Диакон Александр Поляк-Брагинский 6936
Политические и экономические действия западных христианских миссий в Китае имели целью лишь положительное влияние на местное население и его христианизацию, однако привели к противоположному ― восстанию жителей, от которого пострадало множество христиан. Вследствие этого миссиям, причем не только западным, но и Русской, пришлось продолжать свою деятельность в ином ключе и, в частности, без поддержки сверху, что было обусловлено, в том числе, и политической ситуацией в мире.
Содержание:
Восстание ихэтуаней против иностранцев
Несмотря на масштабную деятельность протестантских миссий для подавляющего большинства китайского населения (50 тыс. обращенных китайцев-протестантов и около 1 млн. католиков по сравнению с 400 млн. общей численности китайцев[1]), большей частью на низовом уровне, в глазах простого китайца, именно христианский пастор и его постоянно растущая паства становились олицетворением западной экспансии.
В 1894 году, после успешной для Франции войны с Китаем, под давлением французского правительства был издан эдикт относительно католиков-миссионеров, который гласил: «Так как церкви католической религии, пропаганда которой издавна узаконена императорским правительством, построены теперь во всех провинциях Китая, то нам хотелось бы видеть, что народ живет в мире с христианами, а для того, чтобы сделать это более легким способом, решено, что местные власти обменяются визитами с миссионерами»[2]. Также далее можно прочитать, что в связи с тем, что епископы равны по чину вице-королям и губернаторам, они могут посещать вице-королей и губернаторов; соответственно, «генеральные викарии и протоиереи представляются казначеям, провинциальным судьям и интендантам; остальные священники ― градоначальникам, помощникам градоначальника и другим чиновникам»[3].
Казалось, что для китайских миссий наступила счастливая пора: никогда еще не было такого количества оглашенных в Пекине. Епископ католической миссии Фавье ничего не опасаясь отправился во Францию, куда его вызвали неотложные дела. Ему хотелось добиться назначения помощника, в котором бы он увидел опору своей старости. Но когда он вернулся, то увидел, что положение вещей серьезно изменилось, мрачные известия то и дело доходили до него. Фавье едва ли успел посвятить назначенного ему помощника.
Причинами нарастающего противостояния можно назвать многие факторы, однако, немаловажны также и те события, которые превратили идеи противостояния в реальное масштабное восстание. Итак, к концу XIX века в экономике северного региона Китая (Чжили, Шаньдун, Маньчжурия) произошли серьезные изменения: интенсивно велось строительство железных дорог, была налажена почтово-телеграфная связь, значительно сократились перевозки грузов во Великому каналу и резко возрос импорт фабричных товаров. Постройка железных дорог, иностранные суда, движущиеся по Великому каналу, регулярные пароходные рейсы, распространение современной почтовой сети ― все это вызвало острый социальный кризис, так как потеряли работу многочисленные труженики традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, грузчики, погонщики, охранники, гонцы, курьеры правительственной и частной посыльной службы и многие другие. Плюс ко всему в 1898 году к социальным предпосылкам добавились и стихийные бедствия, когда случались часто наводнения, прорывавшие дамбы, голод, эпидемия холеры и другие массовые инфекционные заболевания, что вызывало высокую смертность население, которое, в свою очередь, причиной всех этих бедствий видело «заморских дьяволов»[4].Все европейские «машины», железные дороги и телеграф, построенные «варварами», сами по себе являлись в глазах населения символом чужеземной экспансии
Таким образом, все европейские «машины», железные дороги и телеграф, построенные «варварами», сами по себе являлись в глазах населения символом чужеземной экспансии. И люди верили, что уничтожив иностранцев, можно покончить и с голодом. Ихэтуани даже приняли решение об изъятии из употребления иероглифа «иностранный»[5].
Итак, ихэтуани начали действовать. Восставшие захватывали город за городом и продвигались к Пекину, убивая иностранцев, христиан и уничтожая их дома. Измученный тяжелой жизнью, доведенный до отчаянья хаосом и стихийными бедствиями китайский народ верил, что убийство иностранных миссионеров восстановит гармонию в обществе и в природе.
Одна американская миссионерка Ровена Берд, которая скончалась 31 июля 1900 г., за несколько недель до своей смерти оставила несколько дневниковых записей, где ясно описывает обстановку ужаса и паники, охватившей как китайцев, так и всех находившихся в Китае иностранцев. Она пишет, что зной и засуха ― причина распространения эпидемий и что ихэтуани угрожают убить священников и мирян, и «если не пойдет дождь, то я не знаю, что может произойти. Мы верим, что Бог ниспошлет нам благодатный дождь, который смягчит ситуацию. Мы знаем, что наше счастье ― в Его руках. 30 июня и 1 июля было убито 15 протестантских миссионеров и после этого, в конце концов, пошел дождь»[6].
Вооруженные отряды ихэтуаней весной и летом 1900 года проникли в провинции Шаньси и Фэнтянь (Ляонин). Там они нашли поддержку со стороны местных властей, как и в многих других случаях, и стали занимать города, а также ставить под свой контроль целые районы. Ихэтуани на территории провинции Шаньси уничтожили 150 иностранцев и около 20 тысячкитайцев-христиан[7].
Приведем пример страшных описаний очевидцев события 9 июля 1900 г., когда у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа были совершены публичные казни христиан: «Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним..., он... опустился на колени... Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали еще четверо, каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт… держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: “Мы все приехали в Китай, чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?”. Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство, палач же вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову. Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь... Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек. Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков»[8].
Кроме того, среди замученных в тот день были и христиане-китайцы. Казнь была до самого вечера, «и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, сняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез»[9].
Говоря о восстании ихэтуаней, нельзя опустить тот факт, что восставшие, боровшиеся с христианством, прибегали к язычеству. Как пишет В. Г. Дацышен, «на площадях были установлены алтари, перед которыми проводились культовые обряды и мистерии, на городских улицах ополченцы под руководством мастеров овладевали приемами ушу»[10]. Боевики и ополченцы пользовались в подавляющем большинстве лишь холодным оружием. А также нужно принять во внимание то, что в первых рядах ихэтуаней в бой всегда шли юноши и девушки, предварительно доведенные до состояния транса[11].
Финалом восстания было его подавление. Однако не всех убивали. Например, во время осады Пекина Католический храм Бэйтан держал осаду самостоятельно, его обороняли 4000 человек, из них более тысячи католических китайцев-христиан, а также французские и итальянские солдаты и матросы под руководством епископа Фавье. Когда их освободили, то, как сообщал на Родину один из солдатов, освобождавших Бэйтан: «Священники, сестры, все бросались нам на шею и обнимали нас… почти все мы прятали лица друг за друга, чтобы скрыть слезы… Сестры давали нам хлеб, и благодарили нас… Матросы, в восторге от освобождения проделывали невероятные скачки»[12].
Итак, восстание ихэтуаней стало реакцией китайцев на длительную западную экспансию, которая, в свою очередь, в сознании основной массы населения связана с деятельностью миссионеров как католических, так и протестантских. Однако очевиден парадокс, который, несомненно, связан со сутью христианской веры, когда она проповедуется достойно и чисто, и не случайно то, что многие не отказывались от христианства, хотя и не все последовали призыву Иисуса Христа: и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22). Здесь уместно упомянуть слова одной китайской девушки, не принадлежавшей ни к одной из религий: «Христианство дает китайской душе то, чего не найти ни в какой другой вере»[13].Слова одной китайской девушки, не принадлежавшей ни к одной из религий: «Христианство дает китайской душе то, чего не найти ни в какой другой вере»
Русская Духовная Миссия во время восстания
Восстание ихэтуаней не обошло стороной и Русскую Духовную Миссию. Северное подворье миссии в Пекине вместе с библиотекой, школой и богадельней и с большей частью православных-китайцев в июне 1900 г. были уничтожены[14], а также разрушено русское кладбище рядом с Пекином.
Православный китаец Сергий Чан так описал события: «Из южного города принеслась весть, что боксеры скоро придут сюда... Страх заставлял сплотиться... Вскоре мы увидели множество людей, двигавшихся к подворью с юга и державших в руках фонари и факелы, после чего показался огонь и дым пожара... Особенно высокий столб пламени стоял над храмом. Как будто зарево окружало весь храм... Мы до утра пробыли вместе и только когда стало светать ― разбрелись каждый в свою сторону»[15]. После сожжения Православной миссии восставшие начали сжигать дома православных христиан, а затем убивать их.
Так, в июне того же года восставшими был окружен дом православного священника Митрофана (Цзи Чун), в котором было скрыто около 70 православных христиан. Большинство из них, в основном женщины, старики, дети, вместе со священником были убиты. В этот же день произошли погромы и убийства в домах других православных. Хотя некоторые православные китайцы попытались укрыться на территории Российской дипломатической миссии, однако, на пути к иностранному кварталу ихэтуани их отлавливали и убивали. Убийства православных китайцев продолжались до конца июня и всего в Пекине погибло их более 200 человек.
Как сообщает в своем исследовании В. Г. Дацышен, «вследствие того, что ихэтуане по-своему трактовали христианскую идею воскресения, они часто разрубали убитых христиан на куски. Впоследствии же, несколько выживших православных христиан собрали останки, но по причине неясности, где чья часть тела, сложили в коробы и захоронили в небольшой кладбищенской часовне на участке, принадлежавшем Пекинской Православной Миссии, где годом позже построили другую часовню, посвященную, собственно, самым святым мученикам Пекинским»[16].
В тяжелейших условиях погромов и стихийных действий, а также эпидемических катастроф, все русские, находившиеся в Пекине, вынуждены были собраться в посольстве, чтобы держаться вместе в сложившихся обстоятельствах и помогать друг другу. Их взяла под защиту военная охрана. Кроме того, к ним в посольство перебрались архимандрит Иннокентий (Фигуровский), который получил гарантии китайских властей по сохранности Духовной миссии и который взял с собой лишь ценную церковную утварь и икону свт. Николая Чудотворца, а также другие клирики и студенты[17].К концу первого десятилетия XX века делают первые шаги американские католические миссии, а в 1911 г. американцами была создана целая миссионерская школа
Важно отметить, что архимандрит Иннокентий до последнего, несмотря на опасность для жизни, поддерживал свою китайскую паству. Весной 1900 г. он посетил отдаленный миссионерский стан в Бэйтайхэ. Когда жертвы были уже не только среди этнических китайских христиан, но и европейских миссионеров, архим. Иннокентий выезжал в деревню Дундинань, расположенную в 50-ти верстах от Пекина. Он посетил семьи крестьян, а также совершил богослужение в местной церкви. Архимандрит не смог спасти свою православную паству от агрессии ихэтуаней, но сделал все зависящее от него, чтобы поддержать их дух в тяжелое время.
В итоге, восстание боксеров почти свело на нет Русскую Духовную Миссию. Не оставалось уже никакой надежды на восстановление, так что «в июле 1901 года... обер-прокурор Синода Константин Победоносцев предлагал закрыть миссию, но предложение не было принято»[18]. А уже в 1902 году Архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был рукоположен во епископы, и он же восстановил и, более того, преобразил миссию.
Деятельность католических миссий
Пройдя через нелегкий XIXвек католическая миссия в Китае пришла к тому, что в XXв. стала добиваться независимости от иностранного руководства. Нельзя не сказать, что особенно жесткому ограблению подвергся китайский народ после подавления восстания ихэтуаней. Помимо контрибуции в 450 млн. таэлей, которую Китай был обязан выплатить союзным державам, в ряде районов страны население облагалось специальными налогами, предназначавшимися для вознаграждения католических и протестантских миссионеров[19].
Тенденция «китаизации» связывается в Римо-Католической Церкви с именем Ма Сянбо, который в середине 20-х годов XXстолетия вместе со своими единомышленниками сформулировал основные принципы самоуправления для Китайской Католической Церкви. Однако его идеям не удалось воплотиться в жизнь в первой половине XX века. Этому были свои причины, например, опасение в том, что без внешнего контроля духовно нестойкие китайцы быстро извратят суть вероучения[20].
Французские миссионеры в 1905 г. составляли 67,82% среди всех католических миссионеров и занимали первое место среди иных католических миссий. Франция, однако, со временем перестала поддерживать свою миссию в связи с отделением церкви от государства.
Также к концу первого десятилетия XX века делают первые шаги американские католические миссии, а в 1911 г. американцами была создана целая миссионерская школа в Мэринолле, первые выпускники которой отправились в Китай в 1918 году. И к 20-м годам американские католики уже имели прочные позиции в Китае, так что даже «проникли в старые миссионерские организации августинского и францисканского орденов»[21].Большая часть протестантских миссионерских организаций после 1900 года выстраивали свою работу, выдвигая на передний план деятельность в сфере образования и медицины
Методы работы католических миссионеров после 1900 года не сильно изменились. Для обращения китайцев в католичество, которым по большей части непонятны и чужды христианские догматы, а также в погоне за количеством, а не за качеством, широко использовались подкупы. Например, в Пекине апостолический викарий при обращении китайцев в католичество разрешил выплачивать по 6 долларов на миссионера, и, таким образом, китаец получал от миссионера 1 доллар за изучение каждой из четырех частей катехизиса и 2 доллара при крещении[22]. Равно как это было и в предыдущие годы, когда, например, «покупали голодных за мешок риса», отчего и пошло название христианства в Китае ― чицзяо (религия пропитания)[23]. И потому для многих китайцев обращение было чистой формальностью.
Все движения к независимости католичества в Китае прервались еще в 30-е гг., когда случилась война сопротивления Японии, а затем гражданская война 40-х гг., и точка была поставлена в 50-е гг., когда начался период запрета на связи с Западом. Таким образом, к началу 50-х гг. практически все иностранные миссионеры были выдворены за пределы Китая[24]. Можно сказать, что в своей степени повторилась ситуация первой половины XIX века, когда со стороны китайского правительства был запрет на миссионерство.
Ситуация кардинально меняется с началом политики реформ и открытости в конце 70-х гг, когда создались новые благоприятные условия для развития тех конфессий, которые были признаны в качестве основных религий в КНР (католицизм и протестантизм) наряду с буддизмом, даосизмом, исламом.
С данным развитием событий связано понятие «христианской лихорадки» в Китае. И оно напрямую проистекает от того, что Китай последних 20-ти лет вступил на путь поиска веры, смысла бытия, преодоления духовного голода, вызванного очень непростой историей этого государства. В связи с этим, когда в 1980-е гг. было снято табу с религиозной свободы, рост христианства был и остается самым стремительным. И такая динамика удивительна: ежегодно католиков и протестантов в Китае становится больше на 13%[25]. Однако для части людей интерес к христианству вызван стремлением приобщиться к западной культуре, что породило феномен «культурного христианства», когда уже не нужны ни Таинство Крещения, ни участие в богослужениях, но лишь «глубокий и серьезный интерес»[26].
С другой стороны, в христианстве, например, старшее поколение ищет надежду на преодоление болезней, на выход из одиночества и обретение жизни после смерти, для среднего ― поиск альтернативы и излечения «ран» «культурной революции» от разочарования упадком моральных идеалов в обществе; для подрастающего поколения ― это поиск смысла жизни и системы моральных ценностей, а также желание познать непознаваемое[27]. Таким образом, согласно официальным данным в Китае проживало к началу 90-х гг. 3,5 млн. католиков.
Объединение протестантских миссионеров
В результате подавления восстания ихэтуаней миссионерам была выплачена компенсация. Но миссионеры сильно завышали цифру причиненных им убытков и добивались получения этой суммы. По свидетельству бывшего миссионера К. Ремера, американские миссионерские общества были награждены суммой в 570 983 долларов только за имущественные потери, хотя лишь «незначительной части американской миссионерской деятельности был нанесен ущерб»[28]. Таким образом, средства использовались для восстановления миссий и дальнейшего развертывания их работы и способствовали быстрому росту американских миссионерских организаций в Китае после 1900 года.
Важным является то, что в деятельности иностранных миссионеров в Китае, не прекращавшейся даже в страшные для них годы, были заинтересованы империалистические державы[29]. Например, миссионеры информировали американскую общественность о событиях, происходящих в Китае[30]. Таким образом, открывались новые миссии, например, в 1900 г. англиканская миссия открыла еще 3 новые миссии, в 1901 ― еще 5, а в 1902 г. ― 13.Члены Пекинской Православной Миссии должны были строго следовать инструкции, которая требовала тонкого и деликатного подхода в вопросах проповеди православной веры
Большая часть протестантских миссионерских организаций после 1900 года выстраивали свою работу, выдвигая на передний план деятельность в сфере образования и медицины, «считая их наиболее эффективными в деле идеологического порабощения китайского народа»[31]. Протестантские миссионеры так же хорошо использовали метод подкупа для обращения китайцев в христианство, как и католики: «Протестантский миссионер ищет любую возможность, чтобы вступить в контакт с народом. На улицах, на рынках, на больших дорогах и в гостиницах он заводит разговор с отдельными людьми или обращается к толпе, выполняя свою миссию»[32], однако «миссия» для них ― это не только проповедь, но и установление морального влияния над возможно большим числом китайцев.
Необходимо констатировать, что после образования КНР в жизни китайских христиан произошли значительные перемены. Так, в 50-е годы многочисленные протестантские деноминации объединились в рамках Патриотического движения за «три самостоятельности» (ПДТС) ― самоуправление, самофинансирование и саморазвитие церкви. В настоящее время ― это «Комитет китайского протестантского движения за три самостоятельности» и «Китайская протестантская ассоциация».
В результате данных объединений возникает общий вектор, направленный на разрыв с Западом и на антиимпериалистическую борьбу. В ПДТС была проведена масштабная работа по унификации ритуалов богослужения и молитв. Те, кто сопротивлялись антиимпериалистическому протестантизму, например, как это было с главой секты «Христианская скиния» Ван Миндао, ― его критика была расценена как раскольничество, борьба с новым Китаем, что завершилось для него тюремным заключением[33].
Результаты деятельности ПДТС внушительны, потому что к концу 90-х гг. XX века, по сравнению с 1949 г., число китайских протестантов увеличилось в 15 раз. Что характерно, к концу 1996 г. для верующих было издано 18 млн. Библий[34].
Нельзя не учитывать такое явление как «культурная революция» (1966-1976 гг.), в ходе исправления ошибок которой на всех уровнях были предприняты и проведены в жизнь усилия для возрождения свободы вероисповедания; были пересмотрены дела, сфабрикованные и возбужденные против религиозных деятелей, и вновь открылись многие культовые здания. Китайским христианским советом, кроме изданий Библий, было издано свыше 8 млн книг церковных гимнов.
Китайский протестантизм, а также и католицизм, поддерживают дружеские контакты с родственными им церквями во многих странах. В феврале 1991 г. Китайский Христианский Совет официально вступил во Всемирный Совет церквей. В последние годы XXвека китайские церкви посылают студентов учиться за рубежом и приглашают иностранных лекторов и ученых преподавать в теологических семинариях Китая.
Русской Духовная Миссия в период угасания
Восстание ихэтуаней для Православной миссии в Китае стало своего рода рубежом. Это связано с многочисленными мучениками, которые стали почитаться в Церкви и в связи с чем растет влияние Православия в Поднебесной.
В качестве компенсации за разрушения, которым Миссия подверглась в период самого «боксерского восстания», в 1902 году она получила 18 тысяч лянов серебра[35], однако, по другим данным ― 13,8 тысяч лянов.
В 1902 г. в китайском государстве насчитывалось 32 православных храма. Как еще в середине XIXвека задумал Е. В. Путятин, так и стала Православная Церковь открывать миссионерские станы по всей территории Китая: как в городах, так и в глухих провинциях, занимаясь переводами, благотворительностью, а также созданием системы православного образования и книгоиздательства[36].
Своей первостепенной задачей в XXвеке Русская Миссия видела духовное окормление и руководство своих соотечественников, проживающих на территории Китая. Что касается миссионерской работы с китайским населением, то она проходила с большими трудностями. Здесь имеет значение то, что члены Пекинской Православной Миссии должны были строго следовать инструкции, которая требовала тонкого и деликатного подхода в вопросах проповеди православной веры. Наблюдательный врач российского посольства В. В. Корсаков отмечал: «Образованные китайцы никак не могут уяснить себе основы догматов христианства, признавая в то же время Евангелие великой книгой истины. Для китайца с его прагматичным, рационалистическим подходом к жизни стремление к каким-то умозрительным благам и обещаниям вечной жизни в раю были не только не понятны, но и чужды»[37].После смерти Сталина и прихода к власти Хрущева, политика СССР меняется в сторону атеизма, и страна, в которой идет борьба с религией, не может посылать миссий за границу, особенно там, где религиозная жизнь не видна Западу
Православие привлекало китайцев своим обрядом и безучастием в партийном подразделении существующих в Китае христианских общин. Однако до конца XXвека христианство, как известно, при всем внешнем благолепии, было в уничижительном состоянии, потому что несмотря ни на что принятие чужой веры считалось предосудительным, и архимандрит Петр (Каменский) отмечал, что «в Китае всяк в классе уже преступников, кто с иностранцами сведет дружбу»[38].
Но, несмотря на все трудности, в 1906 г. православными стали 725 китайцев, в 1907 ― еще 1300 человек; к 1916 г. численность православных достигла 5587 человек, а к 1918 г. ― около 10000. По другим сведениям в первое десятилетие XX столетия в Китае насчитывалось около 30000 православных христиан[39]. По отчёту за 1916 год Миссия в своём ведении имела: 2 монастыря в Пекине и один скит близ Пекина, 5 подворий (в России), 19 церквей, 3 часовни и 5 кладбищ, семинарию в Пекине, 18 мужских и 3 женских школы, богадельню.
20-30-е гг. XXвека были сложным периодом в жизни Русской Духовной Миссии. Земельные участки не использовались должным образом, предприятия не оправдывали себя, здания за недостатком капитального ремонта разрушались, все бедствовали, Миссия нуждалась в материальной помощи, однако Москва 21-ю миссию в Пекин не прислала[40].
Миссия, хотя и бедствовала, но продолжала существовать. Однако 24 января 1950 г. Святейший патриарх Алексий I делает эпохальное заявление о необходимости церковно-миссионерской деятельности и создании Китайской автономной Церкви. Работа началась. Требовалось 10 лет. 30 июля того же года состоялась первая епископская хиротония для Китая. Первым епископом Китайской Церкви стал Симеон (Ду). Автономия официально была подтверждена в 1955 году в Китае, а в Москве утверждена в 1957 г.
После смерти Сталина и прихода к власти Хрущева, политика СССР меняется в сторону атеизма, и страна, в которой идет борьба с религией, не может посылать миссий за границу, особенно там, где религиозная жизнь не видна Западу. Поэтому после прибытия делегации из Москвы в Пекин принимается решение, что миссия должна быть окончена, митрополит Виктор должен вернуться домой, а реформация Православной Церкви в Китае ― это дело не наше, а правительства КНР. Перед отъездом митрополит был принят в Китайском Отделе Культов где ему обещали, что правительство Китая приложит усилия для заботы о православных на территории Китая. После того, как он прибыл в Москву и назначен на Красноярскую кафедру, митрополит был ограничен в доступе к информации и он уже не знал, что часть земли принадлежавшей миссии отдана Китайскому правительству, часть используется как помещения для посольства СССР в Пекине, а Успенский храм стал гаражом для автомобилей. При этом он чувствовал, что православные албазинцы оставлены и даже, по его мнению, преданы[41]. По соглашению СССР и КНР Российская Духовная Миссия перестала существовать в 1954 г.
Китайская Православная Церковь была практически полностью разгромлена, хотя какие-то признаки ее возрождения проявились в 1980-х гг. Первым храмом, который открыли в 1986 г., стал Покровский храм в Харбине[42]. Службы в нем проходят на церковнославянском языке, поскольку китайские книги были утрачены.
Последний епископ Китайской Православной Церкви умер в 1964 г. А наличие епископа для автономной церкви обязательно.
Подводя итоги причин антимиссионерских явлений на рубеже XIX-XXвв., следует сделать выводы. Во-первых, экспансия Запада, торговля опиумом, вытеснение национального рынка, внедрение техники вместо человеческого труда, потеря рабочих мест, стихийные катаклизмы, общая угнетенность колониальной системой и маньчжурскими властями ― все эти процессы стали первостепенными причинами усилившейся ненависти китайцев к иноземцам и ко всему иностранному — в том числе христианству. Во-вторых, миссия совпала с европейской и американской экспансией и отчасти была сопряжена с ней, будучи, с точки зрения простых китайцев, олицетворением Запада; миссионеры не всегда действовали в рамках своих прямых задач и нередко злоупотребляли своим положением.
Что же касается деятельности Православной миссии, то она далеко отстоит от масштабов католиков и протестантов. Нужно признать, что Православная миссия не имела своей прямой направленностью просвещение китайского населения, но в первую очередь занималась духовным попечением русских и албазинцев, проживавших на территории Китая, в частности в Пекине, а также обучением своих же студентов китайскому и маньчжурскому языкам. Непосредственной миссионерской деятельности уделялось совсем мало внимания. Во-первых, начальство самой Миссии не проявляло к этому особого стремления, а во-вторых, само российское правительство не ставило таких задач.
диакон Александр Поляк-Брагинский
Ключевые слова: Китай, протестантизм, восстание, казнь, китайские христиане, западная культура, Русская Духовная Миссия, миссионерство
[1]Население стран мира в 1900 году [Электронный ресурс] // URL: https://m.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 07.12.2013).
[2] Французские католические миссии в девятнадцатом столетии (перевод с франц. Ю. Васильева). ― Пекин: Издательство Пекинской Духовной Миссии, 1909. ― С. 63-64.
[3] Там же.
[4] Непомнин О. Е. История Китая: эпоха Цин. ― М.: Институт востоковедения РАН, 2005. ― С. 490-491.
[5]Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 104.
[6] Там же. С. 105.
[7] Там же. С. 109.
[8] Боксерское восстание [Электронный ресурс] // URL:http://drevo-info.ru/articles/2446.html(дата обращения: 13.12.2013).
[9] Там же.
[10]Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 105.
[11]Там же.С. 101.
[12] Французские католические миссии в девятнадцатом столетии (перевод с франц. Ю. Васильева). ― Пекин: Издательство Пекинской Духовной Миссии, 1909. ― С. 73-74.
[13]Иванов П., свящ. Из истории христианства в Китае. ― М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2005. ― С. 5.
[14]Горбачев Б. Н. Возрождение святыни: Успенский храм на территории российского посольства в Пекине. ― М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2013. ― С. 22.
[15]Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 106.
[16]Там же.
[17]Там же.
[18] Русская духовная миссия в Пекине [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipe- dia.org/wiki/ (дата обращения: 23.12.2013).
[19]Гаранин И. П. Миссионерство и антимиссионерское движение в Китае в 80-90-х гг. XIX в. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. ― Ленинград: Б. и., 1967. ― С. 16.
[20]Ломанов А. В., Поздняев Д. Христианство в Китае: путь к самостоятельности // Китай на пути модернизации и реформ 1949-1999: сб. ст. ― М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. ― С. 524.
[21]Волохова А. А. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920 гг.). ― М.: «Наука», 1969. ― С. 33.
[22] Там же. С. 62.
[23]Иванов П., свящ. Из истории христианства в Китае. ― М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2005. ― С. 5.
[24]Ломанов А. В., Поздняев Д. Христианство в Китае: путь к самостоятельности // Китай на пути модернизации и реформ 1949-1999: сб. ст. ― М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. ― С. 524.
[25]Новикова К. А. О «христианской лихорадке» в Китае // Актуальные проблемы мировой политики. Региональное и международное измерение: сб. ст. / Науч. ред. проф. Л. Н. Гарусова. ― Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. ― С. 141-142.
[26]Ломанов А. В., Поздняев Д. Христианство в Китае: путь к самостоятельности // Китай на пути модернизации и реформ 1949-1999: сб. ст. ― М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. ― С. 525.
[27] Там же.
[28]Волохова А. А. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920 гг.). ― М.: «Наука», 1969. ― С. 27.
[29] Там же. С. 28.
[30]Цыганкова С. П. Миссионеры и политика США в Китае в 20-30 годы // Тюменский исторический сборник. ― Тюмень: ТГУ, ИПОС СО РАН, 1996. ― С. 137.
[31] Там же. С. 62.
[32]Волохова А. А. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920 гг.). ― М.: «Наука», 1969. ― С. 64.
[33]Ломанов А. В., Поздняев Д. Христианство в Китае: путь к самостоятельности // Китай на пути модернизации и реформ 1949-1999: сб. ст. ― М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. ― С. 526.
[34] Там же.
[35]Горбачев Б. Н. Возрождение святыни: Успенский храм на территории российского посольства в Пекине. ― М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2013. ― С. 22.
[36] Боксерское восстание [Электронный ресурс] // URL: http://drevo-info.ru/articles/2446.html(дата обращения: 13.12.2015).
[37]Корсаков В.В. В старом Пекине. ― СПб.: Б. и., 1904. ― С. 188-189.
[38]Горбачев Б. Н. Возрождение святыни: Успенский храм на территории российского посольства в Пекине. ― М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2013. ― С. 25.
[39] Там же. С. 26.
[40] Там же. С. 84.
[41]Кепинг К. Последние статьи и документы. ― СПб.: Омега, 2003. ― С. 258.
[42]Ломанов А. В., Поздняев Д. Христианство в Китае: путь к самостоятельности // Китай на пути модернизации и реформ 1949-1999: сб. ст. ― М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. ― С. 534.