулся на призыв Элладской Церкви протестовать против показа богохульного фильма про Христа
В другой ситуации, когда человек впал в уныние от постоянных нападков плотских помыслов, прп. Паисий, помимо объяснения механизма падения в греховное состояние, постарался поддержать его и указать на что-то положительное в страждущем: «Мужайся, добрый мой человек, и в конце концов Христос победит… На самом деле, у тебя много достоинств, которые, конечно, дарованы Богом…»[39].
Также прп. Паисий прибегал к такому интересному приему, при котором помимо прочих слов воодушевления призывал повторять за собой какие-то фразы, когда человек не имел духовной отваги и находился в печали: «Но с какой стати мы должны позволять тангалашке делать это? Разве радость не лучше грусти? И любовь не лучше ли злобы?.. Но ведь тебе тонкие нитки кажутся толстыми верёвками, и ты переживаешь. Не мучай себя без повода, потому что этим ты радуешь тангалашку и огорчаешь Христа. “Хочешь, чтобы Христос огорчался? — “Нет, геронда, но…” — Никаких “но”! “Ад огорчися!”, скажи: “Огорчися!” — “Огорчися!”»[40].
Эту цитату можно условно разделить на две части, в первой прп. Паисий прибегает к методу обличения абсурдности проблемы, с которой пришел человек, а во второй — призывает повторять за собой воодушевляющие фразы. Такого рода слова и фразы, которые человек будет повторять за пастырем, способствуют возгреванию в нем мужества, необходимого для борьбы со страстями и отсечению искушений.
Использование духовных средств
Молитва являлась неотъемлемой частью жизни Паисия Святогорца как святого человека и монаха. Он был уверен, что «лучше говорить Богу о мире, чем миру о Боге»[41]. Этот великий инструмент порой является частью разных пастырских приемов старца.
Геронда мог молиться и выражать благопожелания святому угоднику за человека прямо перед ним: «Пусть Божия Матерь даст тебе радость Благовещения, а Ангел тебя благословит, дабы иметь духовное преуспеяние. Аминь»[42].
Также св. Паисий давал обещания людям, что будет молиться за него и по какому поводу: «Буду молиться, чтобы сердце ваше стало Вифлеемскими яслями, и Божественный Младенец даровал вам все благословения Свои»[43]; «Буду молиться, чтобы ты скорее ощутила то, о чём я говорю, и избавилась от муки себялюбия»[44].
Встречается, когда прп. Паисий Святогорец при человеке читал определенные псалмы. Пример приводит сам подвижник: «Когда ко мне приходят люди, разуверившиеся в жизни, я читаю им девяносто третий и тридцать шестой псалмы: «Бо́г отмще́ний Госпо́дь, Бо́г отмще́ний, не обину́лся есть. Вознеси́ся, судя́й земли́, возда́ждь воздая́ние го́рдым... Лю́ди Твоя́, Го́споди, смири́ша и достоя́ние Твое́ озло́биша... И бысть мне Госпо́дь в прибе́жище и Бо́г мо́й в по́мощь упова́ния моего...». Эти священные слова весьма утешают душу»[45]. Такого рода приемы хороши тем, что человек видит, как пастырь на месте прилагает усилия для того, чтобы ему помочь в виде молитвы или чтения псалмов.Есть такая пастырская и старческая практика, когда человеку дается ответ на его вопрос путем указания к прочтению определенного отрывка какой-либо книги
Сам прп. Паисий не был музыкально образован, но умел петь церковные песнопения и любил это. Паломники иногда даже просили его спеть что-то церковное. В связи с этим в разных томах Слов св. Паисия Святогорца можно встретить, где он при разных обстоятельствах советовал людям петь песнопения.
Прибегать к церковным песнопениям и песням советовал преподобный в случае боли и страданий (старец использовал этот совет и в своей жизни): «А как человеку преодолеть боль невыносимую?.. Если он человек мирской — то мирской песней, если он человек духовный, то духовным песнопением... я принял болеутоляющую «таблетку» — спел тропарь «Боле́зньми святы́х…»[46]. Можно наблюдать, как святой советует использовать песнопения и в других случаях, например, когда мучают плотские помыслы (советует петь «От юности моея…»[47]), когда терзают хульные помыслы[48], когда вокруг много шума[49].
Совместное делание
Душа каждого человека радуется, когда имеет общение с Богом и с другими людьми, так как она имеет в этом потребность. И конечно, любая радость, которую удается разделить с ближним, становится еще большей радостью, а печаль становится менее тягостна. В связи с этим пастырская поддержка будет очень значима для пасомого, особенно в трудную минуту. А какое-то совместное делание пастыря и человека может помочь справится с проблемой быстрее. В добавок к этому человек будет более усерден в решении своей проблемы, так как не остается с ней один на один. К такому пастырскому методу иногда прибегал и прп. Паисий Святогорец.
К совместному деланию относится общая молитва духовника с человеком. Старец говорил следующее о соборной молитве: «Совместная молитва с точки зрения качества может быть ниже частной… Но с точки зрения силы — она выше, потому что молятся все вместе: у одного в молитве больше силы, у другого больше теплоты и т. д… Что сказал Христос? «Идеже бо еста два или трое собраны во имя мое, ту есмь посреде их»[50]. Вспоминается случай, когда один человек в ходе беседы рассказал одну прискорбную новость из своей жизни о том, что его родные пропали и неизвестно, где они, тогда святой Паисий предложил вместе молиться об этом: «Давай будем вместе молиться, чтобы и о них тоже получить радостные известия»[51].
Также стоит отметить, что прп. Паисий Святогорец, как ревностный христианин и пастырь, принимал участие в совместном богоугодном деле. Так, он в 1988 году откликнулся на призыв Элладской Церкви протестовать против показа богохульного фильма про Христа. К такого рода его действиям относится следующее: 1) благословение и побуждение разных людей к участию в этой акции протеста; 2) для того, чтобы самому присоединиться к протесту, старец составил письменное обращение с другими отцами в монастырь Кутлумуш, это дало возможность афонским монахам официально принять участие в этой акции; 3) молитва преподобного о разрешении сей проблемы 4) и наконец, само присутствие святого Паисия на этом мероприятии. Иеромонах Исаак пишет о том, какую реакцию у верующих вызвал этот ряд действий старца: «Особое чувство у собравшихся вызвало присутствие Старца Паисия, который, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все время стоял на ногах. В конце акции толпы людей, желавших выразить Старцу свое благоговение, так стеснили его, что он подвергся опасности быть раздавленным»[52]. Вот насколько сильно действует на людей то, когда пастырь совместно с ними предпринимает какие-либо действия, направленные на разрешение проблем как общецерковного масштаба, так и личностного.
Духовное чтение как способ самоврачевания
Любая беседа пастыря с человеком редко обходится без пастырского совета. И прп. старец Паисий Святогорец не был исключением.В частности, прп. Паисий Святогорец в своей практике душепопечения не обходит стороной вопрос духовного чтения. При этом он определяет образ и порядок чтения духовной литературы. Так, для людей, у которых появилась «добрая обеспокоенность» о своем спасении, старец отмечает: «Пусть они сначала читают Евангелие, чтобы понять, что значит Христос. [После того как они] немного придут в сокрушение, пусть читают Ветхий Завет»[53].
Говоря о том, как следует читать, старец приводит пример из собственной жизни: «Я, когда был новоначалъным и читал какую-то книгу, переписывал её, чтобы не забыть, и старался применить прочитанное на практике»[54]. К тому же он призывает и людей. То есть польза от прочитанного есть только тогда, когда человек понимает, о чем он читает, когда в чтении участвует его сердце[55], и при этом старается применить прочитанное в своей жизни. Чтобы достичь максимального осмысления прочитанного, по мнению старца, необходимо читать небольшой объем книги[56]. Усвоению способствует выписывание самых запоминающихся мест и размышление над ними[57]. Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что всякую книгу необходимо читать тщательно и внимательно с соответствующими выписками[58].Говоря о том, как человеку можно научиться правильному отношению к несправедливости, прп. Паисий упоминает о великодушии праведного Авраама. Желая избежать ссоры с Лотом из-за пастбищ, Авраам предлагает своему племяннику самому выбрать те земли, которые ему больше по сердцу, а себе берет оставшееся
Старец считает, что не следует себя расхолаживать чтением легкой и бесполезной литературы, к любому внутреннему состоянию можно подобрать соответствующую духовную книгу[59]. К прочтению св. Паисий советует ряд духовных книг, например, подвижнические слова аввы Исаака Сирина. Важным чтением является и «Эвергетинос» («Благолюбие») — «эта книга помогает потому, что она описывает борьбу святых отцов со всеми страстями по порядку, душа познаёт то, как трудились отцы, и получает пользу»[60]. Преподобный считает, что немалую пользу имеют «жития святых: это освященная история, и поэтому они весьма помогают, особенно детям»[61], только не следует их читать как сказки. В своем 1-м письме монахиням из Иоанно-Богословского монастыря, помимо перечисленных книг, святой подвижник советует читать «Лествицу», «Невидимую брань», святого Ефрема[62]. Следующих четырех святых отцов старец советовал читать профессору Жану Клоду: «Макария Египетского, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника и Симеона Нового Богослова»[63].
Но важно понимать, что книги высокого духовного уровня следует читать, в первую очередь, людям соответствующей высокой духовной жизни или под тщательным руководством наставника. Поскольку мирянам и неопытным монахам такая литература может пойти не на пользу. По этому поводу насельник одного из афонских монастырей рассказывает о местной традиции чтения духовной литературы монахами: «Наш старец советует монахам больше читать жития святых, отечники… На Афоне не особенно приветствуется, когда монахи читают книги такого высокого духовного содержания, как, например, Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина… в сочинениях этих святых часто написаны вещи, которые объяснить может только тот, кто сам обладает опытом такой молитвы и подвига»[64].
Бывало, когда Геронда советовал читать какую-то литературу и псалмы для определенного эффекта в душе человека: «Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру и мужественно продолжать борьбу за стяжание добродетелей»[65]; для ясности духовного восприятия и развития духовной интуиции — «Лавсаик», «Лимонарий», «Достопамятные сказания», авву Варсонофия[66]. К слову, есть такая пастырская и старческая практика, когда человеку дается ответ на его вопрос путем указания к прочтению определенного отрывка какой-либо книги. Об этом рассказывает св. Паисий, описывая старца Кирилла в своей книге[67].
Прп. Паисий советует вдумчиво вчитываться и внимательно размышлять над словами Священного Писания, в котором человек всегда может найти для себя добрый пример. Например, говоря о том, как человеку можно научиться правильному отношению к несправедливости, прп. Паисий упоминает о великодушии праведного Авраама. Желая избежать ссоры с Лотом из-за пастбищ, Авраам предлагает своему племяннику самому выбрать те земли, которые ему больше по сердцу, а себе берет оставшееся: «Лот, хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и Гоморру, потому что там были зелёные луга, хорошие пастбища для скота… А Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту. То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость»[68].
Очень важно, как отмечает прп. Паисий Святогорец, учиться на примерах святых отцов и подвижников. Человек должен сравнивать свои поступки с теми, которые совершали святые, испытывать себя: «В делании для стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся и стараемся с усердием, с божественной ревностью им подражать… Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру и мужественно продолжать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждого святого… видна пламенная любовь, которую они имели к Богу. Вот и загорается в человеке огонь божественной ревности и горячее желание им подражать»[69]. По такому принципу старец советует учиться терпению на примере Спасителя, апостолов Павла и Иоанна[70], смирению у аввы Моисея[71] и другим достоинствам у прочих святых и подвижников.
Тем самым, пользуясь опытом прп. Паисия Святогорца, можно сподвигнуть себя читать Священное Писание и святоотеческую литературу разумно, с максимальной пользой для собственной души.
Итак, на последнем этапе говорилось о пастырских приемах, средствах, духовной практике св. Паисия Святогорца, направленных на врачевание души человека: пробуждение чувств, призыв к действию, духовный стимул, воодушевление, использование духовных средств, совместное делание, а также советы по самоврачеванию.
Всем этим афонский подвижник умело пользовался в практике душепопечения, особым образом воздействуя на приходящих к нему.
Рассматривая более подробно предложенную поэтапную концепцию, можно заметить: прп. Паисий бросает все свои силы на то, чтобы помочь страждущему человеку, поддержать его и вместе пройти с ним тернистый путь искоренения страстей. Уникальность духовного врачевания св. Паисия заключается в том, что он научает пришедшего к нему за помощью самому разумно держаться того спасительного пути, который был ему указан духовником.
чтец Амир Файсал,
выпускник магистратуры, профиль "Пастырское богословие"
Ключевые слова: преподобный Паисий Святогорец, душепопечение, дисциплина, награда, призыв, совместное дело, тактика, духовное чтение, пример святых
[1] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 263.
[2] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 327.
[3] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 140.
[4] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 49.
[5] Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. ― М.: Никеа, 2017. ― С. 32-33.
[6] Там же. С. 86-87.
[7] Зурнатзоглу Н. А. Преподобный Паисий Святогорец. Свидетельство паломников. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. ― С. 285.
[8] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 266.
[9] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 70; См. также: Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. ― М.: Никеа, 2017. ― С. 95.
[10] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 305.
[11] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 139-141, С. 194-195.
[12] Православная энциклопедия «Азбука веры». Обличение [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/oblichenie (дата обращения: 29.01.2018).
[13] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 283.
[14] Там же. С. 319.
[15] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 121.
[16] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 122.
[17] Там же. С. 268.
[18] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 52.
[19] Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. ― М.: Никея, 2017. ― С. 19-20.
[20] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 211.
[21] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 156.
[22] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 242.
[23] Как к старцу Паисию Святогорцу за чудом приходили [Электронный ресурс] // URL: https://filin-dimitry.livejournal.com/525788.html (дата обращения: 04.03.2018).
[24] Телеканал Союз. Беседы с батюшкой. Преподобный Паисий Святогорец. Интервью с афонским старцем Анастасием [Электронный ресурс] // URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-17-noyabrya-2017g (дата обращения: 12.03.2018).
[25] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 212.
[26] Там же. С. 231.
[27] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 89.
[28] Там же.С. 19-21; Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 81.
[29] Преподобный Паисий приводит добрый пример вдовы, накормившей пророка Илию во время голода, и призывает следовать ему. См.: Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 210.
[30] Там же. С. 151-152.
[31] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 246.
[32] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 327.
[33] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 129.
[34] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 212.
[35] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 182.
[36] Там же. С. 138.
[37] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 233.
[38] Там же. С. 23.
[39] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 166.
[40] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 166.
[41] Γεώργιος Ν. Φουκαδάκης. Άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης - Η ζωή του και το έργο του. ― Αθήνα, 2017. ― Σ. 177.
[42] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 281.
[43] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 6. О молитве. ― М.: Святая Гора, 2013. ― С. 185.
[44] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 50.
[45] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 27.
[46] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 237.
[47] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 166.
[48] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 37-40.
[49] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 187-188.
[50] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 6. О молитве. ― М.: Святая Гора, 2013. ― С. 197.
[51] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 98.
[52] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 299.
[53] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 105.
[54] Там же.
[55] Новый Афонский патерик. Т. 3. Рассказы преподобного старца Паисия и других святогорцев / перевод с греч. ― М. Орфограф, 2018. ― С. 44.
[56] Там же. С. 57.
[57] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 276.
[58] Официальный сайт Московской Патриархии. Святейший Патриарх Кирилл посетил детский праздник «День православной книги» в Храме Христа Спасителя [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5161649.html (дата обращения: 2. 05.2018).
[59] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 107.
[60] Там же. С. 109.
[61] Там же.
[62] Паисий Святогорец, прп. Письма. Письмо 1. ― Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. ― С. 24.
[63] Паисий Святогорец был истинным последователем отцов-пустынников [Электронный ресурс] // URL: http://www.agionoros. ru/docs/1768.html (дата обращения: 11.05.2018).
[64] Тишкун С., прот., Кабанов И. В. Люди Греческой Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. ― М.: Никея, 2015. ― С. 305-306.
[65] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 151.
[66] Там же. С. 293.
[67] Паисий Святогорец, прп. Отцы Святогорцы и святогорские истории. Отец Кирилл, отшельник скита монастыря Кутлумуш, а позже игумен этой же Обители. ― Издательство Борисова, 2015.
[68] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 117.
[69] Там же. С. 150-151.
[70]Там же. С. 273.
[71] Там же. С. 169.