Сретенская духовная академия

Московская Сретенская  Духовная Академия

«В Церкви нет просто работы, всё – служение» В чем преимущество преподавания в Сретенке по сравнению с другими учебными заведениями? Что отличает студентов СДА от других учебных заведений? Почему необходима строгость в преподавании? Беседуем с преподавателем литургики СДА.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 32

ЛИЧНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ЗОСИМЫ Олег Стародубцев Зараженный ересью жидовствующих, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, распространенным в XV веке на Руси. Кроме того, он очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства. Но, по иронии судьбы, именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, озвучил жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится Новым Константинополем.
БРАТСКИЙ ЯЗЫК Лариса Маршева Пришедший из России церковнославянский язык русской редакции широко использовался сербскими «книжными людьми» конца XVIII – начала XIX века. На нем шло богослужение, писались художественные и публицистические произведения, велось делопроизводство.
ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОТСЧЕТ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА Лариса Маршева Краеугольным камнем, началом любого богословия является поиск понятий, категорий, действий, которые бы наиболее адекватно соответствовали вере и опыту Церкви. А где, если не в церковнославянском языке, можно найти так называемые богоприличные слова? Следовательно, насущная необходимость побуждает задуматься над установлением взаимопроникающих, обоюдных связей между литургическим богословием и церковнославянским языком.
ВОСПРИЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА В ДРЕВНЕЙ РУСИ Александр Ужанков В истории отношения русских писателей к творческому труду можно выделить три периода, соответствовавших трем типам сознания: теоцентрическому, антропоцентрическому и эгоцентрическому. На первом его этапе, характеризующемся идеалистическим мышлением (XI в. – первая половина XIV в.), творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель, точнее – “списатель” – выступает по послушанию как посредник в передаче в письменах сакрального смысла, открытого ему по Благодати. В процессе писания осуществляется синергетическая связь Бога и человека. Поэтому творение не признается как результат волевого усилия писателя.
СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ ЛЕКСИКИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Лариса Маршева Несмотря на свою жутковатую кондовость, наиболее результативным при овладении лексиконом является систематическое заучивание порционного количества слов. Но представить себе, что люди изо дня в день зазубривают лексический церковнославянский минимум по принципу случайной выборки, нельзя вообще.
СЕНТЯБРЬСКИЕ ТЕЗИСЫ (О ПРЕПОДАВАНИИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА) Лариса Маршева Перспективная цель преподавателя церковнославянского языка заключается в том, чтобы его ученики сумели создать грамотные богослужебные тексты, в которых тонко различается перфект, аорист и имперфект, в которых на своих местах стоят личные местоимения, а существительные безошибочно согласуются с прилагательными.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ЧАСТЬ 6 Анатолий Смирнов «Руководящая и направляющая» роль Партии. – Сталин как противовес Троцкому. – Вопрос о государственном строительстве. – Образование СССР. – Спор Ленина и Сталина. – Смерть Ленина погрузила Россию в траур. – Единоличным продолжателем дела Вождя становится Сталин. – Изгнание и убийство Троцкого. – Дуумвират – Сталин и Бухарин.
ХРАМОВАЯ ТОПОНИМИЯ И ИНОСТРАННЫЙ АНАЛИТИЗМ Лариса Маршева Природа богослужебного языка – книжно-письменная. Обусловлена она многовековой и многонациональной традицией. Это распространяется среди прочего и на орфоэпию, согласно законам которой церковнославянское чтение не терпит никаких звуковых изменений. Современный же язык, который имеет не только письменную, но устную форму, требует иного произношения, в том числе аканья – и никуда от этого не спрятаться!
ЗНАТЬ, КАК ПОЗВАТЬ Лариса Маршева Современный русский язык так же, как церковнославянский, старославянский и древнерусский, знает падежное изменение. Морфологическая система сформировала монолитную категорию падежа – словоизменительную категорию, которая выражается в системе противопоставленных друг другу рядов форм, являющихся носителями комплекса морфологических значений (субъектного, объектного, локативного и др.).
ИСТОРИЯ РОССИИ Часть 3. Красные в Кремле. – Большевики использовали национальный вопрос в своих интересах. – Почему белые не подняли монархическое знамя? – Удивительный случай на Пасху. Анатолий Смирнов Статья подготовлена на основе лекций, прочитанных доктором исторических наук профессором А.Ф. Смирновым в Сретенской Духовной Семинарии (2003-2004 гг.).

Страницы: 1 ... 65 66 67 68 69

Исцеление скорбями, увещеваниями и обличением: о преодолении страсти гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) Для того чтобы понять, что представляет собой преодоление страсти гордости, необходимо уяснить, какое именно препятствие нужно преодолеть в первую очередь: им будет духовная слепота страсти. Вести с ней борьбу можно по-разному. В этом, прежде всего, помогает Бог — испытаниями, скорбями и болезнями, а могут помочь и люди — как увещевая, так и обличая.
Портрет гордого человека, или проявления страсти гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) В чем проявляет себя гордость? Это можно сравнить с ростом сорной травы: всё начинается с малого, с семени, но какое именно вредное растение из него появится и как оно навредит доброй земле, станет ясно лишь со временем. И хорошо, если удастся вовремя остановить его рост, отличить сорняк от посевов, не дождавшись наиболее вредных проявлений его сущности.
«Нет зла, равного гордости»: о разрушительном воздействии страсти на душу человека Иеродиакон Кирилл (Попов) В предыдущей статье цикла публикаций о гордости говорилось о своего рода этапах развития страсти. После этого уместно подумать о том, что же случается с душой человека, в которой гордость укоренилась и выросла, и каковы разрушения, производимые ею.  
«Буду подобен Всевышнему»: этапы развития гордости от самолюбия к кощунству Иеродиакон Кирилл (Попов) Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…
О гордости для людей богатых, благополучных и власть имеющих, а также для тех, у кого есть дети Иеродиакон Кирилл (Попов) Как уже было сказано в предыдущих статьях, гордые помыслы могут возникать в человеке и укореняться в нем в силу различных обстоятельств. При этом первопричинами появления страсти гордости являются действие диавола и склонность человека ко греху. А остальные ее источники можно условно разделить на два типа: связанные с телом человека и относящиеся ко всему, что вне его, Об этом — статья, которую вы видите перед собой.
«Удивитесь моей красоте и скромности!»: о внешних и внутренних причинах возникновения гордости в человеке Иеродиакон Кирилл (Попов) Причин гордости — множество. В предыдущей статье вы читали о двух ее первопричинах — действии диавола и склонности человека ко греху. Сейчас мы предлагаем вам подумать о том, сколь же не оправдана гордость того, кто считает себя красивым, умелым и сильным или же постником, молитвенником и мудрецом.
Откуда же приходит змей? О двух первых причинах возникновения гордости в человеке Иеродиакон Кирилл (Попов) Любой из нас в той или иной степени «болеет» гордостью, а потому каждому человеку необходимо осмыслить причины ее появления, чтобы, понимая их особенности, наметить пути преодоления этой страсти. Для этого, прежде всего, стоит задуматься о действиях «отца гордости» и о поврежденной человеческой природе.
«Я смирюсь, но пусть меня прославят»: о видах гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) Страсть гордости сложна. Ее видов — множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого — обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия.
Cтрасть гордости. Суждения святых отцов и современных пастырей Иеродиакон Кирилл (Попов) Чтобы наиболее полно представить себе, что такое страсть гордости, необходимо не только увидеть характеристики этого слова в Священном Писании и узнать об особенностях его перевода на русский язык, о чем вы прочитали в двух предыдущих частях настоящей статьи, но и разобраться, что говорят об этой страсти святые отцы, подвижники благочестия и современные пастыри.
Великие мысли великого пастыря: ко дню памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского Праведный Иоанн Кронштадтский Братья и сестры, поздравляем вас с днем памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского! Мы приготовили для вас подборку цитат великого пастыря, которые, безусловно, актуальны и в наши дни для духовной жизни современных христиан.
20 удивительных фактов о мире и человеке: по книге свт. Луки Крымского «Дух, душа и тело» Святитель Лука Крымский Какой орган отвечает за мышление? Есть ли у животных душа? Могут ли мысли передаваться на расстоянии? Существует ли научное обоснование нематериальных вещей? Ответы на эти и другие вопросы — в сегодняшней статье.
О ДАРАХ СВЯТОГО ДУХА: СЛОВО НА ПЯТИДЕСЯТНИЦУ Святитель Филарет Московский В день Пятидесятницы, или сошествия Святого Духа на апостолов, необходимо задуматься о многом, ибо смысл этого праздника, его значение для ныне живущих, порой, ускользает от нашего внимания. Тем не менее, благодать Божия нисходила и на святых, живших гораздо позднее апостолов, нисходит и сейчас. Последнее митрополит Филарет призывал осмыслить особо.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ И БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА И НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ. ФОТОРЕПОРТАЖ Сретенская академия 28 мая, в неделю 7 по Пасхе, в день торжества памяти святых отцев I Вселенского Собора, в храме во имя Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской московского Сретенского ставропигиального монастыря состоялась первая воскресная Божественная литургия.

Страницы: 1 ... 13 14 15 16 17 ... 26

Студенты Сретенской духовной семинарии провели первую экскурсию по Москве для студентов ПсковГУ Пресс-служба Сретенской духовной семинарии В рамках проекта «Столица моего Отечества» состоялась первая поездка студентов ПсковГУ в Москву, где им провели двухдневную экскурсионную программу студенты Сретенской духовной семинарии.
Студенты Сретенской семинарии на молодежной конференции во Пскове Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Во Пскове прошла V Международная научно-практическая конференция, одним из предметов которой была организация молодежного движения псковских и московских студентов и семинаристов
Священническая хиротония выпускника Сретенской духовной семинарии Пресс-служба Сретенской духовной семинарии В день памяти свт. Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил священническую хиротонию выпускника Сретенской духовной семинарии
Сретенская семинария почтила память митрополита Питирима (Нечаева) Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Преподаватели и студенты Сретенской духовной семинарии вместе с братией Сретенского монастыря отслужили панихиду на могиле митрополита Питирима (Нечаева), со дня смерти которого прошло 15 лет, а также организовали посвященный владыке вечер памяти.
Сретенские семинаристы станут экскурсоводами на выставке «Сокровища музеев России» в московском Манеже В Центральном выставочном зале Манеж с 4 по 25 ноября 2018 года в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ― ко Дню народного единства» пройдет выставка, на которой представлено около 280 экспонатов из 50 музеев России.

Страницы: 1 ... 17 18 19 20 21 22

17 декабря 2024 года состоится научно-богословская конференция Сретенской Духовной академии, посвященная 25-летию со дня обретения мощей и прославления священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (1886–1929) 17 декабря 2024 года проводится научно-богословская конференция, посвященная 25-летию со дня обретения мощей и прославления священномученика Илариона (Троицкого).
«В Церкви нет просто работы, всё – служение» В чем преимущество преподавания в Сретенке по сравнению с другими учебными заведениями? Что отличает студентов СДА от других учебных заведений? Почему необходима строгость в преподавании? Беседуем с преподавателем литургики СДА.
Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» Олег Стародубцев Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской духовной академии Олегом Викторовичем Стародубцевым.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 133