Желание стать служителем алтаря открывается у разных людей по-разному, в различные периоды жизни. Некоторые уже с детства готовятся быть священниками, другие пришли к этому позже, в зрелые годы. Думаю, что у того, кто принял решение поступать в семинарию, уже должно быть полное понимание того, что он призван Господом.
Желание стать служителем алтаря открывается у разных людей по-разному, в различные периоды жизни. Некоторые уже с детства готовятся быть священниками, другие пришли к этому позже, в зрелые годы. Думаю, что у того, кто принял решение поступать в семинарию, уже должно быть полное понимание того, что он призван Господом.
Семинария формирует ясное понимание, что такое церковное служение со всеми его положительными сторонами и с учетом всех трудностей. Часто люди, поступая в духовную школу, многого еще не видят, не осознают, а погрузившись в семинарскую среду, они понимают, что здесь не только великолепное богослужение, общение в любви и единомыслии, но и свои внутренние искушения. Человек по-настоящему проверяет себя.
Будущий священник должен иметь определенный объем правовых знаний, которые способствуют правильному ориентированию в жизненных ситуациях, осознанному выбору того или иного варианта решения при управлении приходом, разрешению различных ситуаций приходской жизни. И если мои учащиеся смогут грамотно отстаивать законные права и интересы приходов, то свою преподавательскую задачу я буду считать выполненной.
Мое глубочайшее убеждение: ничего из нашего прошлого не должно быть убрано. Я считаю, что мы допустили почти непоправимые ошибки, когда в 1990-е годы выкорчевывали такие понятия, как патриотизм, любовь к Отечеству, героизм. Сейчас мы уже пожинаем горькие плоды: молодые люди с большим трудом понимают, что каждый трагический эпизод в жизни страны должен вызывать отклик.
Сретенская семинария, молодая духовная школа, взяла от Московской самое главное – доброе отношение к людям. Ведь никакие богословские и гуманитарные знания, пусть даже самые твердые, никогда к Богу не приблизят, если человек будет расти без любви. Поэтому пастырское попечение, человеческая, семейная забота в семинарии просто необходимы. Без них невозможно.
Не могу сказать, что литургика с первых моих учебных дней была для меня любимым предметом, – тогда меня очень интересовали другие дисциплины: история Церкви, Священное Писание Нового Завета. Хотя, конечно, литургике мы с друзьями-одноклассниками уделяли много времени, потому что хотелось вместе разобраться в службах, научиться их составлять.
Семинария сформировала из меня самостоятельную личность. Здесь я научился жить без помощи родителей и близких родственников, полагаться на собственные силы, распределять время.
Для семинаристов древние языки – это языки Священного Писания и Священного Предания. Никакой даже самый лучший перевод никогда не заменит оригинала, потому что нет ни одного языка, система смыслов которого полностью совпадала бы с системой смыслов другого. Кроме того, в процессе изучения древнегреческого языка и латыни появляется более глубокое осмысление родного языка и его истории, становятся очевидными общности, влияния и прямые заимствования из языков классических, повышается грамотность, формируется также важнейшее умение видеть аналогии и заимствования в современных западных языках.
Нельзя терять время, поскольку вы не знаете, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Может получиться так, что не у кого будет спросить совета. И, конечно, учащиеся должны помнить о цели своего поступления в духовную школу. Богословие – это знание, которое человек получает всю свою жизнь. И всю жизнь сдает непростой экзамен.
Особенность нашей семинарии в том, что она находится в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре и студенты семинарии непосредственно участвуют в жизни монастыря, придерживаются не только семинарского распорядка, но и монастырского устава, попутно, кроме учебы неся еще и монастырские послушания. Мы живем рядом с монахами, общаемся с ними, молимся, дружим.
Мы жили полноценной монастырской жизнью. Для меня было огромной, ни с чем несравнимой радостью вставать ночью на чтение Псалтири с поминанием имен из синодиков. Выходишь ночью из кельи, тихо ступаешь по монастырским дорожкам – и попадаешь в полумрак храма Сретения иконы Божией Матери. Незабываемое ощущение!
Желающие принять монашество, вливаются в ряды братии; большинство идет по пути белого духовенства; тем, кто женится, будучи еще семинаристом, оказывается поддержка, но и неженившиеся после окончания духовной школы находят себе применение в церковной работе. К чему готовит Сретенская семинария всех – это к диалогу с миром, где неверующих еще остается большинство, и, что важно, к диалогу с интеллигенцией, часть которой до сих пор находится в глухой оппозиции к Церкви.
В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.
Вся жизнь человека направлена на нравственное совершенствование и духовное обогащение. В семинарии крайне чутко начинаешь относиться к духовным проблемам, возникающим на жизненном пути, более строго анализируешь личную духовную жизнь. Священное Писание, святые отцы, богословско-историческая литература, истолкованные квалифицированно и с церковной точки зрения, исполнение послушаний, возлагаемых на студента, – все это побуждает по-иному взглянуть на многие проблемы современной Церкви.
Известный с конца XVI века московский храм пророка Божия Илии, «что за Пречистенскими воротами Белого города», издревле слыл «Обыденным», так как построение первого деревянного храма совершилось за один день (по-славянски – «об ин день», «обыдень»; «об» – за, «ин» – один).
Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает.
Курс «Практическое руководство для пастыря» был включен в учебные планы духовных школ для того, чтобы помочь тем, кто готовится к священническому поприщу, не просто усвоить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. То есть объединить знания канонов и умение служить, а значит, дать опытно почувствовать выпускникам-семинаристам, кто такой пастырь и священнослужитель.
Семинаристы должны иметь представление о различных взглядах на этнографические проблемы. Ведь им предстоит трудиться в миру, и они обязаны знать, с каких позиций рассматривать этнические вопросы – в каждой конкретной ситуации. Тем же, кто по воле Божией оказывается во многоэтнических и многоконфессиональных регионах, помимо знаний, необходимы разумная осторожность и трезвое терпение.
Семинарские годы научили многому, в том числе пришло и осознание того, что такое любовь к ближним, смирение, терпение, братолюбие, неосуждение. Это особенно важно, когда много людей живут вместе, бок о бок. Мы со временем привыкаем друг к другу, а порой начинаем и надоедать. А вот этому нельзя поддаваться. Нужно с достоинством пройти данное испытание, преодолеть раздражение, проявить чуткость. Это очень ценный урок – на всю жизнь.
О святителе Софронии осталось предание, что он был песнописцем, но его произведения не отличаются яркой дифференциальностью, которая позволила бы отделить их от наследия других авторов. Вместе с тем творчество патриарха открывает оригинальный этап в палестинской гимнографии VII–IX веков.
Занесенная из светского западного антикультового движения теория тоталитарного сектантства претендует на богословскую и церковную, но при этом полностью игнорирует святоотеческий подход к сектантству как несовременный и устаревший. Считается, что тоталитарные секты не религиозны по своей природе. Но главная идея этой теории – «промывания мозгов» – эмпирически не подтверждается, и, следовательно, она неадекватно описывает природу сектантства.
Будущие пастыри должны четко понимать, что священство – это выход на крест (пусть и со многими оговорками). Это отказ от очень многого, от того, что обычный человек имеет право запросто себе позволить. У священнослужителя резко сужается круг развлечений, возрастает ответственность за каждое произнесенное слово. На самом деле уменьшается количество друзей. Те, кто окружает священника, – это его духовные чада, помощники, товарищи, соратники.
Немаловажно для нас, для будущих священников, то, что семинария показывает все стороны церковной жизни. Недаром один из наших преподавателей сказал, что наша жизнь в стенах духовной школы – это жизнь Церкви в миниатюре. Но самым важным уроком, который преподносит духовная школа людям, решившим связать свою жизнь с пастырским служением, стало приобретенное умение жить и общаться с любым человеком, в котором нужно непременно разглядеть образ Божий.
Для людей, не имеющих внутреннего опыта жизни по вере, догматические истины являются непонятными, а словесные формулы, в которые они облечены, кажутся излишне усложненными. Потому-то в светской среде и возникли представления о догматике как о чем-то запутанном и оторванном от жизни. Но когда у человека есть внутреннее благоговение к величию тайн Божиих, тогда и принятие догматических истин происходит естественно, и они становятся ценностным основанием личности, преображая ее.
В наше время, когда расшатываются многие нравственные основы, когда размывается понятие о грехе, поле миссионерской деятельности расширяется и осложняется. Людям сейчас приходится рассказывать о самом простом, о том, без чего человечество самоуничтожается.
Любое учебное пособие, преследуя четко сформулированные и реальные задачи, должно быть написано просто и доступно. В нем нет места терминологическому разнобою, дезориентирующей информации и элементарным ошибкам. Обидно, что подготовленные И.В. Бугаевой и Т.А. Левшенко учебные грамматические таблицы церковнославянского языка, которые могли бы стать хорошими вспомогательными материалами при обучении, отвечают этим требованиям лишь отчасти.
Будущему священнослужителю без правовых знаний не обойтись. Пастырь обязан владеть основами современного церковного законодательства, поскольку они являются главнейшим ориентиром его деятельности. А элементарные основы каноники нужно преподавать даже в православных гимназиях. И надо стремиться к тому, чтобы светские юридические факультеты вводили церковное право в свои учебные планы.
Любой православный гимн, как отправной и конечный пункт богообщения, должен быть не только прочувствован, пережит, но и непротиворечиво осмыслен. Следует помнить о том, что в словах гимнов и молитв прикровенно присутствует богомыслие: глубокое, чистое и самое главное – кристально понятное. Чтобы прикоснуться к этому живительному источнику, и нужно прилежно изучать церковнославянский язык.
Любой из нас в той или иной степени «болеет» гордостью, а потому каждому человеку необходимо осмыслить причины ее появления, чтобы, понимая их особенности, наметить пути преодоления этой страсти. Для этого, прежде всего, стоит задуматься о действиях «отца гордости» и о поврежденной человеческой природе.
Страсть гордости сложна. Ее видов — множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого — обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия.
Чтобы наиболее полно представить себе, что такое страсть гордости, необходимо не только увидеть характеристики этого слова в Священном Писании и узнать об особенностях его перевода на русский язык, о чем вы прочитали в двух предыдущих частях настоящей статьи, но и разобраться, что говорят об этой страсти святые отцы, подвижники благочестия и современные пастыри.
Братья и сестры, поздравляем вас с днем памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского! Мы приготовили для вас подборку цитат великого пастыря, которые, безусловно, актуальны и в наши дни для духовной жизни современных христиан.
В день Пятидесятницы, или сошествия Святого Духа на апостолов, необходимо задуматься о многом, ибо смысл этого праздника, его значение для ныне живущих, порой, ускользает от нашего внимания. Тем не менее, благодать Божия нисходила и на святых, живших гораздо позднее апостолов, нисходит и сейчас. Последнее митрополит Филарет призывал осмыслить особо.
Господь наш Иисус Христос Своим Вознесением открыл людям дорогу в Небесное Царствие, чтобы все идущие за Ним могли войти туда и быть с Ним в вечности.
В честь этого важного события редакция сайта Сретенской семинарии публикует подборку своих статей о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.
В партизанском движении участвовало огромное количество представителей духовенства, особенно в Белоруссии. Не все имена священнослужителей, помогавших партизанам, сохранились до нашего времени, далеко не всё известно об их героической деятельности. Надо вспомнить хотя бы некоторых из этих удивительных людей.
Господь побуждает к молитве, обещая услышать, как отец слышит прошения своих детей. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения.
Это уникальное явление духовного образования в Российской Империи просуществовало недолго, но являлось интересным и чрезвычайно важным начинанием эпохи императора Павла I. Кроме того, вопросы, стоявшие перед ее учредителями и реформаторами, важны для нас и сегодня.
В Библии содержится множество ветхозаветных пророчеств и новозаветных свидетельств о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Здесь приведена подборка цитат, которые складываются в последовательное повествование о мучениях и затем смерти Господа на Кресте, что чрезвычайно ярко комментирует святитель Григорий Нисский.
Размышления о природе времени, о восприятии мира, о первом человеке, о человеческом и божественном творчестве и о том, каково Царство Небесное...
Какую роль играет спорт в жизни христианина? Что это — исключительно забота о теле, или же в нем может быть и духовная польза? Об этом мы побеседовали с насельником Сретенского монастыря иеромонахом Никодимом (Бекеневым).
27 ноября 2025 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии в рамках Пятых Сидоровских Чтений проводит богословско-историческую конференцию, посвященную 1700-летней годовщине Первого Вселенского Собора 325 года в Никее
Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
Актуальная программа конференции.
25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Опубликован № 4 (8) 2024 г. научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
Четвертая ежегодная конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова состоялась в Сретенской Духовной академии 27 февраля 2024 года.
Человек бывает счастлив только тогда, когда он любит Бога и всей душой стремится к Нему.
Сретенская и Минская духовные академии, при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета, приглашают церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в III международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир», которая в этом году посвящена теме: «Человек в поисках смысла»
Тема конференции – «Человек в поисках смысла»
Конференция с международным участием, организованная Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА состоится 23 декабря 2023 года в Сретенской Духовной академии в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Земля».
В Сретенской духовной академии 6 декабря 2023 года пройдет конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем»
Научный центр патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова при кафедре богословия Сретенской духовной академии продолжает свою работу и публикует План мероприятий на 2023–2024 гг.
14 ноября, по благословению епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина и по приглашению руководителя Миссионерского отдела епархии священника Сергия Романова, старший преподаватель Сретенской духовной академии Андрей Иванович Солодков провел в Рыбинске три лекции.
Божественную литургию возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
О любимых преподавателях и важных учебных предметах, об особой миссии Сретенки, о Сретенском братстве и послушаниях вспоминает выпускник семинарии иерей Сергий Крюков, клирик Московской епархии.
В четверг, 13 ноября, в актовом зале Издательского совета Русской Православной Церкви прошла молодежная интеллектуальная игра, посвященная 100-летию со дня преставления ко Господу святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Конференция состоится 24 ноября 2025 года
Что есть самолюбие? Какое против него оружие? На эти вопросы отвечают святые.
В рамках изучения дисциплины «Русская религиозная философия» студенты третьего курса бакалавриата Сретенской духовной академии посетили «Дом А.Ф. Лосева» – знаменитую научную библиотеку и мемориальный музей в Москве, расположенный на Арбате.
Прямая трансляция лекции прошла в стенах Сретенской духовной академии
Проповедь о любви к себе в современном психологическом дискурсе имеет мало общего с христианским учением, а игнорирование и даже дискредитация евангельского учения о самоотвержении становится тревожной тенденцией, проникающей даже в церковную среду.
Одной из важнейших заповедей Господа нашего Иисуса Христа своим ученикам была заповедь о непрестанной молитве. Во все время своей земной жизни Спаситель личным примером показывал значимость общения с Богом: в Иордане при Крещении, в Гефсиманском саду перед Чашей, даже на страшном и таинственном, спасающем нас Кресте.
Прямая трансляция лекции прошла в стенах Сретенской духовной академии
Прямая трансляция лекции прошла в стенах Сретенской духовной академии.
На 10 ноября по новому стилю в церковном календаре приходится молитвенная память святителя Димитрия (Туптало), митрополита Ростовского (1651–1709 гг.). Святитель был талантливым церковным деятелем своего времени, оставившим после себя многочисленные агиографические и гомилетические труды.
Тема встречи - «Неоязычество: мифы и реальность».
Обучающиеся побывали в парке «Патриот», осмотрели храмовый и музейный комплексы.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).









