Сретенская духовная академия

Московская Сретенская  Духовная Академия

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. СВЯЩЕННИК АНДРЕЙ РАХНОВСКИЙ «МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЙ ТРУДЯТСЯ В СЕМИНАРИИ» Протоиерей Андрей Рахновский К вере пришел я где-то лет в четырнадцать-пятнадцать. Мы с друзьями занимались восточными единоборствами, все были крещеными… Духовные поиски начались с другой стороны – с «восточной». Мы с друзьями прочитали книжку священника Родиона Мороза «Люди и демоны» – она тогда только появилась. Мы с ней ознакомились, и это поколебало нашу уверенность в том, что мы не нуждаемся в духовной безопасности. Мы долго думали, и наш тренер, который и дал нам труд отца Родиона, посоветовал поехать в Троице-Сергиеву Лавру и взять у монахов благословение на занятия единоборствами.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ГЕОРГИЙ БАБАЯН: «СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ШИРОКИЙ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКИЙ КРУГОЗОР И ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ» Георгий Бабаян До прихода в семинарию я, как и миллионы подростков, учился в школе, и даже не задумывался над тем, что мне предстоит. Решение поступить в семинарию возникло не сразу, где-то к одиннадцатому классу. До этого времени я даже не думал об этом – только встреча с схиигуменом Илием на подворье Оптиной Пустыни в храме Живоначальной Троицы в Останкине натолкнула впервые меня на эту мысль. На мой вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути он благословил поступать в семинарию.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ДОЦЕНТ НИНА НИКОЛАЕВНА КОРШУНОВА: «ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ОТЛИЧАЕТСЯ ДУХОВНОЙ ГЛУБИНОЙ, СТУДЕНТЫ ОВЛАДЕВАЮТ ИСТИННЫМИ СМЫСЛАМИ, ИХ СОЗНАНИЕ ОБРЕТАЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ» Наталья Николаевна Коршунова Образование же в Сретенской духовной семинарии отличается духовной глубиной, студенты овладевают смыслами, их сознание обретает целостность. Ведь драматичность настоящего времени как раз и заключается в разрыве смыслов. Порой складывается ощущение, что ты говоришь на каком-то другом языке, а слушатели воспринимают слова по-другому, с иными смыслами.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ «ИСТОРИЯ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДАТЫ И СОБЫТИЯ, НО И МУДРЫЕ УРОКИ» Беседа с преподавателем СДС Дмитрием Сафоновым Священник Дмитрий Сафонов Очень важно прививать студентам семинарии традиционно православные взгляды, избегать каких-то непроверенных или излишне либеральных воззрений. Семинаристы должны получать навык изучения традиций Православия, впитать опыт святых отцов, жизни Церкви, причем жизни сложной. Были святые, но были и ересиархи. Однако святость всегда побеждала.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ КУПРИЯНОВ: «ОСНОВЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИЗВЕСТНЫ ЛЮБОМУ ХРИСТИАНИНУ» Федор Куприянов Для нас главная задача добиться, чтобы студенты полюбили предмет, искренне заинтересовались им, чтобы у них появилось желание изучить его глубже программных требований, постигать всю жизнь. Я предлагаю семинаристам базовые знания и свою точку зрения на преподаваемую дисциплину, доказываю ее необходимость для жизни современного христианина.
15 ЛЕТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ «С РАДОСТЬЮ СОВЕРШИТЬ ПОПРИЩЕ МОЕ И СЛУЖЕНИЕ» (ДЕЯН. 20: 24) Беседа с игуменом Киприаном (Партсом) Игумен Киприан (Партс) Послушание священнослужителя можно описать известными словами: «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Полнее и точнее не скажешь. Конечно, большое значение имеет то, что после рукоположения служу в монастыре. Есть с кого пример брать. Всегда подскажут, поддержат, предупредят.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ «ПАСТЫРЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ ДАТЬ ОТВЕТ КАЖДОМУ ВОПРОШАЮЩЕМУ О СВОЕМ УПОВАНИИ С КРОТОСТЬЮ И БЛАГОГОВЕНИЕМ» Беседа с протоиереем Олегом Корытко Протоиерей Олег Корытко Будущий священник должен быть готов «сорадоваться с радующимися и плакать с плачущими». Поэтому особенно важно формирование не только общего образовательного базиса будущего священнослужителя, но и созидание его души и сердца, чтобы оно было способно к живой реакции на человеческую боль и радость.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ «СЕМИНАРИСТЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ПРАВОСЛАВНО» Беседа с протоиереем Стефаном Жилой Протоиерей Стефан Жила Воспитанникам духовных школ просто необходимы практические навыки. Уверен, если молодой человек живет подлинной церковной жизнью, то он сумеет понять и разрешить те проблемы, которые неизбежно возникают в дальнейшей жизни, в том числе при пастырском служении.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО ОН СЛУЖИТ ВСЕМ» Беседа с профессором Алексеем Ивановичем Сидоровым Алексей Сидоров Лишних предметов для пастыря никогда не бывает. К священнику обращаются по самым разным вопросам, и он должен уметь разрешать даже самые специфические проблемы. Но обучение – даже самое продуманное и успешное – не может ко всему подготовить. Оно дает некую матрицу, всему остальному придется учиться самостоятельно. Священнослужителю надо всю жизнь самообразовываться. Он просто перестанет быть пастырем, если не будет постоянно учиться.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «СЕМИНАРИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ШКОЛОЙ БЛАГОЧЕСТИЯ» Иеромонах Иов (Гумеров) Не нужно стремиться к внешней научности, вводя различные светские дисциплины в ущерб богословским. Святые отцы считали богословие наукой из наук. Если в семинариях преподавание богословских дисциплин поставлено грамотно и если учащиеся стремятся с любовью и усердием обогатиться из этой сокровищницы, то такая духовная школа может быть поставлена выше любого светского учебного заведения. Не должно быть никакого чувства неполноценности.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «Я ОТЧЕТЛИВО ЗАМЕЧАЮ, КАК РЕБЯТА ВЗРОСЛЕЮТ И ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЮТ В ДОСТОЙНЫХ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ» Дмитрий Дементьев Несмотря на все трудности учебного процесса, без которых не обходится поначалу любое начинание, и семинаристам, и преподавателям в наше время учебы было, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем сейчас. Для многих наших педагогов было непривычным читать лекции монашеской аудитории. С нами общались не как со студентами, а как с равными.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ИГОРЬ МАКСИМОВ: «НЕОБХОДИМО ВЕСТИ СЕРЬЕЗНУЮ ВНУТРЕННЮЮ РАБОТУ, ТЕРПЕТЬ И СМИРЯТЬСЯ» Семинария должна привить воспитаннику любовь к богослужению, молитве, Священному Писанию, любовь к душеполезному чтению, снисходительность к человеку, искренность и послушание. Все это необходимо, чтобы стать настоящим пастырем стада Христова.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «ЗНАНИЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТИН ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРОЧНЫМ, НО И АКТИВНЫМ» Беседа с протоиереем Николаем Скуратом Протоиерей Николай Скурат В Сретенской семинарии преподают известные ученые, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность. Естественно, они пробуждают интерес к ней у своих воспитанников, рассказывают о последних достижениях в научно-богословской и церковно-исторической областях. В то же время в семинарии есть и другой контингент преподавателей – опытные священнослужители, пастыри, в которых студенты видят примеры христианского пастырского служения. И это чрезвычайно поучительно.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. СЛУЖЕНИЕ СЛОВУ. ЧАСТЬ 2 Беседа с профессором А.Н. Ужанковым Александр Ужанков В семинарии первый набор состоял из монахов и людей зрелого возраста, имевших высшее образование. Эти взрослые люди сделали осознанный выбор: из светской жизни пришли в монастырь, и этот выбор вызывал уважение. Эти студенты знали, чего они хотят, и стремились получить столько знаний, сколько это было возможно. Заметным было их возрастание. Многие из них приняли священнический сан и уже ведут духовную работу в монастыре.

Страницы: 1 ... 28 29 30 31 32 33

Студенты и выпускники академии приняли участие в съемках фильма о возрождающейся колокольне г. Сарапула В июле 2024 года в г. Сарапуле Удмуртской Республики прошли съемки короткометражного фильма «Петропавловский звон», рассказывающего о возрождении одной из главных достопримечательностей региона - колокольне при Покровском кафедральном соборе.
Как проект Сретенской духовной академии изменил мое мировоззрени В период с 1 по 7 июля этого года мне посчастливилось принять участие в Школе молодых гуманитариев «Россия – мое будущее». В течение семи дней мы с ребятами занимались в стенах Сретенского монастыря, и за это время мое мировосприятие перевернулось.
17 декабря 2024 года состоится научно-богословская конференция Сретенской Духовной академии, посвященная 25-летию со дня обретения мощей и прославления священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (1886–1929) 17 декабря 2024 года проводится научно-богословская конференция, посвященная 25-летию со дня обретения мощей и прославления священномученика Илариона (Троицкого).
Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» Олег Стародубцев Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской духовной академии Олегом Викторовичем Стародубцевым.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 69

АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН (ТРОИЦКИЙ). ЧАСТЬ 1 Игумен Дамаскин (Орловский) Первоначальное образование будущий святитель получил в Туле – в Духовном училище, затем в семинарии и был послан на казенный счет в Московскую Духовную академию для продолжения образования. Владимир Алексеевич поступил в Академию в 1906 году «когда чад и угар революционный, проникший и за стены Академии – как писал об этом один из современников, – только что начал рассеиваться, но не исчез еще окончательно». И Владимиру Алексеевичу пришлось много пережить, видя, как он говорил, «позор Академии, променявшей светлые ризы чистой и трезвой науки на яркие, на грязные разноцветные лохмотья уличной политики», позор той Академии, которую он любил, как «свою возлюбленную невесту».
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ГОДЫ УЧЁБЫ И ПРЕПОДАВАНИЯ. Иерей Петр Михалев С 1857 г. о. Иоанн стал давать уроки Закона Божия в Кронштадтском городском училище. В 1862 г. открылась в Кронштадте классическая гимназия. Когда о. Иоанну была предложена в этой гимназии законоучительская должность, он с радостью согласился…
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН. СЕМИНАРСКИЕ И АКАДЕМИЧЕСКИЕ ГОДЫ. Андрей Гринев Читая сочинения преосвященного Феофана, мы удивляемся глубине психологического анализа духовных явлений и с несомненностью можем сказать, что основы тому были положены еще на семинарской скамье. Не менее замечательны в творениях святителя обширные знания в области Священного Писания, и в этом отношении семинарское образование послужило фундаментом.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ВОСПОМИНАНИЯ МИТРОПОЛИТА ПИТИРИМА (НЕЧАЕВА) Митрополит Питирим (Нечаев) С самого начала возобновления в Лавре была очень красивая служба, прекрасно пели. Хотя большинство певчих были совсем старенькие, вышедшие из лагерей, голоса у них были очень хорошие и совсем не дребезжащие. Правда, для меня все праздники начинались поздно вечером, когда уезжал Патриарх, и можно было безо всякой суеты пойти в Успенский собор и помолиться.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. «ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРХИЕПИСКОПЕ ФЕОФАНЕ (БЫСТРОВЕ)» Митрополит Вениамин (Федченков) О нём стоит записать: иной никто, пожалуй, и не напишет. А человек этот был, как увидим, необыкновенный. Я разумею бывшего Ректора Академии Епископа Феофана (Быстрова).
15 ЛЕТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ. ИЕРОМОНАХ ЛУКА (АУЛЕ): «ЗНАНИЯ – ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СПАСЕНИЯ ДУШИ» Иеромонах Лука (Ауле) Я благодарен Господу, Божией Матери и батюшке Тихону, за то, что они мне дали такую радость и такое счастье – учиться. Знания – прочный фундамент для того, чтобы использовать его для строительства спасения своей души. Конечно же, духовное строительство основывается на твердой вере и исполнении евангельских заповедей. Для нас путь восхождения к Богу – это путь, который мы проходим под руководством святых отцов. Они учат, как правильно исполнять евангельские заповеди.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ В МОНАХИ Митрополит Вениамин (Федченков) Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи… Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРХИЕПИСКОПЕ СЕРАФИМЕ (СОБОЛЕВЕ) Архимандрит Пантелеимон (Старицкий) Наступили устные экзамены. Первый был по догматическому богословию. На подготовку было дано только два дня. Николай провел их на чердаке Академии, перелистывая страницы огромного учебника. Накануне экзамена, в 12 часов ночи, он сидел на лестнице, ведущей на чердак, и плакал. За эти два дня он только успел убедиться, что из 150 билетов он знал всего один — «История догмата о Св. Троице», потому что отвечал его на экзамене в семинарии.
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. ЧАСТЬ 2 Иеромонах Иов (Гумеров) Сохранилась темница, в которой в течение нескольких часов содержали под стражей Спасителя. Спустившись по каменным ступеням, входишь в мрачную пещеру, выдолбленную в скале. Там же каменная скамья с двумя отверстиями для ног. Снизу ноги сковывались цепью. Здесь Господь наш готовился через несколько часов претерпеть еще большие страдания – мучительнейшую смерть на Кресте. Осознали ли мы почти за 20 веков, какой ценой мы искуплены от вечной смерти?!
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. ЧАСТЬ 1 Иеромонах Иов (Гумеров) С горы Скопус хорошо виден современный Иерусалим. Взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря зубчатой каменной стене, возведенной в XVI веке по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов – был оставлен строителями стены вне Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОТЦА ЕВСТАФИЯ БАСЛЫКА. ЧАСТЬ 2 Протоиерей Евстафий Баслык Жена священника часто служит посредницей между ним и верующими. К священнику на дом приходят верующие по разным нуждам. Часто они прежде всего встречаются с ней. И вот здесь многое зависит от нее. С каким настроением уйдет прихожанин, что он унесет в сердце своем: уважение ли к дому сему и насельникам его или же недовольство, презрение, осуждение их как людей нечестных, лукавых, обманщиков, проповедующих одно, а в жизни творящих другое, прямо противоположное?
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОТЦА ЕВСТАФИЯ БАСЛЫКА. ЧАСТЬ 1 Протоиерей Евстафий Баслык Виленская Православная Духовная семинария была приравнена к частным школам. Когда впоследствии государство стало реализовывать свой план окатоличивания, полонизации своих непольских окраин, тогда постепенно интернат семинарии был прибран к рукам и перешел на иждивение государства. Тогда все было поставлено на широкую ногу: хорошие кровати, постельное белье, мебель, хорошее питание, – и все это за государственный счет. От учащихся же требовалось лояльное и, мало того, дружественное отношение к польскому государству, овладение польской культурой, проникновение в нее, имеющее своей конечной целью переход сначала в «православные поляки», а потом, со временем, и в настоящие поляки. Как увидим далее, эти полонизаторские планы стали воплощаться в жизнь.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ВОСПОМИНАНИЯ О МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ЕЕ ПРОФЕССОРА В.К. АНТОНИКА. ЧАСТЬ 2 Иерей Виталий Антоник Много сил отдал нашей школе ныне уже покойный Митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь). В Жировичи он прибыл в 1946 году, еще будучи игуменом, и трудился здесь до своей хиротонии во епископа Бобруйского (1956 г.). Он занимал должность инспектора, преподавал Священное Писание Ветхого Завета и составил пособие по этому предмету для всех классов Семинарии.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ВОСПОМИНАНИЯ О МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ЕЕ ПРОФЕССОРА В.К. АНТОНИКА. ЧАСТЬ 1 Иерей Виталий Антоник Свои воспоминания я начну с небольшого рассказа о распорядке дня в Семинарии, который несколько отличался от нынешнего. В 7.30 начиналась молитва, затем завтрак, который обычно заканчивался за полчаса до начала занятий, что давало возможность еще раз просмотреть самый необходимый материал, а порой и вообще подготовить урок. Ежедневно было шесть уроков по 45 минут с перерывом на чай. После занятий – обед. Столовая располагалась на первом этаже по левую сторону от коридора, что в правом крыле Семинарского здания (ныне братский корпус).
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ВСТРЕЧИ С ЛЮДЬМИ, ПОВЛИЯВШИМИ НА ВЛАДЫКУ ВЕНИАМИНА (ФЕДЧЕНКОВА) В СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ. Митрополит Вениамин (Федченков) Вероятно, уже во второй, а не в первый год моего студенчества (то есть в 1904 г.) мне удалось поехать к батюшке. Почему же не в первый? – естественно спросит читатель. Да,стоит спросить об этом. Объясняется это общим духовным, точнее, недуховным состоянием России. Теперь, после потрясений революции, принято у многих хвалить прошлое. Да, было много прекрасного. Но вот беда: мы сами не хотели замечать его. Так было и с отцом Иоанном.

Страницы: 1 ... 22 23 24 25 26

В СДА прошла Пятая ежегодная конференция Научного центра патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова 24 декабря в Академии состоялась конференция Научного центра имени проф. А.И. Сидорова на тему «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
Весной 2023 года в СДА состоится конференция, посвященная трудам и наследию новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века В апреле 2023 года в СДА состоится конференция на тему «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиепископа Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века»
14-15 марта в СДА и МинДА пройдет III Международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир» Начинается прием заявок для выступления на III Международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир», посвященной теме «Человек и Вселенная: поиск гармонии».
В Сретенской Духовной академии пройдет Конференция, посвященная 1650-летию со дня кончины свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (296 – 373) 2 мая 2023 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии проводит патрологическую конференцию с международным участием

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 22

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ: ЧТО ДУМАЕТ ОБ ЭТОМ ОБЩЕСТВО? Валентин Фролов Люди или ничего, или совсем мало знают о церковнославянском языке, о сфере его применения, о его значении. Нужно признать, что непонимание церковнославянского языка – сегодня это стена между большинством неверующих и Церковью.
ЛЕКЦИЯ 4. СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ Протоиерей Андрей Овчинников 4-я лекция «Тело и душа» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Андреем Овчинниковым, кандидатом богословия.
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК – МЕРТВЫЙ ИЛИ ЖИВОЙ? Лариса Маршева Споры о переводе богослужений на русский язык не утихают и по сей день. В чем же ценность церковнославянского языка? Почему мы не можем от него просто отказаться, сделав церковные службы более понятными? Почему так живуч, казалось бы, «мертвый» язык? Об этом мы беседуем с Ларисой Ивановной Маршевой, доктором филологических наук, профессором, руководителем магистерской программы Сретенской семинарии профиля «Церковнославянский язык: история и современность», заведующей кафедрой теории и истории языка ПСТГУ.
СЛУЖЕНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I В МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ Артем Копылов Сайт семинарии продолжает публиковать материалы научно-богословской конфереции по церковной истории и церковнославянскому языку, которая проходила в СДС в конце сентября. В статье поднимается проблема пастырского служения патриарха Алексия I в Московской епархии в рамках его деятельности как правящего архиерея епархии. На основании писем патриарха в Советы по делам Русской Православной Церкви и религии, материалов «Журнала Московской патриархии» и воспоминаний современников рассматривается, как действовал глава Церкви на данном поприще.
ЛЕКЦИЯ 3. ПОЧЕМУ В МИРЕ ЕСТЬ ЗЛО? Протоиерей Андрей Ткачев 24 октября 2016 г. в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых в стенах Сретенской семинарии, состоялась 3-я в новом учебном году лекция на тему «Почему в мире есть зло?». Встречу провел протоиерей Андрей Ткачев. По окончании лекции он ответил на вопросы слушателей.
ОЧЕРКИ О ВАЛААМЕ. ГЛАВА II. НА ПОСЛУШАНИИ Алексей Лысенко Подъезжаете к нему – вас встречает совершенно новая природа, какой не случилось видеть путешествовавшему лишь по России: природа дикая, угрюмая, привлекающая взоры самою дикостию своею, из которой проглядывают вдохновенные, строгие красоты. Вы видите отвесные, высокие, нагие скалы, гордо выходящие из бездны: они стоят, как исполины, на передовой страже. Вы видите крутизны, покрытые лесом, дружелюбно склоняющиеся к озеру.  

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Посещение Валаамского монастыря

Монархия и теократия в небиблейских политических традициях Древнего Востока Константин Белый Сайт Сретенской семинарии продолжаем публиковать сообщения с научно-богословской конференции по церковной истории и церковнославянскому языку, которая проходила в СДС в конце сентября. Публикуемый материал посвящен пониманию древнейшей формой государственного устройства, а именно монархии в небиблейских древневосточных традициях.
15 УЧЕНЫХ-ЕПИСКОПОВ, СВЯЩЕННИКОВ И МОНАХОВ Алексей Мигальников Вопреки распространенному мнению о противостоянии Церкви и науки, в мире - большое количество верующих ученых. О 15 из них - священниках и монахах, которые внесли значительный вклад в разные области науки, наш рассказ.
Британия без предубеждений Константин Акимов «В России детей немедля отвели бы в помещение, но не в Англии. Было нестерпимо холодно, песок с градом бил нас, мы вымокли насквозь, но игра продолжалась, пока не кончился шторм», –  ученик Сретенской семинарии вспоминает время, проведенное в одной из лучших британских школ.
ЛЕКЦИЯ 2. ТЕЛО И ДУША Православные просветительские курсы Протоиерей Вадим Леонов 1-я лекция «Православная антропология в духовной жизни христианина» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.
ЛЕКЦИЯ 1. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА. Православные просветительские курсы Протоиерей Вадим Леонов 1-я лекция «Православная антропология в духовной жизни христианина» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.
СЛОВО IV - О МОЛЧАНИИ Алексей Сидоров До конца XX века творения святителя Феолипта Филадельфийского (ок. 1250–1322), учителя свт. Григория Паламы, были практически неизвестны: лишь один трактат (по плохой рукописи) был издан в греческом «Добротолюбии». Лишь в самом конце XX века два ученых, Р.Синкевич и И.Григоропулос, практически одновременно издали найденные творения святителя, среди которых центральное место занимают аскетические сочинения (числом 23). С 2000 года нами осуществляется перевод этих сочинений, ранее не известных русскому православному читателю. В настоящее время после «Посланий», «Оглашений», «Увещеваний» и «Монашеских установлений» издается перевод с комментариями «III–VI слова о трезвении». Сегодня мы публикуем «Четвертое (4-е) слово о трезвении» в котором говорится о молчании.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ГЛАГОЛОМ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Антон Самоделкин Сайт Семинарии продолжает публиковать сообщения и статьи с научно-богословской конференции по церковной истории и церковнославянскому языку, которая прошла в СДС в конце сентября. Настоящая статья рассматривает один из аспектов интерпретации коммуникативной цели высказывания – учет взаимоотношения статусов говорящего и адресата. Результаты данного исследования могут быть актуальны для анализа структуры речевых актов в целом и структуры сложных дискурсов.
КОММУНИКАЦИЯ НА ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ (НОВЕЙШАЯ ПРОБЛЕМАТИКА) Анна Привальская Проблематика языка Церкви, вопрос взаимодействия между языком и христианской культурой представляет особый интерес для филологической и богословской научной общественности. Одним из актуальных вопросов функционирования богослужебного языка в церковном обществе является его понимание членами Церкви. В поиске ответа на данный вопрос аспирант филологического факультета ПСТГУ Анна Привальская обратилась к средствам пограничной между социологией и языкознанием науки – социолингвистики.  О своих результатах она поведала в сообщении на научно-богословской конференции СДС по церковной истории и церковнославянскому языку.
РИТМ В СТАРОСЛАВЯНСКИХ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА ПО СПИСКУ ОСТРОМИРОВА ЕВАНГЕЛИЯ) Константин Калинин 26 сентября 2016 года Европа праздновала день языков. Цель такого праздника – поддержание языкового разнообразия, развитие преподавания и изучения различных языков в мире. Хотя в нашей стране этот праздник не принят, однако, он совпал с проведением в Сретенской семинарии научно-богословской конференции, главными темами которой стали – актуальные вопросы церковной истории и сохранения церковнославянского языка в XXI век. Сегодня мы публикуем одно из сообщений посвященное ритмам в старославянских библейских текстах.
Вечер семинариста Константин Белый Стихи, сценки, армрестлинг и поиски идеальной матушки.

В среду 5 октября в Сретенской духовной семинарии прошел особенный праздник: День или, скорее, Вечер семинариста. Он проводится уже второй раз по желанию самих студентов и является аналогом университетских профессиональных праздников, только со своими, семинарскими особенностями.
Чтение, формирующее человека Ольга Алиева «Можно без всякой моралистики обратить взгляд человека внутрь себя, чтобы он на таком глубоком уровне начал меняться», - именно таким подходом, по мнению переводчицы Алиевой Ольги Валерьевны, отличаются творения и проповеди святителя Василия Великого. С ней мы говорим о трудностях перевода святоотеческих творений, о том, как это работа ведется в России и какие встречает препятствия, о том, что современному читателю может сказать святой, живший в раннем средневековье, и нужно ли сегодня популяризировать святых отцов.

Страницы: 1 ... 108 109 110 111 112 ... 133