Выслушать и дойти до сути ― второй этап в заботе о душе по прп. Паисию Святогорцу

Московская Сретенская  Духовная Академия

Выслушать и дойти до сути ― второй этап в заботе о душе по прп. Паисию Святогорцу

Амир Файсал 7887



«Выслушать» — это второй этап в модели душепопечения св. Паисия. Через общение старец узнавал человека, знакомился с проблемой, которая терзала гостя, узнавал все важные особенности, которые были необходимы для оказания ему дальнейшей помощи. А дальше следовало «объяснить» — этому действию соответствует третий этап модели «Разъяснение духовной сути проблемы». Методы этой группы св. Паисий Святогорец использует тогда, когда ему ясна проблема человека. Преподобный употребляет всевозможные средства, чтобы донести до человека суть его заблуждения и того, какого врачевания требует определенный случай.

Содержание:

  • Умение выслушать человека
  • Разъяснение духовной сути проблемы
  • Использование простого, доступного, бытового языка
  • Применение образов
  • Цитирование Священного Писания и Священного Предания
  • Использование колоритного примера
  • Взгляд на ситуацию с другой, неожиданной стороны
  • Обличение абсурдности проблемы
  • Умение выслушать человека

    Чаще всего познание человека душепопечителем реализуется через беседу. Поэтому беседа является неотъемлемой частью почти в каждом случае, когда происходит пастырское окормление человека. Старец Паисий Святогорец в рамках беседы в первую очередь выслушивал людей[1]. Таким образом он узнавал человека, суть проблемы, с которой тот пришел, а также давал возможность ему выговориться, особенно если тот находился в тяжелом внутреннем состоянии.

    Правильно подобранные вопросы способствуют пониманию состояния, в котором находится человек, а также, какие из его чувств наиболее задеты. В дальнейшем ходе беседы свои наблюдения можно озвучить. Это способствует установлению контакта в разговоре.

    Когда того требовала ситуация, преподобный мог задавать уточняющие вопросы[2] во время рассказа человека, чтобы вникнуть лучше в проблему. Также он мог задавать подобные вопросы, чтобы понять, в каком направлении продолжать беседу. К примеру, однажды св. Паисий, получив ответ на вопрос, понял, что далее вести беседу нет смысла, так как стало ясно, что молодые люди, интересовавшиеся монашеством, делали это лишь с целью сокрытия в случае наступления военных действий[3].

    Святой прибегал и к тому, что просил человека рассказать подробнее о каком-то отрезке своей жизни[4], либо о тех событиях, которые предшествовали появлению проблемы. Порой только так можно дойти до сути рассматриваемого вопроса. Старец, акцентируя внимание на поворотных моментах, вытягивал ниточку за ниточкой, благодаря чему складывалась истинная картина рассматриваемой проблемы. Это давало возможность сделать соответствующие выводы и донести их до пасомого.

    Однажды к старцу пришел человек, у которого были проблемы с женой, преподобный, задавал в ходе беседы дополнительные вопросы: «Давай начнем сначала. Когда вы поженились, тоже так ругались? ... Так, значит, ты благоговел перед женой больше, чем перед Богом? ... Может быть, — спрашиваю, — ты завёл себе роман на стороне? … Неужели ты не понимаешь, что во всём виноват ты сам?»[5] После этого святой Паисий смог объяснить суть проблемы и предложить ее решение.

    Старец, общаясь, мог выявлять другие насущные проблемы человека, о которых не было речи заранее, либо же он мог делать выводы о родственниках после разговора с детьми

    Также, уже приобретя определенный пастырский опыт, старец, общаясь, мог выявлять другие насущные проблемы человека, о которых не было речи заранее, либо же он мог делать выводы о родственниках после разговора с детьми: «Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери»[6]. Таким образом, прп. Паисий «изучал проблему со всех сторон, чтобы решение, которое он давал впоследствии, было бы как можно более правильным»[7].

    В ходе данного этапа священнослужителю важно быть внимательным. Необходимо наблюдать за человеком, за его поведением, чувствами, словами, для того, чтобы сформировать для себя правильное объективное представление о нем. Сюда может входить обнаружение действующих страстей в человеке, определение его духовного уровня, характера, а также опыта духовной жизни. Это поможет пастырю выработать правильный и наиболее действенный индивидуальный подход к пасомому, подобрать соответствующие методы и советы.

    Нужно сказать, что рассмотренный этап является типичным для пастырской практики. Но для полноты выражения методов св. Паисия Святогорца важно осветить и его.

    Разъяснение духовной сути проблемы

    К данному, третьему этапу предлагаемой модели были отнесены пастырские приемы старца Паисия, пользуясь которыми, святой помогал людям постигать их духовные проблемы, проявление страстей в их жизни, а также помогал правильно взглянуть на те проблемы, с которыми приходили к нему пасомые.

    Использование простого, доступного, бытового языка

    Прп. Паисий Святогорец, используя различные специфические приемы и личные особенности, очень умело мог донести до понимания людей духовные понятия, термины, процессы, какие-то особенности церковной жизни. Это качество очень ценно в пастыре, о его необходимости говорил и митрополит Антоний Сурожский[8]. В «Афонской тетради» отмечается: «Старец объяснялся простонародным языком, выслушивал озабоченного скорбящего человека и старался помочь ему простым, доходчивым образом»[9].

    При подобных объяснениях старец использовал предметы или элементы природы. Так, в беседе с митрополитом Иерофеем Навпактским св. Паисий Святогорец объяснил преосвященнейшему при помощи листочка связь Бога и творения: «Он подошел к краю тропинки, взял в руку, нежно и мягко, зеленый листок и, не срывая, нагнулся и поцеловал его. И сказал мне: ″Мы целуем рясу преподобного Нектария, которая принадлежала святому и наполнена его энергией. Намного больше мы должны целовать листочки и творение, которое имеет в себе энергию Божию″»[10].

    Старец прибегал к разным символическим действиям и придумкам, чтобы повлиять на людей. Когда святой подвизался в обители Стомион, рядом люди предавались порой излишним увеселениям, не имея благоговения к монастырю. Для того, чтобы прекратить развлечения возле обители, святой совершил символическое действие, вырыв могилу на возвышении недалеко от входа. Над ней он возвел крест и каждый день зажигал лампадку, а также воскурял ладан[11]. Создав таким образом траурную атмосферу возле монастыря, св. Паисий Святогорец смог повлиять на людей, проявив пастырскую хитрость. Благодаря таким действиям преподобного, местные гуляния рядом с обителью начали утихать.

    Общаясь с молодыми людьми, преподобный через понятие человеческого эроса смог объяснить им, что такое Божественный Эрос, так как переживание земной любви имеет похожий, но только намного низший принцип действия на человека по сравнению с Божественной

    Для того, чтобы пояснить православные и церковные понятия доступным языком, афонский подвижник прибегал к современным словам и терминам. Старец приводил случай из своей службы в армии (когда их батальон попал в окружение, и благодаря тому, что Арсений связался по рации с командованием, прилетела авиация и разбила противника) — в пример тем, кто спрашивал его: «Какую пользу приносят монахи, сидящие в пустыне и не желающие выйти в мир, чтобы помочь людям?» — «Монахи, — отвечал Старец, — это радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь и помогает более действенно. Лишний одиночный выстрел погоды не сделал, а вот когда прилетела авиация — это решило судьбу сражения»[12]. А общаясь с молодыми людьми, преподобный через понятие человеческого эроса смог объяснить им, что такое Божественный Эрос. Так как переживание земной любви имеет похожий, но только намного низший принцип действия на человека по сравнению с Божественной[13].

    Преподобный мог использовать нетипичные современные выражения в соединении с церковной терминологией, что вызывало интерес и вопросы у людей: «По крайней мере, нужно, чтобы гордость была в пределах допустимой нормы, в рамках, предусмотренных законом…»[14]. Это своего рода является хорошим пастырским ходом, так как человек на ярком образе усваивает то, что до него хочет донести душепопечитель.

    Читая наследие прп. Паисия Святогорца, нельзя не отметить в его пастырской практике использование ярких литературных речевых оборотов. В качестве таких он мог использовать, например, аллегорию, антитезу, сравнение, образы (притчи).

    Под аллегорией подразумевается художественное выражение идеи в образах. Стоит привести несколько примеров, в которых преподобный пользуется следующим литературным приемом. Так, он советовал пастырю, как нужно себя вести с активным и противоречивым чадом: «Поступай так, как поступаешь с мулом. Крепко держи узду и отойди подальше, чтобы он не брыкался»[15]. О пользе от разных характеров супругов святой рассуждал на примере автомобиля, где мужа и жену он сравнивал с педалями газа и тормоза, которые необходимы, чтобы автомобиль ехал вперед и при этом не разбился[16].

    Митрополит Месогейский Николай, рассказывая о личной встрече со старцем Паисием, изумлялся, как он смог, играя словами, аллегорически объяснить духовную суть православной жизни[17]. Старец использовал термины физики, поскольку митрополит Николай был на тот момент молодым физиком.

    Еще довольно часто старец использует следующий афоризм: «высокий процент в банке Христа»[18], из которого можно выручить «деньги». Под этим он подразумевает, что за перенесенные скорби и духовные достижения на земле люди получат намного большую награду на небесах от Христа. В приведенных примерах и прочих[19] старец, ловко пользуясь аллегориями, доносит до сердца человека духовный смысл своих слов, либо какой-то совет.

    Используя антитезу (противопоставление понятий), св. Паисий Святогорец мог, к примеру, показать разницу между духовной и мирской жизнью, которые основаны на противоположных принципах: «Духовная жизнь не то, что мирская. В мирской жизни, чтобы, например, какое-либо предприятие имело успех, необходимо сделать хорошую рекламу, распространить эти, как там, буклеты, постараться сделать так, чтобы о тебе узнали. Но в духовной жизни «предприятие» будет успешным, только если человек возненавидит мирскую славу»[20].

    Прием использования образов (притчей) также фигурирует у старца. Образы, являясь наглядными и яркими, хороши для восприятия и запоминания. Используя образ-притчу, преподобный объясняет пользу от бесовских искушений, которые попускаются Богом для человека: «Он (дьявол) хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог... ловит этот камень и вкладывает его нам в руку. А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков, чтобы мы покололи их этим камнем и покушали!»[21].

    В пастырской практике св. Паисия Святогорца присутствовало использование и прочих литературных приемов, в частности «метафоры» или «сравнения» (например, прп. Паисий Святогорец сравнивал пастырскую работу над труднохарактерными людьми с плотницкой работой над перекошенными досками[22]).

    Применение образов

    Прп. Паисий Святогорец стремился к тому, чтобы человек, пришедший к нему, принимал ответ или совет от него не бездумно, а с определенным осмыслением. Для этого старец предлагал человеку посмотреть на свой поступок со стороны и оценить его, проиграть у себя в голове ситуацию, либо мог рассказать «картину» ситуации, чтобы человек ее представил.

    Прп. Паисий предлагает представить человеку, как бы поступил Христос в его ситуации, или предположить, что бы было, если бы Он совершил подобный поступок, как сам человек

    Пользуясь этим методом, старец часто упоминал об Иисусе Христе. Прп. Паисий предлагает представить человеку, как бы поступил Христос в его ситуации, или предположить, что бы было, если бы Он совершил подобный поступок, как сам человек. Так подвижник объяснял суть и действие себялюбия в человеке: «Если бы Христос думал о Себе, то сидел бы на Небе, не приходил бы на землю, не страдал, не распинался бы ради нашего спасения»[23]. Подобным образом прп. Паисий говорит об этом в другом месте: «Если бы у Христа была та мирская логика, которая присутствует сегодня у многих “духовных” людей, то Он не оставил бы Своего Небесного Престола, чтобы снизойти на землю, пострадать и претерпеть распятие от нас — окаянных людей»[24].

    В другой ситуации св. Паисий Святогорец предлагал человеку противоположно спроецировать его отношения с ближним на отношения со Христом, чтобы тот понял абсурдность своего поступка и из любви, страха к Богу изменился. Наглядно это можно увидеть в следующем диалоге: «″Мне нелегко прощать других, геронда″. — ″Ты не хочешь, чтобы Христос тебя простил?″ —″Хочу, геронда. Как же не хочу″. — ″Тогда, почему ты сама не прощаешь других?″»[25].

    Также преподобный показывает, насколько недобро может выглядеть поступок человека, если приложить его к поведению того, о ком повествует Евангелие. Старец Паисий дает возможность увидеть, какой тогда будет представляться евангельская ситуация. Так бы женщина-хананеянка, просившая Христа об исцелении дочери, будь она гордой, начала бы роптать раздраженно на Спасителя за то, что Он пришел только к Своему народу[26]. Подобно тому вдова из Сарепты Сидонской отказалась бы накормить пророка Илию, оставив бы остатки муки для себя и своих детей[27].

    Заставляя человека размышлять и представлять специальные ситуации, старец доносил до человека смысл своих слов по различным вопросам. Таким образом он, например, объяснил мудрое разделение качеств Богом между мужчиной и женщиной[28], а также помог разобраться монахине со своим чувством зависти к сестре: «Спроси себя: “Если бы сестра сотворила чудо, что бы я почувствовала?” Или: “Если бы она впала в искушение и уронила бы себя в глазах людей, я бы радовалась или переживала?” Ответив на этот вопрос, ты поймёшь, хорошая у тебя зависть или плохая»[29].

    Такого рода пастырские приемы позволяют пробудить совесть в человеке, и чтобы он, продумав проблемную ситуацию, смог с помощью духовника здраво ее оценить с пользой для своей души.

    Цитирование Священного Писания и Священного Предания

    В практике пастырского окормления важно не забывать прибегать к авторитетнейшим из источников — Священному Писанию и Преданию. Так, св. Паисий Святогорец для разъяснение духовной сути проблемы мог подкреплять свою мысль цитированием Нового Завета[30], Ветхого Завета[31], святых отцов[32], а также своего духовника старца Тихона[33]. Прибегал св. Паисий и к опыту подвижников[34].

    Порой люди могли превратно понимать Священное Писание. Подобные случаи неправильного толкования старец приводил в пример и изъяснял свойственным ему простым языком для других[35].

    Также св. Паисий Святогорец прибегал к аллегорическому истолкованию Священного Писания, чтобы донести до человека свою мысль в ярком виде: «Разве Христос не брением отверз очи слепому (Ин. 9:6) Но, чтобы открылись очи нашей души, мы должны сбросить с себя брение, грязь, скверну греха»[36].

    Стоит подчеркнуть, что в Словах старец прибегает к цитированию Библии и святых отцов около 600 раз. Две третьих цитат — это Священное Писание. Из святых отцов, прп. Паисий прибегает к опыту более 15-ти. Чаще всего ― это Арсений Капподокийский и святой Исаак Сирин, что доказывает наибольшее влияние этих подвижников на личность старца Паисия.

    В связи с этим можно сделать вывод, что прп. Паисий Святогорец строит свои поучения и слова на основе Священного Писания и Предания, где первое имеет передовое значение.

    Использование колоритного примера

    Прп. Паисий Святогорец в беседе довольно часто использует различные примеры, отвечая на вопрос или кого-то наставляя. При помощи примеров ему удавалось объяснять многие вещи. Важно отметить, что старец, приводя пример, старается всегда обыграть его, разобрать смысл, порой дать оценку действиям персонажей данного примера.

    Разновидностей примеров, которые использует преподобный, много: примеры из Священного Писания (евангельский сюжет об Иисусе Христе и апостоле Петре[37]); примеры из жизни и опыта святых отцов[38] и подвижников[39] (рассказывал и о старце Хаджи-Георгии[40], о котором написал книгу[41]); примеры из своей личной жизни[42]; примеры из жизни известных личностей; примеры из жизни других людей; примеры из жизни исторических личностей[43]; примеры обычаев других стран[44]; примеры неграмотного поведения священнослужителя[45];  примеры отрицательного поведения или мышления людей[46]; пример действия тех или иных духовных процессов[47] и прочие.

    Например, старец рассказывает поучительную историю из жизни людей, объясняя, что нельзя в своем падении винить кого-то, в том числе тангалашку: «Однажды, когда Старец ненадолго отлучился, послушник взял яйцо, положил его на кольцо ключа… и стал поджаривать яйцо на свечке! Вдруг возвращается Старец и застает его за этим занятием. «Что это ты там делаешь?» — «Да вот, Геронда, лукавый подбил меня испечь яичко!» — стал оправдываться послушник. Вдруг в комнате раздался страшный голос: «Ну нет, такого рецепта я раньше не знал! От него научился». Диавол иногда спит, но мы сами провоцируем его [нас искушать]»[48].

    Объясняя человеку, может ли гордость быть как-то оправдана, преподобный привел ситуацию и для сравнения пример из жизни известной личности: «Например, медсестра гордится, когда делает больному укол пенициллина и у того падает температура. А Флеминг, который открыл пенициллин, был смиренным человеком!.. Люди встречали его аплодисментами. Он тоже аплодировал, а потом и спросил: «А кому они хлопают?» ― и когда узнал, что ему, смутился!»[49].

    Наличие примера в проповеди, Исповеди или разговоре позволит священнику более наглядно донести слово Божие и поучение до пасомых

    Метод примера в пастырской практике весьма актуален, поскольку современному человеку нелегко усваивать сухую информацию. Наличие примера в проповеди, Исповеди или разговоре позволит священнику более наглядно донести слово Божие и поучение до пасомых.

    Взгляд на ситуацию с другой, неожиданной стороны

    Человеку порой трудно увидеть в каком-то событии всю картину с духовной точки зрения. Поэтому пастырю важно помочь человеку разобраться с этим. Когда к старцу приходил кто-то на беседу поделиться своим внутренним состоянием, он мог предложить взглянуть на ситуацию с другой стороны, неожиданной для него. Старец мог воспользоваться этим методом и в случайном разговоре, если собеседник некрасиво себя вел[50].

    Однажды к преподобному пришла монахиня рассказать о том, что ее расстраивает сестра и провоцирует ее осуждать. Ответил старец довольно интересно: «Откуда ты знаешь, со сколькими тангалашками в это время борется сестра? Может, на неё нападало пятьдесят демонов, пытаясь победить, чтобы ты потом сказала: «А, вот ты какая…» Диавол… сделал так, что ты её осудила и испортила с ней отношения»[51]. В этой ситуации св. Паисий Святогорец показывает монахине, что у сестры может быть оправдание для ее поведения, также предполагает, что она может являться лишь оружием в руках дьявола, чтобы вовлечь эту сестру в грех. И вполне возможно, на самом деле первая сестра является виновницей осудительного поведения второй. Если не научиться правильно вести себя в подобных случаях, то оба человека попадутся в уловку дьявола, где первый будет оправдывать свое осуждение плохим поведением второго, а второй из чувства вины перед первым впадет в уныние. Также стоит отметить, что св. Паисий Святогорец раскрывает эту ситуацию не только с более обширной духовной стороны, но и косвенно учит смотреть на событие через добрый помысел.

    Взгляд на ситуацию с другой, неожиданной стороны

    Когда св. Паисий видел, что переживания человека и расстройство не имеет под собой серьезных оснований, то мог по-доброму высмеять эту проблему, показав ее абсурдность. Вот какая реакция у старца была в ответ на переживания о том, что девушка, учащаяся в Европе, никогда не сможет духовно преуспеть: «Вот чудачка! Сидит в Европе и приходит к таким выводам!.. Пусть она старается сохранить то духовное состояние, которое у неё есть сейчас, и не стремится к духовному преуспеянию там. Ведь европейцы — народ, преуспевший в [земных] науках, а не в духовном»[52]. Подобным образом, добавив шутку, св. Паисий Святогорец дал понять монахине, что ее тоска в монашеской жизни вблизи Христа не имеет никакого смысла и быстро побеждается[53]. Подражая в подобных ситуациях старцу, пастырь, не разбирая излишне подробно проблему, может помочь пришедшему ее решить.

    Подводя итоги второго и третьего этапа душепопечения св. Паисия, можно сделать вывод, что зачастую, просто выслушав человека, можно оказать ему огромную поддержку, поэтому духовнику важно этим не пренебрегать.

    На третьем этапе были рассмотрены методы, средства, подходы, которые использовались старцем для того, чтобы донести до человека то, в чем он на самом деле нуждается, по мнению святого. Это позволяет разрешить разного рода вопросы, недоумения, заблуждения людей. Среди них: использование простого, доступного, бытового языка, применение образов, цитирование Священного Писания и Священного Предания, использование колоритного примера, взгляд на ситуацию с другой, неожиданной стороны.

    Обличение абсурдности проблемы

    Бывает, первые три этапа могут оказаться вполне достаточными, являясь уже неким врачеванием. Однако в большинстве случаев пасомые требуют более полного врачевания, чему служит четвертый этап одноименных методов — врачевание. В нем содержатся те практики, советы, наставления, которые могут быть употреблены для исцеления человека от его духовных болезней. Об этом пойдет речь в следующей статье.

    чтец Амир Файсал,

    выпускник магистратуры, профиль "Пастырское богословие"

    Ключевые слова: преподобный Паисий Святогорец, душепопечение, беседа, доступный язык, образы, Священное Писание, примеры, аллегория, абсурдность поступка



    [1] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 322-324; См. также: Тацис Д., свящ. Подвижники Панагуды. Воспоминания о старце Паисии. ― М.: Московское подворье Свято-Троицой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 3.

    [2] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 220-224.

    [3] Там же.С. 248.

    [4] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 48.

    [5] Там же.С. 60-61.

    [6] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 100.

    [7] Γεώργιος Ν. Φουκαδάκης. Άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης - Η ζωή του και το έργο του. ― Αθήνα, 2017. ― Σ. 179.

    [8] Антоний Сурожский, митр. Пастырство. ― М.: Никея, 2012. ― С. 20.

    [9] Афонская тетрадь: истории о преподобном Паисии Святогорце. ― М.: Издательствово ПСТГУ, 2015. ― С. 85.

    [10] Зурнатзоглу Н. А. Преподобный Паисий Святогорец. Свидетельство паломников. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. ― С. 33.

    [11] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 121.

    [12] Там же. С. 65.

    [13] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 194-195.

    [14] Там же. С. 87.

    [15] Зурнатзоглу Н. А. Преподобный Паисий Святогорец. Свидетельство паломников. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. ― С. 35.

    [16] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 42.

    [17] Паисий Святогорец: реж., сцен. А. Куприн; рук. проекта игум. Киприан (Ященко). Фильм 5: Панагуда. ― М.: Продюсерский центр Покров, 2012.

    [18] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 32.

    [19] Паисий Святогорец, прп.: «Бывает, приходят люди и говорят: “Сегодня, отче, молись только обо мне и ни о ком другом”. Вот какие претензии! Ведь это всё равно, что говорить: “На этом поезде поеду только я, чтобы никого другого в вагонах не было”. Но ведь поезд так и так едет, почему бы и другим на нём не поехать?». Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 39.

    [20] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 73.

    [21] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 60.

    [22] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 313-315.

    [23] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 38.

    [24] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 129.

    [25] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 211.

    [26] Там же. С. 233.

    [27] Там же. С. 210.

    [28] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 44.

    [29] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 120.

    [30] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 64.

    [31] Паисий Святогорец, прп. Письма. Письмо 1. ― Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. ― С. 18.

    [32] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 6. О молитве. ― М.: Святая гора, 2013. ― С. 165.

    [33] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 162.

    [34] Паисий Святогорец, прп. Отцы Святогорцы и святогорские истории. Отец Тихон. ― Издательство Борисова, 2015.

    [35] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 45.

    [36] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 292.

    [37] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 58.

    [38] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 26.

    Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 148.

    [39] Паисий Святогорец, прп. Отцы Святогорцы и святогорские истории. Отец Тихон. ― Издательство Борисова, 2015.

    [40] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 37.

    [41] Паисий Святогорец, прп. Афонский старец Хаджи-Георгий. ― М.: Святая гора, 2009.

    [42] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 6. О молитве. ― М.: Святая гора, 2013. ― С. 87-88; См. также: Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. ― М.: Никея, 2017. ― С. 110.

    [43] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 63.

    [44] Там же. С. 72.

    [45] Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. ― М.: Никея, 2017. ― С. 67-68.

    [46] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 158.

    [47] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 77.

    [48] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 138.

    [49] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 87.

    [50] Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. ― М.: Никея, 2017. ― С. 45.

    [51] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 98.

    [52] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. – М.: Святая гора, 2010. – С. 144.

    [53] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. – М.: Святая гора, 2010. – С. 131.




    Новости по теме

    «Бабушкино» богословие: подборка околоцерковных суеверий Не секрет, что среди верующих бытует множество околоцерковных преданий и явлений религиозной безграмотности, разобраться в которых человеку, недавно пришедшему в храм, бывает нелегко. Что же именно является суеверием?
    Что есть общественный долг христианина: вглядываясь в историю Византийской империи Часть 1. Общественное благо в древнем мире и Римской империи Иван Букарев До Рождества Христова система ценностей во многих государствах была не такой, как в последующие века, что определяло, в том числе, взаимоотношения правителя и народа. На этом фоне для нас весьма интересен Древний Рим, ведь Римская империя в более позднее время именовалась Византийской, и именно в лоне этой цивилизации существовало христианство в течение почти полутора тысяч лет. Какой была система ценностей у граждан государств до прихода Спасителя, и в частности, у граждан этой империи, вы узнаете в настоящей статье.
    Влияние монастырского Устава Саровской пустыни на русское общежительное монашество в Синодальный период Иеромонах Павел (Дудоров) Роль и влияние Саровского Устава на православное монашество в Синодальный период было обширно и исторически значимо. Авторитетное и руководящее положение Саровской общежительной пустыни, по замечанию св. Синода, ставило обитель первой среди всех прочих российских монастырей.