Первые христиане прибыли на Китайскую землю ещё во времена апостолов. И если теперь спросить китайца, что он знает о христианстве, то он вспомнит о миссионерах, рассказывающих о Спасителе. Для китайцев эта тема стала частью их истории эпохи процветания Китайской империи, чему сохранились даже некоторые археологические доказательства, которые дополняет уже более поздняя история возникновения Русских Духовных Миссий в этой стране.
Первые века по нашему летоисчислению для Китая были очень
благоприятными, империя начала стабилизироваться, расцветали производство и
культура, успешными была как внутренняя, так и внешняя политика[1]. Именно в
первые века христианство попало в эту цветущую империю. Существует предание,
что первым христианином, прибывшим на Китайские земли, был сам апостол Фома с
небольшим количеством учеников.
«Традиционно считается, что мученичество св. Фомы имело место
в Индии в Мадрасе в 53 г. н.э. Таким образом, первый контакт христианства с
цивилизацией Китая должен был состояться незадолго до этого времени»[2]. Также о
том, что апостол был в Китае свидетельствует «Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший
в Китай в 1556 г., который сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают
свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св. Фома побывал в Китае,
проповедуя Евангелие. Однако, по их словам, пробыв там несколько дней и увидев,
что его деятельность не дает плодов, апостол Фома вернулся назад, оставив в
Китае трех или четырех учеников»[3].
Есть археологическое
доказательство попадания раннего христианства в Поднебесную
Когда русские дипломаты в XVIII в. интересовались вопросом
первых христиан в Китае, стало известно, «что и святой Апостол Фома или сам
своею персоной, или через посланных от себя проведал китайцам благовестие Христово.
Сего Апостола китайцы почитают во образе идола, называя Томо Хуши, сиречь Фома
первый учитель»[4].
Известно, что попало христианство в Китай так же, как и
буддизм, из Индии, через горы, по шелковому пути, примерно в одно и то же
время. Есть археологическое доказательство попадания раннего христианства в
Поднебесную: одно из самых древних изображений Рождества Христова ― в провинции
Цзянсу. «Вырезанные в камне библейские картины обнаружены в одной из гробниц
восточнокитайской провинции Цзянсу. Археологи установили, что захоронение
относится к династии Хань (25-220 гг. нашей эры). Помимо Рождества Христова на
камне запечатлены сцены мироздания, искушения Евы и странствий апостолов...»[5].
Уже в первые века сирийцы были связующими между Римом и
Поднебесной. И возможно, что во II веке в Китай прибыли сирийские миссионеры.
Есть сведения, которые подтверждают присутствие христиан в то время: «В Китае
имеется каменный крест, который можно отождествить с христианством и датировать
247 годом. Также есть мнение о наличии в Пекине христианской епархии в V веке.
Несомненно, административно Пекинская митрополия подчинялась Церкви Востока, и
китайцы участвовали в выборах патриархов Вавилонских вплоть до XIIIвека»[6]. Но
неизвестно, были ли это еретики, или это была община, не затронутая ересью,
потому что нельзя узнать об основах догматики той общины.
К сожалению, у нас очень мало источников присутствия христиан
в Китае до эпохи Тан, а потому утверждать, что сами китайцы приняли христианство
в первые века весьма затруднительно. Достаточно затруднительно говорить и о
сильном влиянии раннего христианства на китайскую культуру первых веков.
Свидетельство Несторианской стелы
Несторианское христианство попадает на восток из Персии. В
большей части из-за прихода арабов, из-за которых многие начали эмигрировать
на восток, так как на Западе несториане были объявлены еретиками еще на
Эфесском соборе. «Однако несториане, как известно, проникли в Китай еще до
наступления арабов»[7]. Причина
тому знаменитый шелковый путь, который связывал Китай и страны ближнего Востока
через центральную Азию.
На короткий срок несторианство
попало в немилость императорскому двору, когда начала править императрица У-хоу
(690-705)
В 781 году в Сиане была сделана надпись на мраморной стеле. Данная
стела является главным и самым значительным памятником проникновения христиан в
Китай. Вокруг нее было много споров, ставился вопрос о том, кому из христианских
Церквей она принадлежит и ее подлинность. Но сейчас никто не сомневается в
том, что это подлинный памятник, созданный несторианами, для того чтобы
увековечить память о том, когда и для чего они прибыли на эти земли. Стела (ее
название Несторианская) была найдена в Китае в г. Сиань во время строительных
работ. Надпись на стеле сделана на двух языках: китайском и сирийском. Текст
стелы содержит 70 имен, записанных на сирийском языке, и более 1756 китайских
иероглифов[8]. БлаговещениеСамый
верх памятника увенчан драконами, чуть ниже маленький крест, далее 9 иероглифов
которые переводятся так: «Памятник распространения сияющей религии из Да-цинь
в Китае»[9]. Из
перевода текста, который написан на этом памятнике, становится ясно, что в 635
году монах с учениками привозит книги из Рима. В тексте на стеле сказано
следующее: «В то время как светлейший император Тайцзун во славе и блеске начал
свое счастливое царствование, просвещая свой народ и мудро управляя им, в
царстве Великий Цинь жил человек высокой добродетели по имени Олопён; прорицая
по светлым облакам, он принес сюда священные рукописи и, наблюдая за гармонией
ветров, преодолел трудности и опасности»[10].Текст разделен на 3 части: первая часть
пересказывает Священное Писание, а вторая часть историческая, там было сказано:
«В 9-й год Чжэн-Гу-ань Олопён прибыл в Чанъ-ань... Его рукописи были переведены
в библиотеке. После того как в частных покоях учения эти были проверены,
император признал их справедливыми и истинными и приказал проповедовать их и
распространять...»[11]. В
третьей части описывается сама вера.
В том же году был построен несторианский монастырь Да-циньсы,
по приказу Тайцзуна, на деньги императорского дворца. Сам император в знак
благоволенья сделал надпись на стене этого монастыря[12].
Многие китайцы стали несторианами. Из надписи на стеле
известно, что в каждой области были построены церкви, и всего их было 358.
Возможно, цифра преувеличена. В тот период с уверенностью можно говорить об 11
несторианских церквей[13].
На короткий срок несторианство попало в немилость
императорскому двору, когда начала править императрица У-хоу (690-705), в связи
с тем, что она была ревностная буддистка, а буддизм ощущал христианство острым
конкурентом. Но после того, как на престол взошел Сюань-цзун (712-756),
гонения прекратились и начался самый благоприятный период для несториан до 781
года.
В России в XVII веке
расширилась граница с Китаем, и рядом был образован город Албазин, где стали
устраиваться поселения
Из известных китайцев того времени благоволил несторианам Цзы-и
― главнокомандующий китайской армией и первый министр империи. Он жертвовал
много средств на восстановление и постройку церквей, раздавал милостыню монахам
и священникам[14].
Также можно вспомнить Ису, который родился в семье
несторианского священника, сам был одновременно несторианским священником и
занимал высокий пост в армии Китая, его благотворительная деятельность и
военные успехи прославили его на всю страну[15].
Или, например, епископ Адам, по китайски Цзин-цзин, ученый
миссионер, обладал большими знаниями в области китайской литературы и филологии,
был приглашен буддистами для помощи в переводе их религиозных книг. Именно он и
составил текст вышеупомянутой стелы[16].
К середине IX в. благоволение сменилось гонением. «Когда в
845 г. император У-цзун повелел вернуться в мир буддийским и несторианским
монахам. С этого момента начинаются преследования несторианства, а также прочих
иноземных религий. В течение двух периодов ― эпохи 5-ти династий (907-959) и
династии Сун (960-1279) ― несторианство практически не проявляет себя»[17].
Но важно заметить, что численность их достигает тридцати тысяч.
Ученый-миссионер XIX века Дж. Легга считал, что
«несторианство не имело перспективы широкого развития и распространения в
Китае, главным образом по той причине, что китайское общество было более
развито и организовано, чем то, откуда прибыли несториане»[18].
Судя по его рассуждениям, можно утверждать, что несториане к XIXвеку в Китае не давали знать о своем существовании.
Вместе с несторианами в Китае присутствовала армянская
монофизитская церковь, она была вынуждена уйти на восток после IIIВселенского собора в г. Халкидон, так как была
осуждена этим собором в V веке. В том же веке армянская община сложилась на
юге Китая[19]. В будущем
армяне, жившие в поднебесной, помогли христианам Европы наладить контакт с
Китаем. «В конце XIII ― начале XIVвека одна армянка в
Гуанчжоу на свои средства построила церковь, которую завещала Францисканскому
ордену. В составе направленной Папой Климентом V (1305-1314) миссии в Китай был
армянин Андреас Перусаци»[20].
Деятельность Российских Духовных Миссий
Основание Российской Духовной Миссии в Китае тесно связано с
историей ранних отношений России с Китаем. Первые русские, которые появились в
Пекине, были казаки Петров и Ялышев. Иван Грозный отправил их, чтобы исследовать
страны, лежащие за Байкалом. В своих путешествиях они добрались и до Пекина, но
«не были приняты китайским императором Му-цзун, так как прибыли в столицу без
надлежащей свиты и подарков»[21].
В России в XVII веке расширилась граница с Китаем, и рядом
был образован город Албазин, где стали устраиваться поселения. И уже в 1654
году в Китай было отправлено «Русское Посольство под начальством Байкова, но
грамота Царя Алексея Михайловича не была вручена Богдыхану Щуньчжи, так как
русские отказались от земных поклонов (кэ-тоу) и других унизительных условий
придворного церемониала»[22]. Это
посольство было самым первым, отправленным из России для создания отношений, но
оно не дало особых результатов[23].
Русские границы все сильнее заселялись и расширялись. «Они
стали быстро расселяться в Приамурском Крае, и в Москве решили учредить воеводство
в Албазине. Первым воеводою был назначен Толбузин, прибывший к месту службы в
1684 году»[24].
Китай не был доволен таким сильным развитием русских границ, поэтому
предпринимались попытки всех разогнать,
но русские возвращались на свои пепелища. В конце концов, по приказу
императора Кенси, Китай начал готовиться к тому, чтобы уничтожить Албазин.
«...Канси не пожалел на эту цель ни сил, ни издержек. Сделаны и заготовлены
были огромные запасы провианта, при помощи католических
миссионеров было отлито множество пушек. Против Албазина
пятнадцать тысяч отборнаго войска со ста пушками и пятьюдесятью осадными
орудиями»[25]. В самом
городе находилось всего 450 казаков, с 3 пушками и 300 ружьями. Такую осаду городок
бы не выдержал и поэтому он был сдан. Воевода Толбузин и основная часть казаков
была отпущена в Нерчинск. «После сдачи Албазинского острога 26 июня 1685 г. 50
казаков с семьями были уведены в Пекин»[26]. В их числе находился и
священник о. Максим Леонтьев, взявший с собой утварь и иконы[27]. Одна из
икон (свт. Николай Чудотворец), взятая о. Максимом и почитаемая казаками, сохранилась
до сегодняшних дней. Казаков зачислили в знаменитое маньчжурское войско. Им
была предоставлена в пользование монгольская кумирня, которая была переделана
в православную часовню. «О. Максим стал отправлять богослужения в этом первом
своем маленьком храме. Эта часовня была основным камнем фундамента, на котором
создана наша Миссия, которая насчитывает сейчас около трехсот лет своего
существования в Китае»[28].
Следующий виток развития православия в Китае начался после
заключения Нерчинского договора в 1689 году. По этому договору Россия получила
право торговать в Китае. В Пекине начинают появляются торговцы из России, которые
часто обращаются за помощью к албазинцам, так как не успели выучить китайский
язык и изучить местные обычаи.
Правительство России, видя заботы о наших людях и
дружественное расположение, просит Китайское правительство о разрешении допуска
в Пекин Духовную Миссию. Китай отнесся к этому положительно. «После кончины
доброго пастыря о. Максима, который отличался праведной жизнью, в 1712 году
была послана в Китай первая Миссия из девяти членов»[29]. Миссию возглавил архимандрит
Иларион (Лежайский), вместе с ним были один священник, один дьякон и шесть
учеников.
В 1732 году на Северном
подворье (Бэй-гуан) была построена каменная церковь и освящена во имя Успения Божией
Матери
После смерти архимандрита Илариона, начальником Духовной
Миссии был назначен епископ Иннокентий, «человек выдающихся душевных качеств и
больших знаний, но он не был допущен в Китай из-за противодействия католических
миссионеров и получил назначение на епископскую кафедру в Иркутск»[30]. «Он
является, по верованию православных китайских и русских людей, небесным
покровителем Российской Духовной Миссии в Китае»[31].
Рождество Христово«В 1725 году отправилось из России в Китай посольство Саввы
Владиславовича Рагузинского, который в 1727 году заключил Кяхтинский договор.
Этим договором определяется правильная торговля русских купцов и официально
утверждается Российская Духовная Миссия в Китае»[32].
30 декабря 1726 г. издан именной указ Екатерины I, повелевавший
после окончания русско-китайских переговоров отправить новую миссию в Пекин.
Выехала вторая миссия в 1729 году. «Новая Миссия прибыла во главе с архимандритом
Антонием Платковским в составе одного священника, диакона и шести учеников.
Архимандриту было дано звание мандарина пятой степени, а священнику и диакону —
седьмой степени»[33].
Архимандрит Антоний провел грандиозную работу по развитию земель,
принадлежащих миссии в Пекине, он выкупил землю, построил келии, облагородил
территории, но, самое главное, «в 1732 году на Северном подворье (Бэй-гуан)
была построена каменная церковь и освящена во имя Успения Божией Матери»[34]. Церковь
строилась по китайской традиционной технологии и по образцу католического храма
Бэйтан, но размером в половину меньше. В начале 40-х годов архимандрит был
вызван из Пекина, из-за интриг, и даже был лишён сана, но «вместе с прочиею
братией Антоний был представлен государыне, которая обратила на него внимание
и, узнав о его участи, повелела возвратить ему прежний сан. Согласно с ее
волей Антоний был назначен настоятелем Переяславль-Залесского Данилова
монастыря, где и умер 15 июня 1746 года»[35].
Преемником о. Антония стал архимандрит Иларион Труков.
Караван, с которым шли члены новой Миссии, попал на Китайскую землю 9 июня
1736 года и лишь 10 ноября прибыл в Пекин. Архимандрит Иларион сразу освятил
храм вместе с теми православными, которые были в Пекине. При храме основали Сретенский
монастырь. «Караванные священник Иван и иерод. Виктор приступили к написанию
образов в новоосвященную церковь, с каким расчетом и были они посланы в Китай»[36]. 2 марта
1742 г. коллегия иностранных дел донесла Синоду о смерти в Пекине начальника
третьей Миссии ― архимандрита Илариона.
Четвертая Миссия во главе с архимандритом Гервасием пробыла в
Пекине десять лет (1745-1755), хотя назначено ей было только пять. Члены этой
Миссии пользовались большим уважением среди китайцев.
Начальник пятой Миссии архимандрит Амвросий Юматов
(1755-1771) обладал выдающимися способностями и выказал себя как незаурядный
дипломат, талантливый миссионер и хороший хозяин. Он давал Синоду подробные
отчеты по своей работе, обратил внимание на заброшенное состояние албазинцев,
которые утратили веру. Увещевая их и ставя в пример православных отцов, он
крестил более двухсот человек и привел в должный вид и порядок церкви и все
здания Миссии[37].
«В 1756-м году русское правительство отправило в Пекин
курьером Василия Братищева, поручив ему выяснение вопроса о приезде в Россию
китайского посольства, а также ему было поручено суметь получить разрешение на
плавание русских судов по Амуру. Во всех этих переговорах архимандрит Амвросий
был очень полезен Братищеву; последний послал правительству исключительно благоприятный
отзыв о помощи, которую оказал ему архимандрит Амвросий»[38].
Отдельное внимание необходимо уделить архимандриту Иакинфу
(Бичурину). Это одна из самых выдающихся, но при этом неоднозначных личностей в
истории нашей миссии в Китае. Преподавал в Казанской духовной семинарии, был
отправлен под запрет на короткий срок. В Китае он оказался после назначения его
главой 9-й Пекинской духовной миссии и настоятелем Пекинского Сретенского
монастыря. В Пекин прибывает 10 января 1808 года. Он проделал гигантскую
научную работу. Один сделал в пять раз больше, чем те, кто был до него[39]. Уехал из
Китая 15 мая 1821 года. Впоследствии его обвинили в халатном отношении к своим
обязанностям и вновь запретили. Работал над своими трудами до конца дней, в
1853 году умер в своей келье Александро-Невской Лавры.
После архимандрита Иакинфа был архимандрит Петр (Каменский),
но на фоне предшественника его труды не были оценены по достоинству, и большая
часть осталась в рукописях, так и неизданная.
По поручению Российского Министерства Иностранных Дел, с
полного согласия и одобрения Китайского Правительства, Российская Духовная
Миссия в Китае до 1864 года нередко служила посредницей при дипломатических и
торговых сношениях России и Китая и с большим успехом выполняла все возложенные
на нее поручения. За время посредничества Миссии, в течение почти ста
пятидесяти лет, между двумя великими народами — китайским и русским ― сохранялись
наилучшие отношения. В ведении Миссии находились командируемые Министерством
Иностранных Дел ученики, для изучения китайского, маньчжурского и тибетского
языков. Из них потом вышли первые русские дипломаты и консулы на Дальнем
Востоке.
[4] Цит. по: Дацышен В. Г. Христианство в
Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по
международным отношениям, 2007. ― С. 17.
[6] Цит. по: Дацышен В. Г. Христианство в
Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по международным
отношениям, 2007. ― С. 16.
[8]Сальников С. В.
К истории распространения несторианства в Китае // Вестник Челябинского
университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. № 1 ―
Челябинск, 2002. ― С. 110.
[12]Сальников С. В.
К истории распространения несторианства в Китае // Вестник Челябинского
университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. № 1 ―
Челябинск, 2002. ― С. 112.
[35] Медведев А. Русская миссия в Китае
1685-1745 гг. [Электронный ресурс] // URL: http://www.chinese.ortho- doxy.ru/russian/mission.htm(дата обращения: 06.04.2015)